Методы лечения зубов в первобытный период
Первые представления об оказании помощи при зубной боли начали складываться ещё в эпоху первобытнообщинного строя. Разумеется, первобытный человек, не имея подлинных знаний о характере происходившего, причины болезней и смерти видел в сверхъестественных силах.На этой основе возникло знахарство.
В своей практике лечения знахари, с одной стороны, использовали некоторые рациональные приемы ухода за больными, целебные свойства многих растений, а с другой – религиозные обряды и ритуалы. Для лечения зубов использовались всевозможные заклинания и заговоры, служившие методами борьбы со злыми духами, которые, по представлениям древних, и вызывали болезни. Однако зачастую лечение сводилось к тому, что повреждённый зуб просто удалялся.
Позднее, уже в III тысячелетии до н. э., народы Месопотамии и стран Древнего Востока имели представления о заболеваниях зубов и дёсен, о лекарственных средствах их лечения. А в Древнем Египте в тот же период уже стали появляться первые врачи, которые специализировались на лечении зубных болезней.
Из древнеассирийских и древневавилонских клинописей известно, что врачи умели определять болезни органов полости рта по изменению цвета языка, дёсен и др. Найденный в Ассирии текст медицинского содержания включал 16 рецептов приготовления смесей для чистки зубов, против их расшатывания и от так называемого зубного червя, которого считали возбудителем кариеса.
Интересно, что в Древнем Вавилоне (ок. XVIII в. до н. э.) выбитый зуб оценивался невероятно дорого: виновным выплачивался штраф до 167 г серебра. Потому неудивительно, что удалению зубов предпочитали лечение их болезней.
В Древней Греции лечение зубных болей осуществлялось жрецами асклепионов – центров жреческой медицины. Лечение состояло в том, что человек с больным зубом сначала обогащал свой духовный мир, отдыхал, и лишь после того жрец при помощи снотворных и специальных смесей, вводил больного в состояние полубреда и проводил различные манипуляции и лечебные действия.
Начиная с VI в. до н.э. в городах стали появляться гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Врачи в то время обладали универсальными знаниями, специализация произошла позднее.
Весьма существенный вклад в развитие зубоврачевания в античности внёс Гиппократ. Его труды «О прорезывании зубов», «О болезнях», «Эпидемии» содержат в себе описания болезней зубов и даже их лечения. Хотя ни один из его трудов и не был полностью посвящён стоматологии, его подход принципиально отличался от того, которого придерживались в асклепионах и был ближе к современной стоматологии.
В Древнем Риме долгое время лечили народными средствами: кореньями и травами, отварами и настоями, часто совмещая это с магией и наговорами. Зубоврачеванием и даже протезированием занимались цирюльники и ювелиры.
Однако к концу II в. до н. э. в Риме уже были зубные и глазные врачи, специалисты, которые лечили лишь болезни мочевого пузыря, и т.д. Впрочем, специализация никак не ускорила процесс создания специальных лечебных заведений. Разумеется, в этот период о создании зубоврачебного кабинета не шло и речи.
Новый этап в истории зубоврачевания начался в I в. н.э. – когда Архиген, врач императора Траяна, одним из первых просверлил полость зуба с лечебной целью. Хотя проведенное им лечение стало единственной в тот период попыткой лечения зубов с использованием специального инструмента.
Событие, заслуживающее особого внимания, произошло в 249 году н.э. Язычники публично пытали дочь александрийского чиновника, принявшую христианство – Аполлонию. При этом ей поочередно удаляли зубы, дробили челюсти, пока она не согласилась отречься, понимая, что смерть неизбежна. Женщину освободили от пут, но вместо того, чтобы произнести ожидаемые слова, она бросилась в костер и сгорела заживо. Позднее церковь возвела Аполлонию в ранг святой мученицы. С тех пор она является покровительницей всех страдающих зубной болью, а с начала XX века – и покровительницей врачей-стоматологов.
Источник
Доисторическая или первобытная медицина — совокупность знаний, представлений и навыков, касающихся природы и методов лечения болезней, которыми владели первобытные люди.
Источники[править | править код]
Главным и наиболее информативным типом источников для историка являются письменные источники. Однако письменность появляется лишь с переходом от первобытности к цивилизации; следовательно, при изучении доисторического периода исследователям приходится опираться на две группы источников: данные археологии и данные антропологии.
Данные археологии[править | править код]
Останки первобытных людей, как скелетированные, так и естественным образом мумифицированные (см. например, болотные люди), могут дать информацию о том, какими болезнями страдали первобытные люди, что послужило причиной их смерти, а также какую медицинскую помощь они получали при жизни.
Первые ритуализированные захоронения обнаруживаются у неандертальцев, живших около 350—35 тысяч лет назад. Неандертальцы были генетически очень близки к человеку современного вида и могли иметь смешанное репродуктивное потомство. Ранее считалось, что неандерталец является прямым предком современного человека, однако сейчас антропологи придерживаются мнения, что неандерталец — тупиковая ветвь рода Homo. Несколько тысячелетий неандертальцы и люди современного вида существовали параллельно, контактируя друг с другом и, очевидно, вступая в смешанные браки (поскольку у большинства ныне живущих людей, кроме негроидов, есть гены неандертальцев), затем, около 35 тысяч лет назад, неандертальцы вымерли по неизвестным причинам.
Согласно исследованиям строения черепа неандертальцев, у них были развиты зоны, отвечающие за реакцию, однако меньше, чем у человека современного вида, развито абстрактное мышление. Тем не менее, неандертальцы обладали достаточно развитым сознанием и социальными отношениями, чтобы создавать сложные ритуализированные погребения. Типичное неандертальское погребение выглядело следующем образом: в земле вырывали яму овальной формы глубиной от 40 до 60 см. Тело покойного укладывалось в определенную позу — чаще всего, лежа на боку, с коленями, подтянутыми к голове и сложенными руками, то есть в позе сна или позе эмбриона. В могилу помещались предметы, которыми неандерталец пользовался при жизни, например, каменные орудия, а также еда (в некоторых захоронениях были обнаружены обгоревшие кости животных); могилы украшались охрой и цветами.
Одними из первых свидетельств наличия медицины у первобытных людей являются находки в пещере Шанидар в Ираке. В 1960-е пещере были обнаружены девять скелетов неандертальцев, причем многие обнаруженные скелеты несут следы тяжелых патологий — следы болезней и травм. Люди с такими недугами не могли бы выжить самостоятельно, что свидетельствует о развитой взаимопомощи в коллективе неандертальцев. Тела были захоронены на ложе из веток и украшены букетиками и связками из целебных растений, среди которых: тысячелистник, золототысячник, крестовник, алтей, водяные лилии, эфедра и мальвовые. Все эти растения и сегодня произрастают на территории Ирака.
Наиболее примечательный из обнаруженных скелетов — т.н. «старец из Шанидара» — мужчина-неандерталец возрастом от 40 до 50 лет, большую часть жизни проживший инвалидом: его правая рука была ампутирована по плечо еще в ранней юности, он был слепым на левый глаз, о чем свидетельствуют повреждения латеральной стенки левой глазничной впадины, кроме того, «старец» страдал от артрита и мог бы прожить такую долгую жизнь только благодаря заботе соплеменников. Зубы «старца» были стерты до десен в результате постоянного жевания — предполагается, что его занятием в племени было жевание кожи в целях ее обработки.
Еще одно известное захоронение — мужчина из пещеры Буфья-Бонневаль во французской коммуне Ла-Шапель-о-Сен, примерно того же возраста (около 45 лет), страдавший от артрита и перелома бедра, свидетельствующих о том, что тот был лежачим больным.
Данные антропологии[править | править код]
Одним из методов изучения первобытности является наблюдение за народами, находящимися на стадии первобытно-общинного строя — аборигенами Африки, Океании, Австралии, Южной Америки, а также Сибири и Крайнего Севера России. Они широко используют лекарственные свойства растений и минералов, умеют останавливать кровотечение при помощи подручных средств (паутина, зола, жир), высасывать яд при укусе ядовитой змеи, прижигать раны, накладывать повязки и компрессы, производить кровопускание. Скорее всего, всеми этими навыками обладал и первобытный человек, хотя в научной среде существует дискуссия о правомерности распространения данных, полученных при наблюдении за современными аборигенами, на существенно более ранние эпохи.
Также следует учитывать, что в настоящее время даже в самых отдаленных и изолированных регионах ощущается влияние цивилизации. Международные медицинские организации, такие как Врачи без границ, Красный крест и другие осуществляют свою деятельность по всему земному шару, содействуя снижению смертности в развивающихся странах. В 1967 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла решение об интенсификации искоренения натуральной оспы с помощью массовой вакцинации человечества, в результате чего была полностью побеждена болезнь, уносившая жизни десятков миллионов человек ежегодно.[1][2][3]. Силами международных организаций и волонтеров осуществляются вакцинация населения развивающихся стран и организация карантинов при вспышках особо опасных инфекционных заболеваний, благодаря чему улучшается ситуация даже в самых неблагоприятных по уровню здравоохранения регионах.
Условия жизни первобытных людей[править | править код]
Находки жилищ, посуды, одежды, орудий труда и др. дают нам представление о том, в каких условиях жили первобытные люди и как условия их существования влияли на их здоровье и продолжительность жизни.
Ледниковый период[править | править код]
Негативные отпечатки рук с недостающими фалангами. Пещера Гаргас, («Пещера изуродованных рук»), Франция.
Последний крупный ледниковый период — Вюрмское оледенение — длился приблизительно с 110 до 10 тыс лет до н.э. Таким образом, культуры неандертальцев и людей современного вида эпохи палеолита возникали и развивались в условиях глобального похолодания. Последний ледниковый максимум, когда общий объём льда в ледниках был наибольшим, относится ко времени около 26—20 тысяч лет назад. Север Евразии был покрыт ледником, а нынешняя пустыня Сахара и долина Нила были болотами.
На стенах пещер в Южной Испании и Франции вместе с рисунками первобытного человека находят отпечатки ладоней, нанесенных при помощи различных минеральных красителей, например охры. На некоторых отпечатках видно отсутствие верхних фаланг пальцев рук — вероятно, следствие обморожения (хотя не исключено и ритуальное самоповреждение).[4]
В палеолите человек жил присваивающим хозяйством — охотой и собирательством, вследствие чего вел преимущественно кочевой образ жизни. Пещеры, вопреки распространенному мнению, использовались как временные убежища, а не постоянное жилище, одновременно люди строили шалаши и хижины из веток, шкур и крупных костей. Доступные первобытному человеку жилища не могли защитить от холода и сырости, что негативно сказывалось на здоровье.
Темпы воспроизводства населения в эпоху палеолита, вероятно, были близки к темпам воспроизводства современных охотников и собирателей — в среднем каждая здоровая женщина рожает раз в три года.
Переход к неолиту[править | править код]
Болезни первобытных людей[править | править код]
Плохие условия существования доисторического человека вызывали множество более или менее тяжелых болезней и приводили к преждевременной смерти. Основные болезни первобытного человека — расстройства питания, болезни кожи, инфекционные заболевания, травмы, раны и переломы, полученные на охоте или в сражении. Особо частыми были болезни костей, главным образом, артрит конечностей.
Болезни костей[править | править код]
Болезни зубов[править | править код]
Первобытный человек весьма часто страдал от зубной боли и всевозможных болезней, поражающих зубы. Вследствие питания грубой и плохо приготовленной пищей зубы истирались и деформировались. Такое состояние зубов замечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, принадлежащих различным периодам, как старокаменному, так новокаменному и бронзовому. Даже у 12-летних уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. Часто встречалась костоеда, более характерная для обитателей севера, чем юга. Зубы, покрытые винным камнем, с остатками пищи, очевидно, не содержались в чистоте. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: часто встречаются воспаление надкостницы и разрастание челюсти; зубные ячейки обезображены. По состоянию зубов мы можем до некоторой степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью. Также следует отметить, что на состояние зубов женщин негативное влияние оказывали частые беременности — так как формирующийся плод нуждается в кальции, зачастую организм матери страдает от недостатка витаминов и минералов, особенно если ее питание и без того скудно, что приводит к истощению организма и постепенному разрушению зубов.
По всей видимости, единственным лечением, которое первобытные люди могли получить, являлась примитивная процедура удаления зуба. Для облегчения боли использовались растения с обезболивающим эффектом, в том числе наркотические.
Инфекционные заболевания[править | править код]
Методы лечения[править | править код]
Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом «анимизм» или «фетишизм»: все люди и предметы имеют душу; она уходит во время сна или после смерти, но продолжает пребывать постоянно около живых; она вселяется в здорового и вызывает болезнь и, чтобы её изгнать, следует пустить в ход всякие хитрости. Испокон веков болезнь считалась следствием воздействия злого духа или демона — чтобы вылечить болезнь, следует изгнать духа. Для этого применялись различные магические ритуалы, заклинания, молитвы и заговоры.
Не имея фундаментальных представлений о причине возникновения большинства болезней, первобытный человек все же обладал некоторыми практическими навыками, обеспечивающими его выживание. Древние охотники часто получали травмы во время добычи пищи, раны от клыков и когтей диких животных, вывихи и переломы от падений; нередки и следы боевых ран, нанесенных каменным или металлическим оружием. Если в рану попадала инфекция, смерть от заражения крови или столбняка была неизбежна. Ученые обнаружили на некоторых скелетах следы правильно залеченных переломов, свидетельствующие о том, что первобытные люди хорошо умели вправлять переломы и накладывать шины, вероятно, из глины.
Лекарства Медицина[править | править код]
Хирургия[править | править код]
Череп периода энеолита со следами трепанации, найденный в местечке Чалагантепе (Агдамский район). 5-е тысячелетие до н. э. Музей истории Азербайджана, Баку
Известны так называемые «первобытные трепанации» встречающиеся с эпохи мезолита (ок. 12-го тысячелетия до н.э.) Первый трепанированный череп ископаемого человека был найден в Латинской Америке — в районе города Куско на территории Перу в 1865 году. На сегодняшний день обнаружено множество ископаемых черепов со следами трепанаций из всех регионов земного шара. Отверстия встречаются разной формы и размера, чаще круглые, но бывают и прямоугольные или треугольные; встречаются черепа с несколькими отверстиями. Чаще всего делалось единственное небольшое отверстие круглой формы — именно в таком случае у подвергнутого операции человека были наибольшие шансы на выживание.
Полное заживление трепанационного отверстия характеризуется наличием замыкающей пластинки, прикрывающей губчатое вещество. После удачно проведенной трепанации не было обнаружено следов растрескивания, периостита, остеомиелита. Продолжительность жизни оперированных людей в случае удачного течения операции составляла не менее 2–3 лет, но могла достигать и 10–15 лет (что очень существенно с учетом невысокой средней продолжительности жизни людей в каменном веке). Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что процент выживаемости после такого рода операций достигал 70%.
Чаще всего трепанации производились на взрослых мужчинах. Высказывались различные предположения о причинах этих операций, по наиболее вероятной версии, трепанация черепа производилась как часть ритуального лечения — через отверстие шаман изгонял злого духа, вызвавшего болезнь. Обратная теория рассматривает первобытные трепанации как ритуальное самоповреждение с целью открытия так называемого «третьего глаза» — галлюцинаций и спутанности сознания, принимаемых за ясновидение.
Примечания[править | править код]
- ↑ Koplow, David A. Smallpox: the fight to eradicate a global scourge (англ.). — Berkeley: University of California Press (англ.)русск., 2003. — ISBN 0-520-24220-3.
- ↑ UC Davis Magazine, Summer 2006: Epidemics on the Horizon. Дата обращения 3 января 2008. Архивировано 30 мая 2012 года.
- ↑ How Poxviruses Such As Smallpox Evade The Immune System, ScienceDaily, February 1, 2008
- ↑ Медников Б.М. «Аналогия (параллели между биологической и культурной эволюцией)» — Человек, 2004, NN 1-4.
Во многих первобытных обществах конца XIX и начала XX века сохранился обычай отрубать фалангу пальца или же весь палец по смерти родственника, вождя, а то и просто члена рода. В горных районах Новой Гвинеи этот ритуал жив и сегодня. Строго говоря, это не столько выражение скорби, сколько попытка умилостивить дух родственника, который по смерти может причинить неприятности живым. И в наши дни, по свидетельству датского путешественника А. Фальк-Рённе, в горных районах Новой Гвинеи «всякий раз, когда у женщины случается горе, она отрубает фалангу одного из пальцев. Из-за этого обычая многие женщины к старости лишаются пальцев и становятся инвалидами».
Литература[править | править код]
- Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. М.-Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1965. ISBN 978-5-458-38414-8
- Скориченко-Амбодик Г. Г. Медицина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Kelly, Nigel; Rees, Bob; Shuter, Paul Medicine Through Time. Heinemann, 2003. ISBN 978-0-435-30841-4.
Ссылки[править | править код]
- История медицины: Первобытное общество
- Врачевание в первобытном обществе
- The History of Medicine, Pre-history Student reference and support materials. St Boniface’s College.
- Prehistoric Medicine.
Источник
Автор:
03 октября 2018 14:42
В древности люди считали, что в зубах кроется таинственная мощь, связанная с бессмертием, а зубы врага даруют победителю силу, мудрость и если не вечную жизнь, то хотя бы здоровье. Но амулеты из чужих зубов собственные от боли, увы, не избавляли…
Идеальная древность
Исследователи были удивлены, но во время раскопок они нередко обнаруживали останки, датированные первыми тысячелетиями до нашей эры с идеальными зубами (примерно до IX века). На фоне этого был сделан вывод, что в глубокой древности для людей зубная боль была редка.
Объясняется это достаточно просто. Во-первых, основной рацион древних жителей Земли составляли сырые овощи и грубые продукты, которые обеспечивали необходимый массаж десен. Также отсутствовал сахар и прочие сладости, которые, как известно, плохо сказываются на состоянии эмали зубов, быстро ее разрушая.
Ну и, конечно же, люди не жили так долго, как сейчас. Средняя продолжительность жизни была на уровне 20-25 лет. А за это время даже сегодня зубы портятся не у всех.
Дубило
Но прогресс не стоял на месте, жизнь человека менялась, появлялся определенный комфорт, и древние люди ближе к I веку нашей эры познакомились и с таким неприятным явлением, как боль в зубах. Правда, тогда особо не церемонились и зубы попросту удаляли.
Причем делали это с помощью специального дубила, выполненного поначалу из камня, а затем — из металла. «Врач» должен был иметь недюжинную силу, чтобы с одного удара устранить источник боли.
Однако, лишаясь зубов, люди поняли, что так долго не протянуть: есть-то становилось нечем. Поэтому начали появляться первые идеи о лечении. Именно этот период ознаменовался появлением первого стоматологического сверла (сегодня это бормашина).
По данным исследователей, еще в империи Майя врачи практиковали для облегчения страданий больного высверливание в эмали небольших отверстий для выведения гноя из зуба.
Для этого использовали нефритовые или медные палочки, которые достаточно быстро вращали руками. Естественно, не было никакой анестезии, но, т. к. альтернативы тоже не было, выбирать было не из чего.
Более научный подход к терапии зубов относят к VI веку до н. э., когда известный индийский врач Сусрут составил классификацию зубных патологий и определил основные на то время направления в лечении.
Пломбы из воска, челюсть из дерева
Древний Египет оставил потомкам огромный пласт материала для изучения: как культурного, так и медицинского. Так, например, описание лечения зубов можно найти в том числе и на рисунках на амфорах.
Медики Древнего Египта научились делать первые пломбы: они были созданы из обычного пчелиного воска. Правда, конструкция надежностью не отличалась: воск во время еды отваливался кусочками, и пломбы приходилось менять.
Также египтяне научились мастерски изготавливать и применять вставные челюсти. Их делали из твердых пород древесины.
Помет в ухо
Римляне в медицине старались продвигаться аккуратно. К здоровью зубов они относились с особым трепетом. Корнелий Цельс — продвинутый врач того времени — предлагал полоскание зубов определенными составами, которые позволяли избавить человека от боли.
Если же пациенту не становилось лучше, то прибегали к удалению зуба. Но выбивание уже никто не использовал, вместо этого ткань слегка подрезали, затем зуб расшатывали, а после уже устраняли щипцами.
Примочки на основе помета птиц (преимущественно речь шла о воронах или воробьях) советовал Плиний. Смесь из помета с маслом надо было закладывать в ухо с той стороны, где болел зуб.
Также именно Плинию приписывают довольно неожиданную рекомендацию: по его мнению, пациенту следовало в полнолуние изловить жабу, плюнуть ей в морду и произнести определенное заклинание. Кроме того, зубы пытались лечить и при помощи клизм и приема слабительных средств.
Щетки из щетины, жир лягушки
Считается, что китайские методы в медицине довольно эффективны. Китайцы первыми придумали использовать зубные щетки на основе жесткой щетины животных. Если же зубы начинали болеть, их выдергивали не сразу, а только в том случае, если ничто другое не помогало.
При этом и удаление было достаточно щадящим: на больную область накладывали мышьяк или жир лягушки. Такие вещества разрушали зуб постепенно, после чего оставалось только расшатать его слегка и выдернуть.
Средневековье
Пожалуй, самую безобидную процедуру избавления от зубных страданий предложил 400 лет назад немецкий ученый Карданус. Он советовал больному посидеть несколько часов с открытым ртом, повернувшись в сторону Луны: по мнению средневекового врачевателя, лунные лучи оказывают благотворное влияние на заболевший зуб.
Вопросам зубоврачевания большое внимание уделяли средневековые арабские врачи. В XI веке хирург Абулькасим положил начало зубопротезированию как разделу медицины.
Известный врач Абу Бакр ибн Закари Ap-Рази подробно описал анатомию зубов и способы лечения кариеса, для чего применял горячую нефть и пломбировочный материал из квасцов и мастики.
В Европе, в отличие от арабского Востока, раннее средневековье достижениями в зубоврачевании не ознаменовано. Слишком сильны были в те времена позиции аскетического христианства с его презрением к красоте и здоровью человека.
Только в эпоху Возрождения начали применять для чистки зубов льняную ткань, протирали их пахучими маслами или эликсирами. В 1719 году в Германии появляются первые в Европе зубные щётки из щетины. Но чистить зубы щёткой европейцам почему-то не понравилось, и распространения германская новация не получила.
Вместо неё использовались зубочистки из дерева, гусиных перьев, слоновой кости. А мода на веера, появившаяся в Европе в конце XVI века, была продиктована не только восторгом перед очаровательной китайской штучкой, красиво дополнявшей туалет, – веером благородные дамы прикрывали плохие зубы и разгоняли дурной запах изо рта.
В средневековой Европе дипломированные врачи в большинстве случаев считали удаление зубов делом, недостойным учёного человека, этим занимались деревенские кузнецы, повитухи, пастухи, цирюльники и даже палачи, для которых зубодёрганье стало побочным заработком.
Кое-кто из самодеятельных «зубников», набравшись опыта, бросал кузницу или цирюльню. Так появилось целое сословие зубодёров, зуболомов и зубоврачевателей.
Они разъезжали по городам и деревням, устраивая свои «кабинеты» на площадях и ярмарках, где всегда было много народа, а значит, и потенциальных клиентов. Причём частенько нанимали музыкантов и шутов, присутствие которых заглушало крики пациентов в «кабинете» и отвлекало внимание толпы от их страданий.
Быстрое развитие медицинских наук привело к тому, что в XVIII веке на смену зубодёру пришёл врач-дантист. Это звание впервые было установлено в 1700 году во Франции.
Но и тогда основным методом лечения оставалось удаление зуба. Что касается «балаганных» приёмов, то ими пользовались даже в XIX веке.
Начало современного этапа развития зубоврачевания и протезирования приходится на середину XIX века. В разных странах начинают открываться зубоврачебные школы. Первая появляется в Америке в 1839 году, а через двадцать лет специальное обучение дантистов вводится в Англии, Франции, Швейцарии, Германии и России.
Вначале было слово
На Руси вообще долгое время применялись методы лечения зубов, отличные от распространённых в Европе. Условно их можно разделить на две группы.
Первая основывалась на силе слова – заговорах, нашёптываниях, оберегах и других средствах, используемых знахарями и ведунами. Другая представляла собой целительство с помощью лекарственных трав и иных средств вроде чеснока, сала или крови животных.
При болезненном прорезывании зубов, например, использовался мозг молодых зайчат, которым смазывали ягодицы ребёнка.
Лечение зубов у скифов
В XVII веке, по мере того как устанавливались отношения Руси и Европы, в Москве стали появляться иностранные врачи. Однако их услуги были так дороги, что подобную роскошь мог позволить себе только царский дом.
Начало стоматологической науки и практики в России, как нетрудно догадаться, связано с реформами Петра I. В 1706 году по его указу в Москве открывается первый генеральный госпиталь (ныне – военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко), а год спустя при нём начинает работать лекарская школа, возглавил которую выпускник Лейденского университета, царский лейб-медик Николай Бидлоо.
6 сентября 1881 года в Петербурге в помещении лечебницы Императорского Человеколюбивого Общества состоялось торжественное открытие «Первой русской школы для изучения зубоврачебного искусства», учреждённой дантистом Ф. Н. Важинским. Первый выпуск школы в январе 1884 года насчитывал 23 человека.
1889 г., Россия, литография. Подпись под карикатурой гласит: «Батюшки, отцы родные, помилосердуйте! Втрое заплачу! Только пустите! У меня и зуб уже перестал болеть!»
Через десять лет подобные школы работали уже во многих больших городах России, а в Петербурге в 1892 году при университете и Военно-медицинской академии были утверждены приват-доцентуры по одонтологии (устаревшее название терапевтического раздела стоматологии, изучающего строение зубов, их болезни, лечение и профилактику).
О том, какие требования предъявлялись к соискателям звания дантиста, свидетельствуют правила, утверждённые в 1845 году российской Медико-хирургической академией.
От желающих экзаменоваться на это звание не требовалось ни общеобразовательного ценза, ни основ грамоты. Достаточно было представить свидетельство, удостоверяющее, что претендент обучался зубному врачебному искусству у известного дантиста не менее трёх лет.
Но как бы там ни было, количество специалистов по зубоврачеванию в стране начинает быстро увеличиваться, и к 1900 году достигает 1657 человек. Накануне Октябрьской революции 1917 года в России практиковало уже около 10 тысяч зубных врачей и дантистов.
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
Источник