Методы лечения зубов в киевской руси и московском государстве
Несмотря на многообразие литературы, посвященной древнерусскому врачеванию, о лечении зубов в Киевской Руси известно немного. По мнению многих исследователей, на Руси не применялись методы лечения, широко распространенные во Франции, Италии, Фландрии и других странах Западной Европы. Патриархальные обычаи не способствовали внедрению передовых знаний и навыков.
Врачеванием в Киевской Руси занимались как народные врачеватели – лечцы, так и врачи-профессионалы – лекари.
Во второй половине IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство – Киевскую Русь, которая играла выдающуюся роль в политической и культурной жизни Европы того времени. Важной составной частью феодальной надстройки Киевской Руси в конце X–XI вв. было христианство (с 988), которое приняло врачевание под свое покровительство. Единственным святым, исцеляющим зубные болезни, был святой Антипа. Известна молитва на «исцеление зубов», в которой упоминается этот утешитель зубной боли: «О преславный священномучениче Антиппа и скорый помощниче христианам в болезнях! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и расслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небесного испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни: аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшего отца и приснаго заступника моего, но ты быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да такое тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, содоблюся со всеми святыми славити и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь».
При всеобщем веровании в высшие силы лечение проводили с помощью молитв, заговоров, заклинаний. Примером такого лечения может быть заговор от зубной боли: «Как земляника эта засыхает и завядает, так чтобы у раба божия зубы замирали и занемели, чтобы черви и пути занемели, по сей день, по сей час» (Скороходов Л.Я., 1926). В древнеславянских заговорах – корни русской народной медицины; в них болезнь часто сметается веником, лечится омовением водой, встречается образ чудесного мужа, который стрелами отгоняет всякие болезни. Иногда в этой же роли выступает сам Христос со святыми. В заговорах от зубной боли постоянно говорится о месяце в небе: «Месяц ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь. Унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Вот зуб, вот два, вот три. Все твои, возьми мою скорбь» (Скороходов Л.Я., 1926).
Очень распространено было лечение при помощи дерева. Считалось, что дереву можно передать свою болезнь или, наоборот, получить от него силу, особенно часто прибегали к дубу. При зубной боли отыскивали в лесу старый дуб, рядом с которым били ключи, сдирали с его веток кору и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. При зубной боли грызли дерево.
Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование вполне вероятно. Травники и лечебники, которые появились с началом письменности, были обобщением опыта народных врачевателей.
Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, вышедшая в 1122 г. замуж за византийского императора, изучая медицину по трудам Гиппократа, Ибн-Сины и др., написала трактат по медицине под названием «Мази госпожи Зои-царицы», состоящий из пяти разделов: «Гигиена вообще», «Гигиена брака, беременной и новорожденного», «Гигиена питания», «Наружные болезни», «Внутренние болезни». В трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, которые при этом необходимо принимать, лечение зубной боли, даются советы по устранению запаха изо рта, приводятся методы лечения различных заболеваний полости рта. Примером таких советов служат следующие: «…когда у ребенка начнется рост зубов, пусть ему намажут места вырастания зубов маслом из левкоев и воском или пусть натрут животным маслом, чистым и свежим, смешанным с сахаром», «…если же случится во рту и на языке жжение и жар, то, взяв три драхмы очищенной чечевицы, две драхмы сухих роз, по три драхмы сухого кориандра, семян портулака и шампиньона, половину драхмы камфары и растерев хорошо, сделай подобие дорожной пыли и натри во рту и на языке», «…для того чтобы сделать зубы белыми, возьми по две драхмы жженых отрубей и белой соли, все это растерев хорошо, натри зубы», «…при качающихся зубах возьми по две драхмы клещевины, квасцов и кожуры гранатов, все это растерев и перемешав, натри корни зубов; воздерживайся от всякой очень острой пищи, от разгрызания миндаля, грецких орехов и фундука», «…при дурном запахе изо рта, растерев руту, положи ее в инжир и изжарив дай есть очень горячим», или «при дурном запахе изо рта следует жевать блошиную мяту или семена сельдерея или куманики, листья винограда или душистое вино», даны рекомендации по лечению «съеденных зубов», «дряхлых десен и при кровоточащих зубах, при качающихся зубах, дурно пахнущих, гниющих и при всяком другом страдании зубов разотри с вином рог оленя, затем обмажь кругом шатающийся зуб и он перестанет качаться», «средство при сильнейших зубных болях: дикого винограда, перца, колотых квасцов, смолы – все это измельчить и принимать с виноградом без косточек и обмазывать кругом зубы». «При качающихся зубах и причиняющих боль: квасцы колотые и корни мыльнянки растереть и держать во рту пока боль не уймется или раскалить железо на огне, окунуть в уксус и этот уксус держать во рту и им полоскать. При болезни полости рта, при воспалении глотки растереть листья оливы и залить растительным маслом и смазывать. При потрескавшихся губах измельчить клещевину, смешав с медом, – намазывать», еще «…при трещинах на губах или на лице: олений мозг, мастику, растительное масло, белый воск смешав намажь – испытанное» (Литаврин Г.Г. «Византийский медицинский трактат XI–XIV вв.»).
Трактат Евпраксии Зои хранится во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, а микрофильм рукописи, полученный в 1955 г. профессором Б.Д. Петровым, переведен и находится в Российской государственной библиотеке.
«Домострой» (анонимный памятник русской литературы XVI в., сборник правил, советов и наставлений, наиболее известный в редакции на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру) также содержал практические советы по зубоврачеванию. Например, там говорилось, что если систематически жевать кислую капусту, то укрепляются слабые десны; о настойке из сельдерея: «той же настойкой рот полощи, гнилой запах она изо рта уберет, десны укрепит и зубную боль излечит»; о соке шиповника: если полоскать им рот, то он «выведет болезнь из десен»; о толченых ягодах шиповника: «ими десны и зубы натирай, и оттого болезнь выйдет».
Источник
Специальных
медицинских книг от Киевской Руси до
нас не дошли, но их существование весьма
вероятно – об этом свидетельствуют
биологические и медицинские вопросы в
книгах общего содержания.
Внучка
Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, в
1122 году изучила медицину, читая Гиппократа,
Ибн-Сину и др. В XII
веке она написала трактат по медицине
под названием «Мази госпожи Зои-царицы»,
состоявший из пяти разделов. В трактате
имеются также сведения и по зубоврачеванию:
описывается прорезывание зубов у
младенцев и меры, принимаемые при этом,
лечение зубной боли, устранение запаха
изо рта и рекомендации по лечению
различных болезней полости рта.
Примером таких
советов служат следующие: «… когда у
ребенка начинается рост зубов, пусть
ему намажут места вырастания зубов
маслом из левкоев и воском или пусть
натрут животным маслом, чистым и свежим,
смешанным с сахаром», «…для того, чтобы
сделать зубы белыми, возьми по 2 драхмы
жженных отрубей и белой соли, все это
растерев хорошо, натри зубы», «…при
качающихся зубах возьми по две драхмы
клещевины, квасцов и кожуры гранатов,
все это растерев и перемешав, натри
корни зубов; воздерживайся от всякой
очень острой пищи, от разгрызания
миндаля, грецких орехов и фундука»,
«…при дурном запахе изо рта, растерев
руту, положи ее в инжир и, изжарив, дай
есть очень горячим», при «съеденных
зубах» даны рекомендации к лечению и
т.д.
Во многих рукописных
источниках значительное место уделяется
зубным болезням и их лечению: заговоры,
заклинания, применение лекарственных
средств (полоскания настоями трав,
припарки семенами, компрессы, использование
камфары).
В Древней Руси
было распространено лечение при помощи
дерева. Считалось, что дереву можно
передать свою болезнь, или получить от
него силу. При зубной боли отыскивали
в лесу старый дуб, сдирали с его веток
кору, и, вымочив ее в роднике, носили в
ладанке. Под целебными деревьями
укладывали больных, поили их отваром
листьев, окатывали с них водой детей,
при зубной боли грызли деревья.
