Ноги танцора и лечение

Хотите танцевать? Пересчитайте свои ноги. Сколько-сколько? Две?! Забудьте о танцах. Ну или отрастите себе еще штук сорок конечностей.

Нет, серьезно.

Двумя не обойтись.

Ноге в какой-то момент позарез необходимо превратиться, скажем, в принимающую. То есть в важную ногу, которая принимает на себя вес целого танцора. Ну или не целого, как пойдет. Правая она или левая ― в этот момент пофигу. А вот то, что ей полагается принять вес, страшно важно. Не приняла толком вес танцоровой тушки ― все пропало. Танца ― мясистого, крепкого, амплитудного ― нет. Не танец, а топтание какое-то, неуверенное и вялое… Причем принимающая нога ― это примерно как принимающая сторона в контексте какого-нибудь официального визита: нельзя просто открыть приехавшим дверь и бросить: «Ну вы тут как-нибудь сами, кухня вот, курить там». Нужно уделить внимание гостям, проводить, расположить. Скромное «принять вес» обычно подразумевает какую-нибудь дотошную замуту со стопами и коленями: надо не плюхнуться на ногу, как пюре на тарелку, а сначала коснуться пола пальцами, перейти на подушечку, удерживая вес сильной стопой (сильной, мать ее!), и опускаться в стопу и колено, как тугая пружина. Или наоборот, если шагаем снизу (а вы что думали, все равно откуда шагать?) ― касаемся пяткой, перекатываем вес по стопе, вырастая в колене… Короче, там целая церемония, знакомство с чаем отдыхает.

Бывает попроще.

Скажем, внутренняя нога ― это где? Глубоко в душе танцора? В его мечтах? Да нет, тупо внутри пары. Представьте. Вы стоите ровно, слева от вас партнер(ша). По хитрой задумке хореографа вам нужно одновременно шагнуть вперед: вам с левой ноги, партнеру с правой. Пока педагог завершит объяснение «Коля, ты сейчас с правой, Нина, давай с левой!», а потом пока вы с Колей еще сообразите, где у кого левая, уже музыка кончится и ночь наступит. А «с внутренних ног» ― это быстро и понятно, как яичница.

Или чистые ноги. Это, ясно дело, вот про это:

А, нет, постойте. Не про это. Это про колоссальную работу стоп и в целом про высокую технику танца, позволяющую танцору демонстрировать красивые и завершенные линии ног во время исполнения любой фигуры. Технической чистоты танцевальных движений ногами невозможно добиться без правильного распределения веса, без мощной работы стопы, икроножных мышц, бедер. Причем погрешности в работе ног понимающий глаз увидит даже за широкими брючинами или длинной юбкой: не донес вес, не дотянул колено, не успел на момент завершения танцевальной фигуры окончательно довести ногу до прямого или согнутого положения ― это видно, как ни занавешивай ноги. И филигранно выписать ногами движения с нужной точностью и «чистотой» уже не получится. Так что если ваша тушка подбуксовывает, а стопы не работают как надо, чистых ног вам не добиться, сколько ни меняй носки и как ни три мочалкой.

Отдельно для граммар-наци.

Танцоры, как правило, в курсе, что правильнее сказать «нога, которая в данный момент находится сзади», чем «задняя нога». Большинство от «задней ноги» накрывает приступ веселья или праведного лингвогнева. Но вот знаете… Я замечала, что мне смешно от подобных фразочек (или бесит, смотря с какой ноги встала), когда то, что мне нужно сделать, не слишком сложно для меня. А когда я туплю и никак не могу уяснить, чего же от меня хочет тренер, мне нужна только суть без лишних речевых заборов. Мне нужно понять и запомнить, например, что сначала я перекатываю вес по стопе, затем собираю ноги, и только потом вырастаю на опорной. И если я раз за разом бестолково норовлю выпрямить колено до того, как подтяну ногу, на меня лучше подействует тренерское «Стоп! Сначала задняя!», чем «Не торопись выполнить движение нижней конечностью, находящейся в данный момент позади ноги, на которую приходится подавляющая часть веса твоего тела».

Короче, все эти «удобные ноги», «логичные ноги», «загруженные» и «мягкие» родились ПОЧЕМУ-ТО, по какой-то причине, из-за какой-то конкретной потребности во время тренировки. Ну, что-то ― просто по приколу, не без этого. Но чаще эти словечки все же добавляют танцорским ногам характер, уточняют их состояние и конкретизируют действие, которое эти ноги должны выполнить.

Вот, например, какими бывают ноги танцоров. «Например» ― потому что кто-то использует эти эпитеты, кто-то ― другие. Кто-то, наверное, никаких не использует. Но я таких не встречала.

Источник

Занятие любой физической активностью сопряжено с риском травмы, а танец не является исключением. Новые танцоры должны вырабатывать свою силу и гибкость медленно и безопасно. Один из главных способов предотвратить травмы во время танца — это время, чтобы правильно разогреть основные мышцы тела. Однако, несмотря на все старания, травмы все же случаются.

Виды травм у танцоров

Приведем список самых распространенных травм у танцоров, их причины и советы по лечению и профилактике. 

Мышечная судорога

Мышечная судорога — это непроизвольное сжатие мышцы, которая не расслабляется сама по себе. Мышечные судороги часто довольно болезненны, и, как правило, ощущаются в задней части ноги и в передней части бедра. Мышечные судороги часто продолжаются всего несколько секунд, но иногда могут длиться от нескольких минут до часа. Иногда судорога может повторяться несколько раз, пока мышца, наконец, не расслабляется. Мышечные судороги вызваны усталостью или дисбалансом жидкости, соли или калия из-за сильного потоотделения.

Лечение: лечение мышечной судороги обычно включает растяжение пораженной области. Мягкое массирование мышц поможет расслабиться. Также может помочь нанесение на место, где возникла судорога, специальной нагревательной повязки. При тяжелых мышечных судорогах врач может рекомендовать лекарства для расслабления мышц. 
Профилактика: чтобы предотвратить мышечные судороги, обязательно нужно делать растяжку до и после танцев. Растяжка перед танцами, а также соответствующая разминка могут предотвратить мышечные спазмы, вызванные физической активностью. Важное значение имеет хорошая гидратация до, во время и после танца. Судороги мышц, которые возникают ночью во время отдыха, могут быть предотвращены с помощью адекватной программы растяжки.

Самые распространенные травмы у танцоров

Мышечное напряжение

Мышечное напряжение включает в себя повреждение мышцы или окружающих ее сухожилий, вызванное перенапряжением мышцы. Иногда мышечное напряжение называется «потянул мышцу». Травма обычно вызывает боль, слабость и, возможно, опухоль. Мышечное напряжение обычно вызывается внезапным сокращением мышц и низкой гибкостью. Наиболее чаще всего «тянут» мышцы на нижней части спины, шее, плечах и подколенных сухожилиях. Танцоры особенно склонны к мышечному напряжению в нижней части спины. 
Лечение: незначительные деформации мышц можно лечить с помощью метода RICE: отдых, лед, сжатие и расслабление. Лечение может также включать принятие противовоспалительных препаратов и болеутоляющих средств для уменьшения боли и отека. Иногда необходима физическая терапия, чтобы помочь укрепить мышцы. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство для устранения повреждений.

Профилактика: танцорам следует принимать дополнительные меры предосторожности, чтобы предотвратить мышечные напряжения. Очень важно постоянно растягиваться и разогреваться перед каждой танцевальной сессией. Кроме того, не стоит забывать о растяжке после танца или тренировки. 

Расколотая голень

Расколотая голень или передний большеберцовый синдром — название, которое было дано состоянию, связанному с болевыми ощущениями, возникающими вдоль большеберцовой кости – крупной кости в передней части голени. Синдром расколотой голени часто встречается у танцоров из-за прыжков на твердых поверхностях, неправильной осанки и плохой гибкости. Все танцоры должны быть особенно осторожными и стараться правильно приземляться после каждого прыжка, чтобы избежать подобной травмы.

Лечение: лечение расколотой голени включает в себя сначала уменьшение боли и воспаления, а затем восстановление мышц до их первоначального состояния. Часто требуется полный отдых от активности, поскольку при подобной травме бывает даже затруднительно ходить. Для первоначального лечения нужно наносить на поврежденное место лед на несколько минут каждый час, постепенно уменьшая частоту до 3 или 4 раза в день. Противовоспалительные препараты также можно использовать для уменьшения воспаления.

Профилактика: если танцор склонен к развитию расколотой голени, ему обязательно нужно заниматься растяжкой мышц и ахиллова сухожилия регулярно до и после танцевальных сессий. Кроме того, никогда не нужно танцевать на бетонных или других твердых поверхностях. 

Самые распространенные травмы у танцоров

Подошвенный фасцит

Подошвенный фасцит — это напряжение или раздражение связки, которая соединяет пяту с пальцами ног. Данное состояние вызывает хроническую боль и воспаление в ноге, особенно на пятке. Боль также может ощущаться в своде стопы. Подошвенный фасцит особенно распространен среди балерин, которые танцуют в пуантах.

Лечение: чтобы уменьшить боль и припухлость, можно попробовать наносить лед на пятку. Противовоспалительные препараты могут помочь при воспалении и отеке. Растяжение мышц ног и ступней несколько раз в день также может помочь с болью.

Профилактика: чтобы предотвратить подошвенный фасцит, стоит убедиться, что танцевальная обувь правильно подогнана по ноге и заменить ее по мере необходимости. Обязательно нужно сгибать колени в достаточной степени при приземлении после прыжков (не приземляться на пятки или всю ступню). Кроме того, нужно избегать неправильного отталкивания от пола при прыжке. 

Стрессовый перелом

Стрессовый или усталостный перелом обычно вызывается чрезмерной повторяющейся нагрузкой или повторной травмой одной и той же кости. Он возникает, когда мышцы перегружаются и больше не могут поглощать усилие от повторного воздействия. Эти травмы вызывают боль и отек и обычно возникают в голени или стопе. У танцоров они обычно вызваны повторными прыжками и приземлениями.

Лечение: лучший способ лечения стрессового перелома — отдохнуть от танцев и ни в коем случае не продолжать танцевать, испытывая боль (поскольку перелом может стать больше и перерасти в хроническую травму).

Предотвращение: чтобы предотвратить стрессовый или усталостный перелом, нужно всегда ставить для себя реалистичные цели танца с достижимыми временными рамками. Нельзя форсировать события и пытаться «с нуля» выполнить сложные связки шагов. Телу нужно много времени, чтобы развить необходимые мышцы, способные справиться с трудными шагами. Также важно поддерживать здоровое питание и включать в рацион продукты, богатые кальцием и витамином D. Танцоры также не должны носить старые или изношенные балетные туфли или пуанты. 

Источник

Травмы коленей танцоров и методы борьбы с ними

Холод, покой, бандаж и другие способы оказания первой помощи.

Фото: ballerinaproject.com

«Чтобы стать настоящим танцором, нужно пройти три стадии: научиться танцевать, научиться выступать и научиться справляться с травмами» Д. Гир

Колено — самый большой сустав скелета человека, на котором держится весь вес тела. Работа танцора полностью зависит от функций колена, с его помощью исполнители поворачиваются, прыгают, делают выпады и шаги. Неравномерное развитие разных групп мышц ног приводит к смещениям в этом важном суставе, так что нет ничего удивительного в том, что травмы колена занимают долю в 20% всех жалоб танцоров.

Одна из распространенных болезней, возникающих среди детей и подростков, которые занимаются танцами с прыжками и поворотами, называется болезнь Осгуд-Шляттера. В таких танцах совершается множество резких движений с переносом веса тела на колени, в то время как сустав еще растет и формируется. Кости подростков растут быстрее, чем мускулы, что ставит строение суставов под угрозу деформации.

Нагрузка на сустав усиливается из-за интенсивных тренировок, и болезнь может усугубиться: под коленной чашечкой может образоваться припухлость. Потом может возникнуть отечность, боль вокруг колена или ощутимое натяжение мышц в бедрах. При развитии болезни начинается воспаление околокостных тканей, хрящей, надколенника, а может быть, и всех трех одновременно.

Есть универсальная формула лечения этой болезни: защита, отдых, холод, компрессы и противовоспалительные средства. При соблюдении этих мер и наблюдении у врача обострение заболевания должно пойти на спад через 12-24 месяца. Лучший метод — при первых симптомах обратиться к специалисту, который скорректирует процесс тренировок и репетиций таким образом, чтобы минимизировать опасность воспаления. В противном случае будьте готовы бросить танцы, пока боль не исчезнет.

Ноги танцора и лечение

Фото: ballerinaproject.com

Пателлофеморальный синдром

Неравномерное развитие мышечных групп ноги, неестественные положения ног, например, выворотность колена, — все это может привести к смещению коленной чашечки. Обычно коленная чашечка скользит вверх-вниз вдоль соединения бедренной и большеберцовой костей, а при пателлофеморальном синдроме ее движение нарушается.

Из-за увеличения двигательной нагрузки внутренняя часть коленной чашечки сильнее трется о бедренную кость, хрящевая ткань истончается, вызывая хондромаляцию. Первые признаки истончения — боль вокруг колена при прыжках, плие и после продолжительного пребывания в сидячем положении. Танцор также может столкнуться с припухлостью вокруг колена или услышать довольно громкий хруст при движениях суставов.

В этом случае поможет отдых и холод, а также не обойдется без терапевта, который должен определить причину симптомов. Нужно подробно проанализировать тренировки и репетиции танцора, чтобы понять, какие упражнения приводят к смещению и истощению хряща. Врач может предложить упражнения по укреплению групп мышц, а также растяжку, которые в комплексе скорректируют смещение и не дадут болезни развиваться.

Ноги танцора и лечение

Фото: spb.gde.ru

Тендинит надколенника

Это воспаление сухожилия, соединяющего коленную чашечку и четырехглавую мышцу бедра. Во время репетиций мышцы бедра сокращаются, натягивая связку, которая из-за воспаления отекает и болит. Спасут от этого недуга отдых, холод и противовоспалительные средства — это снимет отечность и боль, а физиотерапевт поможет снять растяжение мышц и связок.

Бурсит преднаколенника

Это последний «враг» коленок танцоров в нашем списке — настоящий бич джазовых исполнителей. В танцах джазового направления упор идет в основном на работу коленей. Бурсы — это маленькие мешочки с суставной жидкостью внутри суставов, смягчающие трение костей. При чрезмерных нагрузках бурсы воспаляются и болят. Если танцор часто опускается на колени, удары сустава о пол приводят к дополнительному раздражению бурсы. Такое воспаление носит название бурсит. Облегчение принесут покой, холод, противовоспалительные, компрессионный бандаж и физиотерапия. Это снимает отечность, но в случае сильного обострения не обойтись без хирургического вмешательства.

Ноги танцора и лечение

Острые травмы колена

Это результат падения или иного повреждения тканей и сустава. Они появляются внезапно и лечатся определенное количество времени, в этом их отличие от описанных выше хронических заболеваний, развивающихся постепенно и отнимающих долгое время на лечение.

Работу коленного сустава смягчают два С-образных хрящевых диска, которые носят название мениски. Это диски между бедренной и большеберцовой костями. Когда танцор приземляется после прыжка или вращает коленями, мениски могут повредиться и даже порваться. Малейший разрыв мениска вызывает боль, а серьезные разрывы могут оказаться настоящей пыткой, сопровождающейся отеком и острым воспалением. Первой помощью должны быть холод, покой и противовоспалительные, а физиотерапевт поможет с реабилитацией, хотя часто лечение невозможно без операции.

Ноги танцора и лечение

Фото: stlhealthandwellness.com

Разрыв связок

Боковая связка коленного сустава может порваться при резких поворотах, сильных вращениях и неудачных приземлениях после прыжков. Танцор сразу почувствует острую боль с внутренней стороны колена. К этой области будет больно прикасаться, движения сустава будут ограничены. Немедленно следует обеспечить суставу покой, обложить его льдом, по возможности зафиксировать ногу повыше, чтобы обеспечить отток крови и избежать отека и воспаления. Небольшие разрывы могут зажить при должном уходе и следованию указаниям физиотерапевта. Более серьезные разрывы требуют радикального лечения.

Разрыв передней крестообразной связки сопровождается отчетливым звуком, напоминающим лопающийся пузырь. Риск получения этой травмы обостряется, если вы выворачиваете коленный сустав в неестественные положения. В большинстве случаев разрыв передней крестообразной связки требует хирургического вмешательства и последующей реабилитации по восстановлению эластичности. Лечение может занять 3-4 месяца.

Ноги танцора и лечение

Колени — основная опора и важный инструмент танцоров, но это и весьма уязвимый сустав, который при любом неверном движении поджидают болезни и травмы. Важно, чтобы танцоры знали максимум информации о строении колена, принципах его функционирования и мерах предосторожности, а также первой помощи, необходимой при получении травм. Берегите свои колени и не бойтесь обращаться к врачу при малейшей боли — это может спасти вашу карьеру!

Подписаться на еженедельную рассылку We Love Dance

Все хорошо, каждую пятницу вас ждут интересные новости о танцевальном мире

Источник

4. Движения стоп

Весь вес тела у людей должен выдерживаться ногами. Это — наш контакт с землей. Ступни ног обеспечивают устойчивость, равновесие, движение, на них опускается вес тела после прыжка. Это возможно благодаря особому строению ступни. В нашей культуре, к сожалению, не принято заботиться о стопах ног. Неудобная обувь, отсутствие упражнений, асфальт — все это приводит к преждевременным дегенеративным изменениям стопы и тому, что здоровая стопа в наше время — большая редкость. Танцор должен особенно заботиться о ступнях ног вне студии. Особое задание учителя — приглядывать за обувью студентов и научить их быть ответственными за стопы. Босые стопы студентов всех уровней должны регулярно осматриваться.

Конечно, требования к стопе профессионального танцора велики. Кроме того, танец пуант подразумевает перераспределения веса при деми пуантэ. В то же время ступня должна быть максимально легкой и расслабленной. При соблюдении этих условий стопа играет большую роль в красоте исполнения танца. Были времена, когда ступни танцовщиц были предметом восхищения. В эпоху Романтизма шампанское пили из туфли той, кем восхищались. Ступня могла стать предметом поклонения, как видно на примере Фани Элслер (1810 — 1884) (ил. 73).

Существует общая тенденция считать танец на пуантах причиной всех травм у танцовщиц. Когда тело и ступни были подготовлены многолетними тренировками, танец на пуантах не представляет особой опасности. Типичную травму стопы может вызвать неправильная подготовка или техника исполнения, или слишком ранняя практика пуант. Во избежание травм, стоп и других повреждений танцор и преподаватель должны заботиться о правильной технике исполнения, распределении веса и подходящем полу.

Джозеф Хавилер - Тело танцора (Медицинский взгляд на танцы и тренировки)

Ил. 73. Ступня Фани Элслер

Эта статуя показывает степень восхищения ножкой известной танцовщицы. Мраморная статуя французского скульптора Феличе де Феавью (1847). Австрийская театральная коллекция. Вена.

а) Стопа и голеностопный сустав

Поднятие стопы = распрямление, опускание = сгибание.

Чтобы понять эти описания, заметьте, что поднятие стопы называется распрямлением, а опускание — сгибанием.

Это означает, что при распрямлении пятка опускается, а при сгибании — поднимается (ил. 74).

Для успешной танцевальной карьеры необходима особая врожденная форма стопы. Часто внешний вид стопы отображается на рентгене. Стопа меняет форму и движения в результате тренировок больше, чем любая другая часть тела. Поэтому ступня молодого танцовщика должна быть приспособлена к изменениям, необходимым во время тренировок. Некоторые формы стоп вообще не подходят для балета, их не изменяет тренировка.

Джозеф Хавилер - Тело танцора (Медицинский взгляд на танцы и тренировки)

Ил. 74. Движение голеностопного сустава

1. Поднятие стопы = распрямление.

2. Опускание стопы = сгибание.

Голеностопный сустав

Голеностопный сустав соединяет ногу и ступню (ил. 75). Дистальные концы большеберцовой и малоберцовой кости образуют ямку. Наружная часть кости лодыжки, латеральная лодыжка, является нижним концом малоберцовой кости, внутренней части кости лодыжки; медиальная лодыжка — это конец большеберцовой кости. Все вместе они образуют три суставные поверхности, покрытые гиалиновым хрящом, внутренние зоны двух лодыжек и бороздку, проходящую между ними. В углубление, образованное ими, входит блок (верхняя часть таранной кости), передняя поверхность, которая на 9 мм шире задней.

Обе кости лодыжки латерально соединены друг с другом, таранной костью и пяточной костью при помощи крепкой системы связок. Это соединение позволяет совершать вращательные движения, поднятие (распрямление) и опускание (сгибание) стопы. Здоровый голеностопный сустав не может совершать латеральные движения. Они выполняются латеральными суставами.

Поднятие стопы не обрывается резко, т. к. строение голеностопного сустава таково, что последняя стадия распрямления совершается плавным движением. Эта эластичная зона торможения создается при распрямлении, когда стопа вытянута (деми плие). Широкий передний блок таранной кости входит в углубление, образованное лодыжкой, т. е. образуя эластичный механизм при распрямлении стопы.

При сгибании, т. е. опускании ноги, узкий задний блок таранной кости входит в ямку голеностопного сустава. При этом эластичное тормозящее действие не оказывается при сгибании. Ослабление сустава не происходит, т. к. латеральная лодыжка голеностопа приспосабливается к узкому заднему блоку таранной кости при совершении вращательных движений и легком отведении назад. Медиальная лодыжка обеспечивает неподвижное соединение, а латеральная наоборот, достаточно подвижное, чтоб приспособится к ширине блока. Это функциональное приспособление латеральной лодыжки, важное в деми плие и релеве, становится возможным благодаря сильной внутрикостной мембране, которая, соединяя большеберцовую и малоберцовую кости, позволяет совершать вращение и смещение малоберцовой кости назад. Существует общераспространенное мнение, что ямка не изменяется в ширину при движении голеностопного сустава.

Джозеф Хавилер - Тело танцора (Медицинский взгляд на танцы и тренировки)

Ил. 75. Правый голеностопный сустав: а) вид сзади

1. Большеберцовая кость.

2. Малоберцовая кость.

3. Таранная кость.

4. Пяточная кость.

5. Медиальная лодыжка.

6. Латеральная лодыжка.

7. Медиальные связки.

8. Латеральные связки.

Связки (медиальные и латеральные) заштрихованы.

Джозеф Хавилер - Тело танцора (Медицинский взгляд на танцы и тренировки)

б) Таранная кость, вид сверху

Тело таранной кости имеет 3 суставные поверхности:

9. Верхняя блоковидная суставная поверхность для внешней поверхности большеберцовой кости. Эта поверхность шире в передней части (механизм торможения в деми плие).

10. Медиальная суставная поверхность медиальной лодыжки.

11. Латеральная суставная поверхность латеральной лодыжки.

12. Латеральный отросток.

13. Задний отросток с двумя бугорками (а — медиальный, б — латеральный). Могут быть только латеральные бугорки, называемые os trigonum, которые могут стать причиной проблем при исполнении релеве.

14. Головка.

15. Шейка.

В таранной кости и лодыжке нет мест прикрепления мышц и сухожилий.

Голеностопный сустав стабилизируется только костными структурами и окружающими их сухожилиями и связками. Поэтому стабильность этого сустава зависит от хорошего функционирования связок, положения и функции лодыжки, а именно латерального. При переломе латеральной лодыжки необходимо точное воссоздание ее длины и положения, совершаемое обычно хирургическим путем. Растянутые связки голеностопного сустава должны лечиться при естественной длине. Это особенно важно для танцора, т. к. голеностопный сустав участвует в деми плие, пуант и деми пуантэ. Это объясняет, почему молодые люди, которые хотят профессионально заниматься танцами, должны отказаться от занятий теми видами спорта, где существует большая вероятность травмы голеностопного сустава.

Вращательные движения здесь ограничены, и степень их зависит от конкретного человека. Угол измеряется в нейтральной нулевой позиции, т. е. когда стопа образует прямой угол с передней поверхностью ноги. Движение стопы, направленное вверх (распрямление), составляет 20°; при совершении этого движения едва ли можно отличить неподготовленного танцора от человека, не занимающегося танцами. При активной разминке (специальных упражнениях, а не только растяжке) можно увеличить температуру икроножной мышцы и повысить ее эластичность. Таким образом можно усовершенствовать деми плие. У некоторых танцоров до 40°. Здесь возможно много вариантов. После нескольких часов эффект разминки проходит.

Движения стопы, направленные вниз (сгибание) у не танцоров ограничивается 50°. Для танцора это неприемлемо. В релеве, деми пуант и пуант стопа должна становиться продолжением передней части голеностопного сустава, что составляет угол как минимум в 70°, Такой степени распрямления голеностопа можно достичь ежедневными занятиями. При измерении этих углов важно помнить, что поднятие и особенно опускание стопы происходит в голеностопном суставе! Пальцы можно опустить дальше, используя суставы стоп, о чем пойдет речь дальше, и свод стопы, но это не то движение голеностопного сустава, которое требуется в танцах.

Источник