Шинирование зубов при лечении заболеваний пародонта

шинирование при пародонтите

Какими способами можно удержать во рту расшатавшиеся зубы

Если шатается молочный зуб у ребенка – это хороший признак: скоро он выпадет и на его месте вырастет постоянный. Но когда постоянный начинает шататься без видимых на то причин – это уже симптом тяжелого заболевания, к лечению которого нужно приступать незамедлительно. Одним из этапов такого лечения является шинирование – укрепление зубного ряда с целью его сохранения и правильного распределения жевательной нагрузки. Чаще всего шинирование проводят при пародонтите и пародонтозе, реже выполняют процедуру по завершении ортодонтического лечения, но обо всем расскажем по порядку.

Почему шатаются зубы

Причин, по которым зубной ряд вдруг обрел подвижность, на самом деле несколько. Чаще всего это либо пародонтит (воспаление пародонта – ткани, окружающей корень и удерживающей его в лунке кости), либо пародонтоз – деструктивный процесс, вызванный серьезными нарушениями функций организма. И в том, и в другом случае шатающиеся зубы – симптом, говорящий о тяжелой стадии болезни.

Лечение таких серьезных заболеваний длится несколько месяцев, и самое важное на этом непростом пути – сохранить зубы от выпадения, зафиксировать их в устойчивом положении для благополучного проведения терапии, а также облегчить пациенту процесс пережевывания пищи. С этой целью накладывают специальные фиксирующие шины.

На заметку! Зубы могли начать расшатываться и сдвигаться из-за того, что отсутствуют их соседи. Например, человек удалил разрушенные единицы, а об их своевременном протезировании не позаботился. По этой причине и произошла деформация. Тогда врачи тоже советуют провести процедуру шинирования, но уже с последующим восстановлением утраченных единиц.

Показания к шинированию

  • пародонтоз: дело в том, что на тяжелых стадиях этого заболевания вследствие длительного воспаления происходит рецессия десны, оголяются корни, увеличиваются межзубные промежутки в прикорневой области, поэтому зубы начинают шататься,
  • наличие глубоких десневых карманов: такая ситуация часто возникает при пародонтите,
  • травмы челюсти, в результате чего зубы могут стать подвижны,
  • ортодонтическое лечение: используются шины именно на завершающем этапе и как правило, после коррекции прикуса брекетами. Эта мера необходима для того, чтобы зубы не вернулись в исходное положение.

Способы шинирования

Методов несъемного шинирования несколько, и врач выбирает тот или иной в зависимости от разных факторов – от состояния полости рта, диагноза и стадии развития заболевания, отсутствия тех или иных зубов, степени подвижности ряда и прочих. Шинирование бывает временным и постоянным, а также съемным и несъемным. Временные шины врач устанавливает на короткий промежуток времени, например, если имеют место травмы челюстно-лицевого аппарата. Постоянные фиксируются, когда заболевание сложное и требует длительной терапии.

шинирование при пародонтозе

«Некоторые пациенты с пародонтитом или пародонтозом думают, что ношение шин не обязательно и отказываются их устанавливать. Но такое суждение ошибочно. На самом деле шинирующие материалы помогают продлить жизнь и стойкость зуба. Единственное, что при запущенных стадиях заболеваний такую меру лучше рассматривать как временную, а без нее зубы еще быстрее разрушатся и выпадут», – считает пародонтолог Михайлов В.Ф.

В качестве несъемных шин специалист фиксирует с внутренней стороны зубного ряда тонкие нити из армидного волокна или стекловолокна. В качестве съемных используются протезные конструкции – их имеет смыл применять только тогда, когда во рту у пациента уже есть «пробелы» или дефекты, попросту отсутствуют некоторые зубы. Но давайте рассмотрим каждый вариант по отдельности.