На Руси зубных
лекарей называли «зубоволоками». Они
умели накладывать на «червоточину» в
зубах пломбы, укрепляли зубы проволочными
«шинами». Для этого у них имелись
«пеликаны», «ключи» (козья ножка),
«диндагма».
7. Народная медицина в Московском государстве.
В
России народная медицина занимала
ведущее положение вплоть до середины
XVII
столетия, когда в стране стали развиваться
государственные формы подготовки
лекарей.
Опыт
русской народной медицины отражен
в многочисленных травниках и лечебниках,
а также исторических и историко-бытовых
повестях того времени. Среди
них — записанная в XV
в. «Повесть
о Петре и Февронии Муромских», в
которой
рассказывается о чудесном исцелении
Муромского князя Петра.
Значительное
место в лечебниках этого
периода отводилось хирургии (резанию).
Среди резалников были костоправы,
кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились
операции черепосверления, чревосечения,
ампутации. Усыпляли больного
при помощи мандрагоры, мака или
вина. Инструменты (пилки, ножницы,
долота, топоры, щупы) проводили через
огонь. Раны обрабатывали березовой
водой, вином и золой, а зашивали волокнами
льна, конопли или тонкими нитями
из кишок животных. Для извлечения
металлических осколков стрел применяли
магнитный железняк. Создавались
оригинальные конструкции протезов
для нижних конечностей.
Развитие
торговли с соседними странами
постоянно расширяло познания русских
людей об иноземных лекарственных
средствах. На Руси многократно
переписывалась
переведенная в XIII
в. с греческого «Христианская
топография» Косьмы
Индикоплова, византийского купца,
который в VI
в. посетил Индию, о.Цейлон
и Эфиопию, описал их природу,
обычаи, а также лекарственный товарообмен
с «лежащими к Западу от них странами»
.
Индийские
лекарственные средства были
издавна известны на Руси. О них сообщается
в древнерусских травниках, повести
«Александрия» (о походе Александра
Македонского в Индию), в путевых
заметках тверского купца Афанасия
Никитина
«Хожение за три моря» (1466-1472),
которые в силу их большой исторической
значимости были включены в русскую
летопись, а также в «Вертограде»,
впервые
переведенном
на древнерусский язык с немецкого
в 1534 г. Николаем Булевым.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Автор:
03 октября 2018 14:42
В древности люди считали, что в зубах кроется таинственная мощь, связанная с бессмертием, а зубы врага даруют победителю силу, мудрость и если не вечную жизнь, то хотя бы здоровье. Но амулеты из чужих зубов собственные от боли, увы, не избавляли…
Идеальная древность
Исследователи были удивлены, но во время раскопок они нередко обнаруживали останки, датированные первыми тысячелетиями до нашей эры с идеальными зубами (примерно до IX века). На фоне этого был сделан вывод, что в глубокой древности для людей зубная боль была редка.
Объясняется это достаточно просто. Во-первых, основной рацион древних жителей Земли составляли сырые овощи и грубые продукты, которые обеспечивали необходимый массаж десен. Также отсутствовал сахар и прочие сладости, которые, как известно, плохо сказываются на состоянии эмали зубов, быстро ее разрушая.
Ну и, конечно же, люди не жили так долго, как сейчас. Средняя продолжительность жизни была на уровне 20-25 лет. А за это время даже сегодня зубы портятся не у всех.
Дубило
Но прогресс не стоял на месте, жизнь человека менялась, появлялся определенный комфорт, и древние люди ближе к I веку нашей эры познакомились и с таким неприятным явлением, как боль в зубах. Правда, тогда особо не церемонились и зубы попросту удаляли.
Причем делали это с помощью специального дубила, выполненного поначалу из камня, а затем — из металла. «Врач» должен был иметь недюжинную силу, чтобы с одного удара устранить источник боли.
Однако, лишаясь зубов, люди поняли, что так долго не протянуть: есть-то становилось нечем. Поэтому начали появляться первые идеи о лечении. Именно этот период ознаменовался появлением первого стоматологического сверла (сегодня это бормашина).
По данным исследователей, еще в империи Майя врачи практиковали для облегчения страданий больного высверливание в эмали небольших отверстий для выведения гноя из зуба.
Для этого использовали нефритовые или медные палочки, которые достаточно быстро вращали руками. Естественно, не было никакой анестезии, но, т. к. альтернативы тоже не было, выбирать было не из чего.
Более научный подход к терапии зубов относят к VI веку до н. э., когда известный индийский врач Сусрут составил классификацию зубных патологий и определил основные на то время направления в лечении.
Пломбы из воска, челюсть из дерева
Древний Египет оставил потомкам огромный пласт материала для изучения: как культурного, так и медицинского. Так, например, описание лечения зубов можно найти в том числе и на рисунках на амфорах.
Медики Древнего Египта научились делать первые пломбы: они были созданы из обычного пчелиного воска. Правда, конструкция надежностью не отличалась: воск во время еды отваливался кусочками, и пломбы приходилось менять.
Также египтяне научились мастерски изготавливать и применять вставные челюсти. Их делали из твердых пород древесины.
Помет в ухо
Римляне в медицине старались продвигаться аккуратно. К здоровью зубов они относились с особым трепетом. Корнелий Цельс — продвинутый врач того времени — предлагал полоскание зубов определенными составами, которые позволяли избавить человека от боли.
Если же пациенту не становилось лучше, то прибегали к удалению зуба. Но выбивание уже никто не использовал, вместо этого ткань слегка подрезали, затем зуб расшатывали, а после уже устраняли щипцами.
Примочки на основе помета птиц (преимущественно речь шла о воронах или воробьях) советовал Плиний. Смесь из помета с маслом надо было закладывать в ухо с той стороны, где болел зуб.
Также именно Плинию приписывают довольно неожиданную рекомендацию: по его мнению, пациенту следовало в полнолуние изловить жабу, плюнуть ей в морду и произнести определенное заклинание. Кроме того, зубы пытались лечить и при помощи клизм и приема слабительных средств.
Щетки из щетины, жир лягушки
Считается, что китайские методы в медицине довольно эффективны. Китайцы первыми придумали использовать зубные щетки на основе жесткой щетины животных. Если же зубы начинали болеть, их выдергивали не сразу, а только в том случае, если ничто другое не помогало.
При этом и удаление было достаточно щадящим: на больную область накладывали мышьяк или жир лягушки. Такие вещества разрушали зуб постепенно, после чего оставалось только расшатать его слегка и выдернуть.
Средневековье
Пожалуй, самую безобидную процедуру избавления от зубных страданий предложил 400 лет назад немецкий ученый Карданус. Он советовал больному посидеть несколько часов с открытым ртом, повернувшись в сторону Луны: по мнению средневекового врачевателя, лунные лучи оказывают благотворное влияние на заболевший зуб.
Вопросам зубоврачевания большое внимание уделяли средневековые арабские врачи. В XI веке хирург Абулькасим положил начало зубопротезированию как разделу медицины.
Известный врач Абу Бакр ибн Закари Ap-Рази подробно описал анатомию зубов и способы лечения кариеса, для чего применял горячую нефть и пломбировочный материал из квасцов и мастики.
В Европе, в отличие от арабского Востока, раннее средневековье достижениями в зубоврачевании не ознаменовано. Слишком сильны были в те времена позиции аскетического христианства с его презрением к красоте и здоровью человека.
Только в эпоху Возрождения начали применять для чистки зубов льняную ткань, протирали их пахучими маслами или эликсирами. В 1719 году в Германии появляются первые в Европе зубные щётки из щетины. Но чистить зубы щёткой европейцам почему-то не понравилось, и распространения германская новация не получила.
Вместо неё использовались зубочистки из дерева, гусиных перьев, слоновой кости. А мода на веера, появившаяся в Европе в конце XVI века, была продиктована не только восторгом перед очаровательной китайской штучкой, красиво дополнявшей туалет, – веером благородные дамы прикрывали плохие зубы и разгоняли дурной запах изо рта.
