Мотивация к лечению зубов

2.9.
Стоматологическое
просвещение. Мотивация населения к
поддержанию здоровья полости рта

Стоматологическое
просвещение населения является одним
из основных компонентов любой про­граммы
профилактики и должно предшествовать
и сопутствовать обучению гигиене полости
рта.

Стоматологическое
просвеще­ние

это
предоставление населе­нию любых
познавательных воз­можностей для
самооценки и выра­ботки правил
поведения и привы­чек, максимально
исключающих факторы риска возникновения
за­болеваний и поддерживающих
при­емлемый уровень стоматологиче­ского
здоровья. Стоматологическое здоровье
зависит от общего состоя­ния организма,
поведения и привы­чек человека, а
также особенностей окружающей среды.
Специалисты должны вырабатывать у
населения убежденность в необходимости
ре­гулярного ухода за полостью рта с
целью предупреждения кариеса зу­бов
и болезней пародонта.

К
методам
стоматологического
просвещения относятся беседы, лекции,
семинары, уроки здоровья, игры. Средства
просвещения

это
книги, брошюры, памятки, плака­ты,
газеты, журналы, видеофильмы, реклама
на радио и телевидении. Методы оценки
эффективности
про­свещения
могут быть субъективны­ми (анкетирование
населения) и объективными (изменение
показа­телей стоматологического
статуса).

Убедить
пациента изменить свои привычки или
приобрести новые —
очень
трудный и долгий процесс, связанный с
врожденной боязнью перемен, которая
присуща челове­ку. Этот процесс идет
медленными, повторяющимися шагами и на
пер­вых стадиях обратим. Вначале
про­водят теоретические занятия, цель
которых —
приобретение
знаний, понимание их и выработка
убежде­ния в необходимости их
примене­ния. Затем следуют практические
занятия, на которых происходит выработка
навыка выполнения ка­кой-либо
манипуляции, и только потом путем
многократных упраж­нений навык
превращается в при­вычку. Только в
этом случае чело­век начинает все
выполнять авто­матически.

В стоматологическом
просвеще­нии детей и подростков должны
участвовать, помимо врачей-стома­тологов,
специалисты, в частности стоматологические
гигиенисты, а также педиатры, психологи
и педа­гоги. Однако на стоматологах
лежит основная ответственность за
сто­матологическое просвещение,
по­скольку они должны разрабатывать
все информационные материалы и обучать
других специалистов.

Главной задачей
стоматологиче­ского просвещения
является разъяснение населению значения
состояния зубов и полости рта для
организма, роли гигиены и пита­ния в
профилактике стоматологи­ческих
заболеваний.

Целесообразно
начинать мотива­цию с бесед с педагогами,
меди­цинскими работниками детских
уч­реждений и родителями. Родители
должны уделять особое внимание
гигиеническому уходу за полостью рта
своих детей с момента прорезы­вания
зубов. От понимания родите­лями степени
своей ответственно­сти зависит
здоровье ребенка. Толь­ко тесное
взаимодействие родите­лей с
врачами-педиатрами и стома­тологами
делает возможным сохра­нение здоровой
полости рта у детей раннего возраста.

Стоматолог
должен не менее 2
раз
в год проводить занятия с роди­телями,
рекомендуя им начинать чистку зубов у
детей сразу после прорезывания первых
молочных зу­бов.

Важным
этапом является мотива­ция детей.
Занятия с детьми дол­жны быть строго
дифференциро­ванными, в зависимости
от их воз­раста: если с детьми младшего
воз­раста лучше проводить занятия в
форме игры, то со старшими нужно
разговаривать так же, как со взрос­лыми.

Неотъемлемой
частью стоматоло­гического просвещения
населения являются рекомендации,
касающи­еся питания, так как известна
его роль в сохранении здоровья поло­сти
рта. Питание может влиять на твердые
ткани зубов как в период их формирования,
так и после про­резывания. Одним из
главных усло­вий формирования
резистентных к кариесу зубов детей
является пол­ноценное в качественном
и коли­чественном отношении питание
бе­ременной женщины, включающее
молочные продукты, минеральные вещества,
витамины, овощи, фрукты.

Не меньшее значение
в форми­ровании резистентности зубных
тканей имеет питание в первый год жизни
ребенка, когда идут закладка и развитие
постоянных зубов. Иде­альным питательным
продуктом для новорожденного является
мо­локо матери. Недостатки искусст­венного
вскармливания детей необ­ходимо
максимально устранять пу­тем
дополнительного введения в организм
ребенка фруктовых соков, овощных пюре
и других продуктов.

Для развития и
поддержания здо­ровья минерализованных
тканей (не только зубов, но и альвеоляр­ной
кости) необходимы кальций, фосфор,
витамины группы В. Если эти вещества не
поступают в орга­низм ребенка в
достаточном коли­честве, могут
наблюдаться гипоминерализация зубов
во время их формирования, а также задержка
прорезывания.

Для современных
условий харак­терны такие особенности
питания, как преимущественное
употребление мягкой пищи, содержащей
большое количество легкоферментируемых
углеводов, наряду с уве­личением
частоты приема пищи, что способствует
возникновению и прогрессированию
кариеса зубов у населения.

В рекомендациях
по снижению кариесогенного потенциала
пита­ния следует подчеркивать:

• необходимость
уменьшения об­щего потребления
Сахаров;

• пользу
снижения частоты потреб­ления Сахаров;

• значение
уменьшения времени пребывания
Сахаров в полости рта;

• важность
замены легко метаболизируемых Сахаров
на неметаболизируемые (саха-розаменители).

Одним из путей
повышения уровня самоочищения полости
рта является прием твердой пищи (сы­рые
овощи, твердые фрукты). Хо­рошая
тренировка зубочелюстной системы
происходит при употреб­лении твердой
сухой пищи, требую­щей обильного
слюноотделения и длительного пережевывания.
Ее прием можно рекомендовать детям для
воспитания у них привычки к жеванию,
интенсификации роста и развития
зубочелюстной системы. Желательно
употребление овощей и фруктов после
приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а
также в промежутках между основными
приемами пищи.

Факторы питания
играют боль­шую роль в сохранении
здоровья не только зубов, но и тканей
пародонта, а также слизистой оболочки
по­лости рта. Для нормального обнов­ления
эпителия в ротовой полости необходим
белок. Кроме того, бел­ками являются
вещества, образую­щие в слюне механизмы
защиты (лизоцим, пероксидаза слюны,
лактоферрин, макрофаги и др.).

Для
того чтобы знания о прави­лах и режиме
питания перешли в привычку, необходимо
проведение санитарно-просветительной
работы среди населения. Следует помнить,
что привычки и традиции питания являются
неотъемлемой частью всех привычек,
которые способны сохранить здоровье
человека.

Источник

Все родители хотят, чтобы у ребенка были здоровые зубы и почти все задаются целью не только привить привычку чистить зубы 2 раза в день с самого раннего детства, но и

научить ПРАВИЛЬНО чистить зубы

. Однако со временем часть из них сталкивается с проблемой: сопротивление и не желание чистить зубы в младшем возрасте, нежелание и лень ребенку в подростковом возрасте совершать этот ритуал изо дня в день.

Причины, по которым дети перестают чистить зубы с возрастом просты: не выработана привычка с раннего детства, нет мотивации в подростковом возрасте, нет культуры общей гигиены в дальнейшем и в целом.

К сожалению, современный социальный статус многих наших граждан не позволяет говорить о культуре гигиены полости рта как о массовом явлении. Это очень сильно усложняет работу врача-стоматолога, так как довольно трудно заставить ухаживать за зубами ребенка, который не знаком с ритуалом чистки зубов. К такому выводу стоматологи пришли не случайно, ибо термин «функциональная безграмотность» все чаще звучит как характеристика современного человека.

Мотивация чистки зубов в младшем возрасте

Как привить ребенку любовь к чистоте полости рта с самого раннего детства, младшего возраста, подросткового возраста, какие привычки выработать у детей, как правильно действовать и что делать,чтобы наши дети как можно меньше болели кариесом. Вот несколько советов, собранных от разных стоматологов, психологов, педагогов.

Совет 1.

Прививайте навыки рациональной гигиены полости рта с самого рождения. Да-да, с самого рождения, с того самого момента, как Вы начали кормить своего ребенка молоком. Ежедневная процедура протирания влажной стерильной салфеткой десен малыша после еды поможет малышу избавиться от остатков молока на деснах и привьет постоянное ощущение чистоты во рту (не маловажный нюанс). К тому же постоянный контакт с полостью рта ребенка поможет ему привыкнуть с «присутствием» там кого-то еще..

Совет 2.

Возьмите за привычку сами чистить зубы после каждого приема пищи (так как налет скапливается и развиваются бактерии уже через 1,5 часа после чистки зубов – а у некоторых людей и раньше), но не реже 2х раз в день с использованием зубной нити и специальной (нужна консультация стоматолога) жидкости для полоскания. Момент – жидкость для полоскания отставляйте подальше от детей, либо покупайте с безопасной крышкой!

Ваш собственный пример – хорошая команда к действию для растущего малыша! Они очень хотят быть похожими на своих родителей. Папа и мама – самый главный авторитет и пример для подражания в младшем возрасте!

Совет 3.

Как только прорежется первый зубик, купите несколько зубных щеточек на выбор (какую зубную щетку выбрать и в каком возрасте – об этом в след. статье), пусть ребенок выберет себе понравившуюся щеточку.
Если с самого рождения Вы не промывали десна ребенку, не спешите вмешиваться в процес познания, не торопите события, пусть попробует сам. Через некоторое время возьмите щетку и проведите пару раз по зубам без зубной пасты, через пару сеансов уже с зубной пастой. Первые движения, совершаемые Вами будут осторожные и недолгие (1-2 движения), чтобы ребенок привык к Вашим рукам.

Так, постепенно беря инициативу в свои руки, Вы научите своего малыша правильно чистить зубы и подготовите почву для дальнейшего стоматологического лечения (если понадобится).

Совет 4.

Мотивация к чистке зубов в младшем возрасте и способы воспитания привычки следующие: подберите литературу (рассказы, сказки – в продаже имеются красочно иллюстрированные книжки о чистке зубов, мультфильмы) о правильной и неправильной гигиене не только полости рта, но и всего организма (мультфильм «Майдодыр», Доктор Рейко и Ева Тарле «Зубные монстры. Что они делают у меня во рту?»).
Создайте игровую атмосферу, подключите его игрушки или игрушку, которой можно также почистить зубы и спасти от зубным монстров.

Если ребенку тяжело чистить зубы перед сном – почистите вместе с ним зубы после ужина. Возьмите с собой в ванну плеер, магнитофон и включите его любимую песню, мелодию (3-4 минуты как раз хватит для процедуры), купите в аптеке электрическую детскую зубную щетку – это не запрещается.

У стоматолога или в аптеке можно приобрести специальную пластину, после жевания которой можно увидеть в какой цвет она окрашивает налет, оставшийся после чистки зубов. Это и весело и полезно.

Чистка зубов должна быть в удовольствие, проходить легко и весело! Никакого насилия и давления быть не должно, терпение и поиск компромисса – вот, о чем Вы должны помнить всегда.

Мотивация чистки зубов в подростковом возрасте

Согласно данным ВОЗ, у более 70 процентов детей старшего и подросткового возраста обнаруживается заболевание кариеса. Стоматологам все чаще (уже к 12 годам) приходится лечить глубокий кариес после полной смены зубов.

Проблемы, которые мы получаем в подростковом возрасте (запах изо рта, стойкий налет, не убирающийся после читски зубов, пораженные кариесом зубы) – это результат нашего невнимания к детям, не прививания культуры питания, культуры личной гигиены.

Что делать, если:

— ребенка с самого рождения и младшего возраста не приучили к гигиене полости рта;
— выработали привычку, но со временем теряется мотивация (появляется лень);

Советы для взрослых и подростков

Совет 1.

Постарайтесь (опять-таки) сами и на собственном примере чистить зубы регулярно, ежедневно, желательно после каждого приема пищи,используя нить флосс. Этот совет поможет и Вам и подростку (не потерявшему к вам уважение и доверие) создать «условно-безусловный» рефлекс к чистоте и ощущению чистоты в полости рта. Мотивация при этом будет для подростка проста – я такой же как и взрослые, я тоже буду чистить, потому что так надо!

Совет 2.

Приобретите в аптеке электрическую ультразвуковую зубную щетку, которая, практически без дотрагивания, (пока не выработается постоянная привычка) эффективно очищает с поверхности зубов мягкий микробный и пигментный налет.

Использовать ее (в наборе есть еще одна насадка) может и еще один член семьи. Однако, знайте, что с твердыми зубными отложениями и скоплениями такая щетка справляется с большим трудом.

Внутри ее ручки находится мотор и пьезокерамическая пластинка (расположена под щетинками головки щетки). Пластинка пускает ультразвуковую колебательную волну частотой 1,6–1,7 МГц. Благодаря этому щетинки на головке зубной щетки колеблются: за 1 минуту делают около 100 000 000 движений (волна такой частоты способна распространяться от места непосредственного прикосновения щетинок с зубами и деснами до 4 мм вглубь).

У таких щеток есть специальный таймер, что поможет подростку чистить зубы тщательно, соблюдая заданное время (есть режим тщательной чистки зубов).

Вот примеры электро-ультразвуковых щеток с примерными ценами:

— Ultrasonex – цена примерно 2 тыс.руб.;
— зубная щетка Donfeel – 3 тыс.руб.;
— Ультразвуковая зубная щетка Megasonex m8 – цена около 5 тыс.руб.;
— зубная щетка Philips Sonicare – цена примерно 5-7 тыс. руб.;

Внимание, электро-ультразвуковые зубные щетки имеют и противопоказания:

Так как ультразвук — колебательная волна очень высокой частоты, распространяющаяся вглубь тканей коронок, виниров, зубов, пломб, десен и создающая микровибрации твердых тканей, в неоднородных твердых материалах она распространяется по-разному, так как разные материалы имеют разные показатели волнового сопротивления.

Неоднородность волны будет способствовать вибрации сохранившихся тканей зуба, установленных материалов (в том числе и металлических штифтов) и не зависимо друг от друга, а также в какой-то момент и друг от друга.

Такое несоответствие вызывает конфликт на границе твердых сред ( пломба-зуб, зуб-коронка, зуб-штифт) и приводит к разрушению связующего материала между данными средами.

Негатиное действие такой волны на виниры также оказывается – разрушается адгезив (клей, с помощью которого приклеивается винир).

В этом случае мотивация у подростка следующая – минимум усилий, максимум удовольствия.. Ощутить позитивные и положительные эмоции во время чистки + сделать приятное маме и пользу для себя..

Совет 3.

Очень хорошим стимулятором для ежедневной чистки зубов служат индикаторы зубного налета – ежедневная проверка на качество гигиены полости рта (индикатор окрашивает неочищенный зубной налет и места наибольшего его скопления) стимулирует на более качественный уход.

Индикаторы зубного налёта можно приобрести в аптеке: это растворы йода, эритрозина, фуксина, Plaviso(Voco), таблетки Динал (Россия), Dent (Япония) и др.

Для практичных и не поддающихся действию рекламы людей скажем — да, все эти электрические зубные щетки с вращающимися головками, звуковые и ультразвуковые, со щупальцами и индикаторами и прочей ерундой – не иначе как уловка, стимулирующая покупателя останавливать выбор в пользу именно этого производителя. Все эти новинки, лишь способ заработать деньги на рынке, где, к сожалению по большему счету, лишь деньги и торговля имеют значение..

Однако, у нас с Вами большая миссия – воспользоваться этими «суперскими новинками» и обратить ситуацию в нужное нам русло, используя их временно для выработки устойчивой мотивации среди подростков: я буду теперь чистить зубы, чтобы больше не ходить к стоматологу, чтобы не испытывать негативные эмоции, страх, боль и др.

Совет 4.

Периодическое посещение стоматологии и врача гигиениста. Подготовьте почву дома задолго до посещения стоматолога (если посетить врача – это проблема), и не стоматолога для начала, а врача гигиениста, ортодонта. Поговорите заранее с врачом и объясните ему ситуацию и свою проблему (не желание и не умение правильно чистить зубы). Доктор имеет очень сильное влияние на подростков и поможет донести до Вашего ребенка нужную информацию, чтобы она была услышана.

Посетив гигиениста, сделав чистку зубов, проведя запечатывание фиссур (заклеивание желобков зуба в целях профилактики кариеса), затем посетив ортодонта и выслушав его мнение, закрепите все услышанное, посетив аптеку или специализированный магазин вместе со своим ребенком. Купите все необходимое для ежедневной чистки зубов вместе (индикаторы, ирригаторы, электрощетку, флосс и т.д.), подбирая вместе то, что нравится ему/ей.

Совет 5.

Формируйте

сознательное отношение к здоровью

полости рта постепенно: откажитесь всей семьей от сладких газированных напитков, чрезмерного употребления сладкого (батончики, конфеты,пирожные), употребляйте побольше овощей и фруктов, полюбите твердую пищу (морковь, яблоки, капусту), научите ребенка кушать чернослив (замечено, что этот сухофрукт уничтожает кариес), снек с салатом и сыром, отучите жевать жевательную резинку (настоящая ее польза в течение первых нескольких минут – удаляет остатки еды в труднодоступных местах), т.к. слишком длительное жевание способствует перегреванию эмали из-за длительного трения резины о эмаль, плюс появляется быстрая стираемость зубной эмали, нарушение пищеварения и др.

Совет 6.

Дайте ребенку возможность каждый месяц покупать зубную щетку (договоритесь заранее какой жесткости она будет) самостоятельно. Это важный момент,так как подросток приобретает зубную щетку сам и для себя, беря уже в процессе покупки ответственность за соблюдения правила гигиены.

Подготовьте ребенка к тому, что каждые 4-5 месяцев он будет самостоятельно посещать врача-гигиениста. К самостоятельным посещениям можно переходить на 2е, 3е посещение. Именно самостоятельное, если хотите, чтобы у него формировалось осознанное и ответственное отношение к своему здоровью. Позвоните во время приема или перед ним в клинику и попросите прислать Вам на е-майл рекомендации, которые выпишет врач-гигиенист Вашему ребенку.

Вы будете в курсе и сможете в дальнейшем помочь ребенку выполнить все, что рекомендовали. Однако, постарайтесь узнать о них как можно быстрее и от ребенка и от врача.

Подарив немножко свободы, Вы удовлетворите ребенка в его стремлении к самостоятельности, независимости, в утверждении своего личного достоинства, Вы создадите положительный эмоциональный тон общему состоянию и удовлетворению от достигнутого (подростки хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности).

Не давите на подростка, наберитесь терпения, постарайтесь найти с ним общий язык, учитесь договариваться (умейте находить компромиссы).

Держите «руку на пульсе»

постоянно, не забывайте негласно контролировать процесс, поощряя ребенка за соблюдение правил, чтобы он чувствовал положительный момент в этом «нелегком деле».

Не забывайте, что в подростковом возрасте психика ребенка переживает не лучший период своего жизненного цикла – она неустойчива, ранима и легковозбудима. Она легко поддается влиянию и, что нам «на руку», убеждению. Пользуйтесь этим и действуйте (позитивно и с любовью)!

Источник