1. Стекловолоконная шина

Шинирование стекловолокном – самый распространенный способ укрепления зубного ряда. Проводится несколькими способами:

  • врач высверливает на внутренней поверхности коронок канавку, в которую закладывается стекловолоконная нить. Сверху доктор закрепляет ее композитом. Способ применяется, когда предполагается длительный этап лечения и ношения шины, т.к. считается самым надежным,
  • шина накладывается на зубные ряды поверхностно, с внутренней стороны языка: такой метод целесообразен, когда мера носит временный характер. Например, после ортодонтического лечения или при наличии травм челюсти.

Чаще всего первый метод шинирования зубов эффективен при пародонтозе и пародонтите на самых ранних стадиях. При запущенной форме заболеваний, увы, он не оправдает ожиданий, т.к. расшатанные зубы попросту могут выпасть изо рта вместе с шинирующей нитью.

«С большим трудом уговорила маму на шинирование. Пародонтит у нее хронический, развился после беременности и время от времени давал о себе знать. Она очень боялась этой процедуры, думала, что будет больно или что потом во рту будет мешаться эта шина, есть не сможет. Но слава богу, все прошло удачно. Врач попался внимательный, все объяснил, процедуру выполнил аккуратно, в щадящем режиме. Но нас сразу предупредили, что эта мера лишь отсрочит принятие решения о том, чтобы удалять все зубы в дальнейшем, т.к. ситуация была достаточно плачевная. На имплантацию, думаю, мама бы решилась сразу, но проблема в том, что денег нет. А съемные протезы носить не хочется. Вот и взяли отсрочку, пока будем носить шину, а дальше видно будет».

Ирина Луговая, форум woman.ru

3. Вантовая шина

Вантовое шинирование напоминает предыдущий вариант, только вместо стекловолокна в бороздку укладывается современный композитный материал – арамидная нить. Арамид – прочный полимер, главный плюс которого в том, что он не вступает в химические реакции ни с пищей, ни со слюной, а значит, исключен такой дискомфорт, как привкус во рту. Вантовое шинирование позволяет плотно зафиксировать зубы, избавиться от щелей между коронками и равномерно распределить жевательную нагрузку.

Недостатки у метода тоже соответствуют первому: если воспалительный процесс зашел слишком далеко, то эффект от вантового метода не оправдает ожиданий пациента.

Интересно! Материалы для шин легкие и прочные, не затрудняют гигиенического ухода, не мешают пережевыванию пищи и близки по цветовым характеристикам к естественным коронкам.

3. Бюгельные протезы

К третьему относится метод съемного шинирования с помощью бюгельных протезов. Что из себя представляют бюгельные конструкции? Они имеют в составе дугу из металла, а также специальные крючки, которые обхватывают каждый зуб. Кроме того, в них присутствуют и искусственные коронки, которые успешно заменяют утраченные зубы пациента и скрывают внешний дефект, делают улыбку более привлекательной.

бюгельный протез при пародонтозе

Плюсы бюгельных протезов:

  • равномерное перераспределение жевательной нагрузки между больными и здоровыми зубами,
  • не требуют обточки коронок,
  • долговечные и износостойкие.

Но есть у них и недостатки: в процессе привыкания некоторые пациенты жалуются на натирание слизистой и дискомфорт. Также на передних единицах не очень эстетично будут выглядеть металлические крючки, которые являются элементами системы. Не подойдут бюгели и тогда, когда отсутствуют самые крайние в ряду зубы.

Важно! Несмотря на то, что бюгели можно эксплуатировать до 7 лет подряд, врачи все же советуют рассматривать конструкции как временную меру, т.к. под ними неминуемо атрофируется костная ткань. При запущенных случаях лучше удалить разрушенные зубы и заменить их на импланты, установленные по технологии базальной имплантации. А получить без труда новый несъемный протез и возможность жевать любимые блюда можно уже спустя пару дней после вживления имплантатов.

Преимущества и недостатки методик шинирования

Наложение шин уменьшает подвижность расшатавшихся единиц, что дает организму возможность быстрее восстановиться после болезни и провести необходимую терапию. Кроме того, эффективность шинирования зубов при пародонтите и пародонтозе заключается еще и в том, что нагрузка на все зубы распределяется нужным образом: на здоровые коронки увеличивается, а на подвижные уменьшается. Это позволяет исключить травмирование десен и дать им правильно восстановиться.

