Мотивация к лечению зубов
2.9.
Стоматологическое
просвещение. Мотивация населения к
поддержанию здоровья полости рта
Стоматологическое
просвещение населения является одним
из основных компонентов любой программы
профилактики и должно предшествовать
и сопутствовать обучению гигиене полости
рта.
Стоматологическое
просвещение —
это
предоставление населению любых
познавательных возможностей для
самооценки и выработки правил
поведения и привычек, максимально
исключающих факторы риска возникновения
заболеваний и поддерживающих
приемлемый уровень стоматологического
здоровья. Стоматологическое здоровье
зависит от общего состояния организма,
поведения и привычек человека, а
также особенностей окружающей среды.
Специалисты должны вырабатывать у
населения убежденность в необходимости
регулярного ухода за полостью рта с
целью предупреждения кариеса зубов
и болезней пародонта.
К
методам
стоматологического
просвещения относятся беседы, лекции,
семинары, уроки здоровья, игры. Средства
просвещения —
это
книги, брошюры, памятки, плакаты,
газеты, журналы, видеофильмы, реклама
на радио и телевидении. Методы оценки
эффективности просвещения
могут быть субъективными (анкетирование
населения) и объективными (изменение
показателей стоматологического
статуса).
Убедить
пациента изменить свои привычки или
приобрести новые —
очень
трудный и долгий процесс, связанный с
врожденной боязнью перемен, которая
присуща человеку. Этот процесс идет
медленными, повторяющимися шагами и на
первых стадиях обратим. Вначале
проводят теоретические занятия, цель
которых —
приобретение
знаний, понимание их и выработка
убеждения в необходимости их
применения. Затем следуют практические
занятия, на которых происходит выработка
навыка выполнения какой-либо
манипуляции, и только потом путем
многократных упражнений навык
превращается в привычку. Только в
этом случае человек начинает все
выполнять автоматически.
В стоматологическом
просвещении детей и подростков должны
участвовать, помимо врачей-стоматологов,
специалисты, в частности стоматологические
гигиенисты, а также педиатры, психологи
и педагоги. Однако на стоматологах
лежит основная ответственность за
стоматологическое просвещение,
поскольку они должны разрабатывать
все информационные материалы и обучать
других специалистов.
Главной задачей
стоматологического просвещения
является разъяснение населению значения
состояния зубов и полости рта для
организма, роли гигиены и питания в
профилактике стоматологических
заболеваний.
Целесообразно
начинать мотивацию с бесед с педагогами,
медицинскими работниками детских
учреждений и родителями. Родители
должны уделять особое внимание
гигиеническому уходу за полостью рта
своих детей с момента прорезывания
зубов. От понимания родителями степени
своей ответственности зависит
здоровье ребенка. Только тесное
взаимодействие родителей с
врачами-педиатрами и стоматологами
делает возможным сохранение здоровой
полости рта у детей раннего возраста.
Стоматолог
должен не менее 2
раз
в год проводить занятия с родителями,
рекомендуя им начинать чистку зубов у
детей сразу после прорезывания первых
молочных зубов.
Важным
этапом является мотивация детей.
Занятия с детьми должны быть строго
дифференцированными, в зависимости
от их возраста: если с детьми младшего
возраста лучше проводить занятия в
форме игры, то со старшими нужно
разговаривать так же, как со взрослыми.
Неотъемлемой
частью стоматологического просвещения
населения являются рекомендации,
касающиеся питания, так как известна
его роль в сохранении здоровья полости
рта. Питание может влиять на твердые
ткани зубов как в период их формирования,
так и после прорезывания. Одним из
главных условий формирования
резистентных к кариесу зубов детей
является полноценное в качественном
и количественном отношении питание
беременной женщины, включающее
молочные продукты, минеральные вещества,
витамины, овощи, фрукты.
Не меньшее значение
в формировании резистентности зубных
тканей имеет питание в первый год жизни
ребенка, когда идут закладка и развитие
постоянных зубов. Идеальным питательным
продуктом для новорожденного является
молоко матери. Недостатки искусственного
вскармливания детей необходимо
максимально устранять путем
дополнительного введения в организм
ребенка фруктовых соков, овощных пюре
и других продуктов.
Для развития и
поддержания здоровья минерализованных
тканей (не только зубов, но и альвеолярной
кости) необходимы кальций, фосфор,
витамины группы В. Если эти вещества не
поступают в организм ребенка в
достаточном количестве, могут
наблюдаться гипоминерализация зубов
во время их формирования, а также задержка
прорезывания.
Для современных
условий характерны такие особенности
питания, как преимущественное
употребление мягкой пищи, содержащей
большое количество легкоферментируемых
углеводов, наряду с увеличением
частоты приема пищи, что способствует
возникновению и прогрессированию
кариеса зубов у населения.
В рекомендациях
по снижению кариесогенного потенциала
питания следует подчеркивать:
• необходимость
уменьшения общего потребления
Сахаров;
• пользу
снижения частоты потребления Сахаров;
• значение
уменьшения времени пребывания
Сахаров в полости рта;
• важность
замены легко метаболизируемых Сахаров
на неметаболизируемые (саха-розаменители).
Одним из путей
повышения уровня самоочищения полости
рта является прием твердой пищи (сырые
овощи, твердые фрукты). Хорошая
тренировка зубочелюстной системы
происходит при употреблении твердой
сухой пищи, требующей обильного
слюноотделения и длительного пережевывания.
Ее прием можно рекомендовать детям для
воспитания у них привычки к жеванию,
интенсификации роста и развития
зубочелюстной системы. Желательно
употребление овощей и фруктов после
приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а
также в промежутках между основными
приемами пищи.
Факторы питания
играют большую роль в сохранении
здоровья не только зубов, но и тканей
пародонта, а также слизистой оболочки
полости рта. Для нормального обновления
эпителия в ротовой полости необходим
белок. Кроме того, белками являются
вещества, образующие в слюне механизмы
защиты (лизоцим, пероксидаза слюны,
лактоферрин, макрофаги и др.).
Для
того чтобы знания о правилах и режиме
питания перешли в привычку, необходимо
проведение санитарно-просветительной
работы среди населения. Следует помнить,
что привычки и традиции питания являются
неотъемлемой частью всех привычек,
которые способны сохранить здоровье
человека.
Источник
Все родители хотят, чтобы у ребенка были здоровые зубы и почти все задаются целью не только привить привычку чистить зубы 2 раза в день с самого раннего детства, но и
научить ПРАВИЛЬНО чистить зубы
. Однако со временем часть из них сталкивается с проблемой: сопротивление и не желание чистить зубы в младшем возрасте, нежелание и лень ребенку в подростковом возрасте совершать этот ритуал изо дня в день.
Причины, по которым дети перестают чистить зубы с возрастом просты: не выработана привычка с раннего детства, нет мотивации в подростковом возрасте, нет культуры общей гигиены в дальнейшем и в целом.
К сожалению, современный социальный статус многих наших граждан не позволяет говорить о культуре гигиены полости рта как о массовом явлении. Это очень сильно усложняет работу врача-стоматолога, так как довольно трудно заставить ухаживать за зубами ребенка, который не знаком с ритуалом чистки зубов. К такому выводу стоматологи пришли не случайно, ибо термин «функциональная безграмотность» все чаще звучит как характеристика современного человека.
Мотивация чистки зубов в младшем возрасте
Как привить ребенку любовь к чистоте полости рта с самого раннего детства, младшего возраста, подросткового возраста, какие привычки выработать у детей, как правильно действовать и что делать,чтобы наши дети как можно меньше болели кариесом. Вот несколько советов, собранных от разных стоматологов, психологов, педагогов.
Совет 1.
Прививайте навыки рациональной гигиены полости рта с самого рождения. Да-да, с самого рождения, с того самого момента, как Вы начали кормить своего ребенка молоком. Ежедневная процедура протирания влажной стерильной салфеткой десен малыша после еды поможет малышу избавиться от остатков молока на деснах и привьет постоянное ощущение чистоты во рту (не маловажный нюанс). К тому же постоянный контакт с полостью рта ребенка поможет ему привыкнуть с «присутствием» там кого-то еще..
Совет 2.
Возьмите за привычку сами чистить зубы после каждого приема пищи (так как налет скапливается и развиваются бактерии уже через 1,5 часа после чистки зубов – а у некоторых людей и раньше), но не реже 2х раз в день с использованием зубной нити и специальной (нужна консультация стоматолога) жидкости для полоскания. Момент – жидкость для полоскания отставляйте подальше от детей, либо покупайте с безопасной крышкой!
Ваш собственный пример – хорошая команда к действию для растущего малыша! Они очень хотят быть похожими на своих родителей. Папа и мама – самый главный авторитет и пример для подражания в младшем возрасте!
Совет 3.
Как только прорежется первый зубик, купите несколько зубных щеточек на выбор (какую зубную щетку выбрать и в каком возрасте – об этом в след. статье), пусть ребенок выберет себе понравившуюся щеточку.
Если с самого рождения Вы не промывали десна ребенку, не спешите вмешиваться в процес познания, не торопите события, пусть попробует сам. Через некоторое время возьмите щетку и проведите пару раз по зубам без зубной пасты, через пару сеансов уже с зубной пастой. Первые движения, совершаемые Вами будут осторожные и недолгие (1-2 движения), чтобы ребенок привык к Вашим рукам.
Так, постепенно беря инициативу в свои руки, Вы научите своего малыша правильно чистить зубы и подготовите почву для дальнейшего стоматологического лечения (если понадобится).
Совет 4.
Мотивация к чистке зубов в младшем возрасте и способы воспитания привычки следующие: подберите литературу (рассказы, сказки – в продаже имеются красочно иллюстрированные книжки о чистке зубов, мультфильмы) о правильной и неправильной гигиене не только полости рта, но и всего организма (мультфильм «Майдодыр», Доктор Рейко и Ева Тарле «Зубные монстры. Что они делают у меня во рту?»).
Создайте игровую атмосферу, подключите его игрушки или игрушку, которой можно также почистить зубы и спасти от зубным монстров.
Если ребенку тяжело чистить зубы перед сном – почистите вместе с ним зубы после ужина. Возьмите с собой в ванну плеер, магнитофон и включите его любимую песню, мелодию (3-4 минуты как раз хватит для процедуры), купите в аптеке электрическую детскую зубную щетку – это не запрещается.
У стоматолога или в аптеке можно приобрести специальную пластину, после жевания которой можно увидеть в какой цвет она окрашивает налет, оставшийся после чистки зубов. Это и весело и полезно.
Чистка зубов должна быть в удовольствие, проходить легко и весело! Никакого насилия и давления быть не должно, терпение и поиск компромисса – вот, о чем Вы должны помнить всегда.
Мотивация чистки зубов в подростковом возрасте
Согласно данным ВОЗ, у более 70 процентов детей старшего и подросткового возраста обнаруживается заболевание кариеса. Стоматологам все чаще (уже к 12 годам) приходится лечить глубокий кариес после полной смены зубов.
Проблемы, которые мы получаем в подростковом возрасте (запах изо рта, стойкий налет, не убирающийся после читски зубов, пораженные кариесом зубы) – это результат нашего невнимания к детям, не прививания культуры питания, культуры личной гигиены.
Что делать, если:
— ребенка с самого рождения и младшего возраста не приучили к гигиене полости рта;
— выработали привычку, но со временем теряется мотивация (появляется лень);
Советы для взрослых и подростков
Совет 1.
Постарайтесь (опять-таки) сами и на собственном примере чистить зубы регулярно, ежедневно, желательно после каждого приема пищи,используя нить флосс. Этот совет поможет и Вам и подростку (не потерявшему к вам уважение и доверие) создать «условно-безусловный» рефлекс к чистоте и ощущению чистоты в полости рта. Мотивация при этом будет для подростка проста – я такой же как и взрослые, я тоже буду чистить, потому что так надо!
Совет 2.
Приобретите в аптеке электрическую ультразвуковую зубную щетку, которая, практически без дотрагивания, (пока не выработается постоянная привычка) эффективно очищает с поверхности зубов мягкий микробный и пигментный налет.
Использовать ее (в наборе есть еще одна насадка) может и еще один член семьи. Однако, знайте, что с твердыми зубными отложениями и скоплениями такая щетка справляется с большим трудом.
Внутри ее ручки находится мотор и пьезокерамическая пластинка (расположена под щетинками головки щетки). Пластинка пускает ультразвуковую колебательную волну частотой 1,6–1,7 МГц. Благодаря этому щетинки на головке зубной щетки колеблются: за 1 минуту делают около 100 000 000 движений (волна такой частоты способна распространяться от места непосредственного прикосновения щетинок с зубами и деснами до 4 мм вглубь).
У таких щеток есть специальный таймер, что поможет подростку чистить зубы тщательно, соблюдая заданное время (есть режим тщательной чистки зубов).
Вот примеры электро-ультразвуковых щеток с примерными ценами:
— Ultrasonex – цена примерно 2 тыс.руб.;
— зубная щетка Donfeel – 3 тыс.руб.;
— Ультразвуковая зубная щетка Megasonex m8 – цена около 5 тыс.руб.;
— зубная щетка Philips Sonicare – цена примерно 5-7 тыс. руб.;
Внимание, электро-ультразвуковые зубные щетки имеют и противопоказания:
Так как ультразвук — колебательная волна очень высокой частоты, распространяющаяся вглубь тканей коронок, виниров, зубов, пломб, десен и создающая микровибрации твердых тканей, в неоднородных твердых материалах она распространяется по-разному, так как разные материалы имеют разные показатели волнового сопротивления.
Неоднородность волны будет способствовать вибрации сохранившихся тканей зуба, установленных материалов (в том числе и металлических штифтов) и не зависимо друг от друга, а также в какой-то момент и друг от друга.
Такое несоответствие вызывает конфликт на границе твердых сред ( пломба-зуб, зуб-коронка, зуб-штифт) и приводит к разрушению связующего материала между данными средами.
Негатиное действие такой волны на виниры также оказывается – разрушается адгезив (клей, с помощью которого приклеивается винир).
В этом случае мотивация у подростка следующая – минимум усилий, максимум удовольствия.. Ощутить позитивные и положительные эмоции во время чистки + сделать приятное маме и пользу для себя..
Совет 3.
Очень хорошим стимулятором для ежедневной чистки зубов служат индикаторы зубного налета – ежедневная проверка на качество гигиены полости рта (индикатор окрашивает неочищенный зубной налет и места наибольшего его скопления) стимулирует на более качественный уход.
Индикаторы зубного налёта можно приобрести в аптеке: это растворы йода, эритрозина, фуксина, Plaviso(Voco), таблетки Динал (Россия), Dent (Япония) и др.
Для практичных и не поддающихся действию рекламы людей скажем — да, все эти электрические зубные щетки с вращающимися головками, звуковые и ультразвуковые, со щупальцами и индикаторами и прочей ерундой – не иначе как уловка, стимулирующая покупателя останавливать выбор в пользу именно этого производителя. Все эти новинки, лишь способ заработать деньги на рынке, где, к сожалению по большему счету, лишь деньги и торговля имеют значение..
Однако, у нас с Вами большая миссия – воспользоваться этими «суперскими новинками» и обратить ситуацию в нужное нам русло, используя их временно для выработки устойчивой мотивации среди подростков: я буду теперь чистить зубы, чтобы больше не ходить к стоматологу, чтобы не испытывать негативные эмоции, страх, боль и др.
Совет 4.
Периодическое посещение стоматологии и врача гигиениста. Подготовьте почву дома задолго до посещения стоматолога (если посетить врача – это проблема), и не стоматолога для начала, а врача гигиениста, ортодонта. Поговорите заранее с врачом и объясните ему ситуацию и свою проблему (не желание и не умение правильно чистить зубы). Доктор имеет очень сильное влияние на подростков и поможет донести до Вашего ребенка нужную информацию, чтобы она была услышана.
Посетив гигиениста, сделав чистку зубов, проведя запечатывание фиссур (заклеивание желобков зуба в целях профилактики кариеса), затем посетив ортодонта и выслушав его мнение, закрепите все услышанное, посетив аптеку или специализированный магазин вместе со своим ребенком. Купите все необходимое для ежедневной чистки зубов вместе (индикаторы, ирригаторы, электрощетку, флосс и т.д.), подбирая вместе то, что нравится ему/ей.
Совет 5.
Формируйте
сознательное отношение к здоровью
полости рта постепенно: откажитесь всей семьей от сладких газированных напитков, чрезмерного употребления сладкого (батончики, конфеты,пирожные), употребляйте побольше овощей и фруктов, полюбите твердую пищу (морковь, яблоки, капусту), научите ребенка кушать чернослив (замечено, что этот сухофрукт уничтожает кариес), снек с салатом и сыром, отучите жевать жевательную резинку (настоящая ее польза в течение первых нескольких минут – удаляет остатки еды в труднодоступных местах), т.к. слишком длительное жевание способствует перегреванию эмали из-за длительного трения резины о эмаль, плюс появляется быстрая стираемость зубной эмали, нарушение пищеварения и др.
Совет 6.
Дайте ребенку возможность каждый месяц покупать зубную щетку (договоритесь заранее какой жесткости она будет) самостоятельно. Это важный момент,так как подросток приобретает зубную щетку сам и для себя, беря уже в процессе покупки ответственность за соблюдения правила гигиены.
Подготовьте ребенка к тому, что каждые 4-5 месяцев он будет самостоятельно посещать врача-гигиениста. К самостоятельным посещениям можно переходить на 2е, 3е посещение. Именно самостоятельное, если хотите, чтобы у него формировалось осознанное и ответственное отношение к своему здоровью. Позвоните во время приема или перед ним в клинику и попросите прислать Вам на е-майл рекомендации, которые выпишет врач-гигиенист Вашему ребенку.
Вы будете в курсе и сможете в дальнейшем помочь ребенку выполнить все, что рекомендовали. Однако, постарайтесь узнать о них как можно быстрее и от ребенка и от врача.
Подарив немножко свободы, Вы удовлетворите ребенка в его стремлении к самостоятельности, независимости, в утверждении своего личного достоинства, Вы создадите положительный эмоциональный тон общему состоянию и удовлетворению от достигнутого (подростки хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности).
Не давите на подростка, наберитесь терпения, постарайтесь найти с ним общий язык, учитесь договариваться (умейте находить компромиссы).
Держите «руку на пульсе»
постоянно, не забывайте негласно контролировать процесс, поощряя ребенка за соблюдение правил, чтобы он чувствовал положительный момент в этом «нелегком деле».
Не забывайте, что в подростковом возрасте психика ребенка переживает не лучший период своего жизненного цикла – она неустойчива, ранима и легковозбудима. Она легко поддается влиянию и, что нам «на руку», убеждению. Пользуйтесь этим и действуйте (позитивно и с любовью)!
Источник