Задачи лечения при полном отсутствии зубов

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Основные задачи:

Восстановление функции жевания.

Восстановление функции речи.

Коррекция психоэмоционального состояния.

Нормализация функционирования жевательной мускулатуры.

Профилактика повреждения височно-нижнечелюстных суставов.

Нормализация внешнего вида пациента.

Нормализация функционирования ЖКТ.

ВОПРОС 4

Понятие о фиксации и стабилизации протезов на беззубых челюстях. Методы фиксации полных съемных протезов. Фиксация протеза— устойчивость протеза в состоянии покоя органов

жевательного аппарата.

Стабилизация протеза— устойчивость протеза во время функции различ­ных органов жевательного аппарата (челюсти, губы, язык, мягкое небо).

Б.Боянов предложил выделять механические, биомеханические, физичес­кие и биофизические методы фиксации полных съемных протезов. К механи­ческим методам относится крепление с помощью пружин. Биомеханические включают в себя анатомическую ретенцию, крепление протезов с помощью выутрикостных имплантатов, а также пластику альвеолярного гребня. Под физическими методамиимеют ввиду использование магнитов, укрепленных в верхнем и нижнем протезах, присасывающих камер, а также утяжеления протезов. К биофизическим методамотносится применение поднадкостнич-ных магнитов, явление адгезии (прилипаемости) и создание краевого замы­кающего клапана.

Механические методы

Еще в 18 веке Фошар предложил использовать пружины. Однако пружи­ны не создавали хорошей фиксации протезов, функциональная ценность которых по этой причине была низкой. Пружины имели и другие недостат­ки. Стремясь расправиться, они оказывали постоянное давление на альвео­лярные части и твердое небо, покрытое базисом протеза. В связи с этим мышцы, поднимающие челюсть, находились в постоянном напряжении и утомлялись. Пружины, кроме того, повреждали слизистую оболочку щеки, а задержка остатков пищи делали их негигиеничными. Все это явилось при­чиной того, что как средство фиксации они были оставлены. К помощи пру­жин, заключенных в эластичные пластиковые трубки, в настоящее время прибегают лишь после больших операций и при травматических дефектах челюстей, когда обычные способы не обеспечивают фиксации протезов.

Биомеханические методы

К биомеханическим методам фиксации протеза относятся анатомическая ретенция, крепление протезов с помощью поднадкостничных и внутрикост-ных имплантатов, а также пластика альвеолярного отростка и др.

Пунктами анатомической ретенции являются естественные образования, расположенные на протезном ложе или границе его, которые могут ограни­чить свободу движения протеза во время функции. Такими анатомическими

экзаменационные вопросы_

II часть

образованиями являются свод твердого неба, альвеолярные части верхней и нижней челюстей, верхнечелюстные бугры, подъязычное пространство и др. Механизм анатомической ретенции весьма прост. Так высокий свод твер­дого неба и выраженные альвеолярные части верхней и нижней беззубых челюстей ограничивают свободу движений протеза в трансверзальном на­правлении. Хорошо сохранившиеся верхнечелюстные бугры в содружестве с передним отделом альвеолярного гребня создают стабилизацию протеза, мешая ему смещаться в сагиттальном направлении.

К биомеханическим методам относятся использование дешевых кламме-ров и пелотов, а также поднадкостмичных имплантатов. К биомеханичес­ким методам фиксации следует отнести также пластику альвеолярного греб­ня нижней беззубой челюсти. Эта операция позволяет путем транспланта­ции или имплантации под надкостницу пластмассы, собственного хряща, гидроксилапатита, увеличить высоту альвеолярного гребня и создать та­ким образом условия для анатомической ретенции.

Этот метод не получил большого распространения, но о нем не следует забывать. Трудность здесь заключается в том, что не все больные соглаша­ются на операцию. Поэтому пластику альвеолярного отростка следует ре­комендовать больным с тяжелой клинической картиной в полости рта, где многократные попытки добиться цели в протезировании обычными метода­ми не принесли успеха.

Физические методы

Создание под протезом разреженного воздушного пространства Для этого в базисе протеза на стороне, обращенной к твердому небу, создают камеру. После введения в рот протез прижимают к небу и податли­вая слизистая оболочка частично заполняет камеру, вытесняя из нее воздух. Затем эластичные ткани оттесняют протез, и камера частично освобождает­ся от заполнившей ее слизистой оболочки. Благодаря этому в камере появ­ляется разреженное пространство. Слизистая оболочка по краю камеры об­разует как бы замыкающий клапан, мешая поступлению в нее новых порций воздуха, и обеспечивает вакуум.

Сила, с которой протез прижимается к небу, незначительна, но на первых порах она облегчает привыкание к протезу. Кроме слабых фиксирующих свойств камеры, этот способ имеет и другие недостатки. Под действием разреженного пространства слизистая оболочка подвергается гипертрофии, заполняя со временем камеру, фиксирующее действие которой после этого прекращается.

Рис. 33. Метод фиксации протеза при помощи присасывающей камеры

• Применение магнитов

Есть два способа их использования. При нервомв боковом отделе базиса протеза помещают четыре (по два с каждой стороны) П-образных магнита. Однако магниты этой формы не всегда удобны. Дело в том, что влияние магнитного поля проявляется лишь в том случае, если полюса магнитов противостоят один другому. При боковых движениях нижней челюсти это условие нарушается, и фиксирующие свойства магнитов ослабевают. Вме­сто четырех было предложено использовать мелкие прутообразные магни­ты, помешенные в базис в области боковых зубов перпендикулярно оккдю-зионной поверхности. При второмспособе один магнит вводят под надкос­тницу челюсти, другой — в протез (Б.П. Марков). Для предохранения метал­ла от коррозии магниты, вводимые в ткань, рекомендуется золотить,

Читайте также:  Расценки на лечение зубов гомель

Недостатки использования магнитов:

Во-первых, масса протеза увеличивается на 30 — 40 г; во-вторых, магни­ты, как и пружины, постоянно отталкивают нижнюю челюсть, вызывают противодействие со стороны жевательных мышц и их утомление; в-третьих, субпериостальное введение магнитов может осложняться некрозом кости, а также отторжением их как инородных тел.

• Утяжеление нижнего протеза путем введения в его базис металлов с большим удельным весом.

Следует иметь в виду, что адгезия не является главным и решающим фак­тором, на который можно рассчитывать при фиксации съемного протеза. Лучшим подспорьем в фиксации протеза служит явление смачиваемости.

Явление смачиваемости

В основе прилипаемости протеза заложено следующее универсальное физическое явление. Жидкости, попадая на твердое тело, могут смачивать его, создавая на поверхности прочную пленку, или не смачивать его.

При смачивании твердого тела образуется вогнутый мениск, а при отсут­ствии его — выпуклый. Подобное расположение мениска играет определен­ную роль в распределении давления внутри жидкости и вне ее, поскольку поверхностный слой жидкости находится в напряженном состоянии, в ре­зультате явления поверхностного натяжения. При этом искривленный по­верхностный слой жидкости можно сравнить с растянутой упругой пленкой, где силы поверхностного натяжения направлены к поверхности. При вы­пуклом мениске эти силы направлены внутрь, а при вогнутом кнаружи.

Подобное явление происходит и на границе слизистой оболочки протеза и жидкости (слюна). Протез и слизистая оболочка хорошо смачиваются слюной, благодаря чему и возникает вогнутый мениск. Сила, с которой он пытается расправиться, направлена кнаружи и действует подобно отсасывающему на­сосу, прижимая протез к слизистой оболочке твердого неба. Эта сила находит­ся в обратной пропорциональной зависимости к величине радиуса мениска чем он меньше, тем она более выражена. Поскольку радиус мениска в данном слу­чае невелик, развивается значительная сила, прижимающая протез к слизистой оболочке. При увеличении радиуса мениска эта сила уменьшается и прилипа-емость становится менее выраженной. Описанное явление будет отсутствовать, если материал протеза не смачивается жидкостью.



Источник

Ýòèîëîãèÿ, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, äèàãíîñòèêà è êëàññèôèêàöèÿ ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè). Êëàññèôèêàöèÿ Øðåäåðà è Êåëëåðà. Ñîâðåìåííîå îðòîïåäè÷åñêîå ëå÷åíèå. Êëèíè÷åñêèå è òåõíè÷åñêèå ýòàïû èçãîòîâëåíèÿ ïîëíûõ ñúåìíûõ ïðîòåçîâ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò íà òåìó:

«Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ. Êëèíèêà. Îðòîïåäè÷åñêîå ëå÷åíèå «