Но, естественно, есть и недостатки. Самый главный в том, что шины неэффективны при запущенных стадиях заболеваний и попросту могут выпасть вместе с расшатавшимися, подвижными зубами. Кроме того, если пациент, который носит шины, пренебрегает гигиеническим уходом за полостью рта, то не исключено, что в скором времени у него появятся дополнительные стоматологические проблемы: кариес, пульпит. Также шина может доставлять дискомфортные ощущения, если ее установка была проведена непрофессиональным врачом.

какие могут быть недостатки шинирования

Перечисленные минусы – не повод отказываться от шинирования. Просто нужно выбирать хорошего и опытного специалиста, который все манипуляции выполнит правильно. Также и сами будьте ответственны, приобретите ершик и ирригатор, чтобы качественно очищать полость рта. Тогда шины помогут сохранить ваши зубы настолько долго, насколько это возможно и соответствует клинической ситуации.

Стоимость процедуры

Цена шинирования зависит от нескольких факторов. Во-первых, от состояния полости рта пациента. Перед установкой иммобилизующих конструкций могут потребоваться различные подготовительные процедуры. Например, профессиональная чистка или лечение инфекции.

Во-вторых, стоимость лечения будет зависеть от того, какой вид шинирования подходит для данной клинической картины.

В-третьих, цена процедуры складывается из того, на какое количество коронок будет наложена шина. Например, стоимость шинирования стекловолокном варьируется от 1700 до 3000 рублей за зуб, а наложение арамидной нити чуть дороже – от 2000 рублей и выше. Бюгельные протезы обойдутся в сумму, равную не менее 25 000 рублей.

Источник

Временное шинирование показано в развившейся стадии воспалительно-дистрофической формы генерализованного и очагового пародонтоза, особенно при неравномерном течении процесса и подвижности зубов различной степени. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата.

На первом этапе лечения временное шинирование играет ведущую роль, так как позволяет снять с тканей пародонта травмирующий фактор функции жевания и вредное действие большой подвижности зубов. Без устранения травмирующих факторов и создания покоя пораженным тканям пародонта при патогенетической и симптоматической терапии принципиально невозможно получить надежные результаты. Наконец, временное шинирование позволяет правильно решить вопрос о сохранении или удалении подвижных зубов.

Степень воспалительного и дистрофического процесса в пародонте и степень подвижности зубов являются, пожалуй, основными критериями при определении показаний к сохранению или удалению зубов при заболеваниях пародонта. В поликлинической практике фактору подвижности зубов (с учетом степени атрофии) отводится основное место. По нашим наблюдениям, степень подвижности зуба зависит от степени воспалительных явлений и фактора перегрузки. Снятие воспалительных процессов ведет к значительному уменьшению степени подвижности зубов. Отсюда можно сделать вывод, что степень подвижности при воспалительных явлениях и травматической перегрузке не является показанием к удалению зубов до тех пор, пока эти явления не будут сняты. Показанием к удалению зуба может быть лишь один критерий— степень сохранности резервных сил пародонта, которая определяется по степени убыли костной ткани и величине периодонтального кармана. При атрофии первой и второй степени и при подвижности зубов даже третьей степени решение вопроса об удалении этих зубов должно быть отложено до выяснения изменений в степени подвижности после снятия воспалительных явлений и перегрузки. Этого можно достигнуть лишь путем временного шинирования с одновременным применением лекарственной терапии и хирургических методов лечения. Комплексная терапия с применением временного шинирования позволяет перейти на рациональный вид постоянного шинирования.

Временные шины должны соответствовать следующим требованиям:

  • 1) надежно фиксировать все зубы, легко накладываться и сниматься с зубных рядов;
  • 2) равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов;
  • 3) при фиксации на зубных рядах не препятствовать лекарственной терапии и хирургическому лечению;
  • 4) не травмировать слизистую оболочку десны;
  • 5) отличаться простотой изготовления.

При генерализованном пародонтозе в шину включают все зубы, обеспечивая тем самым стабилизацию по дуге. При очаговом пародонтозе протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом.

Временные шины могут быть изготовлены из пластмассы или металла. Наш клинический опыт позволяет рекомендовать применение капп из пластмассы. Они имеют ряд преимуществ перед металлическими: являются несъемными, надежно обеспечивают шинирование, снимая тем самым перегрузку как от вертикальных, так и от горизонтальных сил жевательного давления и, что не менее важно на фоне снятия травматической ситуации, позволяют использовать хирургические, терапевтические и физиотерапевтические методы лечения. Каппы из пластмассы просты в изготовлении. Шины-каппы из металла не могут быть фиксированы даже временно, так как при их применении нельзя проводить физиотерапевтические процедуры, в частности такие эффективные, как лекарственный электрофорез.

Для изготовления капповой шины из пластмассы по Курляндскому делают слепки с челюстей и фиксируют соотношение челюстей в состоянии физиологического покоя при изготовлении шин на верхнюю и нижнюю челюсть. Если шину готовят на один из зубных рядов, то повышение центральной окклюзии осуществляют в пределах 2 мм. Увеличение высоты центрального соотношения неизбежно при изготовлении временных капповых шин из пластмассы. Как показали наши клинические наблюдения, повышение, проведенное в пределах разницы между состоянием центральной окклюзии и физиологического покоя (2—4 мм), не вызывает никаких осложнений со стороны мышечной системы и височно-челюстного сустава.

Для определения границы шины и упрощения ее припасовки при наложении на зубной ряд предварительно размечают модели в параллелометре — определяют общую экваторную линию. Полученную линию обводят простым карандашом, очерчивая тем самым границу шины. Затем модели фиксируют в окклюдаторе и приступают к изготовлению восковой композиции шины. На одну из моделей укладывают размягченную полоску воска толщиной 1,2 мм, плотно обжимают и срезают по общей экваторной линии (рекомендуется использовать восковые пластинки, предназначенные для бюгельных работ, последовательно наслаивая их одну на другую). Если рельеф жевательной поверхности не получился четким, то этот участок воска разогревают и вновь обжимают по модели. Необходима тщательная моделировка жевательных по-поверхностей и режущего края. Важно, чтобы между смоделированной поверхностью восковой композиции и антагонирующей моделью на всем протяжении оставался равномерный промежуток.

Если в зубном ряду имеется включенный дефект, то этот участок моделируют, как тело мостовидного протеза, если же дефект ограничивает протяженность зубного ряда, то временную шину в области отсутствующих зубов выполняют по типу седловидной части съемного протеза. В этом случае каппа с оральной и вестибулярной стороны должна быть утолщена. После этого окклюзионную поверхность смоделированной шины покрывают слоем вазелина, обжимают воском зубы антагонирующей модели и, пока воск не затвердел, смыкают окклюдатор.

Если необходимо, то проводят дополнительную моделировку жевательной поверхности и режущего края и по известной методике переводят восковую композицию на пластмассу, по цвету соответствующую зубам пациента. Припасовка каппы не занимает много времени, так как предварительно границы каппы были определены путем параллелометрии. Уточнить прилегание каппы к зубам можно при помощи самотвердеющей пластмассы, проводя частичную или полную ее перебазировку.

После этого врач приступает к уточнению окклюзионных контактов при всех движениях нижней челюсти: каппа не должна создавать концентрацию жевательного давления ни на одном из участков зубного ряда. Кроме того, важным требованием к каппам является создание рельефа жевательной поверхности (выраженность фиссур и бугров). Плоская жевательная поверхность каппы ухудшает процесс дробления пищи, увеличивает жевательное давление на пародонт и удлиняет срок привыкания к каппе.

Временную шину-каппу фиксируют на зубные ряды при помощи репина, дентола М или дентина. Временную шину не фиксируют лишь в том случае, если она сочетается со съемной седловидной частью пластинчатого протеза.

В тех случаях, когда по клиническим показаниям нежелательно завышение окклюзионной высоты, мы предлагаем пользоваться разработанным нами методом временного шинирования зубов с применением многозвенной шины из пластмассы (рис. 20) и медицинского клея цианокрил марки МК-2. Склеивание производят следующим образом.

На гипсовых моделях с оральной стороны на границе от режущего края или перехода жевательной поверхности в оральную до линии экватора зуба (границы будущей шины очерчивают карандашом) равномерным слоем толщиной 2—2,5 мм распределяют самотвердеющую пластмассу (акрилоксид, норакрил). При этом жевательную поверхность и режущий край покрывают тонким слоем (0,3—0,4 мм) пластмассы без перевода ее на вестибулярную поверхность. При наличии трем и дефектов зубного ряда небольшой протяженности в эти участки также вводят пластмассу.

Шина такой конструкции может быть изготовлена и лабораторным путем. В этом случае жевательную поверхность и режущие края зубов при моделировке покрывают пластинкой бюгельного воска толщиной 0,2—0,3 мм. После отверждения пластмассы оральную поверхность шины тщательно обрабатывают и полируют. Шину снимают с модели и припасовывают в полости рта (при необходимости степень прилегания ее к зубам может быть уточнена при помощи той же пластмассы). Зубы обрабатывают спиртом, эфиром, на поверхность шины, прилегающей к зубам, из ампулы наносят тонкий слой клея МК-2 и шину при помощи тонкой полиэтиленовой пленки прижимают к зубам (пленка необходима для предупреждения склеивания пальцев врача с каппой и зубами). Полимеризация клея обычно заканчивается через 2—3 мин. После этого на соприкасающиеся апроксимальные поверхности дополнительно наносят очень тонкий слой клея, который может быть распределен тонкой полиэтиленовой палочкой. Следует помнить, что слой клея должен быть минимальным, так как степень адгезии будет большая в тонком слое. Данный вид шины обеспечивает надежную стабилизацию на период медикаментозного лечения.

Больная Ж., 32 лет, обратилась в клинику Московского медицинского стоматологического института с жалобами на подвижность зубов, кровоточивость десен, запах изо рта. С 18 лет страдает диабетом. В течение последних 3 лет находилась под постоянным наблюдением стоматолога, терапевта и эндокринолога. Во время лечения воспалительные явления уменьшались. Удаление зубов производилось при абсцедировании процесса. Ортопедические методы лечения не применялись. Только после того как была удалена часть зубов, во фронтальном участке верхней челюсти изготовлен съемный протез.

Временная шина-протез

При осмотре: выраженность носогубных складок. Размер нижнего отдела лица уменьшен на 1,5 мм. Резкое воспаление слизистой оболочки_десен, тремы и диастемы (см. рис. 20). Все зубы, за исключением 7|, подвижны (третья-четвертая степень). Данные зондирования периодонтальных карманов и рентгенологического обследования совпадают и занесены в пародонтограмму:

Пародонтограмма

Диагноз: пародонтоз (воспалительно-дистрофическая форма) осложненный частичной вторичной адентией. Диабет.

План лечения:

  • 1) изготовление временной шины-протеза из пласт массы на нижнюю челюсть;
  • 2) депульпация верхних 5 4 3 2 1 | 1 2 3;
  • 3) кюретаж под анестезией;
  • 4) противовоспалительная терапия (трипсин апликация мараславина и облепихового масла, электрофорез витаминов B1 и С).

Временная шина-протез фиксирована при помощи клея МК-2 После этого проведен кюретаж, курс противовоспалительной терапии депульпированы верхние 5 4 3 2 1| 12 3. Шина-протез на период терапевтического и хирургического лечения даже при депульпации не снималась с зубного ряда. После ликвидации воспалительных явлений проба Шиллера — Писарева слабо положительная. Временная шина снята. Подвижность зубов первой—второй степени. Решено перейти на постоянный вид стабилизации — мостовидный протез. Рекомендована шина с опорными коронками на нижние 54321|1236 и вкладкой в верхние 7|, 8 7| объединены интердентальной шиной. После препаровки зубов временная шина-каппа уточнена при помощи самотвердеющей пластмассы и на период изготовления протеза фиксирована на клей МК-2. После изготовления протеза временная каппа удалена, протез припасован и фиксирован при помощи фосфат-цемента. Мостовидный протез (см. рис. 58), обеспечивающий стабилизацию зубного ряда по дуге, подвижности не имеет. Через 3 мес после фиксации постоянного протеза проведена профилактическая терапия: электрофорез с витаминами В1 и С, 10% раствор хлорида кальция. При наблюдении в течение 2 лет (по данным клинического и рентгенологического обследования) отмечена полная стабилизация процесса.

Фирма «Erkodent» для изготовления временных капп и колпачков разработала специальный пресс, в котором пластмассовая пластинка вместе с моделью помещается в специальную кювету, размягчается инфракрасными лучами и под повышенным давлением обжимается по модели.

Для изготовления тонких капповых шин мы использовали целлулоидные или полиакрилатные пластинки элипсоидной формы шириной 2 см и толщиной 0,6 мм. Модель (отлитая из прочного гипса или из обычного, но упрочненного кипячением в 50% растворе буры) вместе с пластинкой пластмассы помещают на 10 мин в сушильный шкаф при температуре 90—100°С. Размягченную пластмассу вместе с разогретой моделью вдавливают в мольдин, размещенный в любой металлической форме. Готовую каппу обрезают по полученным в параллелометре границам. Каппа может быть фиксирована на зубной ряд при помощи медицинского клея МК-2. Прозрачность пластмассы и клея обеспечивает высокий косметический эффект при достаточно жесткой стабилизации. Данную каппу можно уточнить и сделать еще более жесткой, произведя ее перебазировку прозрачной быстротвердеющей пластмассой.

Временная шина из проволоки

При очаговом пародонтозе, помимо многозвеньевой шины из пластмассы, применяют связывание зубов проволокой (Cieszynski, Kantorowicz и др.), связывание проволокой с последующим покрытием ее тонким слоем пластмассы (рис. 21 и 22), шину Оксмана, состоящую из двух колец, спаянных с оральным многозвеньевым кламмером. С вестибулярной стороны к кольцам припаивают металлические отростки, на которые в полости рта наслаивают вестибулярный многозвеньевой кламмер из пластмассы.

Временная шина из проволоки, облицованная пластмассой

Временное шинирование подвижных зубов проводят проволокой из нержавеющей стали диаметром 0,2— 0,4 мм. Проволоку, согнутую пополам, фиксируют на крайнем зубе и последовательно обводят ею все зубы по типу восьмерки. В межзубных промежутках проволоку скручивают, что дает возможность укрепить ее. Проволока должна быть расположена на уровне середины коронковой части зуба. После связывания зубов проволоку покрывают слоем быстротвердеющей пластмассы толщиной 0,5—1 мм. Пластмассу наносят с язычной и вестибулярной сторон так, чтобы она не доходила до десневого края на 3—4 мм, а после отвердения отделывают и полируют.

Временная шина из пластмассы

Novotny предложил шину из быстротвердеющей пластмассы. Для ее изготовления предварительно в межзубные промежутки вводят гуттаперчевые штифты (можно вдавить воск), которые изолируют межзубные сосочки от пластмассы. Готовую к употреблению пластмассу (появление тянущихся нитей) вводят с язычной стороны в межзубные промежутки и наносят ее слоем толщиной 1 — 1,5 мм от режущего края до зубного бугорка. Если пластмасса не вышла из межзубного промежутка на вестибулярную сторону, на этот участок можно нанести дополнительную порцию пластмассы. После ее отверждения удаляют штифты, обрабатывают и полируют шину. Шина обеспечивает хорошую фиксацию зубов и почти незаметна (рис. 23). Однако снятие такой шины представляет известные трудности.

Источник