Киселева е г профилактика страха у детей перед лечением зубов часть 1

С первого посещения стоматолога ребенок должен накапливать положительный эмоциональный опыт лечения. Между врачом и ребенком должна быть установлена положительная коммуникация. Имеются два основных пути установления такой связи: вербальный и невербальный.

По утверждению психологов, передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55% [2,4]. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения, оно меньше контролируется сознанием, поэтому считается более достоверным [4].

Эти данные заставляют задуматься над значением невербальных методов управления поведением ребенка на стоматологическом приеме и обратить особое внимание на значение позы, жестов и мимики детей [5]. У детей наблюдается преобладание невербальных каналов коммуникации. Анализ жестов, мимики, позы ребенка позволяет судить о его психологическом состоянии на стоматологическом приеме [3,5]. Использование невербальных средств коммуникации особенно актуально для врача-стоматолога в связи со спецификой работы, невозможностью словесного общения с пациентом, а невербальные методы управления поведением детей помогают установить  контакт с ребенком на стоматологическом приеме, уменьшить  страх и беспокойство и создать доверительные отношения с маленьким пациентом.

Цель исследования  —  изучить особенности невербального поведения детей школьного возраста на стоматологическом приеме.

Материал и методы. В 2015 году на базе ГУО «СШ №12 г. Минска» проведен опрос 53 детей 3-6 классов (в возрасте 8-12 лет) c использованием анонимной анкеты для определения невербальных характеристик поведения детей при посещении врача-стоматолога. Анкета включала 10 вопросов и варианты ответов к ним. Предварительно было получено разрешение директора школы на проведение исследования и информированное согласие родителей на опрос детей. Также была проведена оценка поведения 37 детей на стоматологическом приеме в ГУ «РКСП» г. Минска. Школьникам было предложено изобразить на рисунке свой визит к врачу-стоматологу. Всего был проведен анализ 30 детских рисунков (таблица 1).

Таблица 1.

Объект и методы исследования

ОбъектВозраст, лет Количество,

человек

Место исследованияМетоды
Школьники8-12 лет53ГУО «СШ №12 г. Минска»Анкетирование;

анализ рисунков

Пациенты37ГУ «РКСП»

г. Минска

Оценка поведения

Данные статистически обработаны при помощи компьютерной программы Microsoft Excel 2010 с использованием методов параметрической статистики.

Результаты исследования  и их обсуждение. На основании полученных в ходе анкетирования данных составлен ряд числовых значений, отражающих проявления страха у детей (рисунок 1): почти половина детей (45%) ощущают дрожь; 38% зажмуривают глаза; 6% кричат и плачут; у 11% респондентов страх проявляется иным образом. Однако по данным литературы [3,5], проявлениями страха чаще являются широко распахнутые глаза и приподнятые кверху брови.

Рисунок 1. Невербальные признаки тревоги детей

Важно отметить, какие чувства испытывает ребенок в процессе ожидания приема врача-стоматолога. По результатам анкетирования наиболее часто (38%) дети сидят возле кабинета, опустив голову, или ходят из стороны в сторону (34%), 13% — часто вздрагивают, и только 15% детей сидят спокойно (рисунок 2) . Следовательно, 85%  школьников испытывают негативные эмоции тревоги при планировании ожидания стоматологического приема.

Рисунок 2. Действия детей при ожидании стоматологического приема

Психологи утверждают, что положения тела (позы) значимы для понимания их психологического смысла как сами по себе, так и в системе отношений между пациентом и врачом [1, 2]. При рассмотрении невербальных признаков тревоги, проявляемых во время лечения (рисунок 3), было выявлено, что чаще всего дети закрывают глаза (45%) и скрещивают руки перед собой (21%), реже пытаются прикрыть рот рукой (13%). Это можно объяснить непривычной, часто пугающей обстановкой кабинета, стоматологическими инструментами, находящимися в непосредственной близости от лица ребенка, темным тоном перчаток и маски врача, ярким светом лампы над головой.

Рисунок 3. Признаки тревоги у детей при нахождении в стоматологическом кресле

Невербальное поведение ярко иллюстрирует внутренние переживания пациентов [2]. По результатам анкетирования (рисунок 4) больше половины школьников (53%) при чувстве страха во время лечения крепко сжимают подлокотники стоматологического кресла, 15% съеживаются и пытаются сползти с кресла, 9% поворачивают голову в разные стороны и 9% пытаются схватить врача за руки.

Рисунок 4. Невербальные показатели страха во время лечения у врача-стоматолога

На основании наблюдения за поведением детей на стоматологическом приеме и анализа рисунков детей были выявлены и представлены наиболее типичные невербальные признаки эмоций, характерных для различных типов поведения детей.

Читайте также:  Опасность наркоза при лечении зубов ребенку

При изначальной неготовности или отказе от лечения дети демонстрируют следующие невербальные признаки: приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, растянутые в стороны губы, опущенные и несколько отведенные назад уголки рта, закрытые руками уши (рисунок 5).

Рисунок 5. Изначальная неготовность или отказ ребенка от лечения

Нежелание лечиться и сопротивление проявляется нахмуренными бровями, зажмуренными глазами, поворотами головы в разные стороны; попыткой взять за руки, укусить пальцы врача, съежится и сползти с кресла, прикрытием рта рукой (рисунок 6).

Рисунок 6. Нежелание ребенка лечиться

Если же ребенок с настороженностью принимает лечение (рисунок 7), то для него характерно следующее поведение: бегающий взгляд, втягивание головы в плечи, крепкое сжимание подлокотников стоматологического кресла, скрещивание и опускание рук, при этом одна как бы пожимает другую, перекрещивание ног.

Рисунок 7. Настороженное отношение ребенка к лечению

При готовности ребенка к лечению (рисунок 8) его взгляд спокойный, он с интересом смотрит на врача и его действия, улыбается, сидит в расслабленной позе.

Рисунок 8. Готовность ребенка к лечению

Нами были предложены следующие невербальные  методы управления поведением ребенка на стоматологическом приеме. Дизайн кабинета и общая атмосфера стоматологической клиники по возможности должны снижать тревожность маленьких пациентов: желательно использовать светлые тона стен и стоматологического кресла, иметь телевизор и радиоприемник. Врач-стоматолог устанавливает невербальную связь с ребенком через зрительный контакт, доброжелательную улыбку, покачивание головой в такт словам пациентам, особым расположением тела по отношению к ребенку (на расстоянии 120-180 см), одобрительным пожатием рук и прикосновением к плечам и голове ребенка. Голос врача должен быть мягким, но решительным и требовательным, а слова — простыми и понятными для ребенка. Во время осмотра и лечения ребенок должен слышать, видеть, сотрудничать, помогать. По возможности ребенку следует разрешать дотрагиваться до некоторых приборов и наконечников стоматологической установки. Из поля зрения ребенка всевозможные устрашающие предметы следует убрать (зонд, шприц, щипцы и т.д.).

Заключение.  Изученные особенности невербального поведения детей, в результате  анализа данных самостоятельно разработанной анкеты, рисунков детей  и оценке поведения их на стоматологическом приеме позволяют врачу судить об их психологическом состоянии во время ожидания приема (одним из способов выявления скрытой тревоги являются рисунки детей, которые можно предложить нарисовать им перед посещением врача-стоматолога) и в процессе лечения. Все выше перечисленное поможет в ранней  диагностике тревоги и страха у  маленького пациента и позволят врачу своевременно провести корректирующие мероприятия для улучшения эмоционального состояния ребенка и создания положительной коммуникации, что в последующем будет способствовать формированию мотивации к  стоматологическому лечению.

Список литературы:

  1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – с. 15-27.
  2. Айслер-Мертц, К. Язык жестов / К. Айслер-Мертц. – М. : Гранд, Фаир-Пресс, 2003. — 160 с.
  3. Киселева, Е. Г. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть 1. / Е. Г. Киселева, А. А. Васянина, Д. А. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. — 2006. — № 1-2. — С. 54-62.
  4. Ларенцова, Л. И. Психология взаимоотношения врача и пациента: учеб. пособие / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. –  152 с.
  5. Шарова, Т. Н. Прогнозирование эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме/ Т. Н. Шарова, А. А. Антонова // Современная стоматология. – 2014. — № 1. – С. 94-95.

    НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА С ДЕТЬМИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ

    На основании наблюдения за поведением детей на стоматологическом приеме, анализа рисунков и анкет школьников в статье приведены особенности невербального поведения детей в зависимости от их эмоционального состояния. Были выявлены и представлены наиболее типичные невербальные признаки эмоций, характерных для различных типов поведения детей, а также предложены невербальные методы управления поведением ребенка на стоматологическом приеме.

    Written by: Шаковец Наталья Вячеславовна, Антоненко Анна Николаевна

    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА

    Date Published: 12/28/2016

    Edition: euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)

Источник

Одним из важнейших факторов, влияющих на распространенность основных стоматологических заболеваний, таких как кариес зубов и его осложнения, а так же заболевания тканей периодонта, является мотивация к обращению за стоматологической помощью. Именно она способствует полезному, с точки зрения здоровья, изменению отношения пациента к стоматологическим заболеваниям и их профилактике. Дентофобия способствует формированию негативного отношения лиц молодого возраста к лечению у врача-стоматолога.

Читайте также:  Протезирование зубов лечение или дорогостоящее лечение

Проблема взаимопонимания врача-стоматолога и пациента-ребенка остается сложной и актуальной в современном мире. По утверждению психологов, у детей, страдающих дентофобией, на подсознательном уровне укоренены страхи, связанные с лечением зубов [2].Лишь невыносимая зубная боль может заставить их обратиться за стоматологической помощью [3]. Иногда врач не может провести эффективное и своевременное лечение из-за страха пациента перед стоматологическими манипуляциями и позднего обращения за стоматологической помощью, что приводит к ухудшению общего стоматологического статуса. В результате – высокая распространенность и интенсивность кариеса, большое количество удаленных зубов не только во взрослом, но и в детском возрасте, что указывает большую медицинскую и социальную значимость проблемы дентофобии [4,5].

Цельисследования–выявить основные факторы возникновения тревожности и  дентофобии  у детей школьного возраста.

Материал и методы. В 2014 году на базе ГУО «СШ № 12 г. Минска» проведен опрос 114 детей 4-9 классов с использованием анонимной анкеты для определения отношения детей к лечению у врача-стоматолога, состоящей из 11 вопросов и вариантов ответов к ним, и шкалы стоматологической тревожности Кораха (Соrаh‘s Dental Апхiеtу Sсаlе,1969). Данная шкала включает в себя 4 вопроса с пятью вариантами ответа. В зависимости от выбранного участниками ответа итоговая сумма баллов четырех вопросов может колебаться в пределах от 4 до 20 баллов, на основании чего определяется уровень тревожности. Интерпретация результатов следующая: 9-12 баллов — умеренное беспокойство, 13-14 баллов — высокая тревожность и 15-20 баллов — тяжелый невроз (или фобия). В зависимости от возраста все дети были разделены на 3 группы: младшие школьники (21 ребенок), учащиеся средних классов (81 человек) и старшие школьники (12 учащихся). Предварительно было получено разрешение директора школы на проведение исследования и информированное согласие родителей на опрос детей. Данные статистически обработаны при помощи компьютерной программы Microsoft Excel 2010 с использованием методов параметрической статистики. Школьникам также было предложено изобразить на рисунках те предметы, которые больше всего тревожат и пугают их на стоматологическом приеме, затем произведен анализ их работ.

Результаты исследования и их обсуждение.На основании полученных в ходе анкетирования данных составлен ряд числовых значений, отражающих уровень тревожности детей различных возрастных групп (рисунок 1). Согласно шкале Кораха, наибольшее количество детей испытывают умеренное беспокойство – 36 человек (31,6%),на втором месте дети, имеющие дентофобию – 32 человека (28%), третье место занимают школьники, не испытывающие страх – 27человек (23,7%), а наименьшее количество учащихся – 19 человек (16,7%) – высокую тревожность. Таким образом, 45% детей и подростков испытывают негативные эмоции тревоги при планировании посещения врача-стоматолога.

Киселева е г профилактика страха у детей перед лечением зубов часть 1

Рисунок 1. Уровни тревожности учащихся 4-9 классов согласно шкале стоматологической тревожности Кораха

При дальнейшей оценке  результатов шкалы Кораха была определено неравномерное распределение тревожных эмоциональных состояний среди учащихся 4-9 классов: наибольшее количество тревожных эмоций приходится на подростковый возраст (5-8 классы) по сравнению с младшими школьниками и юношеским возрастом (рисунок 2). Это можно объяснить с особенностями гормональной и психологической перестройки организма подростка [1,2,6].

Киселева е г профилактика страха у детей перед лечением зубов часть 1

Рисунок 2. Распределение тревожных эмоциональных состояний по классам в соответствии со шкалой стоматологической тревожности Кораха

Нами была выявлена положительная средняя по силе корреляционная зависимость между значениями тревожности детей и их эмоциональным состоянием при последнем посещении врача-стоматолога (r = 0,51), а также периодом времени, прошедшем с момента последнего визита к врачу (r = 0,56). Уровень тревожности был выше у детей, которые давно не посещали врача-стоматолога и у тех, кто на последнем приеме испытывал негативные эмоции.

При рассмотрении факторов, влияющих на возникновение тревожности, было выявлено, что наиболее часто у детей и подростков страх вызывает проведение инъекций (45%); у 35% респондентов уровень тревожности повышался из-за звука бормашины; у 16% — вследствие долгого ожидания перед кабинетом; 2% школьников не нравился необычный запах в кабинете(рисунок 3).

Киселева е г профилактика страха у детей перед лечением зубов часть 1

Рисунок 3. Факторы, влияющие на возникновение тревожности у учащихся  при планировании посещения врача-стоматолога

Значительно различались действия детей и подростков при появлении зубной боли в зависимости от их уровня тревожности. Школьники с низким и умеренным уровнем тревожности предпочитали полечить зуб, а дети с фобией – удалить или ничего не делать в сложившейся ситуации. С точки зрения возрастных особенностей наибольшее желание не предпринимать никаких действий по лечению зуба высказывали ученики средних классов (рисунок 4).

Читайте также:  Лечение зубов озоном сколько это стоит

Киселева е г профилактика страха у детей перед лечением зубов часть 1

Рисунок 4.Намерения детей при появлении боли в зубе

Во всех возрастных группах различались причины нежелания детей и подростков идти к врачу-стоматологу. Самый высокий процент младших школьников не хотели посещать врача из-за боязни шума (43%), а также страха и тревоги (38%).Средние школьники в большинстве случаев отказывались от визита из-за чувства беспомощности и неизвестности при работе врача-стоматолога (37%), старших школьников также беспокоило это ощущение (42%) и раздражающий звук от работающей бормашины (25%).

Детям и подросткам 4-9 классов было предложено выбрать следующие из предложенных в анкете способов по улучшению организации стоматологического приема.

Для снижения раздражающего эффекта от работающей бормашины респондентами были предложены следующие варианты: младшие школьники предпочли постоянное общение с врачом (38%) и просмотр телевизора (33%); подростков заинтересовала успокаивающая музыка (31%), однако, треть из них считала, что их ничто не сможет отвлечь; старшие школьники в большинстве случаев предпочли прослушивание приятной музыки (42%). Здесь хотелось бы отметить, что чаще всего отрицали возможность снижения раздражающего эффекта школьники средних классов, среди которых уровень тревожности наиболее высок.

Дети высказали свои пожелания по усовершенствованию места ожидания приема у врача-стоматолога: большинство из них указали на положительное влияние просмотра телевизора и прослушивание приятной музыки. При этом младшие (57%) и средние школьники (48%) отдавали предпочтение телевизору, а девушки и юноши (50%)  – приятной музыке(рисунок 5).

Киселева е г профилактика страха у детей перед лечением зубов часть 1

Рисунок 5. Пожелания детей по усовершенствованию места ожидания приема врача-стоматолога

Учащимся 4-5 классов мы предложили изобразить на бумаге те предметы, которые больше всего пугают детей на стоматологическом приеме. Наиболее часто страхи детей ассоциировались с проведением инъекций, удалением зубов, появлением крови (рисунок 6) и наконечником стоматологической установки (рисунок 7). Дети хотели бы видеть врачей-стоматологов в разноцветных масках и не в синих перчатках (рисунок 8).

Киселева е г профилактика страха у детей перед лечением зубов часть 1

Заключение. К основным факторам риска дентофобии относятся: необходимость проведения инъекций, раздражающий звук бормашины, длительное ожидание перед кабинетом врача. Дети и подростки с высоким уровнем тревожности должны посещать врача-стоматолога регулярно (не реже 1 раз в полгода), в связи с тем, что их страх возрастает с увеличением периода времени, прошедшего после последнего визита. При приеме детей младшего школьного возраста лучше использовать цветные маски и перчатки светлых тонов. В приемной и кабинете врача-стоматолога желательно иметь телевизор и радиоприемник, а во время лечения активно общаться с пациентами и не допускать длительного ожидания перед кабинетом.

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

2.Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3.Брызгалов, А.С. Алгоритм оказания стоматологической помощи подросткам, находящимся на стационарном лечении в общесоматической клинике с различным уровнем стоматофобии: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.14 / А. С. Брызгалов. – Москва, 2012. – 23 с.

4.Власова, Д. С. Стоматофобия как социальная проблема: факторы формирования и возможности профилактики: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.02.05 / Д. С. Власова. – Волгоград, 2012. – 24 с.

5.Киселева, Е. Г., Васянина, А. А., Кузьмина, Д. А. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть 1. / Е. Г. Киселева, А. А. Васянина, Д. А. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2006. – № 1-2. – 53 c.

6.Шарова, Т. Н., АнтоноваА. А. Прогнозирование эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме/ Т. Н. Шарова, А. А. Антонова // Современная стоматология. – 2014. – № 1. – С. 94-95.

ДЕНТОФОБИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ

Written by: Шаковец Наталья Вячеславовна, Антоненко Анна Николаевна

Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА

Date Published: 04/03/2017

Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)

Источник