Мотивации пациента к лечению зубов
2.9.
Стоматологическое
просвещение. Мотивация населения к
поддержанию здоровья полости рта
Стоматологическое
просвещение населения является одним
из основных компонентов любой программы
профилактики и должно предшествовать
и сопутствовать обучению гигиене полости
рта.
Стоматологическое
просвещение —
это
предоставление населению любых
познавательных возможностей для
самооценки и выработки правил
поведения и привычек, максимально
исключающих факторы риска возникновения
заболеваний и поддерживающих
приемлемый уровень стоматологического
здоровья. Стоматологическое здоровье
зависит от общего состояния организма,
поведения и привычек человека, а
также особенностей окружающей среды.
Специалисты должны вырабатывать у
населения убежденность в необходимости
регулярного ухода за полостью рта с
целью предупреждения кариеса зубов
и болезней пародонта.
К
методам
стоматологического
просвещения относятся беседы, лекции,
семинары, уроки здоровья, игры. Средства
просвещения —
это
книги, брошюры, памятки, плакаты,
газеты, журналы, видеофильмы, реклама
на радио и телевидении. Методы оценки
эффективности просвещения
могут быть субъективными (анкетирование
населения) и объективными (изменение
показателей стоматологического
статуса).
Убедить
пациента изменить свои привычки или
приобрести новые —
очень
трудный и долгий процесс, связанный с
врожденной боязнью перемен, которая
присуща человеку. Этот процесс идет
медленными, повторяющимися шагами и на
первых стадиях обратим. Вначале
проводят теоретические занятия, цель
которых —
приобретение
знаний, понимание их и выработка
убеждения в необходимости их
применения. Затем следуют практические
занятия, на которых происходит выработка
навыка выполнения какой-либо
манипуляции, и только потом путем
многократных упражнений навык
превращается в привычку. Только в
этом случае человек начинает все
выполнять автоматически.
В стоматологическом
просвещении детей и подростков должны
участвовать, помимо врачей-стоматологов,
специалисты, в частности стоматологические
гигиенисты, а также педиатры, психологи
и педагоги. Однако на стоматологах
лежит основная ответственность за
стоматологическое просвещение,
поскольку они должны разрабатывать
все информационные материалы и обучать
других специалистов.
Главной задачей
стоматологического просвещения
является разъяснение населению значения
состояния зубов и полости рта для
организма, роли гигиены и питания в
профилактике стоматологических
заболеваний.
Целесообразно
начинать мотивацию с бесед с педагогами,
медицинскими работниками детских
учреждений и родителями. Родители
должны уделять особое внимание
гигиеническому уходу за полостью рта
своих детей с момента прорезывания
зубов. От понимания родителями степени
своей ответственности зависит
здоровье ребенка. Только тесное
взаимодействие родителей с
врачами-педиатрами и стоматологами
делает возможным сохранение здоровой
полости рта у детей раннего возраста.
Стоматолог
должен не менее 2
раз
в год проводить занятия с родителями,
рекомендуя им начинать чистку зубов у
детей сразу после прорезывания первых
молочных зубов.
Важным
этапом является мотивация детей.
Занятия с детьми должны быть строго
дифференцированными, в зависимости
от их возраста: если с детьми младшего
возраста лучше проводить занятия в
форме игры, то со старшими нужно
разговаривать так же, как со взрослыми.
Неотъемлемой
частью стоматологического просвещения
населения являются рекомендации,
касающиеся питания, так как известна
его роль в сохранении здоровья полости
рта. Питание может влиять на твердые
ткани зубов как в период их формирования,
так и после прорезывания. Одним из
главных условий формирования
резистентных к кариесу зубов детей
является полноценное в качественном
и количественном отношении питание
беременной женщины, включающее
молочные продукты, минеральные вещества,
витамины, овощи, фрукты.
Не меньшее значение
в формировании резистентности зубных
тканей имеет питание в первый год жизни
ребенка, когда идут закладка и развитие
постоянных зубов. Идеальным питательным
продуктом для новорожденного является
молоко матери. Недостатки искусственного
вскармливания детей необходимо
максимально устранять путем
дополнительного введения в организм
ребенка фруктовых соков, овощных пюре
и других продуктов.
Для развития и
поддержания здоровья минерализованных
тканей (не только зубов, но и альвеолярной
кости) необходимы кальций, фосфор,
витамины группы В. Если эти вещества не
поступают в организм ребенка в
достаточном количестве, могут
наблюдаться гипоминерализация зубов
во время их формирования, а также задержка
прорезывания.
Для современных
условий характерны такие особенности
питания, как преимущественное
употребление мягкой пищи, содержащей
большое количество легкоферментируемых
углеводов, наряду с увеличением
частоты приема пищи, что способствует
возникновению и прогрессированию
кариеса зубов у населения.
В рекомендациях
по снижению кариесогенного потенциала
питания следует подчеркивать:
• необходимость
уменьшения общего потребления
Сахаров;
• пользу
снижения частоты потребления Сахаров;
• значение
уменьшения времени пребывания
Сахаров в полости рта;
• важность
замены легко метаболизируемых Сахаров
на неметаболизируемые (саха-розаменители).
Одним из путей
повышения уровня самоочищения полости
рта является прием твердой пищи (сырые
овощи, твердые фрукты). Хорошая
тренировка зубочелюстной системы
происходит при употреблении твердой
сухой пищи, требующей обильного
слюноотделения и длительного пережевывания.
Ее прием можно рекомендовать детям для
воспитания у них привычки к жеванию,
интенсификации роста и развития
зубочелюстной системы. Желательно
употребление овощей и фруктов после
приема сладкой, липкой, мягкой пищи, а
также в промежутках между основными
приемами пищи.
Факторы питания
играют большую роль в сохранении
здоровья не только зубов, но и тканей
пародонта, а также слизистой оболочки
полости рта. Для нормального обновления
эпителия в ротовой полости необходим
белок. Кроме того, белками являются
вещества, образующие в слюне механизмы
защиты (лизоцим, пероксидаза слюны,
лактоферрин, макрофаги и др.).
Для
того чтобы знания о правилах и режиме
питания перешли в привычку, необходимо
проведение санитарно-просветительной
работы среди населения. Следует помнить,
что привычки и традиции питания являются
неотъемлемой частью всех привычек,
которые способны сохранить здоровье
человека.
Источник
АННОТАЦИЯ
Феномен «коучинга» в стоматологии является принципиально новым направлением медицинской науки и практики. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. С позиций коучинга искусство врача в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, когда человек берет на себя ответственность за результат своего лечения и степень здоровья.
С помощью специально модифицированной методики коучинга проведено повышение мотивации к лечению и профилактике заболеваний пародонта у 115 пациентов. В контрольной группе (105 человек) лечение сопровождалось традиционным консультированием включающее: мотивацию к здоровому образу жизни, обучение стандартному методу чистки зубов и информирование по планам и прогнозируемым результатам лечения.
Выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла значимая миграция пациентов из числа менее «мотивированных», в число более «мотивированных».
Полученные результаты позволяют рекомендовать внедрение методик коучинга в работу пародонтологических центров и специализированных отделений с целью повышения мотивации пациентов к профилактике и лечению заболеваний пародонта.
ABSTRACT
The phenomenon of «coaching» in dentistry is a fundamentally new direction of medical science and practice. Coaching differs from counseling by motivation orientation. From the standpoint of coaching the doctor’s art is to awaken the patient’s interest to his health, to increase the level of his motivation when a person assumes responsibility for the outcome of the treatment and the level of health even for a short appointment.
With the help of a specially modified coaching method, increasing of motivation to treatment and prevention of periodontal disease in 115 patients is conducted. In the controlling group (105 people) treatment is accompanied by traditional counseling including motivation for a healthy lifestyle, teaching the standard method of cleaning teeth and information on plans and predictable treatment results.
It has been found that the level of dental motivation is sensitive to the applied techniques of formation. In the observing group, where the technique of coaching is applied, there is a significant migration of patients from the number of less «motivated» to more «motivated».
Obtained results make possible to recommend the introduction of coaching techniques into the work of periodontal centers and specialized units in order to increase motivation of patients to prevention and treatment of periodontal diseases.
В комплексном лечении заболеваний тканей пародонта ведущую позицию занимает эффективность профилактических мероприятий. В пародонтологической практике, для врача, все более необходимым и значимым становится влияние на гигиеническую культуру его больных [8, с. 299; 9, с. 15]. Ежедневно врачи стоматологи сталкиваются со значительным количеством пациентов, поведение которых не только снижет эффективность лечебных процедур, но и вредит их собственному здоровью [13, с. 1]. У большинства стоматологических больных приходится формировать ответственность и стимулировать самодисциплину к простым мерам гигиены и профилактике для сохранения полученных результатов лечения [1, с. 237; 6, с.14].Формирование правильной и устойчивой мотивации пациента — процесс сложный, зависящий от многих факторов: со стороны врачей стоматологов — отсутствие должной подготовки в области социально-психологической медицины и нехватка времени для профилактической работы на «бюджетном» приеме; со стороны пациентов — дентофобии, низкая гигиеническая стоматологическая культура и нежелание оплачивать превентивные медицинские манипуляции [4, с. 1; 7, с. 10;11, с. 22; 14, с. 683; 16, с. 4].
Профилактическая стоматология стан Европы демонстрирует заметные успехи, которые возможны и могут быть улучшены только при пробуждении собственной ответственности за здоровье своих зубов, вместо надежды на их лечение [5, с. 26; 12, с. 32, 33; 15, с. 22; 19, с. 1322; 20, с. 312]. Как показывает клиническое наблюдение, стандартный аргументированный подход к мотивации пациентов на лечение имеет недостаточную эффективность. В связи с этим перед практикующим стоматологом встает серьезная задача, связанная с правильным подбором коммуникативных приемов для мотивации пациентов к профилактике и лечению заболеваний полости рта
[12, с. 32; 13, с. 1; 15, с. 22]. В решении вопросов ее формирования наилучшие результаты показывают новые техники и способы, помогающие врачу, в общении с пациентом, сформировать не только приоритетную потребность в профилактических манипуляциях, но и определенный уровень стоматологической культуры пациента. Несмотря на сформированное мнение о том, что поведение врача играет ключевую роль в развитии и поддержании мотивации пациента, предлагаемые новые подходы, основанные на том, что окончательная ответственность за результат лечения лежит на пациенте, дают более вероятные изменения поведения и прогнозы заболевания [5, с. 26; 6, с. 15; 15, с. 26;16, с. 4].
В современной медицине считается, что наиболее эффективной моделью отношений между врачом и пациентом является партнерство, при котором они совместно идут по пути избавления от заболевания, разделяя ответственность за результат лечения [13, с. 3]. При таких условиях перед пациентом стоит задача не только выполнение намеченного плана лечения, но и изменение ценностного отношения к своему здоровью. В соответствии с предлагаемым подходом клиницисты должны активно избегать делать что-либо за пациента или настоятельно советовать какое-либо одно определенное действие. Возложение большей части ответственности за процесс лечения на пациента в действительности повышает, а не снижает вероятность изменения поведения [13, с. 2]. Основанный на таких принципах метод мотивационного интервьюирования достаточно эффективно применяется в стоматологии [2, с. 23]. Концепция мотивационного интервьюирования была разработана Миллером, и опубликована в журнале «Behavioral Psychotherapу» [18, с. 150]. Данная методика предусматривает направляющий, клиенто-центристский стиль консультирования, направленный на то, чтобы, посредством анализа, поэтапно подойти к стимуляции позитивных перемен в установках и поведении больного.
В последнее время много пишут и говорят о коучинге в бизнесе, психологии, образовании. Однако феномен «коучинг» в стоматологии является принципиально новым направлением медицинской науки и практики.
Коучинг (coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом [3, с. 20; 17, с. 10]. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Вместе с тем любой профессионал в сфере «человек – человек» может работать в стиле коучинг [10, с. 140]. Важным в стиле коучинг является принцип развития самостоятельности и ответственности клиента (пациента) за происходящее с ним и в том числе с его здоровьем [10, с. 140; 12, с 32]. С позиций коучинга искусство врача в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, когда человек берет на себя ответственность за результат своего лечения и уровень здоровья.
Цель исследования – повышение мотивации к лечению и профилактике заболеваний пародонта с помощью техники коучинга.
Материалы и методы исследования. В соответствии с поставленной целью были выделены пациенты, численностью 220 человек, нуждающиеся в лечении заболеваний тканей пародонта. Проведена оценка их мотивационных изменений к предлагаемому лечению под воздействием специально предложенной технике коучинга. Обследование и оценка уровня мотивации проводились на базе стоматологического отделения клиники РостГМУв ходе санации полости рта сотрудников. Для изучения эффективности технологии коучинга на формирование мотивационной составляющей пациенты были поделены на 2 группы. Распределение по группам происходило в добровольном порядке. В контрольной группе
(105 человек) лечение сопровождалось традиционным консультирование включающее: мотивацию к здоровому образу жизни, обучение стандартному методу чистки зубов и информирование по планам и прогнозируемым результатам лечения.
В основную группу вошли 115 человек, которым в процессе лечения проведены индивидуальные коуч-сессии специальным способом, направленные на формирование мотивации к стоматологическим манипуляциям. В основу модифицированной методики мотивации взяли достаточно известную технику коучинга «колесо жизненного баланса». Техника коучинга: перед сессией коучинга врач стоматолог проводит осмотр полости рта по общепринятой методике, с последующим информированием пациента о состоянии полости рта и совместным обсуждением плана лечения. Затем, пациенту предлагается специально разработанный шаблон (рис.1) для самооценки стоматологического здоровья. На шаблоне предложены семь основных составляющих стоматологического здоровья, которые пациент самостоятельно оценивает. Это — состояние височно-нижнечелюстного сустава; целостность зубного ряда; здоровье десен и слизистой оболочки полости рта; наличие или отсутствие болезненности и чувствительности зубов на различные раздражители; состояние твердых тканей зубов, а также чистота полости рта и свежесть дыхания. В каждом секторе, составляющих здоровья полости рта, расположена шкала с единицей измерения в 1 балл, величиной от 1 до 10 баллов. Пациенту предлагается оценить свое состояние полости рта в каждом секторе, на момент собеседования, по десятибальной шкале. При условии плохого состояния здоровья полости рта, по предложенным параметрам, оценка будет соответствовать 1 баллу, при хорошем состоянии – приближается к 10 баллам.
Рисунок 1. Шаблон для самооценки стоматологического здоровья
Оценка по шкале будет снижаться, и приближаться к центру круга, т.е. к оценке один балл, если существуют какие-либо проблемы. Например: в секторе – состояние височно-нижнечелюстного сустава при наличии таких признаков, как ограниченное открывание рта, боль, щелканье в суставе; в секторе — целостность зубного ряда при наличии таких признаков, как отсутствие зубов, скученность зубов, нарушения прикуса, неудовлетворительное состояние протезов; в секторе — здоровье десен и слизистой оболочки полости рта и губ при наличии таких признаков, как воспаление, кровоточивость, оседание десны (рецессия), пародонтальные карманы; в секторе — болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители при наличии таких признаков, как повышенная чувствительность зубов на температурные, химические, тактильные раздражители; в секторе — состояние зубов, при наличии таких признаков, как нарушение целостности зубов и пломб, изменения формы и цвета зубов, разрушения зубов, кариозные изменения и отсутствие желаемой белизны зубов; в секторе — чистота полости рта при наличии таких признаков, как наличие зубных отложений, налета и зубных камней; в секторе — свежесть дыхания при наличии такого признака, как запаха изо рта. Поставленная пациентом оценка фиксируется на шкале сектора стоматологического здоровья. Самооценка проводится по всем секторам до полного анализа секторов составных здоровья полости рта. Отмеченные точки оценок на шаблоне соединяются. В результате получается фигура, в виде неправильного или правильного многоугольника, в котором наглядно видно в каких секторах составляющих здоровья состояние отличается от идеальной нормы
в 10 баллов. Форма круга позволяет наглядно оценить полученный контур с ровной линией круга. Врач стоматолог анализирует самооценку стоматологического здоровья пациента, совместно с пациентом расписываются шаги и манипуляции по каждому сектору здоровья, которые помогут достичь пациенту желаемой оценки в баллах и выровнять полученную фигуру («сбалансировать») стоматологическое здоровье. При составлении плана достижения необходимых результатов врач составляет шаги и манипуляции отдельно для профессионального вмешательства (врачебного) и для пациента по личной гигиене полости рта и домашним профилактическим мероприятиям. После завершения плана лечения и выполнения врачебных манипуляций пациенту повторно предлагается провести самооценку по шаблону «стоматологического здоровья» и оценить состояние полости рта. При получении новой фигуры неправильного многоугольника врач корректирует лечение, а при получении желаемых оценок и фигуры правильного многоугольника с вершинами максимальных оценок врач констатирует о достижении баланса в составляющих стоматологического здоровья. В заключении врач, для сохранения и поддержания полученных результатов, дает рекомендации по кратности осмотров у врача стоматолога и советы по личной гигиене полости рта. Заполненный шаблон пациент использует в домашних условиях для дальнейшей самооценки и контроля стоматологического здоровья (рис.№1).
Оценка исходного уровня мотивации пациента к стоматологическому лечению, а также предлагаемому плану лечения заболевания пародонта, проводилась врачом-стоматологом во время 1-го и завершающего, по плану лечения, посещений.
В первое посещение пациенту предлагалось заполнить исходный тест-анкету [13, с. 2]. Анкета предусматривала оценку положительных ответов на вопросы в 0 баллов, а отрицательные -1 балл. Далее баллы суммировались в итоговую оценку, и определялся уровень мотивации: «выше среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий уровень мотивации» к стоматологическому лечению. Оценку эффективности применения данной методики производили с помощью итогового теста-анкеты в конце лечения.
Результаты и их обсуждение. Анализ исходных уровней мотивации показал, что в обеих группах количественное распределение пациентов по уровням мотивации был одинаковый: большее количество пациентов (около 60%) находятся в категории уровня мотивации «ниже среднего и низкий», и только 40% наблюдаемых пациентов характеризовались категорией «выше среднего» и «средний уровень» (табл. № 1).
В обеих группах наблюдения, у «низко мотивированных пациентов», основной причиной обращения в клинику была боль или острая необходимость лечения зубов, при этом все они нуждались в лечении заболеваний пародонта. Врачом-стоматологом в ходе санации полости рта и всего курса лечения заболеваний тканей пародонта велась работа не только с причиной их обращения, но и проводилось формирование стойкой мотивации в группах, в зависимости от выбранной методики.
Таблица 1.
Исходный уровень мотивации
Уровень мотивации | Основная группа (n=115 чел.) | Контрольная группа (n=105 чел.) |
Выше среднего | 24 | 20 |
Средний | 23 | 24 |
Ниже среднего | 26 | 23 |
Низкий | 42 | 38 |
При анализе полученных результатов выявлено, что в ходе лечебно-профилактических и санитарно-просветительских мероприятий итоговый уровень мотивации пациентов вырос в обеих группах обследованных (табл. № 2). Количественное перераспределение пациентов сосредоточилось в категориях «выше среднего» и «средний уровень мотивации».
Таблица 2.
Итоговый уровень мотивации
Уровень мотивации | Основная группа (n=115 чел.) | Контрольная группа (n=105 чел.) |
Выше среднего | 42 | 24 |
Средний | 40 | 37 |
Ниже среднего | 10 | 18 |
Низкий | 23 | 26 |
В основной группе количество «мотивированных» пациентов составили 71,3%, в контрольной группе – 58,1% (табл. № 2). Кроме того выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла существенная миграция пациентов из числа «мотивированных», в число более «мотивированных». Так, в категории уровня мотивации «выше среднего», количество пациентов увеличилось почти в 2 раза, прирост составил около 75%, в категории — «средний уровень», количество пациентов увеличилось в 1,7 раза, прирост составил 73%. В категории уровня мотивации «ниже среднего и низкого» остались менее половины пациентов, от первоначального числа анкетированных основной группы (28,7% против первоначальных данных- 62,5%).
В группе контроля, основное перераспределение, по «мотивированности» пациентов, отмечалось в категории «средний уровень». Так, в данной категории уровня мотивации, количество пациентов увеличилось в 1,5 раза, прирост составил 54,2%, в категории «выше среднего», количество пациентов увеличилось только в 1,2 раза, прирост составил 20%. Низкий уровень мотивации сохранили 41,9% пациентов, контрольной группы, что отличается от первоначальных данных только на 11%.
Таким образом, наше исследование и полученные результаты находят практическое отражение эффективности применения техник коучинга в процессе формировании мотивации к стоматологическим манипуляциям.
На основании вышеизложенного, мы считаем необходимым, рекомендовать внедрение методик коучинга в работу пародонтологических центров и специализированных отделений с целью повышения мотивации пациентов к профилактике и лечению заболеваний пародонта.
Источник