Posted January 24th, 2012 by renat & filed under Вестник КазНМУ, Русский, Стоматология.

Описан метод исследования психоэмоционального состояния детей, приходящих на лечение зубов. В дополнение к регистрации вегетативных реакций организма этот метод включает в себя оценку (по специальной шкале) – отношение пациента к конкретной ситуации, связанные с лечением зубов. Метод был использован для оценки эффективности использования препаратов диазепинового ряда у детей до лечения зубов.

Позитивное отношение больного к лечению, его стремление помочь врачу, готовность перенести неприятные ощущения и даже боль ради достижения конечном цели— создают те благоприятные условия, при которых стоматолог может быстро и качественно завершить лечение. Иначе обстоит дело при негативном отношении больного к лечению, когда не только боль, а даже ощущение вибрации, шум работающем бормашины сопровождаются эмоциональными, вегетативными и двигательными реакциями, затрудняющими или делающими невозможным продолжение лечения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда в роли пациентов оказываются дети. В силу возрастных особенностей психики они часто оказываются не в состоянии волевым усилием подавить, «замаскировать» свое негативное отношение и оно проявляется в широком диапазоне —от гримасы неудовольствия на лице при входе в кабинет до категорического отказа от лечения с противодействием врачу. Негативное отношение ребенка к лечению зубов формируется под влиянием многих факторов: боли, перенесенной во время предшествующего лечения, устрашающих рассказов сверстников и взрослых, отсутствия или недостаточной эффективности работы по разъяснению необходимости своевременного лечения зубов. Зависит оно и от типа личности, возраста пациента. Являясь динамическим состоянием, отношение ребенка к лечению поддается коррекции с помощью разъяснения, внушения, физиологического отвлечения, применения фармакологических препаратов {1,3,4,5,6,7}. Для того чтобы сравнить эффективность применения перечисленных методов в отдельности, либо в той или иной комбинации, необходимо иметь адекватную методику оценки психоэмоционального состояния ребенка на всех этапах лечения. Решению этой задачи, разработке и апробации методики изучения психоэмоционального состояния детей и посвящена настоящая работа. Учитывая то обстоятельство, что ведущим фактором развития эмоционально-стрессорной реакции является не столько воздействие как таковое, сколько субъективное отношение индивидуума к этому воздействию {2}, мы выделили по характеру отношения ребенка к ситуациям, возникающим во время пребывания его в стоматологическом кабинете, 5 состояний: 1) позитивное; 2) индифферентное; 3) начальное проявление негативного; 4) ярко выраженное, но преодолеваемое негативное; 5) непреодолимое негативное. С учетом полярности каждое из этих состояний было оценено баллами в диапазоне от +1 до —3 баллов. Так как характер отношения пациента к той или иной ситуации, связанной с лечением зубов, зависит от ее аверсивности, нами была разработана стандартная модель клинического исследования, максимально приближенная к естественным условиям пребывания пациента в стоматологическом кабинете. Она включала 6 ситуаций, следующих поэтапно в порядке их возрастающей аверсивности.

Первый этап — вход ребенка в кабинет.

Второй этап — приближение врача, включение им осветителя.

Третий этап — вопрос врача: «Будем лечить зубы»

Четвертый этап — команда врача: «Открой рот!» и обследование полости рта с помощью зеркала и зубоврачебного зонда.

Пятый этап — включение бормашины, поднесение бора ко рту и команда: «Открой рот!»

Шестой этап — троекратная обработка бором твердых тканей зуба в области эмалево-дентинной границы (продолжительность цикла обработки 1 с, интервал между циклами порядка 0,5 с). Помимо перечисленных основных признаков, учитывали дополнительно характер мимики, пантомимики, речевую активность, изменение окраски кожных покровов, потоотделение, на основании чего оценивали эмоциональный статус (фон) больного. При этом с учетом полярности и энергетической насыщенности выделяли следующие эмоциональные состояния: благоприятное, нейтральное, тревоги, страха, страха с аффектом (ужаса). Регистрацию экспрессивных признаков осуществляли на основании данных визуального наблюдения.

По изложенной методике было обследовано 248 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Из них 106 детей составили группу «отказывающихся» от лечения, т. е. с ярко выраженным негативным отношением к лечению. У 53 детей, посетивших стоматолога от 2 до 4 раз, проводили повторные исследования. При анализе результатов этих исследований было установлено, что во время повторного посещения отношение детей к лечению в целом изменялось к лучшему. Однако чем ярче у детей проявлялось негативное отношение на первых этапах исследования, тем меньше был положительный эффект при повторном посещении. Более того, у детей, проявляющих выраженное негативное отношение на первом и втором этапах исследования, контакт с врачом при повторном посещении нередко ухудшался. В работе стоматолога очень важно прогнозировать поведение ребенка во время лечения, более рационально строить свои отношения с маленьким пациентом, заранее решить вопрос о необходимости использования методов психофизиологической и медикаментозной подготовки. Поэтому мы попытались уточнить, в какой мере разработанная нами шкала оценок может быть использована для прогнозирования вероятности отказов ребенка от лечения. Оказалось, что среди детей, проявляющих позитивное или индифферентное отношение на первом и втором этапах исследования (вход в кабинет и приближение врача), отказы от лечения наблюдалось в 9,3 °/о случаев, у детей с первыми признаками негативного отношения – в 39,6%, у детей с выраженным, но преодолимым негативным отношением- в 71,4%, а при непреодолимом негативном отношении – в 91,3% случаев. Не менее информативным для прогнозирования отказов оказался характер посещения детей на третьем этапе исследования, когда им задавали вопрос: «Будем лечить зубы?» Среди детей, давших утвердительный ответ на этот вопрос, отказов от лечения не было, тогда как у детей, не ответив или давших на этот вопрос или давших отрицательный ответ, частота отказов от лечения достигала 91,3°/о. Столь высокая частота отказов дает основание считать, что у детей, проявляющих выраженное негативное отношение на первых трех этапах исследования, без проведения специальных мероприятий (медикаментозная подготовка, физиологическое отвлечение, словесное внушение) попытки лечения не только являются малоперспективными, но и способствуют закреплению негативного отношения к лечению. Далее мы поставили перед собой задачу оценить с помощью разработанной нами шкалы оценок влияние транквилизаторов на психоэмоциональное состояние детей во время лечения зубов. С этой целью у 112 детей были использованы транквилизаторы диазепинового ряда – диазепам (седуксен) по 0,0025-0,005 г. Через 30 мин после приема препарата per os, ребенка повторно приглашали в кабинет.

Не останавливаясь на сравнительной характеристике действия диазепама в отметим лишь, что у детей под влиянием транквилизаторов наблюдалось в целом снижение величины вегетативных реакций — коррелянтов психоэмоционального стресса; урежались пульс (особенно на первом и втором этапах исследования),дыхание(особенно на шестом этапе исследования). Что же касается изменения отношения детей к лечению, то под влиянием транквилизаторов оно в целом характеризовалось отчетливой положительной динамикой. Однако следует отметить, что эффект транквилизаторов во многом зависел от исходного отношения ребенка к лечению. Так, например, у детей , проявлявших индифферентное или первые признаки негативного отношения на первых двух этапах исследования, после приема препаратов быт отмечен отчетливый положительный эффект на всех последующих этапах исследования, включая последний — лечение зубов. В частности, среди детей этом группы, категорически отказывавшихся при первом посещении стоматологического кабинета от лечения, после приема транквилизатора у 86 % удалось закончить лечение.

Иначе обстояло дело у детей, проявлявших резкое негативное отношение на первых двух этапах исследования. Хотя под влиянием транквилизаторов в целом у них наблюдался положительный эффект, однако вероятность перехода непреодолимого негативного отношения к лечению в преодолимое была невелика — 38 %, т. е. почти 2/з больных, несмотря на прием транквилизаторов, так и не дали закончить лечение. Это позволяет сделать вывод о том, что у детей, проявляющих резко выраженное негативное отношение на первых двух этапах исследования (вход в кабинет, приближение врача), эффективность премедикации указанными транквилизаторами диазепинового ряда далеко не всегда бывает достаточной. По-видимому, у таких детей следует либо проводить премедикацию с использованием других препаратов, либо ставить вопрос о проведении лечения под общей анестезией. Обобщая все изложенное выше, мы считаем возможным сделать следующие выводы.

З а к л ю ч е н и е

Предложенная нами шкала оценок отношения пациента к отдельным ситуациям во время пребывания в стоматологическом кабинете может быть использована при комплексном изучении психоэмоционального состояния детей во время лечения зубов и, в частности, для оценки эффективности мероприятий, направленных на коррекцию психоэмоциональных сдвигов. На основании анализа отношения ребенка к трем верным этапам исследования (вход в кабинет, приближение врача, ответ на вопрос: «Будем лечить зубы?.) можно прогнозировать поведение ребенка на последующих этапах, в частности во время лечения зубов. С учетом этого прогноза следует решать вопрос о необходимости проведения мероприятий, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка. Транквилизаторы диазепинового ряда (диазепам) в использованных нами дозировках целесообразно назначать детям, проявляющим умеренно выраженное негативное отношение на первых двух этапах исследования. У детей, проявляющих резко выраженное непреодолимое негативное отношение на первых двух этапах исследования, указанные транквилизаторы часто оказываются неэффективными.

 Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бажанов Н. Н., Ганина С.С : Обезболивание в поликлинической стоматологической практике. М., 1979.

2. Вальдман А. В., Козловская М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М., 1999.

3. Ларионов И. Н. Особенности психо-и фармакопрофилактики при лечении кариеса у детей различных возрастных групп. Автореф. дне, канд. Киев, 1977.

4. Фролова С. И. — Стоматология, 1992, 2, с. 66-67.

5. Коминек Я, Томан Я., Розковцева Е. Детская стоматология. Прага, 1998, с. 89-110.

6. Frigoletlo R. L.— Quint. Int.,2007, v. 8, р. 49-54.

7. Nill F. .Г., О’Ми11апе D. М.— I. Веп. Chi1d.,2006, У. 43, р. 30-36.

Тіс емдеуге келген балалардың психоэмоциональды жағдайы

Қамиева З.Р.

Түйін. Емделуге келген балалардың психоэмоциональды жағдайын зерттеу әдісі жазылған. Бұл әдіске – организмнің вегетативті реакциясының қосымша тіркеуіне толықтыруы ретінде (арнайы шкала бойынша )- тісін емдеуге байланысты нақты жағдайға науқастың көзқарасын бағалау кіреді. Осы әдіс балалардағы тіс емдеуге дейінгі кезеңінде диазепин қатарының препараттарының нәтижесін бағалауға қолданылған.

The psychoemotional state of children having tooth treatment.

Kamiyeva Z.R.

Abstract A method of examining the psychoemotional state of children having tooth treatment is described. In addition to the registration of the body’s vegetative reactions this method includes an evaluation (according to a special scale) of the patient’s attitude towards specific situations associated with the treatment of the teeth. The method offered was used for estimating the efficacy of using diazepine drugs in children before tooth treatment

Камиева З.Р.

Модуль стоматологии детского возраста КазНМУ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЗУБОВ

Поисковые слова:

  • методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка