Особенности ортопедического лечения при полном отсутствии зубов
Восстановить зубной ряд при отсутствии нескольких единиц можно несколькими способами. Но что делать, если на челюсти вообще нет зубов? О современных методиках протезирования, их преимуществах и недостатках пойдёт речь в статье.
Особенности протезирования при полном отсутствии зубов
В процессе определения метода протезирования учитывается широкий круг вопросов, ведь при адентии нет ни одного опорного элемента:
Нагрузка, которая образуется во время пережёвывания пищи, полностью направляется на протезную конструкцию. Это обязывает более внимательно относиться к выбору материалов для изготовления протезов. Также нужно принять во внимание их функциональность, предпочтение следует отдавать изделиям, равномерно распределяющим нагрузку на челюсть при механическом воздействии.
- При неравномерном выпадении зубов костная ткань челюсти атрофируется в местах, где ранее располагались единицы. Это делает процесс вживления импланта невозможным. Благодаря инновационным технологиям в стоматологии стало доступным наращивать ткань на проблемных участках челюсти. Поэтому в некоторых случаях перед протезированием предлагается выполнить процедуру синус-лифтинг.
- Особенность установки протеза заключается ещё и в трудном адаптационном периоде, когда к съёмной конструкции пациент никак не может привыкнуть ввиду повышенной чувствительности либо других причин. Выбор в такой ситуации усложняется, ведь более комфортные конструкции существенно отличаются по ценовому признаку от вставных пластинчатых челюстей.
- Достичь надёжной фиксации протеза при адентии удаётся лишь с помощью методик, предусматривающих предварительное вживление имплантов для создания опорных точек под конструкцию.
Почему оно обязательно?
Выпадение даже нескольких единиц в зубном ряду доставляют немало проблем, а при адентии ситуация только усугубляется. Откладывать решение вопроса о протезировании не стоит, вылечить последствия будет намного сложнее.
Если своевременно не устранить дефект в зубном ряду (при частичной или полной потере зубов), то пациента ожидают такие неприятности, как:
изменения овала лица, что выражается в виде запавших щёк, истончения губ, выдвижения вперёд подбородка, яркого выделения носогубных складок;
- нарушения работы ЖКТ (плохая усвояемость пищи, вынужденный отказ от привычных продуктов и др.);
- в речи и голосе появляются искажения, теряются некоторые буквы, что параллельно порождает комплексы;
- костная ткань челюсти, оставшаяся без зуба, атрофируется, становятся очень тонкими альвеолярные отростки, а это является преградой к проведению имплантации.
Все перечисленные последствия игнорирования протезирования в совокупности и по отдельности влияют на психоэмоциональный фон человека, который ограничивая коммуникации, теряет себя как личность.
Исправить ситуацию и кардинально изменить качество жизни поможет правильный выбор метода протезирования.
Применяемые методики
Если на челюсти отсутствуют все зубы, то после проведения ряда исследований специалист подбирает один из наиболее подходящих методов протезирования:
Методы протезирования при полном отсутствии зубов на челюсти | |||
Название | Описание | Преимущества | Недостатки |
Для возможности фиксировать протез на челюсти в неё вживляют несколько имплантов (иногда достаточно всего 2 единицы). Съёмная конструкция крепится на импланты по типу галантерейной кнопки. Существуют также балочные протезы, которые равномерно распределяют нагрузку на челюсть при пережёвывании пищи. Среди большого количества вариантов съёмных протезов есть и такие, которые не предусматривают процедуру предварительного вживления имплантов. |
|
| |
Бюгельное протезирование предусматривает установку на челюсть конструкции, которая состоит из металлической дуги, полимерного базиса, имитирующего десну, и искусственных зубов. Для создания опорных точек в челюсть вживляется 4 импланта, к которым впоследствии крепится дуга. |
|
| |
Для установки несъёмного протеза необходимо вживить несколько имплантов, на которые впоследствии фиксируются мостовидные протезы. Такая методика протезирования применяется редко, предпочтение отдаётся съёмным конструкциям. |
|
|
Варианты протезирования и процесс установки
Существует несколько вариантов протезирования при потере всех единиц в зубном ряду.
Полностью съемный пластиковый протез
Акриловый протез изготавливается на основании предварительно сделанных слепков челюсти пациента. В качестве материала используется современный вид пластика, что делает конструкцию прочной и надёжной. Основным достоинством изделия считается доступная цена.
В остальном отмечаются явные недостатки:
- твёрдая структура провоцирует натирания протезом мягких тканей, что усложняет процесс адаптации;
- из-за пористости материала протез вбирает запахи;
- пластик меняет цвет из-за пигментов продуктов.
Устанавливается пластинчатая конструкция просто, фиксация происходит за счёт присасывания к дёснам или с помощью специального клея.
Съемный нейлоновый протез
Изделие изготавливается по новейшей технологии из нейлона, обладает гибкостью и мягкостью. К такому протезу привыкать намного легче, нежели к пластмассе. Эстетические качества вполне приемлемые, но основным преимуществом является гипоаллергенность.
Среди существенных недостатков:
- изменение формы в процессе ношения, что предусматривает замену конструкции;
- высокая цена.
Фиксируется нейлоновое изделие по типу акрилового, но из-за склонности к деформации крепление со временем ослабевает, что доставляет немалый дискомфорт.
Частично съемный (покрывной) протез
Данный вид протеза представляет собой функциональную конструкцию, в основе которой лежит телескопическая система и элементы аттачменов.
Особенность изделий заключается в их способности распределять жевательную нагрузку равномерно по всей челюсти, а также приостанавливать процессы атрофии костной ткани.
На слизистую оболочку существенного давления не оказывается ввиду отсутствия смещения при пережёвывании пищи, что достигается благодаря надёжным эластичным фиксаторам.
Изготавливается протез по заранее сделанному слепку челюсти пациента в несколько этапов. Установка конструкции предусматривает наличие опорных зубов, поэтому при их отсутствии производится вживление нескольких имплантов.
Протез на имплантах
Бюгельный протез изготавливается на основе литой металлической дуге, на которую впоследствии фиксируются полимерный имитатор десны и искусственные зубы.
Это самый современный метод протезирования, отличающийся коротким адаптационным периодом и длительным сроком эксплуатации. Основное преимущество заключается в правильном распределении жевательной нагрузки, что исключает дальнейшую деформацию костной и мягких тканей челюсти.
Существующие разновидности бюгельной конструкции и фиксирующих элементов позволяют подобрать наиболее подходящий вариант, обеспечивающий комфортное ношение изделия.
Установка протеза производится на предварительно вживлённые импланты. Их потребуется с каждой стороны от 2 до 4 единиц.
Какое лучше?
При выборе лучшего метода протезирования учитывается не популярность изделия, а индивидуальные особенности и место установки протеза (верхняя или нижняя челюсть).
Поэтому из существующих методик специалист предлагает несколько вариантов, подходящих пациенту по физиологическим параметрам и цене.
Если рассмотреть вопрос в плоскости комфорта, то более выигрышным выглядит выбор балочных имплантов.
Помимо быстрой адаптации к инородному телу во рту, пациенту гарантируется долговременное использование протеза, который обладает высокой прочностью и надёжностью.
Стоимость лечения с лихвой компенсируется высокими эстетическими показателями и простым уходом за изделием.
Особенности протезирования верхней и нижней челюсти
Протезирование верхней части челюсти выполняется гораздо легче, чем нижней, что обусловлено наличием большого количества опорных точек, удерживающих базис.
При полном отсутствии зубов вся жевательная нагрузка направляется на протез. В случае с изделием для верхнего ряда жевательная нагрузка благодаря прочной фиксации распределяется более равномерно по всей челюсти, чего сложно достичь при восстановлении нижнего ряда.
Крайне малое пространство остаётся для фиксации базиса в нижней челюсти. Это объясняется расположением языковой уздечки, складок слизистой. Нехватка места исключает использование изделий с клапанным механизмом.
Даже самый удачно подобранный съёмный протез будет находиться под постоянным механическим воздействием щёк, что ощутимо при проявлении эмоций и даже разговоре. Протез смещается, вызывая жуткий дискомфорт.
Учитывая особенности нижней челюсти, можно сделать вывод, что более подходящим вариантом для протезирования будет бюгельная конструкция.
Противопоказания
Специалисты выделили ряд случаев, при которых протезирование не выполняется.
Среди основных:
аллергия на один из компонентов, присутствующих в протезе или расходных материалах;
- вирусные инфекции на этапе обострения;
- невозможность использовать местную анестезию, которая необходима для вживления имплантов;
- онкология;
- плохая свёртываемость крови;
- сахарный диабет (в тяжёлой форме);
- серьёзный дефицит массы тела (анорексия, кахексия и др.);
- наличие психических и нервных расстройств.
Некоторые противопоказания имеют временное ограничение, поэтому в лечебный процесс вносятся корректировки. К примеру, при пародонтозе вначале проводят комплексное лечение, которое направлено на приостановку процесса уменьшения костной ткани.
Без предварительной подготовки ортопедические мероприятия не дадут желаемого эффекта. Кроме того необходимо выбрать наиболее подходящий вид протеза. Таковым является конструкция, фиксирующаяся на вживлённые импланты.
Цена
Один из самых бюджетных вариантов протезирования при полном отсутствии зубов предусматривает установку 4-х имплантов (верхняя и нижняя челюсть) без использования костной пластики. Такой объём работы с расходными материалами обойдётся около 180 000 рублей.
Цена на лечение повышается по мере увеличения количества вживляемых имплантов и применения более дорогих материалов для изготовления протеза.
Если такие цены не по карману или существуют противопоказания по применению местной анестезии, то рекомендуется заказать в клинике пластинчатый съёмный протез. Стоимость изделия из акрила обойдётся около 20 000 рублей, из нейлона – до 30 000 рублей.
Отзывы
Под статьёй пользователи оставляют отзывы, в которых делятся своим опытом проведения протезирования. Информация будет полезна тем, кто только планирует посещение клиники.
Загрузка…
Источник
Ýòèîëîãèÿ, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, äèàãíîñòèêà è êëàññèôèêàöèÿ ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè). Êëàññèôèêàöèÿ Øðåäåðà è Êåëëåðà. Ñîâðåìåííîå îðòîïåäè÷åñêîå ëå÷åíèå. Êëèíè÷åñêèå è òåõíè÷åñêèå ýòàïû èçãîòîâëåíèÿ ïîëíûõ ñúåìíûõ ïðîòåçîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåôåðàò íà òåìó:
«Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ. Êëèíèêà. Îðòîïåäè÷åñêîå ëå÷åíèå «
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) íåïîñðåäñòâåííûì îáðàçîì âëèÿåò íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòà. Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) îáóñëîâëèâàåò íàðóøåíèå âïëîòü äî îêîí÷àòåëüíîé óòðàòû æèçíåííî âàæíîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — ïåðåæåâûâàíèÿ ïèùè, ÷òî ñêàçûâàåòñÿ íà ïðîöåññå ïèùåâàðåíèÿ è ïîñòóïëåíèè â îðãàíèçì íåîáõîäèìûõ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, à òàêæå íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà âîñïàëèòåëüíîãî õàðàêòåðà. Íå ìåíåå ñåðüåçíûìè ÿâëÿþòñÿ ïîñëåäñòâèÿ ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè) äëÿ ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ïàöèåíòîâ: íàðóøåíèÿ àðòèêóëÿöèè è äèêöèè ñêàçûâàþòñÿ íà êîììóíèêàöèîííûõ ñïîñîáíîñòÿõ ïàöèåíòà, ýòè íàðóøåíèÿ âêóïå ñ èçìåíåíèÿìè âíåøíîñòè âñëåäñòâèå óòðàòû çóáîâ è ðàçâèâàþùåéñÿ àòðîôèè æåâàòåëüíûõ ìûøö ìîãóò îáóñëîâèòü èçìåíåíèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ âïëîòü äî íàðóøåíèé ïñèõèêè.
Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) ÿâëÿåòñÿ òàêæå îäíîé èç ïðè÷èí ðàçâèòèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ îñëîæíåíèé â ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè, òàêèõ, êàê äèñôóíêöèè âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà è ñîîòâåòñòâóþùåãî áîëåâîãî ñèíäðîìà.
Ïîíÿòèÿ «ïîòåðÿ çóáîâ âñëåäñòâèå íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ, óäàëåíèÿ çóáîâ èëè ëîêàëèçîâàííîãî ïàðîäîíòèòà» (Ê08.1 ïî ÌÊÁ-Ñ — Ìåæäóíàðîäíàÿ êëàññèôèêàöèÿ ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ áîëåçíåé íà îñíîâå ÌÊÁ-10) è òàêèå òåðìèíû, êàê «ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ» è «ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ» (â îòëè÷èå îò àäåíòèè — íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ è ïðîðåçûâàíèÿ çóáîâ — Ê 00,0), ïî ñóòè, ÿâëÿþòñÿ ñèíîíèìàìè è ïðèìåíÿþòñÿ êàê â îòíîøåíèè êàæäîé èç ÷åëþñòåé, òàê è ê îáåèì ÷åëþñòÿì.
ÊËÈÍÈÊÀ
Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ðÿäà çàáîëåâàíèé çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû — êàðèåñà è åãî îñëîæíåíèé, áîëåçíåé ïàðîäîíòà, à òàêæå òðàâì
 ñâÿçè ñ ïîòåðåé ôèêñèðîâàííîé âûñîòû ïðèêóñà íèæíÿÿ ÷åëþñòü èìååò âîçìîæíîñòü ïîäíèìàòüñÿ äî ñìûêàíèÿ àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ, òåì áîëåå ïðè èõ àòðîôèè, â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ïðè ôèêñèðîâàííîì ïðèêóñå. Ïëþñ êî âñåìó ó áîëüøèíñòâà áåççóáûõ ïàöèåíòîâ ðåçêî óìåíüøàåòñÿ ñòðóêòóðà ùåê ââèäó àòðîôèè ìûøö, àòðîôèè ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè, ÷òî âëèÿåò çíà÷èòåëüíî íà âíåøíèé âèä ëèöà. Òÿæåñòü êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, èíòåíñèâíîñòè ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé è îïòèìàëüíîñòü óñëîâèé äëÿ îðòîïåäè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ó ïàöèåíòîâ ïîñëå ïîëíîé ïîòåðè çóáîâ çàâèñÿò:
-îò ïðè÷èí ïîòåðè çóáîâ, îò âðåìåíè, ïðîøåäøåãî ïîñëå ïîòåðè çóáîâ
-îò êîëè÷åñòâà îäíîâðåìåííîé ïîòåðè çóáîâ è âðåìåíè ìåæäó ïîòåðåé îòäåëüíûõ çóáîâ, îò ïðåäûäóùèõ ìåòîäîâ îðòîïåäè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ
-îò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà
-îò ñòåïåíè êîìïåíñàòîðíî-ïðèñïîñîáèòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû è æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà
-îò õàðàêòåðà è äèàïàçîíà äâèæåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè
Äèàãíîñòèêà ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè) ïðîèçâîäèòñÿ ïóòåì êëèíè÷åñêîãî îñìîòðà è ñáîðà àíàìíåçà. Äèàãíîñòèêà íàïðàâëåíà íà èñêëþ÷åíèå ôàêòîðîâ, êîòîðûå ïðåïÿòñòâóþò íåìåäëåííîìó íà÷àëó ïðîòåçèðîâàíèÿ. Òàêèìè ôàêòîðàìè ìîãóò áûòü íàëè÷èå:
— íå óäàëåííûõ êîðíåé ïîä ñëèçèñòîé îáîëî÷êîé;
— ýêçîñòîçîâ; îïóõîëåïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé;
— âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ;
— çàáîëåâàíèé è ïîðàæåíèé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà.
Ïðè îáñëåäîâàíèè áåççóáîãî ïàöèåíòà íåîáõîäèìî îáðàùàòü âíèìàíèå íà ñòåïåíü àòðîôèè è ôîðìó àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ, ëîêàëèçàöèþ àòðîôèè, à òàêæå íà ñîñòîÿíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ñòåïåíü å¸ ïîäàòëèâîñòè.
ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÏÎËÍÎÃÎ ÎÒÑÓÒÑÒÂÈß ÇÓÁΠ(ÏÎËÍÎÉ ÂÒÎÐÈ×ÍÎÉ ÀÄÅÍÒÈÈ)
àäåíòèÿ îòñóòñòâèå çóá îðòîïåäè÷åñêèé
Âñå ìíîãîîáðàçèå àòðîôèé àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ ïî ñòåïåíè è ëîêàëèçàöèè (òîïîãðàôèè) ìîæíî êëàññèôèöèðîâàòü. Íåêîòîðûå âðà÷è èñïîëüçóþò êëàññèôèêàöèþ Øðåäåðà è Êåëëåðà.
Øðåäåð ðàçäåëÿåò àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè áåççóáîé âåðõíåé ÷åëþñòè ïî ñòåïåíè èõ àòðîôèè íà òðè êëàññà:
ïåðâûé — íåàòðîôèðîâàííûé àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê, âûñîêîå ïîëîæåíèå ïåðåõîäíîé ñêëàäêè ñ âåñòèáóëÿðíîé ñòîðîíû, ãëóáîêèé ñâîä í¸áà;
âòîðîé — ðàâíîìåðíàÿ ñðåäíÿÿ àòðîôèÿ;
òðåòèé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ, ïëîñêèé ñâîä íåáà, ïåðåõîäíàÿ ñêëàäêà ñ âåñòèáóëÿðíîé ñòîðîíû íà óðîâíå ãðåáíÿ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà.
Êåëëåð ðàçäåëÿåò àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè áåççóáîé íèæíåé ÷åëþñòè ïî ñòåïåíè è òîïîãðàôèè èõ àòðîôèè íà 4 êëàññà:
ïåðâûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê;
âòîðîé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ
òðåòèé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå ïðè ïîëíîé àòðîôèè â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ;
÷åòâåðòûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ ïðè ïîëíîé àòðîôèè âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå;
 ýòèõ äâóõ êëàññèôèêàöèÿõ åñòü ñîè íåäîñòàòêè, ïîýòîìó È.Ì.Îêñìàí ñîçäàë ñâîþ êëàññèôèêàöèþ ó÷èòûâàÿ âñå íåäîñòàòêè ïðåäûäóùèõ. Îí ðàçäåëèë àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè ïî ñòåïåíè èõ àòðîôèè íà âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè áåççóáûõ ÷åëþñòåé íà 4 êëàññà:
ïåðâûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê;
âòîðîé — ðàâíîìåðíàÿ ñðåäíÿÿ àòðîôèÿ;
òðåòèé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ;
÷åòâåðòàÿ — íåðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ.
Äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ñòåïåíè ïîäàòëèâîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ êëàññèôèêàöèÿ Ñóïëå. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè èìåþòñÿ ÷åòûðå òèïà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïî ñòåïåíè ïîäàòëèâîñòè:
òèï 1 — íîðìàëüíàÿ ïî ïîäàòëèâîñòè è öâåòó ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà;
òèï 2 — àòðîôè÷íàÿ, íåïîäàòëèâàÿ, ñóõàÿ ñëèçèñòàÿ, ñèíþøíîãî öâåòà,
òèï 3 — ãèïåðòðîôè÷åñêàÿ, õîðîøî ïîäàòëèâàÿ è ïîäâèæíàÿ, ðûõëàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà, ðîçîâîãî öâåòà;
òèï 4 — ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñî ñëèçèñòûìè ïîäâèæíûìè ñêëàäêàìè âäîëü ãðåáíÿ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà, êîòîðûå ïðè ïîëüçîâàíèè ïðîòåçîì ÷àñòî óùåìëÿþòñÿ ìåæäó ïðîòåçîì è êîñòüþ.
ÎÐÒÎÏÅÄÈ×ÅÑÊÎÅ ËÅ×ÅÍÈÅ
Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèåé ïîäðàçóìåâàþò îäíîâðåìåííîå ðåøåíèå íåñêîëüêèõ çàäà÷:
— âîññòàíîâëåíèå äîñòàòî÷íîé ôóíêöèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû;
— ïðåäóïðåæäåíèå ðàçâèòèÿ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è îñëîæíåíèé;
— ïîâûøåíèå êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ;
— óñòðàíåíèå íåãàòèâíûõ ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ïîñëåäñòâèé, ñâÿçàííûõ ñ ïîëíûì îòñóòñòâèåì çóáîâ.
Èçãîòîâëåíèå ïðîòåçîâ íå ïîêàçàíî, åñëè èìåþùèéñÿ ïðîòåç åùå ôóíêöèîíàëåí èëè åñëè åãî ôóíêöèþ ìîæíî âîññòàíîâèòü (íàïðèìåð, ïî÷èíêà, ïåðåáàçèðîâêà). Èçãîòîâëåíèå ïðîòåçà âêëþ÷àåò: îáñëåäîâàíèå, ïëàíèðîâàíèå, ïîäãîòîâêó ê ïðîòåçèðîâàíèþ è âñå ìåðîïðèÿòèÿ ïî èçãîòîâëåíèþ è ôèêñàöèè ïðîòåçà, â òîì ÷èñëå óñòðàíåíèå íåäîñòàòêîâ è êîíòðîëü. Ñþäà îòíîñÿòñÿ òàêæå èíñòðóêòèðîâàíèå è îáó÷åíèå ïàöèåíòà ïî óõîäó çà ïðîòåçîì è ïîëîñòüþ ðòà.
 ñëó÷àÿõ, êîãäà íåâîçìîæíî íåìåäëåííî çàâåðøèòü ëå÷åíèå, ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå èììåäèàò-ïðîòåçîâ, îñîáåííî äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàçâèòèÿ ïàòîëîãèè âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà. Ìîæíî ïðèìåíÿòü òîëüêî òå ìàòåðèàëû è ñïëàâû, êîòîðûå äîïóùåíû ê ïðèìåíåíèþ, êëèíè÷åñêè àïðîáèðîâàíû, áåçîïàñíîñòü êîòîðûõ äîêàçàíà è ïîäòâåðæäåíà êëèíè÷åñêèì îïûòîì.
Áàçèñ ïîëíîãî ñúåìíîãî ïðîòåçà ñëåäóåò èçãîòàâëèâàòü, êàê ïðàâèëî, èç ïëàñòìàññû. Ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ àðìèðîâàíèå áàçèñà ïðîòåçà ñïåöèàëüíûìè ìåòàëëè÷åñêèìè ñåòî÷êàìè. Äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ìåòàëëè÷åñêîãî áàçèñà íåîáõîäèìî òùàòåëüíîå îáîñíîâàíèå.
Ïðè ïîäòâåðæäåííîé àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè òêàíåé ïîëîñòè ðòà íà ìàòåðèàë ïðîòåçà ñëåäóåò ïðîâåñòè òåñòû è âûáðàòü òîò ìàòåðèàë, êîòîðûé ïîêàçàë ñåáÿ êàê ïåðåíîñèìûé.
Ïðè áåççóáîé ÷åëþñòè ïîêàçàíî ñíÿòèå ôóíêöèîíàëüíîãî ñëåïêà (îòòèñêà), íåîáõîäèìî ôóíêöèîíàëüíîå ôîðìèðîâàíèå êðàÿ ïðîòåçà, ò.å. äëÿ ñíÿòèÿ ñëåïêà (îòòèñêà) íåîáõîäèìî èçãîòîâëåíèå èíäèâèäóàëüíîé æåñòêîé ñëåïî÷íîé (îòòèñêíîé) ëîæêè.
Èçãîòîâëåíèå ñúåìíîãî ïðîòåçà íà áåççóáóþ ÷åëþñòü ñ èñïîëüçîâàíèåì ïëàñòìàññîâîãî èëè ìåòàëëè÷åñêîãî áàçèñà âêëþ÷àåò ñëåäóþùåå: àíàòîìè÷åñêèå, ôóíêöèîíàëüíûå ñëåïêè (îòòèñêè) îáåèõ ÷åëþñòåé, îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé, ïðîâåðêó êîíñòðóêöèè ïðîòåçà, íàëîæåíèå, ïðèìåðêó, ïðèïàñîâêó, óñòàíîâêó, îòäàëåííûé êîíòðîëü è êîððåêòóðû. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðèìåíÿþò ìÿãêèå ïîäêëàäêè ïîä ïðîòåç.
Êëèíè÷åñêèå è òåõíè÷åñêèå ýòàïû èçãîòîâëåíèÿ ïîëíûõ ñúåìíûõ ïðîòåçîâ
Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 1. Âíåøíèé îñìîòð. Îáñëåäîâàíèÿ ïîëîñòè ðòà. Îáñëåäîâàíèÿ ïðåääâåðüÿ ïîëîñòè ðòà. Îñìîòð ïðîòåçíîãî ëîæà (ñëèçèñòàÿ + êîñòíàÿ + ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà). Ñòåïåíü àòðîôèè (Øðåäåð, Êåëëåð, Îêñìàí). Ïðîâåðÿþò ñèíäðîì Êîñòåíà (íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ÂÍ×Ñ). Ñíÿòèå àíàòîìè÷åñêîãî îòòèñêà ñòàíäàðòíîé ìåòàëëè÷åñêîé ëîæêîé, ëþáîé ñëåïî÷íîé ìàññîé, íî ñ ÷àòåëüíûì îôîðìëåíèåì êðà¸â ñëåïêà.
Äëÿ ñíÿòèÿ àíàòîìè÷åñêîãî ñëåïêà ñ âåðõíåé ÷åëþñòè çàäíåíåáíûé êðàé ñòàíäàðòíîé ëîæêè äîëæåí áûòü íà 1.5 — 2 ñì çà ëèíèåé À. Íà âåðõíåì ñëåïêå åùå äîëæíî áûòü è ÷åòêîå îòîáðàæåíèå ñëèçèñòîé ìÿãêîãî í¸áà íà 1,5 — 2 ñì. çà ëèíèåé À. Òîëùèíà êðàÿ ñëåïêà 2-4 ìì.
Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 1. îòëèâêà ìîäåëè ïî àíàòîìè÷åñêîìó îòòèñêó; î÷åð÷èâàíèå ãðàíèö íà ìîäåëè; èçãîòîâëåíèå èç âîñêà íà ìîäåëè èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè; çàãèïñîâêà â êþâåòó; çàìåíà âîñêà íà ïëàñòìàññó; âûåìêà ïëàñòìàññîâîé ëîæêè èç êþâåòû; îáðàáîòêà, øëèôîâêà, ïîëèðîâêà. Òðåáîâàíèÿ ê èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè:
— òîëùèíà íå áîëåå 2-õ ìì (êðîìå ó÷àñòêà ïî ãðåáíþ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà íèæíåé ÷åëþñòè, ãäå åå òîëùèíà äëÿ ïðî÷íîñòè äîëæíà áûòü äî 4 ìì).
-êðàÿ ëîæêè äîëæíû äîõîäèòü äî ñâîäà ïåðåõîäíîé ñêëàäêè, íå îïèðàòüñÿ íà óçäå÷êè, êëûêîâûå è êðûëî÷åëþñòíûå ñêëàäêè.
— âåðøèíà êðàÿ ëîæêè íà ñêàòå àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà, åñëè îíè çàõîäÿò ïîä íàâåñû, íåîáõîäèìî èçíóòðè ñîøëèôîâàòü, ÷òîáû îíè íå ìåøàëè íàëîæåíèþ ëîæêè è íå òðàâìèðîâàëè ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó. Íî ïðè ýòîì íå ñëåäóåò èñòîí÷àòü êðàé.
— çàäíåí¸áíûé êðàé ëîæêè íà âåðõíþþ ÷åëþñòü äîëæåí ïåðåõîäèòü çà ëèíèþ «À» íà 1 — 1,5 ñì.
Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 2. Ïðèïàñîâêà èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè â ïîëîñòè ðòà, ïðîáû Ãåðáñòà (3-5); îêàíòîâêà êðàÿ ëîæêè òåðìîïëàñòè÷åñêîé ìàññîé, ðàçìÿã÷åíèå â òåïëîé âîäå ââåäåíèå â ïîëîñòü ðòà è çàêðûâàíèå êðóãîâîãî êëàïàíà; ïîäãîòîâêà îòòèñêíîé ìàññû (ñèëèêîíîâîé òèïà «Ñèåëàñò»); íàíåñåíèå òîíåíüêèì ñëîåì íà ëîæêó; ââåäåíèå â ïîëîñòü ðòà — ïðîá Ãåðáñòà (ôîðìèðîâàíèÿ ïåðåõîäíîé ñêëàäêè); ïðîáû Ãåðáñòà ïðèìåíÿþò 3 ðàçà à) ïðè ïðèïàñîâêå èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè; á) ïðè çàìûêàíèè êðóãîâîãî êëàïàíà; â) ïðè ôóíêöèîíàëüíî — ïðèñàñûâàþùåì ñëåïêå. Ñëåïîê âìåñòå ñ ëîæêîé ïåðåäàþò òåõíèêó.
Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 2. à) îòëèâêà ìîäåëè ïî ôóíêöèîíàëüíî — ïðèñàñûâàþùåìó ñëåïêó; á) èçãîòîâëåíèÿ ïðèìóñíîãî âàëèêà äëÿ îïðåäåëåíèÿ öåíòðàëüíîé îêêëþçèè.
Èçãîòîâëåííûå âîñêîâûå áàçèñû ñ îêêëþçèîííûìè âàëèêàìè äîëæíû îòâå÷àòü ñëåäóþùèì òðåáîâàíèÿì:
— êðàÿ âîñêîâîãî áàçèñà äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü êðàÿì ñëåïêà (îòïå÷àòêó èõ íà ìîäåëÿõ)
— âàëèê äîëæåí ðàñïîëàãàòüñÿ ïî ãðåáíþ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà (òîëüêî â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ íèæíåé ÷åëþñòè — íàä ÿçû÷íûì ñêàòîì àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà);
— âûñîòà âàëèêà ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå äîëæíà áûòü íà 10 ìì è ïîñòåïåííî äîëæíà ñíèæàòüñÿ â äèñòàëüíóþ ñòîðîíó íà îáåèõ ñòîðîíàõ äî 5 ìì.
— øèðèíà âàëèêà íà ìîäåëè ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå äîëæíà áûòü 4-5 ìì è äîëæíà ðàñøèðÿòüñÿ â äèñòàëüíûå ñòîðîíû äî 10 ìì;
— ôîðìà âàëèêà íà ìîäåëè âåðõíåé ÷åëþñòè äîëæíà áûòü ïîëóýëëèïòè÷åñêîé, à íà ìîäåëè íèæíåé ÷åëþñòè — ïàðàáîëè÷åñêîé;
— îêêëþçèîííà ïîâåðõíîñòü âàëèêà äîëæíà áûòü ðîâíîé.
Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 3.Îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîé îêêëþçèè:
— ïðèïàñîâêà ïðèêóñíîãî âàëèêà â ïîëîñòè ðòà
— îïðåäåëåíèå âûñîòû ïðèêóñà àíàòîìà — ôèçèîëîãè÷åñêèì ìåòîäîì
— îïðåäåëåíèå è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, êîððåêöèÿ âûñîòû îêêëþçèîííîãî âàëèêà âîñêîâîãî áàçèñà ñ âàëèêîì íà âåðõíþþ ÷åëþñòü
— êîððåêöèÿ âåñòèáóëÿðíîé ïîâåðõíîñòè âåðõíåãî âîñêîâîãî âàëèêà
— ïîñòðîåíèå ïðîòåòè÷åñêîé ïëîñêîñòè
— êîððåêöèÿ âûñîòû âàëèêà íà âîñêîâîì áàçèñå ñ âàëèêîì äëÿ íèæíåé ÷åëþñòè
— êîððåêöèÿ íèæíåãî âàëèêà ïî âåðòèêàëè
— îêîí÷àòåëüíîå îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñ îäíîâðåìåííîé ôèêñàöèåé öåíòðàëüíîé îêêëþçèè
— îïðåäåëåíèå öâåòà è ôàñîíà èñêóññòâåííûõ çóáîâ
Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 3. çàãèïñîâêà ìîäåëè â îêêëþäàòîð èëè àðòèêóëÿòîð; ïîñòàíîâêà èñêóññòâåííûõ çóáîâ.
Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 4. Ïðîâåðêà êîíñòðóêöèè ïîëíîãî ñúåìíîãî ïðîòåçà íà ìîäåëè è â ïîëîñòè ðòà:
— ïëîòíîñòü ñìûêàíèÿ çóáíûõ ðÿäîâ
— îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîé îêêëþçèè
— ïðîâåðêà âûðàæåííîñòè îêêëþçèîííûõ êðèâûõ
— ñòåïåíü ïåðåêðûòèÿ âåðõíèõ çóáîâ íèæíèå
— íàêëîíà ôðîíòàëüíîé ãðóïïû çóáîâ íà âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòÿõ (âåñòèáóëÿðíî, è îðàëüíî)
— íàëè÷èå êîíòàêòà
— óðîâåíü ïîñòàíîâêè èñêóññòâåííûõ çóáîâ ïðè óëûáêå
— öâåò è ôîðìà èñêóññòâåííûõ çóáîâ
— äâèæåíèå íèæíåé ÷åëþñòè
Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 4. Çàìåíà âîñêîâîé êîìïîçèöèè ïîëíûõ ñú¸ìíûõ ïðîòåçîâ ïëàñòìàññîé.
— çàãïñîâêà âîñêîâîé ìîäåëè â êþâåòó
— ïîìåùåíèå êþâåòû â ãîðÿ÷óþ âîäó íà 5-7 ìèíóò
— ðàñêðûòèå êþâåòû è óäàëåíèå êèïÿùåé âîäîé îñòàòêîâ âîñêà
— íàíåñåíèå èçîëèðóþùåãî ñëîÿ íà ìîäåëü
— ïîäáîð è çàìåøèâàíèå áàçèñíîé ïëàñòìàññû
-ïîêîâêà ïëàñòìàññîâîãî òåñòà â êþâåòó âìåñòè âîñêà
-çàêðó÷èâàíèå êþâåòû ïîä äàâëåíèåì,
-ïîìåùåíèå êþâåòû â õîëîäíóþ âîäó
— ðàñêðûòèå êþâåòû è âûåìêà ïðîòåçà, åãî øëèôîâêà, ïîëèðîâêà.
Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 5. Ñäà÷à ïðîòåçà.
1. Èäåíòèôèêàöèÿ
2. Àíòèñåïòè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ïðîòåçà è ðóê âðà÷à
3. Íàëîæåíèå ïðîòåçà
4. Ïðîâåðêà ôèêñàöèè â ïîëîñòè ðòà
5. Ñìûêàíèå çóáîâ è ïðîâåðêà îêêëþçèîííûõ ïîâåðõíîñòåé ïðè ïîìîùè êîïèðêè.
Ïåðâàÿ êîððåêöèÿ íàçíà÷àåòñÿ íà ñëåäóþùèé äåíü ïîñëå ñäà÷è ïðîòåçà, äàëåå ïî ïîêàçàíèÿì (íå ÷àùå îäíîãî ðàçà â òðè äíÿ). Ïåðèîä àäàïòàöèè ìîæåò äëèòüñÿ äî 1,5 ìåñÿöåâ.
Ïðè ïîÿâëåíèè áîëåé â îáëàñòè òêàíåé ïðîòåçíîãî ëîæà, ñâÿçàííûõ ñ òðàâìîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, áîëüíîìó ðåêîìåíäóþò íåìåäëåííî ïðåêðàòèòü ïîëüçîâàòüñÿ ïðîòåçîì, ÿâèòüñÿ íà ïðèåì ê âðà÷ó, âîçîáíîâèâ ïîëüçîâàíèå çà 3 ÷àñà äî ïîñåùåíèÿ âðà÷à.
Ïðè ìåõàíè÷åñêîì ïîâðåæäåíèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, îáðàçîâàíèè ÿçâ ó÷àñòêè ïðîòåçà â ýòèõ ìåñòàõ ìèíèìàëüíî ñîøëèôîâûâàþòñÿ. Êîððåêöèþ áàçèñà ïðîòåçà ïðîâîäÿò äî ïîÿâëåíèÿ ïåðâîãî ñóáúåêòèâíîãî îùóùåíèÿ óìåíüøåíèÿ áîëåâîãî ñèíäðîìà.
Íàçíà÷àåòñÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûìè ïðåïàðàòàìè è ñðåäñòâàìè, óñêîðÿþùèìè ýïèòåëèçàöèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник