Шинирование зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта

Временное шинирование показано в развившейся стадии воспалительно-дистрофической формы генерализованного и очагового пародонтоза, особенно при неравномерном течении процесса и подвижности зубов различной степени. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата.

На первом этапе лечения временное шинирование играет ведущую роль, так как позволяет снять с тканей пародонта травмирующий фактор функции жевания и вредное действие большой подвижности зубов. Без устранения травмирующих факторов и создания покоя пораженным тканям пародонта при патогенетической и симптоматической терапии принципиально невозможно получить надежные результаты. Наконец, временное шинирование позволяет правильно решить вопрос о сохранении или удалении подвижных зубов.

Степень воспалительного и дистрофического процесса в пародонте и степень подвижности зубов являются, пожалуй, основными критериями при определении показаний к сохранению или удалению зубов при заболеваниях пародонта. В поликлинической практике фактору подвижности зубов (с учетом степени атрофии) отводится основное место. По нашим наблюдениям, степень подвижности зуба зависит от степени воспалительных явлений и фактора перегрузки. Снятие воспалительных процессов ведет к значительному уменьшению степени подвижности зубов. Отсюда можно сделать вывод, что степень подвижности при воспалительных явлениях и травматической перегрузке не является показанием к удалению зубов до тех пор, пока эти явления не будут сняты. Показанием к удалению зуба может быть лишь один критерий— степень сохранности резервных сил пародонта, которая определяется по степени убыли костной ткани и величине периодонтального кармана. При атрофии первой и второй степени и при подвижности зубов даже третьей степени решение вопроса об удалении этих зубов должно быть отложено до выяснения изменений в степени подвижности после снятия воспалительных явлений и перегрузки. Этого можно достигнуть лишь путем временного шинирования с одновременным применением лекарственной терапии и хирургических методов лечения. Комплексная терапия с применением временного шинирования позволяет перейти на рациональный вид постоянного шинирования.

Временные шины должны соответствовать следующим требованиям:

  • 1) надежно фиксировать все зубы, легко накладываться и сниматься с зубных рядов;
  • 2) равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов;
  • 3) при фиксации на зубных рядах не препятствовать лекарственной терапии и хирургическому лечению;
  • 4) не травмировать слизистую оболочку десны;
  • 5) отличаться простотой изготовления.

При генерализованном пародонтозе в шину включают все зубы, обеспечивая тем самым стабилизацию по дуге. При очаговом пародонтозе протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом.

Временные шины могут быть изготовлены из пластмассы или металла. Наш клинический опыт позволяет рекомендовать применение капп из пластмассы. Они имеют ряд преимуществ перед металлическими: являются несъемными, надежно обеспечивают шинирование, снимая тем самым перегрузку как от вертикальных, так и от горизонтальных сил жевательного давления и, что не менее важно на фоне снятия травматической ситуации, позволяют использовать хирургические, терапевтические и физиотерапевтические методы лечения. Каппы из пластмассы просты в изготовлении. Шины-каппы из металла не могут быть фиксированы даже временно, так как при их применении нельзя проводить физиотерапевтические процедуры, в частности такие эффективные, как лекарственный электрофорез.

Для изготовления капповой шины из пластмассы по Курляндскому делают слепки с челюстей и фиксируют соотношение челюстей в состоянии физиологического покоя при изготовлении шин на верхнюю и нижнюю челюсть. Если шину готовят на один из зубных рядов, то повышение центральной окклюзии осуществляют в пределах 2 мм. Увеличение высоты центрального соотношения неизбежно при изготовлении временных капповых шин из пластмассы. Как показали наши клинические наблюдения, повышение, проведенное в пределах разницы между состоянием центральной окклюзии и физиологического покоя (2—4 мм), не вызывает никаких осложнений со стороны мышечной системы и височно-челюстного сустава.

Для определения границы шины и упрощения ее припасовки при наложении на зубной ряд предварительно размечают модели в параллелометре — определяют общую экваторную линию. Полученную линию обводят простым карандашом, очерчивая тем самым границу шины. Затем модели фиксируют в окклюдаторе и приступают к изготовлению восковой композиции шины. На одну из моделей укладывают размягченную полоску воска толщиной 1,2 мм, плотно обжимают и срезают по общей экваторной линии (рекомендуется использовать восковые пластинки, предназначенные для бюгельных работ, последовательно наслаивая их одну на другую). Если рельеф жевательной поверхности не получился четким, то этот участок воска разогревают и вновь обжимают по модели. Необходима тщательная моделировка жевательных по-поверхностей и режущего края. Важно, чтобы между смоделированной поверхностью восковой композиции и антагонирующей моделью на всем протяжении оставался равномерный промежуток.

Если в зубном ряду имеется включенный дефект, то этот участок моделируют, как тело мостовидного протеза, если же дефект ограничивает протяженность зубного ряда, то временную шину в области отсутствующих зубов выполняют по типу седловидной части съемного протеза. В этом случае каппа с оральной и вестибулярной стороны должна быть утолщена. После этого окклюзионную поверхность смоделированной шины покрывают слоем вазелина, обжимают воском зубы антагонирующей модели и, пока воск не затвердел, смыкают окклюдатор.

Если необходимо, то проводят дополнительную моделировку жевательной поверхности и режущего края и по известной методике переводят восковую композицию на пластмассу, по цвету соответствующую зубам пациента. Припасовка каппы не занимает много времени, так как предварительно границы каппы были определены путем параллелометрии. Уточнить прилегание каппы к зубам можно при помощи самотвердеющей пластмассы, проводя частичную или полную ее перебазировку.

После этого врач приступает к уточнению окклюзионных контактов при всех движениях нижней челюсти: каппа не должна создавать концентрацию жевательного давления ни на одном из участков зубного ряда. Кроме того, важным требованием к каппам является создание рельефа жевательной поверхности (выраженность фиссур и бугров). Плоская жевательная поверхность каппы ухудшает процесс дробления пищи, увеличивает жевательное давление на пародонт и удлиняет срок привыкания к каппе.

Временную шину-каппу фиксируют на зубные ряды при помощи репина, дентола М или дентина. Временную шину не фиксируют лишь в том случае, если она сочетается со съемной седловидной частью пластинчатого протеза.

Читайте также:  Основной метод лечения зубов при несовершенном дентиногенезе

В тех случаях, когда по клиническим показаниям нежелательно завышение окклюзионной высоты, мы предлагаем пользоваться разработанным нами методом временного шинирования зубов с применением многозвенной шины из пластмассы (рис. 20) и медицинского клея цианокрил марки МК-2. Склеивание производят следующим образом.

На гипсовых моделях с оральной стороны на границе от режущего края или перехода жевательной поверхности в оральную до линии экватора зуба (границы будущей шины очерчивают карандашом) равномерным слоем толщиной 2—2,5 мм распределяют самотвердеющую пластмассу (акрилоксид, норакрил). При этом жевательную поверхность и режущий край покрывают тонким слоем (0,3—0,4 мм) пластмассы без перевода ее на вестибулярную поверхность. При наличии трем и дефектов зубного ряда небольшой протяженности в эти участки также вводят пластмассу.

Шина такой конструкции может быть изготовлена и лабораторным путем. В этом случае жевательную поверхность и режущие края зубов при моделировке покрывают пластинкой бюгельного воска толщиной 0,2—0,3 мм. После отверждения пластмассы оральную поверхность шины тщательно обрабатывают и полируют. Шину снимают с модели и припасовывают в полости рта (при необходимости степень прилегания ее к зубам может быть уточнена при помощи той же пластмассы). Зубы обрабатывают спиртом, эфиром, на поверхность шины, прилегающей к зубам, из ампулы наносят тонкий слой клея МК-2 и шину при помощи тонкой полиэтиленовой пленки прижимают к зубам (пленка необходима для предупреждения склеивания пальцев врача с каппой и зубами). Полимеризация клея обычно заканчивается через 2—3 мин. После этого на соприкасающиеся апроксимальные поверхности дополнительно наносят очень тонкий слой клея, который может быть распределен тонкой полиэтиленовой палочкой. Следует помнить, что слой клея должен быть минимальным, так как степень адгезии будет большая в тонком слое. Данный вид шины обеспечивает надежную стабилизацию на период медикаментозного лечения.

Больная Ж., 32 лет, обратилась в клинику Московского медицинского стоматологического института с жалобами на подвижность зубов, кровоточивость десен, запах изо рта. С 18 лет страдает диабетом. В течение последних 3 лет находилась под постоянным наблюдением стоматолога, терапевта и эндокринолога. Во время лечения воспалительные явления уменьшались. Удаление зубов производилось при абсцедировании процесса. Ортопедические методы лечения не применялись. Только после того как была удалена часть зубов, во фронтальном участке верхней челюсти изготовлен съемный протез.

Временная шина-протез

При осмотре: выраженность носогубных складок. Размер нижнего отдела лица уменьшен на 1,5 мм. Резкое воспаление слизистой оболочки_десен, тремы и диастемы (см. рис. 20). Все зубы, за исключением 7|, подвижны (третья-четвертая степень). Данные зондирования периодонтальных карманов и рентгенологического обследования совпадают и занесены в пародонтограмму:

Пародонтограмма

Диагноз: пародонтоз (воспалительно-дистрофическая форма) осложненный частичной вторичной адентией. Диабет.

План лечения:

  • 1) изготовление временной шины-протеза из пласт массы на нижнюю челюсть;
  • 2) депульпация верхних 5 4 3 2 1 | 1 2 3;
  • 3) кюретаж под анестезией;
  • 4) противовоспалительная терапия (трипсин апликация мараславина и облепихового масла, электрофорез витаминов B1 и С).

Временная шина-протез фиксирована при помощи клея МК-2 После этого проведен кюретаж, курс противовоспалительной терапии депульпированы верхние 5 4 3 2 1| 12 3. Шина-протез на период терапевтического и хирургического лечения даже при депульпации не снималась с зубного ряда. После ликвидации воспалительных явлений проба Шиллера — Писарева слабо положительная. Временная шина снята. Подвижность зубов первой—второй степени. Решено перейти на постоянный вид стабилизации — мостовидный протез. Рекомендована шина с опорными коронками на нижние 54321|1236 и вкладкой в верхние 7|, 8 7| объединены интердентальной шиной. После препаровки зубов временная шина-каппа уточнена при помощи самотвердеющей пластмассы и на период изготовления протеза фиксирована на клей МК-2. После изготовления протеза временная каппа удалена, протез припасован и фиксирован при помощи фосфат-цемента. Мостовидный протез (см. рис. 58), обеспечивающий стабилизацию зубного ряда по дуге, подвижности не имеет. Через 3 мес после фиксации постоянного протеза проведена профилактическая терапия: электрофорез с витаминами В1 и С, 10% раствор хлорида кальция. При наблюдении в течение 2 лет (по данным клинического и рентгенологического обследования) отмечена полная стабилизация процесса.

Фирма «Erkodent» для изготовления временных капп и колпачков разработала специальный пресс, в котором пластмассовая пластинка вместе с моделью помещается в специальную кювету, размягчается инфракрасными лучами и под повышенным давлением обжимается по модели.

Для изготовления тонких капповых шин мы использовали целлулоидные или полиакрилатные пластинки элипсоидной формы шириной 2 см и толщиной 0,6 мм. Модель (отлитая из прочного гипса или из обычного, но упрочненного кипячением в 50% растворе буры) вместе с пластинкой пластмассы помещают на 10 мин в сушильный шкаф при температуре 90—100°С. Размягченную пластмассу вместе с разогретой моделью вдавливают в мольдин, размещенный в любой металлической форме. Готовую каппу обрезают по полученным в параллелометре границам. Каппа может быть фиксирована на зубной ряд при помощи медицинского клея МК-2. Прозрачность пластмассы и клея обеспечивает высокий косметический эффект при достаточно жесткой стабилизации. Данную каппу можно уточнить и сделать еще более жесткой, произведя ее перебазировку прозрачной быстротвердеющей пластмассой.

Временная шина из проволоки

При очаговом пародонтозе, помимо многозвеньевой шины из пластмассы, применяют связывание зубов проволокой (Cieszynski, Kantorowicz и др.), связывание проволокой с последующим покрытием ее тонким слоем пластмассы (рис. 21 и 22), шину Оксмана, состоящую из двух колец, спаянных с оральным многозвеньевым кламмером. С вестибулярной стороны к кольцам припаивают металлические отростки, на которые в полости рта наслаивают вестибулярный многозвеньевой кламмер из пластмассы.

Временная шина из проволоки, облицованная пластмассой

Временное шинирование подвижных зубов проводят проволокой из нержавеющей стали диаметром 0,2— 0,4 мм. Проволоку, согнутую пополам, фиксируют на крайнем зубе и последовательно обводят ею все зубы по типу восьмерки. В межзубных промежутках проволоку скручивают, что дает возможность укрепить ее. Проволока должна быть расположена на уровне середины коронковой части зуба. После связывания зубов проволоку покрывают слоем быстротвердеющей пластмассы толщиной 0,5—1 мм. Пластмассу наносят с язычной и вестибулярной сторон так, чтобы она не доходила до десневого края на 3—4 мм, а после отвердения отделывают и полируют.

Временная шина из пластмассы

Novotny предложил шину из быстротвердеющей пластмассы. Для ее изготовления предварительно в межзубные промежутки вводят гуттаперчевые штифты (можно вдавить воск), которые изолируют межзубные сосочки от пластмассы. Готовую к употреблению пластмассу (появление тянущихся нитей) вводят с язычной стороны в межзубные промежутки и наносят ее слоем толщиной 1 — 1,5 мм от режущего края до зубного бугорка. Если пластмасса не вышла из межзубного промежутка на вестибулярную сторону, на этот участок можно нанести дополнительную порцию пластмассы. После ее отверждения удаляют штифты, обрабатывают и полируют шину. Шина обеспечивает хорошую фиксацию зубов и почти незаметна (рис. 23). Однако снятие такой шины представляет известные трудности.

Читайте также:  Заполнение декларации за лечение зубов пример 2017

Источник

Болезни пародонта – это большая группа разнообразных по этиологии и патогенезу поражений пародонта, главным образом по принципу локализации процесса и сходства симптомов или синдромов.

Методы исследования:

— Рентгенолог

— Прицельная ортопанттомография

— Панорамная рентгенография

Диагностика воспаления десны:

— Шиллера-Писарева

— Определение стойкости капилляров десны

— Термометрия

— Реопародонтография

— Полярография

— Капилляроскопия

Определение степени подвижности:

— 3 степени подвижности

Определение глубины пародонтального кармана:

— С зондом

— Рентген контрастный клин

Окклюдиограммы:

— Нормальная

— Фронтальная

— Смешанная

— Дистальная

Определение электровозбудимости пульпы

Определение электрического потенциала патологического десневого кармана.

Значение болезней пародонта как общемедицинской проблемы объясняется:

1) значительной распространенностью.

2) потерей большого числа зубов.

3) появлением очагов хронической инфекции в связи с образованием десневых и пародонтальных карманов и ролью их в снижении реактивности организма.

Функциональная травматическая перегрузка пародонта

-занимает особое место среди местных причин в этиологии и патогенезе болезней пародонта. При жевании и глотании, в момент смыканиязубных рядов пародонт каждого зуба воспринимает силовую нагрузку, которая при нормальных условиях амортизируется специальными приборами пародонта (цементно-альвеолярные, межзубные волокна и др.). Затем трансформируется и передается на костные структуры челюстей, височно-нижнечелюстной сустав и череп. Такая физиологическая нагрузка способствует нормализации трофики и обмену веществ, стимулирует процессы роста и развития.

При патологических процессах в пародонте, обусловленных общими причинами (авитаминоз, диабет и др. нарушения эндокринной регуляции, заболевания ЖКТ, ССС и нервной систем и др.), резистентность тканей пародонта падает.

Шинирование зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта

Шинирование зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта

В результате ослабления пародонта обычная окклюзионная нагрузка начинает превышать толерантность его структур и превращается из фактора, стимулирующего развитие, в травмирующий, нарушающий трофику пародонта и разрушающий его ткани. Возникает травматическая окклюзия, которая в дальнейшем играет ведущую роль в течении данного заболевания.

Термин «травматическая окклюзия» предложил P.R.Stillmanв 1919г. Для характеристики и определения перегрузки пародонта предложены и другие термины:

— «травматическая артикуляция»

— «функциональный травматизм»

— «патологическая окклюзия»

— «функциональная травматическая перегрузка зубов» и др.

По механизму развития различают три вида травматической окклюзии:

— Первичную

— Вторичную

— Комбинированную

Первичная травматическая окклюзия развивается на фоне непораженного пародонта в результате действия чрезмерной по величине и/или по направлению окклюзионной нагрузки.

Таким образом, первичная травматическая перегрузка здорового пародонта может возникнуть вследствие чрезмерной по величине, ненормальной по направлению и продолжительности действия окклюзионной функциональной нагрузки и пара функции жевательных, мимических мышц и языка. Чаще перегрузка обусловлена одновременным действием нескольких причин.

Вторичнаятравматическая окклюзия:

В основе ее патогенеза лежат патологические изменения тканей пародонта. При этом в опорных тканях зубов на протяжении всего зубного ряда развиваются дегенеративные и воспалительные процессы, которые сопровождаются:

1). резорбцией костной ткани альвеолярного отростка.

2). Гингивитом.

3). разрушением периодонта с образованием кармана.

4). гноетечением из него.

Резорбция костной ткани лунок приводит к нарушению нормальных биологических закономерностей строения и функции пародонта. С этого момента происходит коренное изменение биомеханических взаимоотношений между зубами и окружающими тканями.

Шинирование зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта

Шинирование зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта

Таким образом, изменение соотношения вне- и внутри альвеолярной части зуба является одним из патогенетических механизмов в развитии травматической окклюзии.

Клиническая картина вторичной травматической окклюзии многообразна и зависит от возраста больного, формы основного заболевания (пародонтоз, пародонтит), его тяжести и стадии развития, наличия дефектов зубных рядов, аномалий прикуса или положения зубов, паталогической стираемости и др. травматическихфакторов

Если при первичной травматической окклюзии достаточно ортопедического вмешательства, то при вторичной требуется комплексное терапевтическое (местное и общее), хирургическое и ортопедическое лечение. Прогноз также различен. При первичной травматической окклюзии после устранения перегрузки зубовво всех тканях пародонта, возникают репаративные процессы.

Синдром патологической подвижности зубов

Патологическая подвижность зубов- один из симптомов болезней пародонта. Симптом подвижности зубов иногда становится превалирующим над другими признаками (гингивит, кровоточивость, остеопатия, пародонтальные карманы, деструкция или атрофия костной ткани альвеолярного отростка, цементопатия) (декальцинация, пигментация, кариес корня), или эти симптомы суммируются, что создает еще большие трудности в достижении позитивного эффекта комплексного лечения.

Степень подвижности зубов является объективным показателем глубины поражения тканей пародонта.

Выделяют три степени патологической подвижности зубов:

I. Степень – подвижность зуба в вестибулоязычном направлении;

II. Степень – подвижность зуба в вестибулоязычном и медиадистальном направлении;

III. Степень – подвижность зуба во всех направлениях.

Классификация подвижности зубов по Miller

1 степень – незначительная подвижность

2 степень – горизонтальное отклонение до 1 мм

3 степень – подвижность зубов во всех направлениях

На сегодняшний день в клинической пародонтологоии доминирующей является схема оценки с помощью индекса подвижности зубов. По ней нормальный зуб имеет физиологическое минимальное отклонение, которое обозначается как нулевая степень подвижности.

Патологическая подвижность может быть трех степеней:

-отклонение зуба в стороны до 1мм.

-отклонение зуба в стороны в пределах 1-2мм.

-отклонение зуба в стороны больше 2мм и подвижность по вертикале.

Ортопедические методы в комплексном лечении заболеваний пародонта задачами являются:

1) Восстановление утраченного единства зубочелюстной системы и превращение зубов из отдельно действующих элементов в единое целое.

2) Перераспределение функциональной нагрузки на весь зубной ряд с разгрузкой зубов с наиболее ослабленным пародонтом.

3) Предохранение зубов от действия наиболее опасной для пародонта горизонтальной нагрузки.

4) При дефектах зубных рядов – их замещение соответствующим протезом.

Избирательное пришлифовывание зубов

— один из самых распространенных методов в системе комплексной терапии заболеваний пародонта. По некоторым данным в нем нуждаются 95,8% пациентов с патологией пародонта.

Задачи избирательного пришлифовывания зубов:

1.Устранение преждевременных окклюзионных контактов

2.Исключение моментов, которые блокируют и мешают движениям нижней челюсти

3.Устранение деформации окклюзионной поверхности зубных рядов.

Читайте также:  Лечение зуба во время кормления грудью

Существуют разные способы пришлифовывания зубов, наиболее популярны методы Дженкельсона и Шуллера.

Методику предложенную Jankelson(1979) считают функциональным методом, однако преждевременные контакты убирают в центральнойокклюзии.

По классификации Дженкельсона преждевременные контакты делятся на 3 класса:

1-й-контакты на вестибулярных скатах щечных бугров моляров и премоляров и вестибулярной поверхности нижних резцов

2-й-контакты на оральных скатах небных бугров верхних моляров и премоляров;

3-й-контакты на вестибулярных скатах небных бугров верхних моляров и премоляров.

Показания к избирательному пришлифовыванию:

— Наличие преждевременных контактов зубов-антагонистов в центральной, передней и боковых окклюзиях;

— Отсутствие или неравномерная стираемость твердых тканей зубов;

— Деформации окклюзионных поверхностей;

— Аномалии прикуса

Методика избирательного пришлифовывания зубов:

-проводится до терапевтических и хирургических мероприятий или параллельно с ними.

  1. Предварительное пришлифовывание зубовзаключается в укорочении выдвинувшихся зубов и предназначено для устранения значительных деформаций окклюзионных поверхностей, возникающих при дефектах зубных рядов. Если необходимо значительное укорочение, показано депульпирование последних.
  2. Окончательное пришлифовывание выполняется в определенной последовательности. Сначала устраняются преждевременные контакты в различных видах окклюзии, затем – при движении нижней челюсти из центральной в переднюю и боковые окклюзии.
  3. Перед пришлифовыванием получают окклюдограмму, которая сохраняется для контроля результатов пришлифовывания. После проведения указанной манипуляции необходимо отполировать пришлифованные поверхности и покрыть их фтор-лаком.

Ортодонтическая подготовка к ортопедическому лечению при заболеваниях пародонта

У больных с патологией пародонта клиническая картина часто осложняется деформациями зубных рядов, кроме того, аномалии прикуса в ряде случаев сами могут привести к патологии пародонта, поэтому ортодонтическая подготовка перед ортопедическим лечением имеет большое значение.

Конструктивно ортодонтические аппараты имеют некоторые отличия от классических, к ним относятся:

— Применение минимальных сил для перемещения зубов.

— Более длительное активное лечение и период ретенции.

Временные шины могут быть использованы в качестве ретенционных аппаратов.

Шинирование

— соединение отдельных зубов в единый блок для ограничения их подвижности и перераспределения функциональной нагрузки. При острых явлениях качественное изготовление шины затруднено и при этом обязательно купирование острого воспалительного процесса.

Выделяют временное и постоянное шинирование. Как временные, так и постоянные шины должны отвечать следующим требованиям:

— Создавать прочный блок из группы зубов, ограничивая их подвижность в трех перпендикулярных направлениях;

— Быть жесткой и прочно фиксироваться на зубах;

— Не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт;

— Не препятствовать проведению терапевтических и хирургических манипуляций;

— Не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи;

— Не увеличивать высоту нижнего отдела лица и не создавать преждевременных контактов на своей поверхности;

— Не вызывать грубых нарушений эстетики и речи больного;

— Изготовление шины, по возможности, не должно быть связанно с препарированием зубов.

Показания к временному шинированию:

— Закрепление результатов терапевтического и хирургического лечения.

— Трудность прогнозирования состояния отдельных зубов или их групп сразу после проведения консервативных и хирургических манипуляций.

— Удаление зубов (на период заживления лунки)

Постоянное шинирование:

Постоянные шины делятся на несъемные и съемные.

При выборе конструкции шины следует учитывать:

1). форму поражения (генерализованный или локализованный процесс).

2). состояние пародонта и степень подвижности шинируемых зубов.

3). состояние зубов-антогонистов.

4). наличиеи топографию дефектов зубных рядов.

5). степень и равномерность резорбции альвеолярного отростка.

Сравнительная характеристика съемных и несъемных шин

Съемные:

1. Ограничивают подвижность только в горизонтальной плоскости

2. Не травмируют маргинальный пародонт

3. Не препятствуют тер. И хир. Лечению

4. Не нарушают гигиену полости рта

5 .Минимальная потребность в препаровке

Несъемные

1. Ограничивают подвижность в трех плоскостях;

2. Могут вызывать травмы пародонта;

3. Могут препятствовать тер. И хир. Лечению;

4. Нарушают гигиену полости рта;

5. Часто есть необходимость в значительной препаровке зубов

Съемные шины показаны при:

a)Генерализованном поражении пародонта с равномерной резорбцией альвеолярного отростка не более1/2 длины корня;

b)В начальных стадиях заболевания для устранения или ослабления горизонтальной перегрузки;

c)Как профилактические аппараты;

d)При показаниях к изготовлению съемных протезов.

Несъемные шины показаны при:

a) Неравномерной резорбции альвеолярного отростка более ½ длины корня;

b) Локализованном процессе;

c) Наличии зубов с разными степенями подвижности;

d) Устранении перегрузки в вертикальном направлении.

Современные арматуры для шинирования делятся на две большие группы по составу волокон:

1.материалы на основе неорганической матрицы- керамической и стекловолокна:

— «GlasSpan»(Glasspan)

— «FiberSplint»(Polydentia)

— «Fiberkore»(Splint it.Jenerik/Pentron)

2.Материалы на основе органической матрицы- полиэтилена:

— «Ribbond»(Ribbond)

— «Connekt»(Kerr)

— «DVA»(Dental ventures of Amerika).

Арматуры состоят из множества тончайших волокон, диаметром 3-5 мкм, переплетенных между собой. Особенную прочность арматуры получают за счет пропитывания смолой итекучими композитами.

3.материалы на металической основе:

— SPLINTMATFINE (PULPODENT,США)

— SPLINTLOCK (COLTENE|WHALEDENT,Швейцария)

Шинирование зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта

Виды адгезивных шин:

По сроку эксплуатации:

— Временные (3-4 недели);

— Долгосрочные (до 10 лет);

По способу пропитки волокон:

— Пренаполненные (пропитка осуществляется в заводских условиях) Fiber, Kor, Vektris

— Наполняемые(пропитывают перед использованием) Glasspan, Connekt, Ribbond

По технике подготовки опорных зубов:

— Неинвазивные (накоронковые)

— Инвазивные (внутрикоронковые)

По способу изготовления:

— Прямой метод (внутриротовой)

— Непрямой метод (лабораторный)

Требования к шинирующим конструкциям:

— Жесткость и обеспечение надежной иммобилизации подвижных зубов.

— Устранение перегрузки пародонта.

— Исключение дополнительного раздражения шинами маргинального пародонта.

— Создание оптимальных условий для терапевтического и хирургического лечения.

— Эстетичность.

— Атравматичность в изготовлении(небольшой объем препарирования опорных зубов.

— Гигиеничность.

— Биосовместимость с окружающими тканями.

Шинирующее действие съемных шин обеспечивается системой опорно-удерживающих кламмеров и окклюзионных накладок, соединенных в единую шину. Изготовление такой шины возможно только методом литья на огнеупорных моделях.

Непосредственное протезирование

— протез изготавливается до удаления зубов и накладывается сразу же после операции. В качестве иммедиат-протезов чаще применяются пластиночные протезы.

Кроме профилактики функциональной перегрузки иммедиат-протезы выполняют роль защитной повязки и формирующего аппарата.

Ошибки и осложнения при ортопедическом лечении пародонта

1). Ошибки в выборе конструкции шины;

2). Ошибки, возникающие на этапах лечения.

Протоколы оказания стоматологической помощи (ортопедическая стоматология):

МКХ-10 К 05.30 Пародонтит локазізований(гострий)

МКХ-10 К 05.30 Пародонтит локалізований(хронічний)

МКХ-10 К 05.30 Пародонтит локалізований(загострення)

Источник