Эмоциональное состояние детей при лечении зубов
Posted January 24th, 2012 by renat & filed under Вестник КазНМУ, Русский, Стоматология.
Описан метод исследования психоэмоционального состояния детей, приходящих на лечение зубов. В дополнение к регистрации вегетативных реакций организма этот метод включает в себя оценку (по специальной шкале) – отношение пациента к конкретной ситуации, связанные с лечением зубов. Метод был использован для оценки эффективности использования препаратов диазепинового ряда у детей до лечения зубов.
Позитивное отношение больного к лечению, его стремление помочь врачу, готовность перенести неприятные ощущения и даже боль ради достижения конечном цели— создают те благоприятные условия, при которых стоматолог может быстро и качественно завершить лечение. Иначе обстоит дело при негативном отношении больного к лечению, когда не только боль, а даже ощущение вибрации, шум работающем бормашины сопровождаются эмоциональными, вегетативными и двигательными реакциями, затрудняющими или делающими невозможным продолжение лечения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда в роли пациентов оказываются дети. В силу возрастных особенностей психики они часто оказываются не в состоянии волевым усилием подавить, «замаскировать» свое негативное отношение и оно проявляется в широком диапазоне —от гримасы неудовольствия на лице при входе в кабинет до категорического отказа от лечения с противодействием врачу. Негативное отношение ребенка к лечению зубов формируется под влиянием многих факторов: боли, перенесенной во время предшествующего лечения, устрашающих рассказов сверстников и взрослых, отсутствия или недостаточной эффективности работы по разъяснению необходимости своевременного лечения зубов. Зависит оно и от типа личности, возраста пациента. Являясь динамическим состоянием, отношение ребенка к лечению поддается коррекции с помощью разъяснения, внушения, физиологического отвлечения, применения фармакологических препаратов {1,3,4,5,6,7}. Для того чтобы сравнить эффективность применения перечисленных методов в отдельности, либо в той или иной комбинации, необходимо иметь адекватную методику оценки психоэмоционального состояния ребенка на всех этапах лечения. Решению этой задачи, разработке и апробации методики изучения психоэмоционального состояния детей и посвящена настоящая работа. Учитывая то обстоятельство, что ведущим фактором развития эмоционально-стрессорной реакции является не столько воздействие как таковое, сколько субъективное отношение индивидуума к этому воздействию {2}, мы выделили по характеру отношения ребенка к ситуациям, возникающим во время пребывания его в стоматологическом кабинете, 5 состояний: 1) позитивное; 2) индифферентное; 3) начальное проявление негативного; 4) ярко выраженное, но преодолеваемое негативное; 5) непреодолимое негативное. С учетом полярности каждое из этих состояний было оценено баллами в диапазоне от +1 до —3 баллов. Так как характер отношения пациента к той или иной ситуации, связанной с лечением зубов, зависит от ее аверсивности, нами была разработана стандартная модель клинического исследования, максимально приближенная к естественным условиям пребывания пациента в стоматологическом кабинете. Она включала 6 ситуаций, следующих поэтапно в порядке их возрастающей аверсивности.
Первый этап — вход ребенка в кабинет.
Второй этап — приближение врача, включение им осветителя.
Третий этап — вопрос врача: «Будем лечить зубы»
Четвертый этап — команда врача: «Открой рот!» и обследование полости рта с помощью зеркала и зубоврачебного зонда.
Пятый этап — включение бормашины, поднесение бора ко рту и команда: «Открой рот!»
Шестой этап — троекратная обработка бором твердых тканей зуба в области эмалево-дентинной границы (продолжительность цикла обработки 1 с, интервал между циклами порядка 0,5 с). Помимо перечисленных основных признаков, учитывали дополнительно характер мимики, пантомимики, речевую активность, изменение окраски кожных покровов, потоотделение, на основании чего оценивали эмоциональный статус (фон) больного. При этом с учетом полярности и энергетической насыщенности выделяли следующие эмоциональные состояния: благоприятное, нейтральное, тревоги, страха, страха с аффектом (ужаса). Регистрацию экспрессивных признаков осуществляли на основании данных визуального наблюдения.
