Методы лечения зубов в киевской руси и московском государстве

Методы лечения зубов в киевской руси и московском государстве
Несмотря на многообразие литературы, посвященной древнерусскому врачеванию, о лечении зубов в Киевской Руси известно немного. По мнению многих исследователей, на Руси не применялись методы лечения, широко распространенные во Франции, Италии, Фландрии и других странах Западной Европы. Патриархальные обы­чаи не способствовали внедрению передовых знаний и навыков.

Врачеванием в Киевской Руси занимались как народные врачеватели – лечцы, так и врачи-профессионалы – лекари.

Во второй половине IX в. восточные славяне объединились в могу­чее феодальное государство – Киевскую Русь, которая играла выдаю­щуюся роль в политической и культурной жизни Европы того време­ни. Важной составной частью феодальной надстройки Киевской Руси в конце X–XI вв. было христианство (с 988), которое приняло враче­вание под свое покровительство. Единственным святым, исцеляющим зубные болезни, был святой Антипа. Известна молитва на «исцеление зубов», в которой упоминается этот утешитель зубной боли: «О пре­славный священномучениче Антиппа и скорый помощниче христиа­нам в болезнях! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и расслаблен­ныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небесного испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни: аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшего отца и приснаго заступника моего, но ты быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя до­стойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое пос­пешение, да такое тихое и безмолвное житие пожив во всяком бла­гочестии и чистоте, содоблюся со всеми святыми славити и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь».


При всеобщем веровании в высшие силы лечение проводили с помощью молитв, заговоров, заклинаний. Примером такого лечения может быть заговор от зубной боли: «Как земляника эта засыхает и за­вядает, так чтобы у раба божия зубы замирали и занемели, чтобы чер­ви и пути занемели, по сей день, по сей час» (Скороходов Л.Я., 1926). В древнеславянских заговорах – корни русской народной медицины; в них болезнь часто сметается веником, лечится омовением водой, встречается образ чудесного мужа, который стрелами отгоняет всякие болезни. Иногда в этой же роли выступает сам Христос со святыми. В заговорах от зубной боли постоянно говорится о месяце в небе: «Ме­сяц ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, ме­сяц, сними мою зубную скорбь. Унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Вот зуб, вот два, вот три. Все твои, возьми мою скорбь» (Скороходов Л.Я., 1926).

Очень распространено было лечение при помощи дерева. Счита­лось, что дереву можно передать свою болезнь или, наоборот, полу­чить от него силу, особенно часто прибегали к дубу. При зубной боли отыскивали в лесу старый дуб, рядом с которым били ключи, сдирали с его веток кору и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. При зуб­ной боли грызли дерево.
Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не до­шло, но их существование вполне вероятно. Травники и лечебники, которые появились с началом письменности, были обобщением опы­та народных врачевателей.

Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, вышедшая в 1122 г. замуж за византийского императора, изучая медицину по трудам Гиппократа, Ибн-Сины и др., написала трактат по медицине под названием «Мази госпожи Зои-царицы», состоящий из пяти разделов: «Гигиена вообще», «Гигиена брака, беременной и новорожденного», «Гигиена питания», «Наружные болезни», «Внутренние болезни». В трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается про­резывание зубов у младенцев и меры, которые при этом необходи­мо принимать, лечение зубной боли, даются советы по устранению запаха изо рта, приводятся методы лечения различных заболеваний полости рта. Примером таких советов служат следующие: «…когда у ребенка начнется рост зубов, пусть ему намажут места вырастания зубов маслом из левкоев и воском или пусть натрут животным мас­лом, чистым и свежим, смешанным с сахаром», «…если же случит­ся во рту и на языке жжение и жар, то, взяв три драхмы очищенной чечевицы, две драхмы сухих роз, по три драхмы сухого кориандра, семян портулака и шампиньона, половину драхмы камфары и расте­рев хорошо, сделай подобие дорожной пыли и натри во рту и на язы­ке», «…для того чтобы сделать зубы белыми, возьми по две драхмы жженых отрубей и белой соли, все это растерев хорошо, натри зубы», «…при качающихся зубах возьми по две драхмы клещевины, квас­цов и кожуры гранатов, все это растерев и перемешав, натри корни зубов; воздерживайся от всякой очень острой пищи, от разгрызания миндаля, грецких орехов и фундука», «…при дурном запахе изо рта, растерев руту, положи ее в инжир и изжарив дай есть очень горя­чим», или «при дурном запахе изо рта следует жевать блошиную мяту или семена сельдерея или куманики, листья винограда или душистое вино», даны рекомендации по лечению «съеденных зубов», «дрях­лых десен и при кровоточащих зубах, при качающихся зубах, дурно пахнущих, гниющих и при всяком другом страдании зубов разотри с вином рог оленя, затем обмажь кругом шатающийся зуб и он пере­станет качаться», «средство при сильнейших зубных болях: дикого винограда, перца, колотых квасцов, смолы – все это измельчить и принимать с виноградом без косточек и обмазывать кругом зубы». «При качающихся зубах и причиняющих боль: квасцы колотые и корни мыльнянки растереть и держать во рту пока боль не уймется или раскалить железо на огне, окунуть в уксус и этот уксус держать во рту и им полоскать. При болезни полости рта, при воспалении глотки растереть листья оливы и залить растительным маслом и сма­зывать. При потрескавшихся губах измельчить клещевину, смешав с медом, – намазывать», еще «…при трещинах на губах или на лице: олений мозг, мастику, растительное масло, белый воск смешав на­мажь – испытанное» (Литаврин Г.Г. «Византийский медицинский трактат XI–XIV вв.»).

Читайте также:  Лечение зубов с анестезией или без

Трактат Евпраксии Зои хранится во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, а микрофильм рукописи, полученный в 1955 г. про­фессором Б.Д. Петровым, переведен и находится в Российской госу­дарственной библиотеке.

«Домострой» (анонимный памятник русской литературы XVI в., сборник правил, советов и наставлений, наиболее известный в редак­ции на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвест­ру) также содержал практические советы по зубоврачеванию. Напри­мер, там говорилось, что если систематически жевать кислую капусту, то укрепляются слабые десны; о настойке из сельдерея: «той же на­стойкой рот полощи, гнилой запах она изо рта уберет, десны укрепит и зубную боль излечит»; о соке шиповника: если полоскать им рот, то он «выведет болезнь из десен»; о толченых ягодах шиповника: «ими десны и зубы натирай, и оттого болезнь выйдет».

Источник

Специальных
медицинских книг от Киевской Руси до
нас не дошли, но их существование весьма
вероятно – об этом свидетельствуют
биологические и медицинские вопросы в
книгах общего содержания.

Внучка
Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, в
1122 году изучила медицину, читая Гиппократа,
Ибн-Сину и др. В XII
веке она написала трактат по медицине
под названием «Мази госпожи Зои-царицы»,
состоявший из пяти разделов. В трактате
имеются также сведения и по зубоврачеванию:
описывается прорезывание зубов у
младенцев и меры, принимаемые при этом,
лечение зубной боли, устранение запаха
изо рта и рекомендации по лечению
различных болезней полости рта.

Примером таких
советов служат следующие: «… когда у
ребенка начинается рост зубов, пусть
ему намажут места вырастания зубов
маслом из левкоев и воском или пусть
натрут животным маслом, чистым и свежим,
смешанным с сахаром», «…для того, чтобы
сделать зубы белыми, возьми по 2 драхмы
жженных отрубей и белой соли, все это
растерев хорошо, натри зубы», «…при
качающихся зубах возьми по две драхмы
клещевины, квасцов и кожуры гранатов,
все это растерев и перемешав, натри
корни зубов; воздерживайся от всякой
очень острой пищи, от разгрызания
миндаля, грецких орехов и фундука»,
«…при дурном запахе изо рта, растерев
руту, положи ее в инжир и, изжарив, дай
есть очень горячим», при «съеденных
зубах» даны рекомендации к лечению и
т.д.

Во многих рукописных
источниках значительное место уделяется
зубным болезням и их лечению: заговоры,
заклинания, применение лекарственных
средств (полоскания настоями трав,
припарки семенами, компрессы, использование
камфары).

В Древней Руси
было распространено лечение при помощи
дерева. Считалось, что дереву можно
передать свою болезнь, или получить от
него силу. При зубной боли отыскивали
в лесу старый дуб, сдирали с его веток
кору, и, вымочив ее в роднике, носили в
ладанке. Под целебными деревьями
укладывали больных, поили их отваром
листьев, окатывали с них водой детей,
при зубной боли грызли деревья.

На Руси зубных
лекарей называли «зубоволоками». Они
умели накладывать на «червоточину» в
зубах пломбы, укрепляли зубы проволочными
«шинами». Для этого у них имелись
«пеликаны», «ключи» (козья ножка),
«диндагма».

7. Народная медицина в Московском государстве.

В
России народная медицина занима­ла
ведущее положение вплоть до середи­ны
XVII
столетия, когда в стране стали развиваться
государственные формы подготовки
лекарей.

Опыт
русской народной медицины от­ражен
в многочисленных травниках и лечебниках,
а также исторических и историко-бытовых
повестях того времени. Среди
них — записанная в XV
в. «По­весть
о Петре и Февронии Муромских», в
которой
рассказывается о чудесном ис­целении
Муромского князя Петра.

Значительное
место в лечебниках этого
периода отводилось хирургии (ре­занию).
Среди резалников были костоп­равы,
кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились
операции черепосверления, чревосечения,
ампутации. Усыпляли больного
при помощи мандрагоры, мака или
вина. Инструменты (пилки, ножни­цы,
долота, топоры, щупы) проводили через
огонь. Раны обрабатывали березо­вой
водой, вином и золой, а зашивали во­локнами
льна, конопли или тонкими ни­тями
из кишок животных. Для извлече­ния
металлических осколков стрел при­меняли
магнитный железняк. Создава­лись
оригинальные конструк­ции протезов
для нижних конечностей.

Развитие
торговли с соседними стра­нами
постоянно расширяло познания русских
людей об иноземных лекарст­венных
средствах. На Руси многократно
переписывалась
переведенная в XIII
в. с греческого «Христианская
топография» Косьмы
Индикоплова, византийского купца,
который в VI
в. посетил Индию, о.Цейлон
и Эфиопию, описал их приро­ду,
обычаи, а также лекарственный това­рообмен
с «лежащими к Западу от них странами»
.

Читайте также:  Воронеж лечение зубов под общим наркозом отзывы

Индийские
лекарственные средства были
издавна известны на Руси. О них сообщается
в древнерусских травниках, повести
«Александрия» (о походе Алек­сандра
Македонского в Индию), в путе­вых
заметках тверского купца Афанасия
Никитина
«Хожение за три моря» (1466-1472),
которые в силу их большой исто­рической
значимости были включены в русскую
летопись, а также в «Вертогра­де»,
впервые
переведенном
на древнерусский язык с немецкого
в 1534 г. Николаем Булевым.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Автор:

03 октября 2018 14:42

В древности люди считали, что в зубах кроется таинственная мощь, связанная с бессмертием, а зубы врага даруют победителю силу, мудрость и если не вечную жизнь, то хотя бы здоровье. Но амулеты из чужих зубов собственные от боли, увы, не избавляли…

Авторский пост

Ссылки по теме:

Методы лечения зубов в киевской руси и московском государстве

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

Источник