В средневековой Европе дипломированные врачи в большинстве случаев считали удаление зубов делом, недостойным учёного человека, этим занимались деревенские кузнецы, повитухи, пастухи, цирюльники и даже палачи, для которых зубодёрганье стало побочным заработком.
Кое-кто из самодеятельных «зубников», набравшись опыта, бросал кузницу или цирюльню. Так появилось целое сословие зубодёров, зуболомов и зубоврачевателей.
Они разъезжали по городам и деревням, устраивая свои «кабинеты» на площадях и ярмарках, где всегда было много народа, а значит, и потенциальных клиентов. Причём частенько нанимали музыкантов и шутов, присутствие которых заглушало крики пациентов в «кабинете» и отвлекало внимание толпы от их страданий.
Быстрое развитие медицинских наук привело к тому, что в XVIII веке на смену зубодёру пришёл врач-дантист. Это звание впервые было установлено в 1700 году во Франции.
Но и тогда основным методом лечения оставалось удаление зуба. Что касается «балаганных» приёмов, то ими пользовались даже в XIX веке.
Начало современного этапа развития зубоврачевания и протезирования приходится на середину XIX века. В разных странах начинают открываться зубоврачебные школы. Первая появляется в Америке в 1839 году, а через двадцать лет специальное обучение дантистов вводится в Англии, Франции, Швейцарии, Германии и России.
Вначале было слово
На Руси вообще долгое время применялись методы лечения зубов, отличные от распространённых в Европе. Условно их можно разделить на две группы.
Первая основывалась на силе слова – заговорах, нашёптываниях, оберегах и других средствах, используемых знахарями и ведунами. Другая представляла собой целительство с помощью лекарственных трав и иных средств вроде чеснока, сала или крови животных.
При болезненном прорезывании зубов, например, использовался мозг молодых зайчат, которым смазывали ягодицы ребёнка.
Лечение зубов у скифов
В XVII веке, по мере того как устанавливались отношения Руси и Европы, в Москве стали появляться иностранные врачи. Однако их услуги были так дороги, что подобную роскошь мог позволить себе только царский дом.
Начало стоматологической науки и практики в России, как нетрудно догадаться, связано с реформами Петра I. В 1706 году по его указу в Москве открывается первый генеральный госпиталь (ныне – военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко), а год спустя при нём начинает работать лекарская школа, возглавил которую выпускник Лейденского университета, царский лейб-медик Николай Бидлоо.
6 сентября 1881 года в Петербурге в помещении лечебницы Императорского Человеколюбивого Общества состоялось торжественное открытие «Первой русской школы для изучения зубоврачебного искусства», учреждённой дантистом Ф. Н. Важинским. Первый выпуск школы в январе 1884 года насчитывал 23 человека.
1889 г., Россия, литография. Подпись под карикатурой гласит: «Батюшки, отцы родные, помилосердуйте! Втрое заплачу! Только пустите! У меня и зуб уже перестал болеть!»
Через десять лет подобные школы работали уже во многих больших городах России, а в Петербурге в 1892 году при университете и Военно-медицинской академии были утверждены приват-доцентуры по одонтологии (устаревшее название терапевтического раздела стоматологии, изучающего строение зубов, их болезни, лечение и профилактику).
О том, какие требования предъявлялись к соискателям звания дантиста, свидетельствуют правила, утверждённые в 1845 году российской Медико-хирургической академией.
От желающих экзаменоваться на это звание не требовалось ни общеобразовательного ценза, ни основ грамоты. Достаточно было представить свидетельство, удостоверяющее, что претендент обучался зубному врачебному искусству у известного дантиста не менее трёх лет.
Но как бы там ни было, количество специалистов по зубоврачеванию в стране начинает быстро увеличиваться, и к 1900 году достигает 1657 человек. Накануне Октябрьской революции 1917 года в России практиковало уже около 10 тысяч зубных врачей и дантистов.
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
Источник