По изложенной методике было обследовано 248 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Из них 106 детей составили группу «отказывающихся» от лечения, т. е. с ярко выраженным негативным отношением к лечению. У 53 детей, посетивших стоматолога от 2 до 4 раз, проводили повторные исследования. При анализе результатов этих исследований было установлено, что во время повторного посещения отношение детей к лечению в целом изменялось к лучшему. Однако чем ярче у детей проявлялось негативное отношение на первых этапах исследования, тем меньше был положительный эффект при повторном посещении. Более того, у детей, проявляющих выраженное негативное отношение на первом и втором этапах исследования, контакт с врачом при повторном посещении нередко ухудшался. В работе стоматолога очень важно прогнозировать поведение ребенка во время лечения, более рационально строить свои отношения с маленьким пациентом, заранее решить вопрос о необходимости использования методов психофизиологической и медикаментозной подготовки. Поэтому мы попытались уточнить, в какой мере разработанная нами шкала оценок может быть использована для прогнозирования вероятности отказов ребенка от лечения. Оказалось, что среди детей, проявляющих позитивное или индифферентное отношение на первом и втором этапах исследования (вход в кабинет и приближение врача), отказы от лечения наблюдалось в 9,3 °/о случаев, у детей с первыми признаками негативного отношения – в 39,6%, у детей с выраженным, но преодолимым негативным отношением- в 71,4%, а при непреодолимом негативном отношении – в 91,3% случаев. Не менее информативным для прогнозирования отказов оказался характер посещения детей на третьем этапе исследования, когда им задавали вопрос: «Будем лечить зубы?» Среди детей, давших утвердительный ответ на этот вопрос, отказов от лечения не было, тогда как у детей, не ответив или давших на этот вопрос или давших отрицательный ответ, частота отказов от лечения достигала 91,3°/о. Столь высокая частота отказов дает основание считать, что у детей, проявляющих выраженное негативное отношение на первых трех этапах исследования, без проведения специальных мероприятий (медикаментозная подготовка, физиологическое отвлечение, словесное внушение) попытки лечения не только являются малоперспективными, но и способствуют закреплению негативного отношения к лечению. Далее мы поставили перед собой задачу оценить с помощью разработанной нами шкалы оценок влияние транквилизаторов на психоэмоциональное состояние детей во время лечения зубов. С этой целью у 112 детей были использованы транквилизаторы диазепинового ряда – диазепам (седуксен) по 0,0025-0,005 г. Через 30 мин после приема препарата per os, ребенка повторно приглашали в кабинет.
Не останавливаясь на сравнительной характеристике действия диазепама в отметим лишь, что у детей под влиянием транквилизаторов наблюдалось в целом снижение величины вегетативных реакций — коррелянтов психоэмоционального стресса; урежались пульс (особенно на первом и втором этапах исследования),дыхание(особенно на шестом этапе исследования). Что же касается изменения отношения детей к лечению, то под влиянием транквилизаторов оно в целом характеризовалось отчетливой положительной динамикой. Однако следует отметить, что эффект транквилизаторов во многом зависел от исходного отношения ребенка к лечению. Так, например, у детей , проявлявших индифферентное или первые признаки негативного отношения на первых двух этапах исследования, после приема препаратов быт отмечен отчетливый положительный эффект на всех последующих этапах исследования, включая последний — лечение зубов. В частности, среди детей этом группы, категорически отказывавшихся при первом посещении стоматологического кабинета от лечения, после приема транквилизатора у 86 % удалось закончить лечение.
Иначе обстояло дело у детей, проявлявших резкое негативное отношение на первых двух этапах исследования. Хотя под влиянием транквилизаторов в целом у них наблюдался положительный эффект, однако вероятность перехода непреодолимого негативного отношения к лечению в преодолимое была невелика — 38 %, т. е. почти 2/з больных, несмотря на прием транквилизаторов, так и не дали закончить лечение. Это позволяет сделать вывод о том, что у детей, проявляющих резко выраженное негативное отношение на первых двух этапах исследования (вход в кабинет, приближение врача), эффективность премедикации указанными транквилизаторами диазепинового ряда далеко не всегда бывает достаточной. По-видимому, у таких детей следует либо проводить премедикацию с использованием других препаратов, либо ставить вопрос о проведении лечения под общей анестезией. Обобщая все изложенное выше, мы считаем возможным сделать следующие выводы.
З а к л ю ч е н и е
Предложенная нами шкала оценок отношения пациента к отдельным ситуациям во время пребывания в стоматологическом кабинете может быть использована при комплексном изучении психоэмоционального состояния детей во время лечения зубов и, в частности, для оценки эффективности мероприятий, направленных на коррекцию психоэмоциональных сдвигов. На основании анализа отношения ребенка к трем верным этапам исследования (вход в кабинет, приближение врача, ответ на вопрос: «Будем лечить зубы?.) можно прогнозировать поведение ребенка на последующих этапах, в частности во время лечения зубов. С учетом этого прогноза следует решать вопрос о необходимости проведения мероприятий, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка. Транквилизаторы диазепинового ряда (диазепам) в использованных нами дозировках целесообразно назначать детям, проявляющим умеренно выраженное негативное отношение на первых двух этапах исследования. У детей, проявляющих резко выраженное непреодолимое негативное отношение на первых двух этапах исследования, указанные транквилизаторы часто оказываются неэффективными.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Бажанов Н. Н., Ганина С.С : Обезболивание в поликлинической стоматологической практике. М., 1979.
2. Вальдман А. В., Козловская М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М., 1999.
3. Ларионов И. Н. Особенности психо-и фармакопрофилактики при лечении кариеса у детей различных возрастных групп. Автореф. дне, канд. Киев, 1977.
4. Фролова С. И. — Стоматология, 1992, 2, с. 66-67.
5. Коминек Я, Томан Я., Розковцева Е. Детская стоматология. Прага, 1998, с. 89-110.
6. Frigoletlo R. L.— Quint. Int.,2007, v. 8, р. 49-54.
7. Nill F. .Г., О’Ми11апе D. М.— I. Веп. Chi1d.,2006, У. 43, р. 30-36.
Тіс емдеуге келген балалардың психоэмоциональды жағдайы
Қамиева З.Р.
Түйін. Емделуге келген балалардың психоэмоциональды жағдайын зерттеу әдісі жазылған. Бұл әдіске – организмнің вегетативті реакциясының қосымша тіркеуіне толықтыруы ретінде (арнайы шкала бойынша )- тісін емдеуге байланысты нақты жағдайға науқастың көзқарасын бағалау кіреді. Осы әдіс балалардағы тіс емдеуге дейінгі кезеңінде диазепин қатарының препараттарының нәтижесін бағалауға қолданылған.
The psychoemotional state of children having tooth treatment.
Kamiyeva Z.R.
Abstract A method of examining the psychoemotional state of children having tooth treatment is described. In addition to the registration of the body’s vegetative reactions this method includes an evaluation (according to a special scale) of the patient’s attitude towards specific situations associated with the treatment of the teeth. The method offered was used for estimating the efficacy of using diazepine drugs in children before tooth treatment
Камиева З.Р.
Модуль стоматологии детского возраста КазНМУ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЗУБОВ
Поисковые слова:
- методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка
Источник
Напряжение выполняет конструктивную роль: чем выше уровень психологического напряжения, тем лучше бывает поведение детей во время лечения зубов. Напряжение отражает уровень психической мобилизации, повышение уровня всех психологических процессов.
Утомление у детей младшего школьного возраста часто сопровождается повышением моторной активности, капризностью и плаксивостью, утомление является дезорганизующим фактором.
Тревожность (беспокойство) — черта характера или состояние, которое возникает при ожидании опасности, источник которой в значительной степени неизвестен. Тревожность и страх сопровождаются сходными физиологическими реакциями и могут вредить контролю над поведением, однако в отличие от тревожности страх возникает от узнанной опасности. Тревожность трудно отличить от страха в стоматологическом кабинете. В этом случае помогают сведения, полученные от родителей. Если ребенку в прошлом удалили зуб без анестезии, тогда негативное поведение ребенка будет возникать из-за страха и боли, о которой сохранились воспоминания.
Страх принадлежит к фундаментальным эмоциям человека, это психосоматический процесс, проявляющийся одновременно в телесных процессах и душевном переживании. «Страшный» опыт приходит из детства, когда восприятие гипертрофировано, память о боли и ощущения, испытанные в детстве, могут сохраниться у взрослого с той же степенью искажения. Страх приводит к переоценке степени, интенсивности болевого раздражителя. Пациенты знают и чувствуют, что некоторые стоматологи пренебрегают способами, препятствующими развитию страха.
Особую роль играет отношение матери к лечению у стоматолога, так как существует тесная психологическая связь между ребенком и матерью. Исследования» проводимые в 60-х гг. зарубежными учеными, показали, что пациенты, испытывающие страх, выросли в семьях, где члены семьи испытывали боль и страх перец стоматологическими манипуляциями и часто делились своими негативными впечатлениями с детьми.
Страх у детей и взрослых вызывает появление растерянности, ухудшение продуктивного мышления и деятельности. Страх может обладать тормозящим действием на психику. Страх состоит из неприятного внутреннего возбуждения, нарушения дыхания, усиления сердечной деятельности, усиления или ослаблении моторной активности туловища или конечностей. При страхе возникают вазомоторные нарушения, речь становится путанной, голос дрожит, отсутствует логика в словах и поступках. Усиление страха зависит от количества кислорода, поступающего в организм.
К общим причинам страха у стоматологических пациентов относится вышний уровень общей тревоги и невротизации личности, наличие других страхов и фобий.
Страх перед лечением зубов может проявляться в различных формах: агрессия, робость, неповиновение, защитные движения руками, заикание, крик, слезы, обморочные состояния, рвота, метеоризм и мочеиспускание.
Чувство страха при посещении стоматолога часто усиливается болью, испытываемой пациентами при врачебных манипуляциях. Дети могут бояться проведения анестезии.
Источник
Особенности
оказания стоматологической помощи
детям
Повседневная
работа врача-стоматолога по оказанию
помощи нуждающимся в ней пациентам
имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, это наиболее массовый вид
специализированной помощи. Во-вторых,
это различный возрастной состав
пациентов, нередко отягощенных
соматической и иной патологией.
В-третьих, это всегда и для всех пациентов
довольно сильный психологический и
болевой стрессорный фактор (Зорян Е.В.,
Рабинович С.А. и др., 1997).
Особенности
детской психики и психотерапевтической
деятельности стоматолога-педиатра.
Первая встреча врача-стоматолога с
ребенком преследует цель не только сбор
данных для оценки стоматологического
статуса и выбора метода лечения, но и
установление контакта с ним. В связи с
этим, последовательность проведения
диагностических мероприятий, в частности,
опроса (выяснение жалоб, анамнез
заболевания и жизни) может меняться в
зависимости от возраста ребенка и уровня
его личностной тревожности. При проведении
основных и дополнительных методов
исследования жевательно-речевого
аппарата детей, врачу-стоматологу
надо знать анатомо-физиологические
особенности его строения в различные
возрастные периоды.
Мы
считаем необходимым уделить особое
внимание одному из основополагающих
моментов в практике врача-стоматолога,
работающего с детьми —
умению
установить контакт с ребенком,
расположить его к себе, а также умении
установить контакт с его родителями.
Лечение
детей требует не только высокой
квалификации и практического опыта,
но, в первую очередь, большого терпения
и умения учесть индивидуальные особенности
каждого ребенка. Учитывая, что детский
опыт общения с врачом-стоматологом
оставляет стойкую память, которая
сохраняется на всю жизнь, результатом
лечения должна быть не только качественная
пломба, но и взаимная симпатия между
врачом и пациентом как залог будущих
контактов между ними.
Психика
ребенка имеет свои особенности, которые
необходимо учитывать при работе с
детьми:
— быстрое
образование условно-рефлекторных
связей;
— лабильность
психических реакций;
— большая
впечатлительность;
— прочность
следовых реакций.
Кроме
того, возрастные этапы развития ребенка
имеют свои особенности поведения:
до
2-х
лет
жизни: ребенок доверяет людям, от которых
он зависит. Его поведение есть сумма
инстинктивных желаний: достаточное
количество еды и питья, сухая одежда
являются гарантией хорошего настроения.
Ребенок не в состоянии адекватно
реагировать на ситуации, возникающие
при лечении зубов, не может себя
заставить терпеть;
2-й
год
жизни ребенка: появляются способность
к самоконтролю, чувство удовлетворения
от своих успехов, стремление к
независимости. В связи с малым запасом
слов эмоции выражает криком, мимикой и
движением. Боится резких звуков, запахов,
незнакомых людей, непонятных движений.
Только рядом с родителями чувствует
себя уверенно, в безопасности;
3-й
год
жизни: запас
слов увеличивается, в связи с этим
возможно установление контакта с врачом.
Начинает приспосабливаться к ситуации.
Не так испуганно реагируют на необходимость
присутствия в кабинете врача без
родителей;
4-й
год
жизни: ребенок более послушен, но,
временами, и более агрессивен и упрям.
С интересом слушает объяснения, реагирует
на словесные требования. Самым сильным
является страх перед неизвестностью.
Ребенок вполне может находиться в
кабинете без родителей и вступать в
контакт с врачом;
5-й
год
жизни: ребенок стремится заслужить
похвалу, гордится своей самостоятельностью;
6-й
год:
успехи и неудачи создают почву для
самооценки. Если ребенок не уверен в
себе, это снижает чувство собственного
достоинства, и в стрессовой ситуации
ребенок возвращается к модели реакций
раннего детства. Традиционный страх
перед болью может преодолеть с помощью
психологической подготовки к лечению;
7-й
— 17-й
годы жизни: ребенок менее зависим от
родителей, все более —
от
сверстников. Появляется чувство
социальной ответственности и долга.
Умеет прятать чувство страха за показным
геройством или внешним спокойствием.
К 12-ти
годам
формируется логически-абстрактное
мышление, ребенок становится способным
воспринимать разъяснения о значении
заботы о зубах.
Это
общее представление о том, что можно
ожидать от маленького пациента на
стоматологическом приеме. Однако,
поведение ребенка —
это
его индивидуальная реакция на конкретный
раздражитель, и оно зависит от:
— силы
раздражителя;
— порога
болевой чувствительности;
— уровня
личностной тревожности ребенка;
— уровня
мотивации к лечению;
— волевых
качеств ребенка.
В
итоге, ребенок реагирует на ситуацию
или благоприятно, или с более или
менее сдержанным неудовольствием, или
протестует.
Поведение
ребенка является продуктом родительского
влияния и собственного опыта. Поэтому
врачу-стоматологу необходимо выяснить
особенности родительского отношения
к ребенку и предстоящему лечению. При
этом возможны следующие варианты:
1)
сверхзаботливые
родители: опекают
ребенка на каждом шагу, мешают его
самостоятельности, не формируют ни
волю, ни мотивацию к лечению. Ребенок
робкий, не уверен в себе, боится каждой
новой ситуации.
Причинами
такого родительского поведения могут
быть следующие: угроза здоровью или
жизни ребенка в период беременности
или новорожденности; дефицит тепла и
внимания в семье в те времена, когда
родители были детьми; неустроенность
в данной семье; повышенная требовательность
родителей, порождающая потребность
в детской зависимости, подчиненности.
Такие родители стремятся остаться рядом
с ребенком во время лечения независимо
от его возраста и от ситуации, крепко
прижимают ребенка к себе;
2)
снисходительные
родители: позволяют
и прощают ребенку все. Дети управляют
родителями. При невыполнении желаний
дети становятся упрямыми, капризными.
На авторитет таких родителей врачу
опереться не удается;
3)
враждебные
родители: не
уверены в необходимости лечения,
разговаривают в недоверчивой манере.
Причиной такого поведения родителей
могут быть: негативный опыт собственного
стоматологического лечения; общий
негативизм по отношению к здравоохранению;
чувство опасности в незнакомом окружении;
превратное представление о стоматологии.
Ребенок
не мотивирован к лечению. Необходимо
терпеливо объяснить суть предстоящего
лечения. Однако, нужно ожидать, что
такие родители сразу не смягчаются;
4)
«беззаботные»
родители: их
редко видишь на приеме. Они или вообще
не считают своевременную стоматологическую
помощь нужной для ребенка, или перепоручают
все заботы о ребенке врачу, так как сами
заняты другими делами.
Такие
родители не мотивируют детей к лечению.
Необходимо обсудить с ними долгосрочные
цели стоматологической помощи и
профилактики для их ребенка и указать
их роль в этой программе;
5)
авторитарные
родители: оказывают
директивное давление на ребенка и
требуют поведения, не соответствующего
его возрасту, не помогают преодолеть
страх, а принуждают к лечению.
Дети
не чувствуют доверия к врачу, сопротивляются,
затягивают лечение. Если родители
настолько игнорируют интересы
ребенка, что готовы отказаться от
лечения, от них можно ждать жестокого
обращения с ребенком, который, чтобы
привлечь к себе внимание окружающих,
может быть упрям и агрессивен. В
подобных случаях следует строить
контакт, ограждая его от родительской
угрозы.
Обследование
и лечение ребенка не будут слишком
трудными, если удалось завоевать его
доверие и установить контакт с его
родителями.
Первое
посещение детей раннего и дошкольного
возраста должно быть по возможности
непродолжительным и не обязательно
сопровождаться лечебным вмешательством,
особенно, если нет боли, которую необходимо
устранить.
В
первое посещение пациента дошкольного
возраста надо познакомить с обстановкой
кабинета, показать некоторые инструменты,
доступно объяснить их назначение и
действие, избегая непонятных и
пугающих слов. Например, не «бормашина»
или «турбина», а «пылесос»; не
«сверлить» или «препарировать»,
а «пропылесосить», «почистить»,
«пощекотать»; не «зонд», а
«волшебная палочка, чтобы сосчитать
зубы» и т.д. В этом возрасте повышается
чувствительность ребенка к страху и
опасениям. Новые предметы и явления
могут возбудить как страх, так и
любопытство, поэтому целесообразно
заинтересовать ребенка чем-либо,
чтобы вызвать его любопытство. Пугливым
детям надо дать в руки каждый инструмент,
который они хотели бы посмотреть,
покатать их в кресле, разрешить нажимать
на различные кнопки в стоматологической
установке. Необходимо завязать
разговор с ребенком об интересующих и
понятных ему вещах: о нем самом, об
игрушках, друзьях, о детском саде или
кружках, которые посещает ребенок.
Однако при этом не следует забывать,
что дети быстро утомляются как от
длительного общения, так и от большого
объема полученной ими информации.
Особенно
тактичного отношения требуют замкнутые
дети. Они смотрят исподлобья, не обращают
внимания на окружающую их обстановку,
не отвечают на приветствие. Эти дети
особенно чувствительны на доброе к
ним отношение. Следует вызвать у них
интерес к окружающей обстановке, показать
уважение к ним. Лечебные манипуляции
у таких детей лучше отложить на
одно-два посещения (если нет острых
показаний), пока не будет установлен
полный контакт с ребенком.
Наиболее
трудны для общения и лечения вздорные,
недисциплинированные дети, которым
родители во всем потворствуют. В
таком случае иногда приходится прибегать
даже к жесткому приказу. Но, несмотря
на строгость, обращение с такими детьми
должно быть партнерским. Нельзя идти
на поводу у капризов этих детей:
необходимо в первое же посещение хотя
бы осмотреть полость рта. Ребенок должен
убедиться, что больно ему не сделают,
но лечиться необходимо, это в его же
интересах, поэтому лучше стать
союзником врача и помогать ему.
Нередко
родители вместо того, чтобы помочь
врачу, только препятствуют спокойному
поведению ребенка. Обычно капризные
дети лучше себя ведут, когда их родители
находятся в коридоре, а не рядом с ними.
Есть еще один момент, о котором следует
поговорить с родителями ребенка. Как
показывает практика, этим детям очень
часто за посещение стоматолога обещаются
различные блата:
или
новую игрушку, или сладости, или поездку
куда-либо. Б такой ситуации любой ребенок
старается криком показать своим
близким, как он страдает и вполне
заслужил обещанное. Врачу необходимо
убедить родителей в мобилизации волевых
усилий ребенка для повышения уровня
мотивации к лечению и стремиться к тому,
чтобы ребенок не плакал, если ему не
больно.
Нельзя
забывать о похвале и поощрении, к которым
дети очень чувствительны. Хвалите
ребенка за каждый его успех в преодолении
своего страха перед лечением, обязательно
расскажите родителям о его похвальном
поведении.
Имеется
еще одна психологическая особенность
у детей раннего, дошкольного и младшего
школьного возраста: потребность в
телесном контакте со взрослым. Это
необходимо использовать, например,
приглашая ребенка в кабинет (вход в
кабинет за руку с врачом как знак
уважения личности ребенка, признание
его равным) или, успокаивая ребенка,
погладить его по руке, голове.
Для
обращения с детьми, подхода к ним нет
каких-либо абсолютных правил. Все
зависит от индивидуальности ребенка и
от желания и умения врача наладить
контакт с ним и его родителями.
Очень
важным моментом в исследовании ребенка
является правильно и полно собранный
анамнез. Вопрос о присутствии ребенка
при сборе анамнеза должен решаться
врачом индивидуально.
Если
на приеме находится ребенок раннего
возраста или имеющий повышенный уровень
личностной тревожности, то, прежде чем
пригласить его в кабинет, необходимо
поговорить с родителями: собрать анамнез,
выявить факторы, вызывающие у ребенка
негативную реакцию (шум, свет, белые
халаты и т.п.), определить тип родительского
поведения (сотрудничающие или не
сотрудничающие), установить контакт с
родителями и привлечь их в союзники.
Беседа
с родителями детей дошкольного возраста
может проходить вне стоматологического
кабинета, например, в комнате ожидания
или игровой. Это дает возможность ребенку
освоиться с обстановкой, приглядеться
к врачу, познакомиться с ним. Далее
ребенок с врачом за руку вместе пройдут
в кабинет, где продолжат знакомство и
сотрудничество.
С
детьми школьного возраста и их родителями
можно беседовать непосредственно в
стоматологическом кабинете. При этом
надо помнить, что вопросы состояния
здоровья ребенка старше 15
лет
могут обсуждаться врачом в присутствии
родителей только с его согласия.
В
организме ребенка от рождения до 17
лет
происходят изменения, связанные с его
ростом и развитием и обусловливающие
его анатомо-физиологические особенности
в различные возрастные периоды.
В
отечественной педиатрии принято
следующее деление на периоды детства,
в основу которого положены характер и
интенсивность изменений, происходящих
в организме ребенка:
— внутриутробного
развития —
280 дней;
— грудной
—
от
рождения до 1
года;
— ранний
неонатальный —
от
рождения до 7-го
дня
жизни;
— поздний
неонатальный —
с
8-го
по
28-й дни жизни;
— раннего
детского возраста —
от
1
года
до 3
лет;
— дошкольный
—
от
3
до
6
лет;
— младший
школьный возраст —
от
7
до
10
лет;
— средний
школьный возраст —
от
11
до
14
лет:
— старший
школьный возраст —
от
15
до
17
лет.
Чем
меньше ребенок, тем интенсивнее идет
процесс развития. Происходящие в
растущем организме изменения обусловливают
особенности клиники, диагностики,
лечения и профилактики стоматологических
заболеваний.
Особенности
оказания стоматологической помощи
детям с соматической патологией. Общими
рекомендациями по профилактике
развития осложнений при оказании
стоматологической помощи детям с
соматической патологией являются:
— проведение
тщательного сбора анамнеза, выявление
возможных факторов риска и занесение
их в историю болезни пациента;
— в
случае необходимости, проведение
дополнительных обследований (например,
биохимические исследования крови,
времени кровотечения и т. д.) или
консультации с лечащим врачом
пациента. При подозрении на аллергию
запросить заключение аллерголога о
переносимости необходимых для проведения
вмешательства препаратов;
— при
необходимости введение в состав средств
медикаментозной подготовки препаратов,
корригирующих функции, нарушенные
сопутствующим заболеванием;
— после
проведенного лечения пациентам с
факторами риска в анамнезе
инструктирование пациентов и их родителей
с перечнем соответствующих рекомендаций
и наставлений с учетом сопутствующей
патологии.
Особенности
оказания стоматологической помощи
детям с сопутствующими заболеваниями:
сердечно-сосудистой
системы: пациенты
с сердечно-сосудистой патологией
особенно остро реагируют на вмешательства
в полости рта. При проведении лечения
необходимо:
— избегать
создания стрессовых ситуаций
(непродолжительное время ожидания
приема, использование адекватных
методов обезболивания);
— проводить
вмешательства только при удовлетворительном
состоянии пациента, в остальных случаях
стоматологическая помощь оказывается
только в условиях специализированного
стационара;
— вопрос
о возможности стоматологического
вмешательства решать с лечащим
кардиологом пациента;
— проводить
вмешательство при наличии справки от
кардиолога об отсутствии противопоказаний
к проведению лечения и с соблюдением
его рекомендаций;
— для
уменьшения эмоционального напряжения
при необходимости перед лечением
провести медикаментозную подготовку
транквилизаторами бензодиазепинового
ряда: сибазон, реланиум, седуксен,
диазепам (0,2
мг/кг
массы тела);
— во
время лечения следить за артериальным
давлением и пульсом пациента;
— перед
вмешательством принять препараты,
назначенные кардиологом.
Дополнительно,
для детей: с
гипотонией:
— использовать
в составе премедикации холинолитические
препараты —
атропина
сульфат 0,1
% или
метацина сульфат 0,1%
до
1
мл
в зависимости от частоты пульса и уровня
артериального давления;
— перед
стоматологическим вмешательством по
возможности отрегулировать уровень
артериального давления медикаментозными
средствами, поддерживающими кровообращение;
— все
стоматологические процедуры проводить,
предварительно придав пациенту
горизонтальное положение;
— в
процессе лечения контролировать
уровень артериального давления у
пациента;
— по
завершении лечения перевод пациента в
вертикальное положение проводить
медленно;
аллергией
и бронхиальной астмой:
— тщательный
сбор анамнеза, выявление аллергенов,
провоцирующих бронхоспазм;
— перед
вмешательством проконсультировать
пациента у лечащего врача;
— при
проведении лечения не провоцировать
эмоциональное напряжение;
— обеспечить
прием назначенных аллергологом
лекарственных препаратов в день
лечения (при необходимости увеличение
их дозы после консультации с лечащим
врачом пациента);
— рекомендовать
пациенту принести на прием лечебный
ингалятор;
— осуществить
тщательный подбор местноанестезирующих
средств: при наличии в анамнезе аллергии
на парабен, следует использовать
анестетики, не содержащие его в качестве
стабилизатора. При повышенной
чувствительности к сульфитам не
применять препараты с вазоконстрикторами
из-за
содержания в них бисульфита в качестве
консерванта сосудосуживающего средства;
— при
необходимости провести премедикацию
успокаивающими средствами и
антигистаминными препаратами;
— не
применять ацетилсалициловую кислоту
и другие препараты, провоцирующие
бронхоспазм;
заболеваниями
крови и злокачественными новообразованиями:
проводить
стоматологическое лечение только после
консультации с лечащим онкологом и при
наличии от него справки об отсутствии
противопоказаний к вмешательству;
эпилепсией
(судорожным синдромом):
— проводить
вмешательство только после консультации
с лечащим врачом и при наличии справки
об отсутствии противопоказаний к
лечению;
— избегать
создания стрессовых ситуаций при
проведении лечения;
— обеспечить
прием назначенных пациенту лекарственных
препаратов в день лечения (при необходимости
увеличить их дозу по рекомендации
лечащего врача);
— перед
лечением провести медикаментозную
подготовку транквилизаторами
бензодиазепинового ряда;
сахарным
диабетом:
— при
проведении лечения не провоцировать
эмоциональное напряжение;
— рекомендовать
прием обычно используемых антидиабетических
препаратов в день лечения;
— рекомендовать
пациенту не воздерживаться от приема
пищи в день лечения;
— стоматологические
вмешательства проводить утром,
спустя 1,5-2
часа
после приема пищи;
— использовать
растворы местных анестетиков без
вазоконстриктора или содержащих в
качестве сосудосуживающего вещества
норадреналин или фелипрессин;
заболеваниями
печени:
— при
тяжелых заболеваниях печени
стоматологическое вмешательство
проводить после консультации с лечащим
врачом пациента;
— для
местной анестезии рекомендуются
препараты артикаинового ряда (Ультракаин
ДС,
Септанест),
обладающие
быстрым метаболизмом, высоким
процентом связывания с белками плазмы
и малым риском кумуляции.
Источник