Положение врача при лечении зубов
13. Расскажите о положении врача, пациента при лечении зубов на верхней челюсти.В положении «9 часов» лечится область верхней челюсти. Зеркало должно находиться в левой руке, которая опирается на лоб пациента. Ели врач проводит работу на вестибулярной или оральной поверхности моляров и премоляров, то голову пациента следует поворачивать так, чтобы видеть эти поверхности напрямую.
В положении «10 часов» врач выполняет работу в основном на зубах нижней челюсти слева, но может работать и на всем нижнем ряду.
В положении «11 часов» врач работает с зубами на нижней челюсти справа, а с зеркалом –справа на верхней челюсти.
В положении «12 часов» врач лечит все зубы как верхней, так и нижней челюстей.
Пациент всегда в положении «лежа», наклон спины меньше 45°! При таком положении язык герметично закрывает глотку, защищая пациента от аспирации инородных тел. При проведении длительных сеансов лечения (больше 45-ти минут) смажьте углы рта пациента вазелином или бипантеновой мазью.
14. Расскажите об обязанностях ассистента врача-стоматолога.Спектр обязанностей ассистента определяет врач. В настоящее время существует 2 типа деятельности ассистентов:
Первый тип включает только около врачебную деятельность, когда помощник врача-стоматолога готовит к работе стоматологическое оборудование и приборы.
Отвечает за готовность кабинета к работе, наличие и стерильность инструментов, рациональное размещение материалов и вспомогательных средств на рабочем месте.
При этом, помощник врача-стоматолога должен знать специфику применения стоматологических инструментов и материалов, строго соблюдать последовательность технологических этапов, быстро, четко и правильно подавать инструменты, препараты и материалы врачу.
Второй тип деятельности ассистента врача-стоматолога связан с частичным выполнением врачебных действий.
При первичном осмотре помощник помогает врачу выполнять диагностические, профилактические и лечебные действия, используя вспомогательные приспособления и приборы.
Помогает вовремя заметить изменения общего состояния организма пациента. При стоматологических лечебных операциях открывает обзор рабочего поля врачу, защищает слизистую оболочку и другие ткани полости рта от повреждения, отводя щеки, губы, язык. Убирает отсосом (аспиратором) аэрозоли, содержащие микробы. Кроме того, он постоянно поддерживает чистоту в полости рта пациента. Оказывает помощь при подборе цвета пломбировочных материалов при реставрации зубов. В проведении асептической обработки кариозной полости. Помогает относительно (с помощью валиков) или абсолютно (с помощью коффердама) изолировать зуб.
Помогает соблюдать тщательность и последовательность технологических этапов эндодонтической обработки корневых каналов, заполнения их пломбировочным материалом, лечения осложненных и не осложненных форм кариеса зубов.
15. Особенности работы в четыре руки.В настоящее время принцип работы «в четыре руки» подразумевает пять компонентов практики (Садовский В.В., 1999):
1. Работа сидя.
2. Помощь ассистентов.
3. Организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (предварительный анализ, планирование, менеджмент, оценка).
4. Максимальное упрощение рабочих моментов приема.
5. Профилактика инфекционных осложнений (InfectionControl).
При организации работы по принципу «в четыре руки» пациент располагается в кресле «в положении лежа». При лечении жевательных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла составляет 20—25°. При лечении зубов верхней челюсти или фронтальных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла не превышает 5—10°, а иногда пациента располагают горизонтально (чтобы нос и колени пациента находились примерно на одном уровне).
Врач сидит непосредственно за головой пациента в положении «8—12 часов» на абстрактном циферблате, перемещаясь в пределах этой зоны для обеспечения хорошего обзора и максимального удобства работы. Стул врача должен быть отрегулирован таким образом, чтобы стопы врача стояли на полу, ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, а туловище врача располагалось вертикально, опираясь поясницей на спинку стула. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому пациент как бы возлежит на коленях врача.
В процессе работы стоматолог должен следовать «правилу параллели»: фронтальная поверхность лица врача должна располагаться параллельно поверхности препарируемого зуба.
Ассистент располагается в позиции «2—5 часов». Рабочий стол ассистента располагается справа от него. Для лучшего обзора и удобства работы ассистент должен сидеть на 10—12 см выше врача. Чтобы обеспечить эргономичную позу ассистенту (сгибание ног в коленных суставах под углом 90°), на ножке стула для ассистента делается круговая подставка для ног. Вместо традиционной спинки, на стуле для ассистента делается «абдоминальный упор», который устанавливается у основания грудины на уровне мечевидного отростка и обеспечивает дополнительную опору для туловища . Зона передачи инструментов находится «между 5 и 8 часами».
Для обеспечения наилучшего обзора операционного поля следует регулировать высоту кресла, степень наклона его спинки, менять положение врача по отношению к пациенту, просить пациента повернуть или запрокинуть голову, открыть пошире рот и т.д. При несоблюдении этих требований эргономики, врач затрудняет себе работу, сидит в неудобной позе, что приводит к быстрому утомлению и развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Источник
Занятие № 7.
Тема: Эргономика
работы врача-стоматолога и ассистента.
Учебная цель: Научить проведению
стоматологических манипуляции
основываясь на принципах работы в четыре
руки. Определить понятие эргономики
работы врача-стоматолога.
Разобрать особенности организации
рабочего пространства стоматолога и
ассистента. Продолжительность занятия
– 2 часа.
Этапы | Оборудования | Наглядные | Время |
1. | 5 | ||
2. | Контрольные | 20 | |
3. | Слайды, | 45 | |
4. | Вопросы | 20 | |
5. | 5 |
1.Организация стоматологического кабинета.
2.Оборудование и оснащение стоматологического
кабинета.
3.Инструменты и приспособления для
обследования полости рта.
4.Виды стоматологических установок,
наконечников.
5.Санитарно-эпидемиологические требования
стоматологического кабинета.
Эргономика
— греческое Ergon — работа + Nomos – закон.
Эргономика, эргономичный дизайн,
эргономичное оборудование. А для чего,
собственно, это нужно?
Эргономика — наука, изучающая различные
предметы, находящиеся в непосредственном
контакте с человеком в процессе его
жизнедеятельности.
Ее цель — разработать форму предметов
и предусмотреть систему взаимодействия
с ними, которые были бы максимально
удобными для человека при их использовании.
Эргономика — наука, комплексно изучающая
функциональные возможности человека
(группы людей) в конкретных условиях
его (их) деятельности, которая связана
с использованием технических средств
на производстве и в быту.
Эргономика — эта научная дисциплина,
комплексно изучающая человека в
конкретных условиях его деятельности,
влияние разного рода факторов на его
работу.
В основу эргономики легли многие
дисциплины от анатомии до психологии,
а главной ее задачей является
создание таких условий работы для
человека, которые бы способствовали
сохранению здоровья, повышению
эффективности труда, снижению утомляемости,
да и просто поддержанию хорошего
настроения в течение всего рабочего
дня.
Термин «эргономика» был принят в
Англии в 1949г., когда группа английских
ученых положили начало организации
Эргономического исследовательского
общества.
Эргономика подразделяется на мини-,
миди- и макро-эргономику.
Макроэргономика — исследование и
проектирование систем «человек-общество»,
«организация-система организаций».
Мидиэргономика — исследование и
проектирование систем «человек-коллектив»,
«коллектив-машина», «человек-сеть»,
«коллектив- организация».
Микроэргономика — исследование и
проектирование систем «человек-машина».
Врач-стоматолог во время работы подвержен
нагрузкам, связанным с высокой
концентрацией и мышечным напряжением.
Неудобная поза и изометрическое
напряжение мускулатуры оказывают
неблагоприятное действие на здоровье
врача и его ассистента (рис. 1).
Рис. 1. Эргономика оборудования
Начиная с 60-ых годов началась пропаганда
эргономики в трудовой деятельности
врачей-стоматологов. Правильная и
эргономичная организация своего рабочего
места и трудового процесса позволяют
ощутимо экономить время, силы и, главное,
здоровье!
Понятие «эргономика работы в
стоматологической практике» можно
разделить на три основные составляющие:
1. Позиция врача-стоматолога и ассистента,
размещение инструментария
2. Положение пациента в стоматологическом
кресле
3.Техника работы ассистента врача –
стоматолога.
1.Позиция врача-стоматолога и ассистента
Все рабочие поверхности врача стоматолога
и ассистента должны находиться на одном
уровне на расстоянии руки врача или
ассистента зона врача стоматолога
изображено красным цветом, а ассистента
– синим (рис. 2).
Рис. 2 Расположение инструментов. Концепция разделенного пространства
Рис.3. Концепция распределенного
Врачебный модуль должен
Рис. 4. Позиция врача-стоматолога и Стул врача должен располагаться на
Рис. 5. Расположение стула врача. Стул ассистента немного выше стула 2. Положение
|
Положение пациента в стоматологическом
кресле при лечении зубов нижней челюсти
представлено на рис. 6. Глаза и пальцы
ног пациента находятся приблизительно
на одном уровне, подбородок опущен в
сторону груди.
Рис. 6. Положение пациента при работе
врача на нижней челюсти.
Положение пациента в стоматологическом
кресле при лечении зубов на верхней
челюсти представлено на рис. 7. Под шею
положена подушка для максимального
комфорта и запрокидывания головы
пациента.
Рис. 7. Положение пациента при работе
врача на а верхней челюсти.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Стоматолог и ассистент должны организовать свою практику, основываясь на принципах работы «в четыре руки». Автор использует концепцию разделенного пространства (Kimmel et al.),
которая предполагает разделение рабочих пространств между стоматологом и ассистентом. Безусловно, существуют и другие разумные способы организации труда, однако автор считает концепцию Киммеля наиболее удачной. Операционный столик располагается перед пациентом в пределах досягаемости и стоматолога и ассистента; модуль стоматолога располагается справа от врача; модуль ассистента и отсос находятся недалеко от головы пациента; зоны D1, D2, А1 и А2 также находятся на расстоянии вытянутой руки стоматолога или ассистента (рис. 8-20а и 8-20Ь).
Рис. 8-20а. Стоматолог, ассистент и пациентка
Во избежание ограничения движений члены стоматологической команды женского пола должны носить брюки, а не юбки (рис. 8-20с). Кресло стоматолога должно быть установлено на такой высоте, чтобы его ноги были согнуты в коленях под углом 105° (рис. 8-20d). Ассистент должен располагаться несколько выше, чтобы видеть полость рта пациента под большим углом, чем стоматолог. Однако такая расстановка зависит от роста членов команды.
Положение членов стоматологической команды должно быть достаточно комфортным, чтобы сохранять его в течение продолжительного периода. Педаль должна располагаться под стоматологическим креслом в проекции головы пациента. В таком случае педаль находится в пределах досигаемости стоматолога, сидящего на стуле прямо. Стопа стоматолога комфортно располагается на нижнем ободе стула (рис. 8-20е).
Рабочие пространства можно разделить по аналогии с циферблатом. Голова пациента располагается на 12 часов, стоматолог — на девять часов, а ассистент — на три. Эта позиция является стартовой. При необходимости стоматолог может перемещаться в пределах 9-12, а ассистент — в пределах 1-2 часов (рис. 8-2Of).
Положение пациента.
