Тибетские методы лечения ног
Традиционная тибетская медицина существует уже 15 веков, ее развитие и совершенствование происходит под глубоким воздействием буддизма. И это влияет на то, что медицина Тибета заботится не только об общем оздоровлении тела, но и о гармонии телесного и духовного. Тибетская медицина Чжуд-ши – это один из фундаментальных трудов восточных лекарей. Тибетские ламы назвали врачебную науку так емко и так загадочно (ведь переводится это как «четыре основы»), и много столетий уже другие поколения пытаются понять и разгадать мудрость древних врачевателей.
О том, почему сегодня так популярна тибетская медицина, о важности правильного питания и грамотного выбора лекарства, об особенностях нетрадиционного лечения, читайте далее.
В чем популярность тибетской медицины?
Современный человек ищет лечение, которое его не только в буквальном смысле поставит на ноги, избавит от диагнозов и связанных с ними проблем, но и придаст сил, эмоционально успокоит. Тибетская медицина направлена на стимуляцию внутренних сил и собственной энергии организма. Это то, что сегодня принято называть мягким воздействием. Тибетская медицина – лечение без грубого вмешательства, постепенное, плавное, но эффективное воздействие.
Восточные медицинские традиции не обещают быстрых результатов. Вам не дадут таблетку, которая тут же снимет боль или заставит приглушить симптомы. Но лекари помогут найти причину недуга, предупредить его прогрессирование.
Классический подход тибетской медицины это:
- Внутренний метод – прежде всего, это изменение питания. Продукты человек (по подсказке врача) выбирает в зависимости от того, какая система испытывает проблемы. Учитывается здесь и совместимость продуктов, и, бесспорно, умеренность в еде. Относится к внутреннему методу и фитотерапия. Все лекарства основаны на натуральных компонентах, пропорции которых выверены математически.
- Внешний метод. Это рефлексотерапия и физиотерапия. В первом случае специалист воздействует на биологически активные точки (иглами, точечным массажем, моксотерапией). Физиотерапия предполагает вакуумный и лечебный массаж, стоун-терапию и т.д.
Наиболее эффективна тибетская медицина, по мнению экспертов, в лечении неврозов, депрессии, тревожности. Может помочь она и в похудении. Лечат с ее помощью астму, суставные патологии, межпозвоночные грыжи и т.д.
Стоит отметить, что классическая медицина не отрицает такого лечения, но считает, что следует и дальше изучать тибетские методы, пытаясь дать им научное обоснование. И, конечно, доказательная медицина рекомендует не отказываться от классического лечения, когда действенной альтернативы ему нет.
О тайнах и секретах тибетской медицины, вы узнаете из представленного документального фильма.
Что такое Чжуд-ши?
Так называют знаменитый трактат, который можно назвать настольной книгой тибетского врача. Чжуд-ши сегодня это и название клиники, которая предлагает лечиться тибетскими методами. Интересно, что полезным этот труд будет и для того, кто лечит, и для того, кто лечится. Можно сказать, что эта книга рассказывает о том, как сохранить здоровье.
В ней описывается сезонное питание, подбор методик оздоровления. И зависят они от пола и возраста, от конституции тела, от причин, которые вызывают болезнь.
Много споров ходит относительно авторства трактата. Есть мнение, что этот труд – не более чем компиляция китайских и индийских медицинских источников. Но говорить так не совсем правильно. Безусловно, эти выкладки в трактате есть, но мощной его частью является и народная тибетская медицина. В ней описано использование тех лекарственных средств, которые растут именно в Тибете, описаны и диеты, аналогов которых нельзя встретить более нигде.
В наши дни уникальный трактат является не просто артефактом. Например, на факультете тибетской медицины Лхасского университета авторитетным считается учебник, который является адаптацией «Чжуд-ши». Книгу эту дополняет раздел современной анатомии с грамотными рисунками. Это значит, что трактат не просто стал частью тибетской культуры, он внимательно изучается современными медиками, к нему проявляют интерес и представители официальной медицины.
Правильный образ жизни
Главное и основополагающее правило тибетской медицины – избегание неподходящего питания и поведения. И все они, в принципе, знакомы большинству людей.
Для здоровья и долголетия нужно:
- воздерживаться от алкоголя;
- не бывать подолгу на солнце;
- не переохлаждаться;
- не носить одежду не по сезону и не по погоде;
- не говорить то, что разрушает нас и окружающее (не лгать, не сплетничать, не сквернословить, не болтать попусту);
- избегать неблагоприятных последствий мысли – алчности, ревности, зависти и т.д.;
- умеренно пользоваться органами чувств (не перенапрягать, но и не лишать работы);
- избегать опасных ситуаций;
- не заменять ночной сон дневным и т.д.
Таких предписаний очень много, вместе они выстраиваются в стройную и понятную систему.
В основе тибетской медицины – 4 истины буддизма. Первая говорит о том, что в жизни спутником человеком неминуемо будут страдания от болезней. Вторая истина – причина этих телесных недугов в неблагоприятных состояниях сознания. Третья истина – чтобы преодолеть болезнь, нужно победить эти неблагоприятные состояния сознания. Наконец, четвертая истина – человеку нужна нравственная установка, которая реализуется рядом методов.
Человек должен определенным образом питаться, правильно выстраивать образ жизни, грамотно выбирать лекарства и знать 5 методов нелекарственной терапии.
Правильное питание
Тибетская медицина секреты правильного питания не скрывает, а подробно поясняет, что, кому и как нужно есть. И именно питанием она предлагает лечить хронические заболевания.
Основные принципы питания:
- Ориентация на время года. Зимой есть стоит больше, чем летом. Летом норма питания значительно урезается, осенью и весной просто сокращается. Зимой и в дождливую погоду еда должна быть, главным образом, согревающей, летом и в теплое время – нейтральной или охлаждающей. Весной имеет смысл есть грубую и сухую пищу.
- Знать меру. Тяжелой пищи нужно съедать вдвое меньше, чем легкой. Нельзя есть, прежде чем не переварилась еда предыдущей трапезы. Тибетские лекари считали, что после еды половина желудка должна быть наполнена основной едой, четверть – жидкость, а еще одна четверть должна оставаться пустой.
- Не есть несовместимое. Например, нельзя сочетать в одной трапезе рыбу и мясо, свинину и гречку, фрукты и молоко. Яйца не должны сочетаться с молочными продуктами, рыба с молоком и т.д.
- Есть только свежее. Если говорить кратко, готовьте на один раз, не заполняйте холодильник готовой пищей. Не ешьте перезрелое, недозрелое, пережаренное и т.д.
- 4 часа перерыв. Между приемами пищи не должно быть менее 4 часов. Можно в этот промежуток только пить.
- Есть разную еду в разное время суток. Например, завтрак должен быть питательным, достаточно калорийным. Оптимальные пропорции – завтра 40% всего рациона, обед – 35%, ужин – 25%.
- Нет вегетарианству. В тибетской медицине мясо является важной частью рациона, и отказ от него не приветствуется.
Очевидно, что питаться так не сложно, и что многие современные диеты, ПП, рекомендации популярных диетологов строятся на постулатах тибетских врачевателей.
Лекарства
Тибетские лекарства – это классические травяные пилюли, которые отличает четкая сбалансированность ингредиентов. Тибетская медицина, рецепты пилюль созданы на основе рекомендаций лам. Те же делают пилюли по древнетибетским трактатам. Можно сказать, что качество этих рецептов проверено столетиями.
В современном тибетском врачевании используется от полутора до пяти тысяч видов целебных растений. Строго отслеживается технология сбора, сушки, хранения растительного сырья. Важно не только угадать с сезоном, но и с определенным днем лунного месяца (ориентация на тибетский астрологический календарь). Важно даже, на южной или на северной стороне горы растет будущее лекарство.
Примеры тибетских лечебных средств:
- Агар 35 – лечит сердечнососудистую систему, гипертонию, успокаивает ЦНС, улучшает память, восстанавливает жизненную энергию;
- Гаруда 5 – натуральный антибиотик, который справляется с разными инфекциями, воспалениями, болью (очищает организм от паразитов, помогает при гайморитах и фронтитах);
- Солнечная мандала 7 – помогает при задержке мочи, мочевыделительных недугах, отеках, подагре, суставных болях;
- Сверция 8 — способствует выздоровлению при патологиях желчи, лихорадке, нервном возбуждении, тошноте, вялости и сонливости;
- Ревень 5 – в домашних условиях лечит болезни женской репродуктивной системы, прочищает овокулярные каналы, помогает преодолеть бесплодие.
И такие травяные комплексы имеют разное назначение – одни помогают побороть геморрой, другие – восстанавливают печень и способствуют лечению алкоголизма, третьи – лечат псориаз и т.д. При болезнях позвоночника, щитовидной железы, для общей чистки организма используются тибетские рецепты. А достичь большей эффективности лечения помогают особые процедуры.
Лечебные процедуры
Холодные и горячие компрессы, ванны, массаж, втирание – все это физические действия, лечебные процедуры, не требующие применения лекарства внутрь.
В составе комплексной терапии используются следующие процедуры:
- Иглорефлексотерапия – важный и эффективный способ регуляции энергосистемы человека. В его тело вводятся особые иглы, они проникают в специальные точки на теле. Так происходит стимуляция самоисцеления.
- Глубокий точечный массаж – это синтез приемов рефлекторного и механического воздействия (вибрация и давление), которые применяет специалист вручную.
- Моксотерапия – это прижигание или прогревание специальными лечебными сигарами, прессованным углем.
- Стоун-терапия – лечение камнями, массаж природными камнями. Такая терапия активизирует обменные процессы, восстанавливает нормальную работу внутренних органов.
- Гирудотерапия – врачевание с использованием медицинских пиявок.
- Мануальная терапия – комплекс действий, помогающих восстановиться опорно-двигательному аппарату человека.
Если вы попадаете в современную клинику тибетской медицины, вам предложат лечебно-оздоровительную программу. Она основана на четырех традиционных методах восточного врачевания. Это изменение образа жизни, питания, фитотерапия и сами лечебные процедуры.
Четыре традиционных метода восточного врачевания: изменение образа жизни, питания, фитотерапия и лечебные процедуры.
Тибетская медицина занимается очищением организма, общим оздоровлением, диагностикой, предлагает клиентам клиник индивидуальный подход. Но так как такое лечение нельзя назвать дешевым, нужно строго отслеживать, кто вас лечит. Это должно быть лицензированное учреждение, а его работники должны иметь классическое медицинское образование. И только имея диплом медвуза можно проходить дополнительное обучение, перепрофилирующее медицинского работника в отрасль восточной медицины.
Рекомендуем посмотреть видео, где врач восточной медицины Жимба Данзанов подробно рассказывает о процедуре иглоукалывания.
Сколько длится лечение по системе Чжуд-ши?
Длительность лечения всегда индивидуальна. Зависит она, прежде всего, от чувствительности пациента, особенностей его организма. Например, проходя курс иглорефлексотерапия, уже третья процедура будет определяющей: если положительной динамики нет, нужно подбирать другой метод лечения.
В целом же успех терапии зависит от особенностей организма человека, от того, соблюдает ли он все рекомендации врача. Травяные сборы нужно пить по графику, пропускать процедуры нельзя, нарушать условия нового, скорректированного типа питания тоже нельзя.
Так как в тибетской медицине человек рассматривается как микрокосм, врач лечит не только его тело, но и его дух, разум. Потому невозможно заняться лечением суставов в тибетской медицине, если пациент скептически относится к методу терапии, если не верит в него, не хочет менять образа жизни и питания. Во всем прослеживается четкая взаимосвязь.
Чжуд-ши клиника, к примеру, может совмещаться с традиционным лечением: одно другому не мешает. Но ваш врач должен знать, какие тибетские препараты вы употребляете. Если же вы пришли в клинику с целью омоложения, борьбы с курением или лишним весом, тоже будьте готовы к серьезной работе над собой. А это и ритм жизни, и питание, и мысли, и режим.
Отзывы
Отзывы о тибетской медицине многочисленны, в каждом случае это чей-то индивидуальный опыт. Он зависит от начального запроса пациента, от его готовности меняться, от уровня специалистов, которые с ним работали.
Елена Бережкова: Аутентичная тибетская медицина, Чжуд-ши – это очень интересное древнее направление. Но любой врач, который ею занимается, скажет вам, что все подряд она не лечит. Например, сложную грыжу моей маме клиника тибетской медицины не вылечила, пришлось делать операцию. А вот мое аутоиммунное заболевание прошло, и думаю, курс в клинике этому очень поспособствовал.
Виктория: Я лечила остеохондроз и европейской медициной, и тибетской. В итоге могу сказать, помог преодолеть эти боли мне обычный курс ЛФК. Я стала жить в режиме ежедневной физкультуры, и справилась. А вот восстановиться от кучи бесполезных уколов с обезболивающим помогла тибетская медицина. «Почиститалась», наладила питание, научилась прислушиваться к своему телу я именно там.
Илья: Медленно, системно, безопасно – так мне сказал знакомый врач о тибетской медицине. Считаю, что серьезные болезни лечить там нельзя, время уйдет. Но разные там хондрозы, боли в спине, неврозы можно и результат будет хорошим. Хотя цены, конечно, кусаются.
Тибетская медицина – не панацея. И она не претендует на свое превосходство. Для многих людей это способ лучше узнать свое тело, избавиться от эмоционального напряжения, подлечить хронические недуги, взбодриться, наполниться энергией. Но при таком приятном и расслабленном лечение не забывайте о стандартной диспансеризации, своевременной сдаче анализов и т.д.
Автор статьи Катерина Иванова: «Еще во время учебы в ВУЗе я увлеклась научно-исследовательской работой в области медицинской психологии. И уже 15 лет тема ЗОЖ интересует меня и как исследователя, и как сторонника здорового образа жизни. Фитотерапия, правильное питание (но не диеты!), физические нагрузки (ЛФК, кардио-тренировки, фитнес), забота о психологическом здоровье, активный отдых – это то, что есть в моей жизни».
Статью прочитали: 784
Источник
Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в «Четырех Тантрах» методы физической и психической тренировки, такие какрелаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело — речь — мысль.
Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в «Четырех Тантрах» методы физической и психической тренировки, такие какрелаксация, янтра-йога, созерцательное преобразование комплекса тело — речь — мысль.
Кровопускание.
«Болезни, при которых назначается кровопускание — распространенный жар, путаный жар, жар от заразы, опухоли и отеки, болезнь «сурья», опоясывающий лишай, болезни лимфы, проказа, а при отсутствии таковых — болезни печени, селезенки, рта, глаз, головы т.п. Короче, кровопускание назначается по большей части при болезнях жара, возникающих [на основе] крови и желчи. Но кровопускание не допускается при неразделенной крови [см. ниже], незрелых заразных заболеваниях, пустом жаре, при неснятой интоксикации, опасном заразном жаре, истощении телесных сил, хотя — суть болезни с генезисом жара. Кроме того, кровопускание не допускается при беременности у женщин, после родов, при болезнях отеков вследствие метаболических расстройств, понижении огненной теплоты желудка, не переваривании пищи, короче, при болезнях, возникающих [на основе] слизи и ветра, [но даже] при отсутствии таковых — у детей до 16 лет и у лиц, достигших старческого возраста».
Временная последовательность. «Разделительное кровопускание необходимо проводить незамедлительно в случаях завихрения крови во внутренних плотных и полых органах, при обширном жаре, заразных заболеваниях, а при отсутствии таковых — при классифицируемых как зрелые болезнях непрерывных кровотечений изо рта, из носа и т.д. …».
Есть ряд и других показаний и противопоказаний, однако ввиду сложности подготовки к кровопусканию и самой процедуры кровопускания подробно излагать данную тему в этой книге считаю неуместным. Хочу лишь вкратце изложить основные моменты, относящиеся к кровопусканию.
Первое. Для проведения кровопускания использовались специальные инструменты, к материалу изготовления, форме, качеству которых предъявлялись весьма серьезные требования. Секреты изготовления таких инструментов передавались от мастера к мастеру.
Второе. Необходимо научиться четко различать болезни, при которых кровопускание применяется, и те болезни, при которых оно недопустимо. Для этого врач должен в совершенстве владеть искусством постановки диагноза, обладать хорошим знанием нозологии. Эти же требования важны и для третьего пункта — знания временной последовательности развития заболеваний, так как применение кровопускания при несозревшей болезни, как правило, не допускается.
Четвертое. Необходимо правильно подготовить организм больного к кровопусканию. Специальными методами следует довести несозревшую болезнь до созревания, с помощью специальных лекарственных составов отделить в местах кровопускания плохую кровь от хорошей, затем, опять же применении лекарственных средств, разделить кровь и ветер. В результате при кровопускании из рассеченного места вначале выходит немного пузырящейся крови, с большими пузырьками газов, затем выходит немного черной по цвету плохой крови, и затем кровь останавливается. Но это самый простой случай.
Пятое. Необходимо хорошее знание техники кровопускания, прежде всего практическое. Эта техника варьируется в зависимости от того, из какого сосуда производится кровопускание. Отметим, что то, что названо кровопусканием, включает кровопускание из вен, артерий, а также выведение лимфы из лимфатических сосудов.
Шестое. Необходимо хорошее знание топографии точек тела, в которых производится кровопускание при конкретных заболеваниях. Всего насчитывают 77 основных и 13 дополнительных каналов крови, желчи и лимфы, из которых выпускают из организма больную кровь, желчь и лимфу. Имеются также 112 основных и ряд вторичных каналов и мест, кровопускание в которых недопустимо, это «уязвимые структуры каналов тела».
Седьмое. Необходимо знать меру, количество выпускаемой крови или лимфы в каждом конкретном случае.
Восьмое. Необходимы знания и навыки по уходу за больным по окончании процедуры.
Девятое. Следует знать о том, что избыточное, недостаточное и неквалифицированно проведенное кровопускание может нанести вред. Врач должен быть чрезвычайно внимательным, чтобы не допустить ошибки, а при допущении таковой обязан уметь оградить больного от ее последствий.
Десятое. Врачу должны быть известны признаки благоприятного воздействия на организм больного процедуры кровопускания.
Прижигание.
Тема прижигания рассматривается, как правило, по семи пунктам: показания к применению прижигания, противопоказания, конусы для прижигания, места, в которых производится прижигание, методика прижигания, реабилитация, действие прижигания или польза от прижигания.
Показания и противопоказания. Прижигание рекомендуется при наличии «уменьшения теплоты желудка, образования отеков [опухолей, подагры, завихрения лимфы в костях и суставах конечностей, внешних отеков, болей, головокружения вследствие болезней ветра, помрачения сознания, сумасшествия, доводящих до обморока болей, расстройства движений конечностей вследствие болезней каналов, лимфатических сосудов и жил. При отсутствии таких [болезней] оно очень полезно при болезнях классов ветра и холода, которые очень часто возникают после нарывов [язв ], пустого жара и других горячих болезней, а кроме того — при болезнях лимфы. Однако не следует производить прижигание при болезнях горячей желчи, при жаре крови, при [болезнях ] входов органов чувств, канала бытия в промежности у мужчин».
Сбор и обработка эдельвейсов, изготовление конусов. Прижигание производится с помощью специальных конусов разного размера, изготавливаемых из эдельвейсов и определенного количества крапивы. При различных -заболеваниях величина конуса для прижигания варьируется от размера «верхней фаланги большого пальца» и до «размера сухой горошины». Для изготовления конусов используются соцветие эдельвейса обедненного и эдельвейса Палибина.
Места, в которых производится прижигание, по-тибетски называются «санмиг» (gsang dmigs). Они бывают двух видов: «санмиг», в которых ощущается боль, т.е. привязанные к самой болезни, и дополнительно известные врачу «санмиг».
Первые — это места артритных завихрений лимфы в суставах костей, внешние опухоли, отеки; места, в которых при надавливании ощущается болезненность, а при снятии нажима чувствуется облегчение; вокруг отеков, наростов, злокачественных ран.
Вторые — это места, связанные с каналами циркуляции ветра, желчи, слизи, крови, лимфы.
Приведем пример. «Первый позвонок — это «санмиг ветра». При сгибании шеи становятся видны круглые выступы; на первой такой круглой косточке и производится прижигание. [Это VII шейный позвонок. ] Основные показания: вследствие попадания ветра в канал жизни [наблюдаются ] спутанность сознания, сумасшествие, сильная сердечная аритмия, дрожь в теле, причиненная ветром немота, бессонница, глухота, неспособность повернуть шею; [прижигание этого позвонка] полезно также при других болезнях группы [болезней] ветра».
Методика прижигания. Вначале из организма больного следует вывести яд. «Яды — термин для обозначения приносящих вред телу и жизни веществ, попадающих [в организм] с пищей». Затем конус из эдельвейсов помещают на выбранное врачом место «санмиг» спины, предварительно подготовив это место. Разработаны правила по прижиганию одним конусом, несколькими конусами, правила, определяющие длительность прижигания. Причем,»если, например, прижигание производится на «санмиг», тепло должно ощущаться и спереди, и наоборот. Отсутствие боли в месте прижигания после проведения процедуры является признаком того, что прижигание принесло большую пользу».
Реабилитация. После проведения прижигания остатки золы дочиста не счищаются, а смазываются сверху смесью сливочного масла с солью, на ночь не рекомендуется пить холодную воду и вино и т.д.
Польза от прижигания. «Если прижигание производится в соответствии с методом, оно благоприятно сказывается на токе ветра и крови, «закрытии рта» каналов, снятии болей, подавлении ветра, укреплении памяти и ума, порождении теплоты желудка и тела, переваривании пищи, удалении омертвевших тканей при опухолях, нарывах, застарелых ранах, на снятии отеков, вытягивании лимфы, иссушении ее и т.п.».
Компрессы.
Различают компрессы холодные и горячие, однако врачи полагают, что для детей в отдельных случаях необходимы особые компрессы.
Холодные компрессы.
При отеках от ушибов и переломов, распространенном и путаном жаре, если они сопровождаются болями, к больным местам прикладывают наполненную холодной водой грелку, смоченную холодной водой ткань, холодный, вытащенный из воды булыжник либо другие холодные предметы. Такой компресс снимает боли, устраняет жар.
При непрерывных кровотечениях из носа рекомендуется прикладывать бутылку с холодной водой, набранной ранним утром, когда еще не погасли звезды, либо же смешанный с водою ил со дна колодца или родника к промежутку между бровей, к впадине на затылке.
При зубных болях вследствие жара крови и к отекающим вследствие расстройств ветра областям также прикладывают холодный ил.
При подагрическом жаре накладывают холодный компресс из истолченного корня софоры желтоватой в смеси с равным количеством коровьего навоза.
При обширном жаре вследствие расстройств крови и желчи под мышки и на лоб прикладывают смоченную холодной водой ткань или вытащенный из холодной воды булыжник.
Горячие компрессы.
При болях от несварения или вследствие острых заболеваний органов брюшной полости прикладывают горячий компресс из завернутой в ткань прогретой на сковороде или в чугунке соли.
При понижении теплоты почек и задержке мочи на поясницу рекомендуется наложить горячий компресс из предварительно разогретой на огне и завернутой в ткань сушеной барды.
При послеродовых болях в нижней части кишечника, в области ягодиц, почек, поясничной области рекомендуется накладывать теплые компрессы из завернутой в ткань земли, откинутой мышью при рытье норки, предварительно разогрев землю на огне в хорошем вине.
При темно-красной слизи, интоксикациях и других вызывающих боли в желудке болезнях рекомендуется накладывать горячие компрессы из отваренных в воде и затем завернутых в ткань листьев бадана, щавеля и мушмулы японской.
При холодных опухолях желудка вследствие несварения рекомендуется накладывать горячие компрессы из нагретого на огне и завернутого в ткань голубиного помета.
При острых заболеваниях органов брюшной полости глистного происхождения рекомендуется накладывать горячие компрессы из разогретых на огне и завернутых в ткань корней и листьев дудника даурского.
При попадании лимфы в суставные влагалища рекомендуется размолотый голыш или песок в смеси с небольшим количеством соли отварить в пиве или воде, завернуть в ткань и наложить горячий компресс.
При задержке мочи по причине холода на нижнюю часть живота рекомендуется наложить горячий компресс из осадка топленого масла и голубиного помета.
При болях в конечностях вследствие болезней лимфы рекомендуется наложение горячего компресса из овечьего помета, отваренного в вине.
Компрессы противопоказаны при болезнях слизистых отеков, когда сок желчи окрашивает мясо и кожу в темно-желтый цвет, при проказе, интоксикациях, водянке, тучности, заразной болезни «бал», оспе, высыпаниях на коже, после еды.
Компрессы, накладываемые на печень у детей, применяются в случаях увеличения печени. Ребенка раздевают и укладывают на спину. Кусочек натурального шелка опускают в холодную воду, затем накладывают на живот ребенка справа, очищают его, накладывают на область печени листья баррингтонии, сверху на нижнюю часть печени накладывают зеркало, хрусталь, ковшик, сосуд с водой, старый сошник или любую холодную, круглую и гладкую вещь и от 10 до 15 раз перемещают ее к верхней части печени, затем снова очищают живот, смачивают кусочек шелка водой и помещают его на область печени, привязав ленточками, как бы упаковав в шелк живот. Соответственно степени заболевания — малой, большой, опасной — этот компресс следует носить от 3 до 5 дней.
Ванны.
Различают горячие ванны из вод природных источников и искусственные ванны.
Ванны назначают при подагрическом, ревматоидном, появившемся на почве отеков ног стягивании конечностей вследствие огрубления жил и образования суставных опухолей и отеков; при хромоте, вызванной неправильным функционированием белых каналов; при дряблости мышц; при образовании узлов в каналах вследствие понижения их теплоты; при искривлении каналов поясницы; при болезни «пестроты мяса» и других заболеваниях кожи и лимфы; при старых ранах; при нагноении ран; при болезни «сурья» плотных и полых органов; при интоксикациях; при опухолях и отеках вследствие расстройств ветра; при ухудшении пигментации кожи, огрублении кожи; при застарелых, трудно поддающихся лечению болезнях.
Ванны противопоказаны при жаре от заразы, путаном жаре, обширном жаре, беременности, повышенном кровяном давлении, болезнях сердца.
Воды природных источников в Бурятии и в Читинской АССР в свое время ламами были исследованы и распределены по классам болезней. Уже в 70-е годы традиционным врачом Г.Л. Ленхобоевым и кандидатом философских наук Н.Ц. Жамбалдагбаевым совместно было обследовано большое количество природных источников Бурятии и Читинской области. Источники обследовались традиционными методами: вода определялась по вкусу, по силе (преимущественному достоинству), по почве, через которую она проходит, по характеристикам растущей у источника флоры и т.п. При этом выяснилось, что многие естественные источники сохранили свою силу, но в тех местах, где были пробурены и торпедированы глубокие скважины для массового пользования водами, эти воды во многом утратили свои целебные свойства.
В одной и той же местности разные источники, даже находящиеся в непосредственной близости, могли использоваться для лечения болезней совершенно различной этиологии — они проходили через разную почву, обогащаясь разными микроэлементами и, следовательно, силами. При смешении таких вод их особенности теряются. При использовании для ванн воды естественных, природных источников и специально приготовленной воды с применением различных лекарственных ингредиентов необходимо придерживаться довольно строгих правил, частично варьирующихся в каждом конкретном случае. Опыт практической бальнеологии передается непросто и в этой книге описывать правила применения целебных ванн было бы неуместно — при их неверном применении последствия могут быть весьма плачевными.
Массаж.
Под массажем в тибетской медицине понимают применение методов растирания, разминания и постукивания после умащения кожи старым сливочным маслом, кунжутным маслом, жиром животных и лекарственными веществами. Это один из способов лечения болезненных основ.
Умащение жирами.
При сумасшествии, обмороках, потере памяти и других группах болезней ветра сливочное масло годичной давности втирают в область I позвонка (это VII шейный позвонок) и, начиная отсчет от него, VI и VII, а также в точку между сосками на груди. После растирания и разминания эти места вытирают мукой из поджаренного ячменя. Подобная процедура производится и в нижеописываемых случаях.
При зуде вследствие расстройств лимфы в кожу рекомендуется втирать конский, онагровый, ослиный жир.
При истощении силы почек, истечении семени рекомендуется в поясничные позвонки втирать бобровый жир [или жир выдры ] и сурочий жир.
При вшах и гнидах рекомендуются втирания оленьего жира.
В старые раны от собачьих укусов рекомендуется втирание собачьего жира.
Чтобы бесследно вывести оспинки с лица, рекомендуют втирание козьего жира в смеси с размолотым красным корнем воробейника или макротомии.
При появлении между веком и глазным яблоком беловатых выделений, по консистенции напоминающих клейстер, рекомендуется в подошвы ног втирать ячье масло с тмином.
Втирание микстур.
При нарывах, абсцессах, гнойниках в больные места рекомендуется втирать приготовленную в виде кашицы микстуру из желтой серы, соли, винной (пивной) закваски, сажи на старом масле и погреться на солнце.
При трудновыводимом гное из ран рекомендуется втирать в них микстуру из мышиного помета и золотоносной руды на грудном молоке.
В старые гноящиеся раны и старые раны с трудновыводимым гноем рекомендуется втирать микстуру из золы от сожженных полых стеблей астрагала или остролодочника на кобыльем или ослином молоке.
При подагрических болях следует втирать муку из белого или черного кунжута, сваренную в сыворотке из-под сыра.
При появлении на лице угрей, прыщей, язвочек от лишая рекомендуется втирание жидкой микстуры из порошка белой горчицы, аира болотного, очищенной соли и сухих листьев мушмулы японской на коровьей моче.
При коликах на основе болезней крови, кожных болезнях, инфекционных отеках, опоясывающем лишае и экземах рекомендуется втирание микстуры из порошка красного сандала, цветков горечавки крупнолистной и корней шлемника байкальского на снеговой воде.
При высыпаниях на коже при чесотке рекомендуются втирания микстуры из сажи, корней соссюреи лопуховидной, щавеля, золы корней стеллеры карликовой, соли, винной [пивной] закваски на прогорклом масле (на масле, собирающемся на стенках сосуда со скисшим молоком) .
При болезнях «пятнистости кожи», лишаях, «слизывании коровой» и других болезнях кожи рекомендуются втирания микстуры из шкуры черной змеи, сожженой в сосуде без выхода дыма, на свином жире.
При болезнях кожи на основе чесотки рекомендуются втирания микстуры из молочая и ломоноса на простокваше.
Противопоказания.
Массаж противопоказан при несварении (непереваривании принятой пищи), при жесткости в бедрах вследствие расстройств ветра, при отсутствии аппетита, при отравлении ядами, изготовленными из драгоценных камней, при водянке, при болезнях слизи и темно-красной слизи желудка и т.п.
Итого описано пять основных немедикаментозных методов лечения тибетской медицины.
Что касается дополнительных корригирующих методов, имеющихся в тибетской медицине, изучению их следовало бы посвятить специальное исследование. Назовем некоторые из них.
Иглоукалывание считается завершающей корригирующей процедурой, закрывающей входы каналов после выведения из них болезней с помощью лекарственной и нелекарственной терапии. Проведение процедуры иглоукалывания в самом начале лечения сравнивается с ситуацией, когда, обнаружив в доме воров, закрывают двери, не выгнав их.
Методы йоги. Имеется множество систем йоги, отдельные элементы которых могут служить делу сохранения и восстановления здоровья. В целом можно сказать, что практика йоги включает в себя упражнения по контролю над умом, речью и телом, направленные на достижение равновесия функций систем организма, энергетически обеспечиваемых активностью «лунного» ветра Лаланы, «солнечного» ветра Расаны и «ветра мудрости» Авадхути, а также режимом пульсаций «солнечного», «лунного» и «равного» происхождения.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!