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) íåïîñðåäñòâåííûì îáðàçîì âëèÿåò íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòà. Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) îáóñëîâëèâàåò íàðóøåíèå âïëîòü äî îêîí÷àòåëüíîé óòðàòû æèçíåííî âàæíîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — ïåðåæåâûâàíèÿ ïèùè, ÷òî ñêàçûâàåòñÿ íà ïðîöåññå ïèùåâàðåíèÿ è ïîñòóïëåíèè â îðãàíèçì íåîáõîäèìûõ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, à òàêæå íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà âîñïàëèòåëüíîãî õàðàêòåðà. Íå ìåíåå ñåðüåçíûìè ÿâëÿþòñÿ ïîñëåäñòâèÿ ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè) äëÿ ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ïàöèåíòîâ: íàðóøåíèÿ àðòèêóëÿöèè è äèêöèè ñêàçûâàþòñÿ íà êîììóíèêàöèîííûõ ñïîñîáíîñòÿõ ïàöèåíòà, ýòè íàðóøåíèÿ âêóïå ñ èçìåíåíèÿìè âíåøíîñòè âñëåäñòâèå óòðàòû çóáîâ è ðàçâèâàþùåéñÿ àòðîôèè æåâàòåëüíûõ ìûøö ìîãóò îáóñëîâèòü èçìåíåíèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ âïëîòü äî íàðóøåíèé ïñèõèêè.

Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) ÿâëÿåòñÿ òàêæå îäíîé èç ïðè÷èí ðàçâèòèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ îñëîæíåíèé â ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè, òàêèõ, êàê äèñôóíêöèè âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà è ñîîòâåòñòâóþùåãî áîëåâîãî ñèíäðîìà.

Ïîíÿòèÿ «ïîòåðÿ çóáîâ âñëåäñòâèå íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ, óäàëåíèÿ çóáîâ èëè ëîêàëèçîâàííîãî ïàðîäîíòèòà» (Ê08.1 ïî ÌÊÁ-Ñ — Ìåæäóíàðîäíàÿ êëàññèôèêàöèÿ ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ áîëåçíåé íà îñíîâå ÌÊÁ-10) è òàêèå òåðìèíû, êàê «ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ» è «ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ» (â îòëè÷èå îò àäåíòèè — íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ è ïðîðåçûâàíèÿ çóáîâ — Ê 00,0), ïî ñóòè, ÿâëÿþòñÿ ñèíîíèìàìè è ïðèìåíÿþòñÿ êàê â îòíîøåíèè êàæäîé èç ÷åëþñòåé, òàê è ê îáåèì ÷åëþñòÿì.

ÊËÈÍÈÊÀ

Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ðÿäà çàáîëåâàíèé çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû — êàðèåñà è åãî îñëîæíåíèé, áîëåçíåé ïàðîäîíòà, à òàêæå òðàâì

 ñâÿçè ñ ïîòåðåé ôèêñèðîâàííîé âûñîòû ïðèêóñà íèæíÿÿ ÷åëþñòü èìååò âîçìîæíîñòü ïîäíèìàòüñÿ äî ñìûêàíèÿ àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ, òåì áîëåå ïðè èõ àòðîôèè, â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ïðè ôèêñèðîâàííîì ïðèêóñå. Ïëþñ êî âñåìó ó áîëüøèíñòâà áåççóáûõ ïàöèåíòîâ ðåçêî óìåíüøàåòñÿ ñòðóêòóðà ùåê ââèäó àòðîôèè ìûøö, àòðîôèè ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè, ÷òî âëèÿåò çíà÷èòåëüíî íà âíåøíèé âèä ëèöà. Òÿæåñòü êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, èíòåíñèâíîñòè ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé è îïòèìàëüíîñòü óñëîâèé äëÿ îðòîïåäè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ó ïàöèåíòîâ ïîñëå ïîëíîé ïîòåðè çóáîâ çàâèñÿò:

-îò ïðè÷èí ïîòåðè çóáîâ, îò âðåìåíè, ïðîøåäøåãî ïîñëå ïîòåðè çóáîâ

-îò êîëè÷åñòâà îäíîâðåìåííîé ïîòåðè çóáîâ è âðåìåíè ìåæäó ïîòåðåé îòäåëüíûõ çóáîâ, îò ïðåäûäóùèõ ìåòîäîâ îðòîïåäè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ

-îò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà

-îò ñòåïåíè êîìïåíñàòîðíî-ïðèñïîñîáèòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû è æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà

-îò õàðàêòåðà è äèàïàçîíà äâèæåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè

Читайте также:  Сколько проходит лечение зуба

Äèàãíîñòèêà ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè) ïðîèçâîäèòñÿ ïóòåì êëèíè÷åñêîãî îñìîòðà è ñáîðà àíàìíåçà. Äèàãíîñòèêà íàïðàâëåíà íà èñêëþ÷åíèå ôàêòîðîâ, êîòîðûå ïðåïÿòñòâóþò íåìåäëåííîìó íà÷àëó ïðîòåçèðîâàíèÿ. Òàêèìè ôàêòîðàìè ìîãóò áûòü íàëè÷èå:

— íå óäàëåííûõ êîðíåé ïîä ñëèçèñòîé îáîëî÷êîé;

— ýêçîñòîçîâ; îïóõîëåïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé;

— âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ;

— çàáîëåâàíèé è ïîðàæåíèé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà.

Ïðè îáñëåäîâàíèè áåççóáîãî ïàöèåíòà íåîáõîäèìî îáðàùàòü âíèìàíèå íà ñòåïåíü àòðîôèè è ôîðìó àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ, ëîêàëèçàöèþ àòðîôèè, à òàêæå íà ñîñòîÿíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ñòåïåíü å¸ ïîäàòëèâîñòè.

ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÏÎËÍÎÃÎ ÎÒÑÓÒÑÒÂÈß ÇÓÁΠ(ÏÎËÍÎÉ ÂÒÎÐÈ×ÍÎÉ ÀÄÅÍÒÈÈ)

àäåíòèÿ îòñóòñòâèå çóá îðòîïåäè÷åñêèé

Âñå ìíîãîîáðàçèå àòðîôèé àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ ïî ñòåïåíè è ëîêàëèçàöèè (òîïîãðàôèè) ìîæíî êëàññèôèöèðîâàòü. Íåêîòîðûå âðà÷è èñïîëüçóþò êëàññèôèêàöèþ Øðåäåðà è Êåëëåðà.

Øðåäåð ðàçäåëÿåò àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè áåççóáîé âåðõíåé ÷åëþñòè ïî ñòåïåíè èõ àòðîôèè íà òðè êëàññà:

ïåðâûé — íåàòðîôèðîâàííûé àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê, âûñîêîå ïîëîæåíèå ïåðåõîäíîé ñêëàäêè ñ âåñòèáóëÿðíîé ñòîðîíû, ãëóáîêèé ñâîä í¸áà;

âòîðîé — ðàâíîìåðíàÿ ñðåäíÿÿ àòðîôèÿ;

òðåòèé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ, ïëîñêèé ñâîä íåáà, ïåðåõîäíàÿ ñêëàäêà ñ âåñòèáóëÿðíîé ñòîðîíû íà óðîâíå ãðåáíÿ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà.

Êåëëåð ðàçäåëÿåò àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè áåççóáîé íèæíåé ÷åëþñòè ïî ñòåïåíè è òîïîãðàôèè èõ àòðîôèè íà 4 êëàññà:

ïåðâûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê;

âòîðîé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ

òðåòèé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå ïðè ïîëíîé àòðîôèè â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ;

÷åòâåðòûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ ïðè ïîëíîé àòðîôèè âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå;

 ýòèõ äâóõ êëàññèôèêàöèÿõ åñòü ñîè íåäîñòàòêè, ïîýòîìó È.Ì.Îêñìàí ñîçäàë ñâîþ êëàññèôèêàöèþ ó÷èòûâàÿ âñå íåäîñòàòêè ïðåäûäóùèõ. Îí ðàçäåëèë àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè ïî ñòåïåíè èõ àòðîôèè íà âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè áåççóáûõ ÷åëþñòåé íà 4 êëàññà:

ïåðâûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê;

âòîðîé — ðàâíîìåðíàÿ ñðåäíÿÿ àòðîôèÿ;

òðåòèé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ;

÷åòâåðòàÿ — íåðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ.

Äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ñòåïåíè ïîäàòëèâîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ êëàññèôèêàöèÿ Ñóïëå. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè èìåþòñÿ ÷åòûðå òèïà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïî ñòåïåíè ïîäàòëèâîñòè:

òèï 1 — íîðìàëüíàÿ ïî ïîäàòëèâîñòè è öâåòó ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà;

òèï 2 — àòðîôè÷íàÿ, íåïîäàòëèâàÿ, ñóõàÿ ñëèçèñòàÿ, ñèíþøíîãî öâåòà,

òèï 3 — ãèïåðòðîôè÷åñêàÿ, õîðîøî ïîäàòëèâàÿ è ïîäâèæíàÿ, ðûõëàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà, ðîçîâîãî öâåòà;

òèï 4 — ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñî ñëèçèñòûìè ïîäâèæíûìè ñêëàäêàìè âäîëü ãðåáíÿ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà, êîòîðûå ïðè ïîëüçîâàíèè ïðîòåçîì ÷àñòî óùåìëÿþòñÿ ìåæäó ïðîòåçîì è êîñòüþ.