Пациент сначала садится в стоматологическое кресло, после чего ему придают необходимое положение в зависимости от проведения манипуляций на верхней или нижней челюсти. При работе на нижней челюсти глаза и пальцы ног пациента должны находиться на одном уровне (рис. 8-21а). При работе на верхней челюсти пациент откидывается как можно дальше назад с помощью опоры для шеи и плеч (рис. 8-21Ь). Достижение такого горизонтального положения имеет большое значение по двум причинам. Во-первых, оно обеспечивает стоматологу прямую визуализацию и, во-вторых, снижает риск случайного проглатывания или аспирации пациентом инородных тел. Любое положение менее 45° сильно увеличивает вероятность аспирации.
Стоматологические манипуляции
Рис. 8-20Ь. Расположение предметов относительно кресла рассматривают относительно циферблата (опубликовано с разрешения из статьи Hilger`)
Рис. 8-20с. Стоматолог и ассистент находятся в положении сидя, причем и тот и другая носят брюки. Колено стоматолога располагается между коленями ассистента
Рис. 8-20d. Стоматолог находится в положении сидя: ноги согнуты в коленях под углом 105°.
Рис. 8-20е. Положение правой стопы на педали: пятка опирается на круг в основании кресла стоматолога.
Рис. 8-20f. Зоны досягаемости стоматолога (от 9 до 12 часов) и ассистента (от одного часа до трех часов)
Для ознакомления с этим феноменом стоматолог может провести тест с водой. Воду аккуратно заливают в полость рта лежащего человека. Под таким углом рефлекторного глотания не происходит. Затем спинку кресла медленно переводят в вертикальное положение. После достижения 45° человек автоматически сглатывает (рис. с 8-21с по 8-21f). Сохранение лежачего положения пациента является важной мерой защиты от случайного проглатывания или аспирации инородных тел.
Рис. 8-21 а. Положение пациента при работе на нижней челюсти (по Шону,
опубликовано с разрешения)
Рис. 8-21Ь. Положение пациента при работе на верхней челюсти (по Шону,` опубликовано с разрешения)
Рис. 8-21 d. Тест с водой
Рис. 8-21с. Пациентка в положении сидя, надета водоотталкивающая накидка для защиты одежды.
Рис. 8-21 е. Язык перекрывает глотку в положении пациента лежа (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-21f. В положении пациента сидя язык не блокирует глотку (по Шону,` опубликовано с разрешения)
Отведение щек и языка в переднем отделе можно проводить с помощью пальцев (рис. 8-22а), а в боковых отделах для этих целей используется зеркало или ретрактор. Зеркало с двумя удерживающими стержнями намного легче переносится пациентом, чем зеркало с одним (рис. 8-22Ь и 8-22с). В ходе продолжительных сеансов лечения уголки рта пациента необходимо смазывать вазелином, мазью или кремом.
Насадки для отсоса с защитными щитками для языка позволяют удерживать язык в стороне от проведения манипуляции. Такие наконечники бывают разного цвета (рис. 8-23а) — более яркие подбирают для создания большего контраста с зубами, что особенно важно при лечении передних зубов.
Однако необходимо помнить, что наконечники для отсоса могут быть слишком длинными, что не позволяет ассистенту расслабить руку, поэтому наконечники можно укоротить (рис. 8-23Ь). Наконечник удерживают за более широкий конец в области соединения со шлангом, как карандаш. Укорочение
Рис. 8-22а. Отведение верхней губы пальцами
Рис. 8-22Ь. Стоматологические зеркала с одиночным и двойным держателями
Рис. 8-22с. Пример отведения мягких тканей лица для обеспечения доступа к левому дистальному сегменту верхней челюсти. Уголки рта смазаны вазелином
Рис. 8-23а. Наконечники отсоса разного цвета
Рис. 8-23Ь. Стандартной длины и укороченный наконечники отсоса
Рис. 8-23с. Расположение наконечника в руке
Рис. 8-23d. Расположение наконечника отсоса в полости рта при работе в левом квадранте нижней челюсти
Рис. 8-24а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в правом боковом сегменте нижней челюсти пациентки
Рис. 8-24Ь (справа). Правый боковой сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-24с (слева). Правый боковой сегмент нижней челюсти: схема рабочего положения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-24d (справа). Правый боковой сегмент нижней челюсти: рабочее положение стоматолога
Рис. 8-25а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в нижнем переднем сегменте
Рис. 8-25с (слева). Передний сегмент нижней челюсти: схема рабочего положения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-25d (справа). Передний сегмент нижней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов
Рис. 8-25b (справа). Передний сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос.
Рис. 8-26с (слева). Левый боковой сегмент нижней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-26d (справа). Левый боковой сегмент нижней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов.
Рис. 8-27а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в левом боковом сегменте верхней челюсти
Рис. 8-27с (слева). Левый боковой сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-27d (справа). Левый боковой сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов
Рис. 8-27Ь (справа). Левый боковой сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-26Ь (справа). Левый боковой сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-26а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в левом боковом сегменте нижней челюсти
Рис. 8-28а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в верхнем переднем сегменте
Рис. 8-28Ь (справа). Передний сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-28с (слева). Передний сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-28d (справа). Передний сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов
Рис. 8-29а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в правом боковом сегменте верхней челюсти.
Рис. 8-29Ь (справа). Правый боковой сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-29с (слева). Правый боковой сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-29d (справа). Правый боковой сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов
Рис. 8-30а. Пациентка использует мйкияж
Рис. 8-ЗОЬ. Маска для защиты макияжа
наконечника позволяет ассистенту опереться своим мизинцем на лицо пациента, что облегчает контроль и способствует принятию более расслабленного положения (рис. 8-23с и 8-23d).
При эвакуации жидкости немного влаги должно оставаться в полости рта пациента, чтобы он мог глотать без опасности аспирации.
Для стабилизации положения головы пациента ассистент своей рукой направляет пальцами голову пациента. Ассистент должен уметь угадывать направление взгляда стоматолога и перемещать голову пациента в нужное положение для выполнения конкретной манипуляции. Тут не может быть никаких компромиссов. Сначала это кажется пациенту необычным, однако сохранение оптимального положения его головы имеет исключительно большое значение для правильного и быстрого выполнения максимально эргономичных манипуляций. Это, по сути, отвечает двум основным пожеланиям пациента, которые заключаются в максимально успешном и непродолжительном лечении.
Положения при отведении мягких тканей и удалении жидкостей.
В данном разделе описаны индивидуальные положения при проведении лечения. Каждое положение подробно проиллюстрировано в соответствии с принципами стоматологии «в четыре руки».
Положения при лечении нижней челюсти разделены в зависимости от сегмента: правый боковой (рис. с 8-24а по 8-24d); передний (рис. с 8-25а по 8-25d); левый боковой (рис. с 8-26а по 8-26d). Такое же разделение было проведено для демонстрации положений при лечении на верхней челюсти: левый боковой сегмент (рис. с 8-27а по 8-27d); передний (рис. с 8-28а по 8-28d); правый боковой (рис. с 8-29а по 8-29d).
При проведении непродолжительного сеанса терапии пациенткам можно предложить надеть на лицо маску, чтобы сохранить макияж (рис. 8-30а и 8-ЗОЬ). Однако при длительных сеансах лечения макияж рекомендуется снимать.
Пациент немного улыбается и придает спокойное состояние нижней челюсти. По фотографии пациента в молодом возрасте измеряют межзрачковое расстояние (х) и длину перпендикуляра от кончика подбородка до межзрачковой линии (у). Затем эти же показатели определяют в клинических условиях. После этого проводят расчеты по формуле у` = х/х`ху. Такой метод позволяет получить результат с точностью ± 1 мм. Этот показатель не является удовлетворительным, кроме того, результаты во многом зависят от угла, под которым была сделана фотография (рис. с 6-2Ь по 6-2d).
Источник