ÎÐÒÎÏÅÄÈ×ÅÑÊÎÅ ËÅ×ÅÍÈÅ

Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèåé ïîäðàçóìåâàþò îäíîâðåìåííîå ðåøåíèå íåñêîëüêèõ çàäà÷:

— âîññòàíîâëåíèå äîñòàòî÷íîé ôóíêöèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû;

— ïðåäóïðåæäåíèå ðàçâèòèÿ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è îñëîæíåíèé;

— ïîâûøåíèå êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ;

— óñòðàíåíèå íåãàòèâíûõ ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ïîñëåäñòâèé, ñâÿçàííûõ ñ ïîëíûì îòñóòñòâèåì çóáîâ.

Èçãîòîâëåíèå ïðîòåçîâ íå ïîêàçàíî, åñëè èìåþùèéñÿ ïðîòåç åùå ôóíêöèîíàëåí èëè åñëè åãî ôóíêöèþ ìîæíî âîññòàíîâèòü (íàïðèìåð, ïî÷èíêà, ïåðåáàçèðîâêà). Èçãîòîâëåíèå ïðîòåçà âêëþ÷àåò: îáñëåäîâàíèå, ïëàíèðîâàíèå, ïîäãîòîâêó ê ïðîòåçèðîâàíèþ è âñå ìåðîïðèÿòèÿ ïî èçãîòîâëåíèþ è ôèêñàöèè ïðîòåçà, â òîì ÷èñëå óñòðàíåíèå íåäîñòàòêîâ è êîíòðîëü. Ñþäà îòíîñÿòñÿ òàêæå èíñòðóêòèðîâàíèå è îáó÷åíèå ïàöèåíòà ïî óõîäó çà ïðîòåçîì è ïîëîñòüþ ðòà.

 ñëó÷àÿõ, êîãäà íåâîçìîæíî íåìåäëåííî çàâåðøèòü ëå÷åíèå, ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå èììåäèàò-ïðîòåçîâ, îñîáåííî äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàçâèòèÿ ïàòîëîãèè âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà. Ìîæíî ïðèìåíÿòü òîëüêî òå ìàòåðèàëû è ñïëàâû, êîòîðûå äîïóùåíû ê ïðèìåíåíèþ, êëèíè÷åñêè àïðîáèðîâàíû, áåçîïàñíîñòü êîòîðûõ äîêàçàíà è ïîäòâåðæäåíà êëèíè÷åñêèì îïûòîì.

Áàçèñ ïîëíîãî ñúåìíîãî ïðîòåçà ñëåäóåò èçãîòàâëèâàòü, êàê ïðàâèëî, èç ïëàñòìàññû. Ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ àðìèðîâàíèå áàçèñà ïðîòåçà ñïåöèàëüíûìè ìåòàëëè÷åñêèìè ñåòî÷êàìè. Äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ìåòàëëè÷åñêîãî áàçèñà íåîáõîäèìî òùàòåëüíîå îáîñíîâàíèå.

Ïðè ïîäòâåðæäåííîé àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè òêàíåé ïîëîñòè ðòà íà ìàòåðèàë ïðîòåçà ñëåäóåò ïðîâåñòè òåñòû è âûáðàòü òîò ìàòåðèàë, êîòîðûé ïîêàçàë ñåáÿ êàê ïåðåíîñèìûé.

Ïðè áåççóáîé ÷åëþñòè ïîêàçàíî ñíÿòèå ôóíêöèîíàëüíîãî ñëåïêà (îòòèñêà), íåîáõîäèìî ôóíêöèîíàëüíîå ôîðìèðîâàíèå êðàÿ ïðîòåçà, ò.å. äëÿ ñíÿòèÿ ñëåïêà (îòòèñêà) íåîáõîäèìî èçãîòîâëåíèå èíäèâèäóàëüíîé æåñòêîé ñëåïî÷íîé (îòòèñêíîé) ëîæêè.

Èçãîòîâëåíèå ñúåìíîãî ïðîòåçà íà áåççóáóþ ÷åëþñòü ñ èñïîëüçîâàíèåì ïëàñòìàññîâîãî èëè ìåòàëëè÷åñêîãî áàçèñà âêëþ÷àåò ñëåäóþùåå: àíàòîìè÷åñêèå, ôóíêöèîíàëüíûå ñëåïêè (îòòèñêè) îáåèõ ÷åëþñòåé, îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé, ïðîâåðêó êîíñòðóêöèè ïðîòåçà, íàëîæåíèå, ïðèìåðêó, ïðèïàñîâêó, óñòàíîâêó, îòäàëåííûé êîíòðîëü è êîððåêòóðû. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðèìåíÿþò ìÿãêèå ïîäêëàäêè ïîä ïðîòåç.

Êëèíè÷åñêèå è òåõíè÷åñêèå ýòàïû èçãîòîâëåíèÿ ïîëíûõ ñúåìíûõ ïðîòåçîâ

Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 1. Âíåøíèé îñìîòð. Îáñëåäîâàíèÿ ïîëîñòè ðòà. Îáñëåäîâàíèÿ ïðåääâåðüÿ ïîëîñòè ðòà. Îñìîòð ïðîòåçíîãî ëîæà (ñëèçèñòàÿ + êîñòíàÿ + ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà). Ñòåïåíü àòðîôèè (Øðåäåð, Êåëëåð, Îêñìàí). Ïðîâåðÿþò ñèíäðîì Êîñòåíà (íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ÂÍ×Ñ). Ñíÿòèå àíàòîìè÷åñêîãî îòòèñêà ñòàíäàðòíîé ìåòàëëè÷åñêîé ëîæêîé, ëþáîé ñëåïî÷íîé ìàññîé, íî ñ ÷àòåëüíûì îôîðìëåíèåì êðà¸â ñëåïêà.

Äëÿ ñíÿòèÿ àíàòîìè÷åñêîãî ñëåïêà ñ âåðõíåé ÷åëþñòè çàäíåíåáíûé êðàé ñòàíäàðòíîé ëîæêè äîëæåí áûòü íà 1.5 — 2 ñì çà ëèíèåé À. Íà âåðõíåì ñëåïêå åùå äîëæíî áûòü è ÷åòêîå îòîáðàæåíèå ñëèçèñòîé ìÿãêîãî í¸áà íà 1,5 — 2 ñì. çà ëèíèåé À. Òîëùèíà êðàÿ ñëåïêà 2-4 ìì.

Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 1. îòëèâêà ìîäåëè ïî àíàòîìè÷åñêîìó îòòèñêó; î÷åð÷èâàíèå ãðàíèö íà ìîäåëè; èçãîòîâëåíèå èç âîñêà íà ìîäåëè èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè; çàãèïñîâêà â êþâåòó; çàìåíà âîñêà íà ïëàñòìàññó; âûåìêà ïëàñòìàññîâîé ëîæêè èç êþâåòû; îáðàáîòêà, øëèôîâêà, ïîëèðîâêà. Òðåáîâàíèÿ ê èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè:

Читайте также:  Лечение зубов под наркозом екатеринбург 9 больница

— òîëùèíà íå áîëåå 2-õ ìì (êðîìå ó÷àñòêà ïî ãðåáíþ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà íèæíåé ÷åëþñòè, ãäå åå òîëùèíà äëÿ ïðî÷íîñòè äîëæíà áûòü äî 4 ìì).

-êðàÿ ëîæêè äîëæíû äîõîäèòü äî ñâîäà ïåðåõîäíîé ñêëàäêè, íå îïèðàòüñÿ íà óçäå÷êè, êëûêîâûå è êðûëî÷åëþñòíûå ñêëàäêè.

— âåðøèíà êðàÿ ëîæêè íà ñêàòå àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà, åñëè îíè çàõîäÿò ïîä íàâåñû, íåîáõîäèìî èçíóòðè ñîøëèôîâàòü, ÷òîáû îíè íå ìåøàëè íàëîæåíèþ ëîæêè è íå òðàâìèðîâàëè ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó. Íî ïðè ýòîì íå ñëåäóåò èñòîí÷àòü êðàé.

— çàäíåí¸áíûé êðàé ëîæêè íà âåðõíþþ ÷åëþñòü äîëæåí ïåðåõîäèòü çà ëèíèþ «À» íà 1 — 1,5 ñì.

Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 2. Ïðèïàñîâêà èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè â ïîëîñòè ðòà, ïðîáû Ãåðáñòà (3-5); îêàíòîâêà êðàÿ ëîæêè òåðìîïëàñòè÷åñêîé ìàññîé, ðàçìÿã÷åíèå â òåïëîé âîäå ââåäåíèå â ïîëîñòü ðòà è çàêðûâàíèå êðóãîâîãî êëàïàíà; ïîäãîòîâêà îòòèñêíîé ìàññû (ñèëèêîíîâîé òèïà «Ñèåëàñò»); íàíåñåíèå òîíåíüêèì ñëîåì íà ëîæêó; ââåäåíèå â ïîëîñòü ðòà — ïðîá Ãåðáñòà (ôîðìèðîâàíèÿ ïåðåõîäíîé ñêëàäêè); ïðîáû Ãåðáñòà ïðèìåíÿþò 3 ðàçà à) ïðè ïðèïàñîâêå èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè; á) ïðè çàìûêàíèè êðóãîâîãî êëàïàíà; â) ïðè ôóíêöèîíàëüíî — ïðèñàñûâàþùåì ñëåïêå. Ñëåïîê âìåñòå ñ ëîæêîé ïåðåäàþò òåõíèêó.

Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 2. à) îòëèâêà ìîäåëè ïî ôóíêöèîíàëüíî — ïðèñàñûâàþùåìó ñëåïêó; á) èçãîòîâëåíèÿ ïðèìóñíîãî âàëèêà äëÿ îïðåäåëåíèÿ öåíòðàëüíîé îêêëþçèè.

Èçãîòîâëåííûå âîñêîâûå áàçèñû ñ îêêëþçèîííûìè âàëèêàìè äîëæíû îòâå÷àòü ñëåäóþùèì òðåáîâàíèÿì:

— êðàÿ âîñêîâîãî áàçèñà äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü êðàÿì ñëåïêà (îòïå÷àòêó èõ íà ìîäåëÿõ)

— âàëèê äîëæåí ðàñïîëàãàòüñÿ ïî ãðåáíþ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà (òîëüêî â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ íèæíåé ÷åëþñòè — íàä ÿçû÷íûì ñêàòîì àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà);

— âûñîòà âàëèêà ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå äîëæíà áûòü íà 10 ìì è ïîñòåïåííî äîëæíà ñíèæàòüñÿ â äèñòàëüíóþ ñòîðîíó íà îáåèõ ñòîðîíàõ äî 5 ìì.

— øèðèíà âàëèêà íà ìîäåëè ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå äîëæíà áûòü 4-5 ìì è äîëæíà ðàñøèðÿòüñÿ â äèñòàëüíûå ñòîðîíû äî 10 ìì;

— ôîðìà âàëèêà íà ìîäåëè âåðõíåé ÷åëþñòè äîëæíà áûòü ïîëóýëëèïòè÷åñêîé, à íà ìîäåëè íèæíåé ÷åëþñòè — ïàðàáîëè÷åñêîé;

— îêêëþçèîííà ïîâåðõíîñòü âàëèêà äîëæíà áûòü ðîâíîé.

Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 3.Îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîé îêêëþçèè:

— ïðèïàñîâêà ïðèêóñíîãî âàëèêà â ïîëîñòè ðòà

— îïðåäåëåíèå âûñîòû ïðèêóñà àíàòîìà — ôèçèîëîãè÷åñêèì ìåòîäîì

— îïðåäåëåíèå è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, êîððåêöèÿ âûñîòû îêêëþçèîííîãî âàëèêà âîñêîâîãî áàçèñà ñ âàëèêîì íà âåðõíþþ ÷åëþñòü

— êîððåêöèÿ âåñòèáóëÿðíîé ïîâåðõíîñòè âåðõíåãî âîñêîâîãî âàëèêà

— ïîñòðîåíèå ïðîòåòè÷åñêîé ïëîñêîñòè

— êîððåêöèÿ âûñîòû âàëèêà íà âîñêîâîì áàçèñå ñ âàëèêîì äëÿ íèæíåé ÷åëþñòè

— êîððåêöèÿ íèæíåãî âàëèêà ïî âåðòèêàëè

— îêîí÷àòåëüíîå îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñ îäíîâðåìåííîé ôèêñàöèåé öåíòðàëüíîé îêêëþçèè

— îïðåäåëåíèå öâåòà è ôàñîíà èñêóññòâåííûõ çóáîâ

Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 3. çàãèïñîâêà ìîäåëè â îêêëþäàòîð èëè àðòèêóëÿòîð; ïîñòàíîâêà èñêóññòâåííûõ çóáîâ.

Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 4. Ïðîâåðêà êîíñòðóêöèè ïîëíîãî ñúåìíîãî ïðîòåçà íà ìîäåëè è â ïîëîñòè ðòà:

— ïëîòíîñòü ñìûêàíèÿ çóáíûõ ðÿäîâ

— îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîé îêêëþçèè

— ïðîâåðêà âûðàæåííîñòè îêêëþçèîííûõ êðèâûõ

— ñòåïåíü ïåðåêðûòèÿ âåðõíèõ çóáîâ íèæíèå

— íàêëîíà ôðîíòàëüíîé ãðóïïû çóáîâ íà âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòÿõ (âåñòèáóëÿðíî, è îðàëüíî)

— íàëè÷èå êîíòàêòà

— óðîâåíü ïîñòàíîâêè èñêóññòâåííûõ çóáîâ ïðè óëûáêå

— öâåò è ôîðìà èñêóññòâåííûõ çóáîâ

— äâèæåíèå íèæíåé ÷åëþñòè

Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 4. Çàìåíà âîñêîâîé êîìïîçèöèè ïîëíûõ ñú¸ìíûõ ïðîòåçîâ ïëàñòìàññîé.

— çàãïñîâêà âîñêîâîé ìîäåëè â êþâåòó

— ïîìåùåíèå êþâåòû â ãîðÿ÷óþ âîäó íà 5-7 ìèíóò

— ðàñêðûòèå êþâåòû è óäàëåíèå êèïÿùåé âîäîé îñòàòêîâ âîñêà

— íàíåñåíèå èçîëèðóþùåãî ñëîÿ íà ìîäåëü

— ïîäáîð è çàìåøèâàíèå áàçèñíîé ïëàñòìàññû

-ïîêîâêà ïëàñòìàññîâîãî òåñòà â êþâåòó âìåñòè âîñêà

-çàêðó÷èâàíèå êþâåòû ïîä äàâëåíèåì,

-ïîìåùåíèå êþâåòû â õîëîäíóþ âîäó

— ðàñêðûòèå êþâåòû è âûåìêà ïðîòåçà, åãî øëèôîâêà, ïîëèðîâêà.

Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 5. Ñäà÷à ïðîòåçà.

1. Èäåíòèôèêàöèÿ

2. Àíòèñåïòè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ïðîòåçà è ðóê âðà÷à

3. Íàëîæåíèå ïðîòåçà

4. Ïðîâåðêà ôèêñàöèè â ïîëîñòè ðòà

5. Ñìûêàíèå çóáîâ è ïðîâåðêà îêêëþçèîííûõ ïîâåðõíîñòåé ïðè ïîìîùè êîïèðêè.

Ïåðâàÿ êîððåêöèÿ íàçíà÷àåòñÿ íà ñëåäóþùèé äåíü ïîñëå ñäà÷è ïðîòåçà, äàëåå ïî ïîêàçàíèÿì (íå ÷àùå îäíîãî ðàçà â òðè äíÿ). Ïåðèîä àäàïòàöèè ìîæåò äëèòüñÿ äî 1,5 ìåñÿöåâ.

Ïðè ïîÿâëåíèè áîëåé â îáëàñòè òêàíåé ïðîòåçíîãî ëîæà, ñâÿçàííûõ ñ òðàâìîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, áîëüíîìó ðåêîìåíäóþò íåìåäëåííî ïðåêðàòèòü ïîëüçîâàòüñÿ ïðîòåçîì, ÿâèòüñÿ íà ïðèåì ê âðà÷ó, âîçîáíîâèâ ïîëüçîâàíèå çà 3 ÷àñà äî ïîñåùåíèÿ âðà÷à.

Ïðè ìåõàíè÷åñêîì ïîâðåæäåíèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, îáðàçîâàíèè ÿçâ ó÷àñòêè ïðîòåçà â ýòèõ ìåñòàõ ìèíèìàëüíî ñîøëèôîâûâàþòñÿ. Êîððåêöèþ áàçèñà ïðîòåçà ïðîâîäÿò äî ïîÿâëåíèÿ ïåðâîãî ñóáúåêòèâíîãî îùóùåíèÿ óìåíüøåíèÿ áîëåâîãî ñèíäðîìà.

Íàçíà÷àåòñÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûìè ïðåïàðàòàìè è ñðåäñòâàìè, óñêîðÿþùèìè ýïèòåëèçàöèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник