Методы лечения короткой ноги
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Основной характеристикой синдрома короткой ноги является тот факт, что длина одной нижней конечности короче относительно второй. Данное явление является довольно распространенным. Интересным считается тот факт, что у большинства людей (90% населения) одна нога может быть меньше на один сантиметр относительно второй. Если разница больше, у больного могут деформироваться кости таза, искривиться позвоночник, появиться остеохондроз, хромота и другие ортопедические патологии.
[1], [2], [3], [4], [5]
Код по МКБ-10
M21.7 Разная длина конечностей приобретенная
Причины синдрома короткой ноги
Существует две основные причины появления синдрома короткой ноги:
- Анатомические – в тазу или нижних конечностях происходят внутрикостные изменения, которые приводят к тому, что длина одной ноги уменьшается или увеличивается по отношению ко второй.
- Функциональные – в крестцово-подвздошных сочленениях возникает сильное напряжение, которое заставляет одну сторону таза подтянуться кверху, что, в свою очередь, поднимает и одну из ног.
От вида и причин развития патологи зависит проводимое лечение. Так, при анатомическом виде синдрома единственным выходом станет хирургическое или ортопедическое вмешательство. При функциональных причинах развития болезни может помочь мануальная терапия.
Также к причинам развития синдрома короткой ноги можно отнести:
- Врожденные (косолапость, вывих ноги).
- Родовые травмы, врожденный вывих бедра, полученный во время родов.
- Различные воспаления (к примеру, туберкулез).
- Паралич.
- Доброкачественные и злокачественные опухоли опорно-двигательного аппарата.
- Травмы у взрослых, в том числе переломы или вывихи нижней конечности.
- Операции на бедре или колене.
[6], [7], [8], [9], [10]
Патогенез
Данное заболевание «заставляет» распределять нагрузку на межпозвоночные диски не одинаково. Это со временем может привести к серьезным проблемам:
- Патологическое искривление позвоночника (сколиоз).
- Таз скручивается.
- V-й поясничный позвонок разворачивается.
- Крестово-подвздошный сустав на противоположной стороне блокируется.
[11], [12], [13], [14]
Симптомы синдрома короткой ноги
Многие люди даже не замечают у себя, своих друзей или детей, что одна нога короче второй. Особенно, если их длина различается всего лишь на пару сантиметров. Узнать, страдаете ли вы на синдром короткой ноги можно довольно просто. Наденьте штаны и встаньте ровно. Если одна штанина будет короче, значит, вы попадаете в 90% всех людей, страдающих на это заболевание.
Также во время ходьбы одна нога будет постоянно наступать на конец штанины второй. Эта патология особенно сильно усложняет развитие детей. Если у ребенка одна нога хотя бы немного короче второй, это может стать причиной развития сильных болей в области поясницы. При этом болевые ощущения распределятся по всей ноге, вплоть до коленного сустава.
Другие симптомы могут включать в себя:
- Боль в колене.
- Ишиас.
- Дискомфорт в процессе ходьбы и беге.
- Боли в стопах и голеностопном суставе.
- Усталость.
Осложнения и последствия
Основной опасностью этой болезни считается тот факт, что даже некоторые специалисты не имеют должного представления о ней. Часто врачи не придают синдрому короткой ноги значения, а он сильно влияет на правильное развитие детей. Особенно, когда одна нога короче второй на 6-7 сантиметров.
Даже небольшие изменения в длине ног приводят к тому, что у ребенка нарушается правильное положение костей в области таза, искривляется позвоночный столб.
[15], [16], [17], [18], [19]
Диагностика синдрома короткой ноги
Как уже говорилось выше, многие врачи даже при сильной разнице не ставят диагноз «синдром короткой ноги». Если вы провели у себя дома эксперимент с брюками (который был описан немного выше) и заметили изменения, стоит сразу же обратиться к тортопеду-травматологу. Чтобы диагностировать синдром у маленьких детей, нужно положить их на спину и распрямить ноги.
[20]
Дифференциальная диагностика
Очень часто при осмотре ребенка или взрослого с синдромом короткой ноги ставится неправильный диагноз – остеохондроз или люмбаго. Если диагноз был поставлен неверно, лечение поможет избавиться только от болей, которые сопровождают больного, но не от их причины.
[21], [22], [23], [24], [25], [26], [27]
Лечение синдрома короткой ноги
Для лечения функционального синдрома короткой ноги обычно применяется мягкая мануальная терапия. Ее главным отличием от традиционной медицины является тот факт, что она полностью безопасна, результативна и эффективна. Иногда уже за один-два сеанса небольшая разница в длине ног полностью исчезает. В процессе коррекции длины ног профессиональные мануальные терапевты не оказывают слишком глубокого воздействия, поэтому такая техника подходит даже для лечения младенцев.
Легкую степень тяжести синдрома короткой ноги можно откорректировать с помощью ортопедической обуви.
Смола пены или ортопедические регулировки обуви могут быть использованы в умеренных расхождений.
Оперативное лечение
Если синдром короткой ноги появился из-за анатомической причины, единственным выходом из ситуации является оперативное лечение. Операция помогает хирургическим путем удлинить более короткую ногу. Такой метод лечения используется только в том случае, если существует слишком явное несоответствие между нижними конечностями и туловищем.
Сегодня хирурги могут удлинить ногу от голени на 6 сантиметров, а от бедра – на 10 сантиметров. Операция начинается с рассечения кожного покрова, тканей и костей в ноге. Части кости, которые были разделены, соединяют с помощью специальных спиц, а потом фиксируют сверху особым аппаратом Елизарова.
Это является только первым шагом на пути к выздоровлению. Дальше опытный врач каждый день «вытягивает» отломки костей в противоположные стороны на один миллиметр. После того, как аппарат будет снят, пациент должен пройти тяжелую реабилитацию (лечебная гимнастика и физиологические процедуры).
Структурную разность ног можно исправить с помощью хирургического эпифизиодеза. Данное лечение направлено на исправление перекоса таза, походки и постуральной аберрации.
Прогноз
Даже если одна нога у больного намного короче второй, прогноз является благоприятным. Благодаря современным методам лечения (операции по удлинению ног и мануальная терапия), даже сильные патологии можно легко исправить.
[28], [29]
!
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Содержание:
- Причины
- Клиническая картина
- Осложнения и последствия
- Лечение
- Прогноз
Синдром короткой ноги – состояние, которое характеризуется тем, что одна нижняя конечность человека значительно короче второй. Это одна из самых распространённых патологий, так как 90% всего населения планеты имеют одну ногу короче второй не меньше, чем на 1 см, а в некоторых случаях и несколько больше. Но клинические проявления заболевания будут проявляться, только если разница между длиной ног будет довольно значительной.
Причины
На сегодняшний день известно о двух причинах этого состояния. Во-первых, это анатомические проявления. При этом в костях происходят некоторые изменения, что приводит к разной длине ног.
Вторая группа причин – функциональные. Укорочение конечности происходит при сильном мышечном натяжении в районе крестцово-подвздошного сочленения. Это заставляет одну сторону таза подтягиваться вверх, что и приводит к тому, что нога с этой стороны становится короче второй.
От того, что стало причиной синдрома, зависит и проводимое лечение. Так, например, если это анатомические факторы, то помочь здесь может только операция. Если же это функциональные нарушения, то лечение основано на использовании методов мануальной терапии.
К другим факторам развития этого синдрома можно отнести:
- Косолапость.
- Вывих ноги.
- Врождённый вывих бедра.
- Родовые травмы.
- Туберкулёз костей.
- Паралич.
- Опухоли опорно-двигательного аппарата.
- Переломы у взрослых.
- Вывихи у взрослых.
- Операции на бедре.
- Операции на колене.
Кроме того, при этом синдроме сильно страдает и позвоночник, так как нагрузка на межпозвоночные диски распределяется неравномерно. Со временем это может стать причиной сколиоза, скручивания таза, блокирования крестцово-подвздошного сустава.
Клиническая картина
Многие люди на протяжении длительного времени могут не замечать, что у них одна нога короче другой, особенно если эта разница составляет всего пару сантиметров. Что касается синдрома короткой ноги у детей, то выявить его довольно просто. При ходьбе ребёнок постоянно одной ногой наступает на штанину второй ноги. Если такое явление присутствует, то ребёнка обязательно необходимо показать ортопеду, который сможет поставить правильный диагноз и выявит источник этого состояния.
Также при ходьбе ребёнок будет жаловаться на сильные боли в области поясницы. Но у синдрома короткой ноги есть и другие проявления, среди которых следует упомянуть про:
- Боли в колене.
- Ишиас.
- Дискомфорт во время бега или ходьбы.
- Болевые ощущения в голеностопе и стопах.
- Быструю усталость при ходьбе.
Поэтому при наличии хотя бы какого-то их этих симптомов необходимо немедленно обратиться к врачу, так как диагноз при данном заболевании самостоятельно поставить довольно сложно.
Осложнения и последствия
Нередко врачи не придают внимания этому заболеванию, либо не считают его болезнью. А ведь разница в длине ног бывает более 5 см, а в некоторых случаях она может составлять и 6 – 7 см. А ведь даже небольшое изменение в длине ног приводит к тому, что нарушается правильное положение костей таза и искривляется позвоночный столб.
Лечение
Лечение этого заболевания, как правило, основано на мануальной терапии. Такой метод полностью безопасен, в отличие от приёма медикаментов, и может применяться у людей практически любого возраста. Иногда небольшую разницу в длине ног удаётся исправить всего лишь за пару сеансов. К тому же такое лечение будет действенным даже для младенцев.
Также небольшую разницу в длине ног можно скорректировать ношением ортопедической обуви.
Оперативное лечение показано, только если причина заболевания носит анатомический характер. При этом можно удлинить меньшую ногу. Но такое лечение оказывается эффективным, если несоответствие между конечностями слишком явное.
От голени ногу можно удлинить на 6 см, а от бедра — на 10 см. Делается это при помощи установки аппарата Елизарова. После этого каждую неделю проводится вытягивание отломков костей, чтобы костные мозоли, которые образуются на месте искусственного в данном случае перелома, образовывались на некотором расстоянии друг от друга. После снятия аппарата проводится длительный период реабилитации.
Прогноз
При незначительной разнице в длине ног прогноз нельзя считать неблагоприятным. А если разница в длине ног очень большая, то скорректировать её можно при помощи оперативного вмешательства, которое в большинстве случаев даёт превосходные результаты.
Источник
Удлинением бедра или голени
-
Так можно самостоятельно определить разницу ног. После этого нужно обращаться к врачу!!!
Распространенность
Укорочение ноги – одна из самых распространенных проблем. У каждого тысячного человека разница в длине ног превышает 2 см. В большинстве случаев это состояние обнаруживается как случайная находка. При врожденном укорочении первые проявления этого патологического состояния развиваются бессимптомно. В этом заключается опасность постепенно развивающегося укорочения.
Какие бывают виды укорочения
Укорочение ног бывает:
- врожденным
- приобретенным
Врожденное укорочение обнаруживается у детей в раннем возрасте и постепенно прогрессирует. Если родители сами заподозрили проблему, то определить приблизительную разницу в длине ног можно самостоятельно. Это единственное, что можно сделать самостоятельно. Следующий шаг – консультация специалиста. Разная длина ног у ребенка может быть симптомом самых различных, в том числе серьезных заболеваний скелета. В некоторых случаях необходимо срочное врачебное вмешательство.
Последствия и осложнения разной длины ног
Разница в длине ног приводит к целому ряду патологических состояний:
- боли в спине;
- деформация позвоночника и перекос таза;
- деформирующий артроз и асептический некроз в области тазобедренного сустава;
- стрессовые переломы;
- нарушение походки и статики;
- нарушение эргономики, мышечный дисбаланс;
- сопутствующие травмы вследствие ограничения возможностей компенсации.
Перекос таза и отклонение позвоночника при разной длине ног 6 см. а — без компенсации; б — с компенсацией 3 см; с компенсацией 6 см.
Одна и та же величина разницы в длине ног оказывает более пагубное влияние на организм ребенка, чем на организм взрослого человека. Это связано с разной шириной таза. У детей таз узкий, поэтому центры головок бедер находятся близко, поэтому угол наклона таза и отклонение позвоночника будут больше.
Комплекс патологических расстройств, которые развиваются из-за разницы в длине ног, некоторые авторы так и называют — «синдром неравной длины ног». При отсутствии лечения разница в длине ног может привести к тому, что многие функциональные компенсаторные установки (например, деформация позвоночника) трансформируются в необратимые фиксированные деформации (сколиоз).
S-образный сколиоз, сформировавшийся в результате некомпенсированной разницы в длине ног 10 см у пациентки 40 лет
Лечебная тактика при выявлении разной длины ног
Врожденное укорочение ног у детей, связанное с тем, что кости нижней конечности имеют разную длину, требует наблюдения в течение 6-12 месяцев для того, чтобы определить темп отставания ноги в росте и, самое главное — получить ответы на следующие вопросы:
- оперировать или нет;
- в каком возрасте выполнять операцию;
- удлинять укороченную ногу или укорачивать более длинную;
- если удлинять, то на какую величину и пр.
Приобретенная разная разница в длине ног в результате перелома или повреждения ростковой зоны требует как можно ранней компенсации
Посттравматическое укорочение правого бедра у пациента 15 лет, которое привело к отклонению таза и деформации позвоночника. Удлинение бедра привело к полному восстановлению.
Существует заблуждение, что для выполнения реконструктивных операций необходимо дожидаться 16-18 лет. При выраженном укорочении (более 3 см) операцию необходимо выполнять как можно раньше – в возрасте 6-7 лет, чтобы в школе ребенок не чувствовал себя ущербным.
Истинное укорочение у взрослых чаще всего связано либо заболеваниями, которые остались с детства, либо относится к категории т.н. приобретенных. Как правило, такие «приобретения» являются последствиями травмам или операций. Нередко укорочения сочетаются с посттравматическими деформациями. Взрослые гораздо хуже приспосабливаются к этому патологическому состоянию и раньше приходят к мысли о необходимости хирургического лечения.
На чем основан принцип удлинения конечностей?
Независимо от конкретной методики удлинения, общий принцип удлинения конечностей основан на открытии Г.А.Илизарова «Общебиологическое свойство тканей отвечать ростом и регенерацией на растяжение». Т.е. если конечность вытягивать постепенно в аппарате Илизарова (по 1 мм в сутки), то мышцы, сосуды, нервы, кожные покровы будут постепенно растягиваться и удлиняться, не утрачивая своих свойств. Для того, чтобы растянуть кость, её необходимо пересечь. Эта процедура называется остеотомией. При постепенном вытягивании увеличивающееся расстояние между костными фрагментами в зоне остеотомии заполняется вновь образующейся костной тканью — регенератом.
Регенерат большеберцовой кости в процессе удлинения голени на 7 см
Мы предлагаем Вам самые современные методы удлинения, которые позволяют значительно сократить сроки фиксации аппаратом Илизарова и приступить к ранней реабилитации (экспресс-методы с фиксацией интрамедуллярным штифтом).
Фотогалерея работ
Девочка 14 лет. Укорочение правой нижней конечности на 6 см. Удлинили голень.
Мальчик 15 лет. Укорочение правого бедра на 6 см после травмы. Удлинили бедро аппаратом Илизарова
Женщина 44 лет. Укорочение правого бедра на 5 см и наружная ротация — последствия гематогенного остеомиелита. Удлинили бедро и вывели ось в правильное положение.
Мальчик 3 года. Врожденное укорочение и вальгусная деформация левого бедра. Удлинили бедро и устранили деформацию.
Мужчина 39 лет. Укорочение правого бедра на 6 см после перелома и неудачных операций.
Источник
Ââåäåíèå
Óêîðî÷åíèå íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ýòî óìåíüøåíèå äëèíû èëè îáåèõ íîã, èëè óìåíüøåíèå äëèíû îäíîé íîãè îòíîñèòåëüíî äðóãîé, ïðè êîòîðîì íàðóøàþòñÿ ïðîïîðöèè ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà.
Ïðè÷èíàìè íåçíà÷èòåëüíîãî óêîðî÷åíèÿ êîíå÷íîñòåé (äî 1 ñì), âñòðå÷àþùåãîñÿ ó áîëüøèíñòâà ëþäåé, ñ÷èòàþòñÿ íåïðàâèëüíûå ìûøå÷íûå ñòåðåîòèïû, êîòîðûå îêàçûâàþò âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå òåëà â ïåðèîä åãî ðîñòà, õðîíè÷åñêèå íàðóøåíèÿ îñàíêè, à òàêæå ÿâíîå ïðåîáëàäàíèå àêòèâíîñòè îäíîãî èç ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà. Ïîäîáíîå ÿâëåíèå íàáëþäàåòñÿ ó 90% ëþäåé, íåçàìåòíî äëÿ íèõ, è ìîæåò áûòü îáíàðóæåíî òîëüêî ïðè ïðîâåäåíèè àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé.
Ïàòîëîãè÷åñêèì ñ÷èòàåòñÿ óêîðî÷åíèå îäíîé èëè äâóõ êîíå÷íîñòåé áîëåå ÷åì íà 1 ñì.
Âèäû ïàòîëîãè÷åñêèõ óêîðî÷åíèé
Äâóñòîðîííåå óêîðî÷åíèå íèæíèõ êîíå÷íîñòåé áûâàåò ñèììåòðè÷íûì è íåñèììåòðè÷íûì. Ñèììåòðè÷íîå äâóñòîðîííåå óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòåé ïðîÿâëÿåòñÿ íåñîîòâåòñòâèåì ïðîïîðöèé êîíå÷íîñòåé è òóëîâèùà, ÿâëÿåòñÿ ïðèçíàêîì àõîíäðîïëàçèè (íåäîðàçâèòèå äëèííûõ êîñòåé, ïðèâîäÿùåå ê êàðëèêîâîñòè) è äðóãèõ íàñëåäñòâåííûõ çàáîëåâàíèé. Íåñèììåòðè÷íîå óêîðî÷åíèå õàðàêòåðíî äëÿ àíîìàëèé ðàçâèòèÿ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.
Îäíîñòîðîííåå óêîðî÷åíèå íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ìîæåò áûòü âûçâàíî ðàçëè÷íûìè ïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîöåññàìè è áûâàåò èñòèííûì (èëè àíàòîìè÷åñêèì), îòíîñèòåëüíûì, ïðîåêöèîííûì èëè ôóíêöèîíàëüíûì.
Ïðè àíàòîìè÷åñêîì óêîðî÷åíèè ñóììà äëèí ãîëåíè è áåäðà îäíîé íîãè ìåíüøå, ÷åì äðóãîé. Ïðè÷èíîé àíàòîìè÷åñêîãî óêîðî÷åíèÿ ìîãóò áûòü îðãàíè÷åñêèå ïîðàæåíèÿ êîñòåé â ðåçóëüòàòå âðîæäåííîé äåôîðìàöèè èëè íåêîòîðûõ çàáîëåâàíèé:
ïîñòòðàâìàòè÷åñêîå óêîðî÷åíèå êîñòåé ãîëåíè èëè áåäðà
íåéðîãåííàÿ ðåòðàêöèÿ â ñãèáàíèè êîëåíà
îñòåîìèåëèò
ÄÖÏ
ïîëèîìèåëèò
âðîæäåííàÿ äèñïëàçèÿ òàçîáåäðåííîãî ñóñòàâà
äèñïëàçèÿ êîñòåé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé
ðàçëè÷íûå ãåíåòè÷åñêèå àíîìàëèè
ïåðèíàòàëüíàÿ ãèïîêñèÿ
Àíàòîìè÷åñêîå óêîðî÷åíèå îò 1 äî 2 ñì ìîæåò áûòü ñêîìïåíñèðîâàíî êîíñåðâàòèâíî, ïðè óêîðî÷åíèè áîëåå 2 ñì âîçìîæíà õèðóðãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ.
Ïðè îòíîñèòåëüíîì óêîðî÷åíèè ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó ñåãìåíòàìè íàðóøåíû. Îñíîâíàÿ ïðè÷èíà — èçìåíåíèå ïîëîæåíèÿ ýïèôèçîâ êîñòåé â ðåçóëüòàòå òðàâì èëè âðîæäåííûõ àíîìàëèé, ïðè ýòîì ñàìè êîñòè áåäðà è ãîëåíè äâóõ íîã èìåþò îäèíàêîâóþ äëèíó. Ñàìûé ÷àñòûé ñëó÷àé îòíîñèòåëüíîãî óêîðî÷åíèÿ — âðîæäåííûé âûâèõ áåäðà, àíàòîìè÷åñêèå äëèíû êîñòíûõ ñòðóêòóð îäèíàêîâû, íî, èç-çà èçìåíåíèÿ ïîëîæåíèÿ êîñòè óêîðî÷åíèå âûÿâëÿåòñÿ íà ñòîðîíå âûâèõà.
Ïðè ïðîåêöèîííîì óêîðî÷åíèè ïðè÷èíîé ñëóæèò âûíóæäåííîå ñãèáàíèå âñëåäñòâèå ôèêñèðîâàííîãî ïàòîëîãè÷åñêîãî ïîëîæåíèÿ â ïîçâîíî÷íèêå èëè êðóïíûõ ñóñòàâàõ (êîíòðàêòóðû, ìûøå÷íûå äèñòîíèè, àíêèëîçû, àðòðîçû, àðòðèòû è ò.ä.). Ïðè ïðîåêöèîííîì óêîðî÷åíèè, êàê è ïðè îòíîñèòåëüíîì, äëèíû íîã êàæóòñÿ ðàçíûìè ïðè ðàâíîé àíàòîìè÷åñêîé äëèíå êîñòåé êîíå÷íîñòè.
Ïðè ôóíêöèîíàëüíîì óêîðî÷åíèè ó áîëüíûõ íàáëþäàåòñÿ íåñêîëüêî âèäîâ óêîðî÷åíèÿ êîíå÷íîñòè. Íàïðèìåð, ïðîåêöèîííîå óêîðî÷åíèå ìîæåò ñî÷åòàòüñÿ ñ ïîñòòðàâìàòè÷åñêèì óêîðî÷åíèåì êîñòè (èñòèííîå óêîðî÷åíèå). Ôóíêöèîíàëüíîå óêîðî÷åíèå ÷àùå âñåãî âîçíèêàåò èç-çà äèñòîíèè íà óðîâíå ïîÿñíè÷íûõ ìûøö (ñïàçì êâàäðàòíîé ìûøöû íà ñòîðîíå óêîðî÷åíèÿ èëè ïîÿñíè÷íàÿ âûïóêëîñòü íà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíå, èëè ðåòðàêöèÿ ÷åòûðåõãëàâîé ìûøöû áåäðà è/èëè èøèî-òèáèàëüíûõ ìûøö) ñî ñìåùåíèåì ïîëîæåíèÿ êîñòåé òàçà (îäíîñòîðîííÿÿ ôëåêñèÿ êðåñòöà íà êîíòðàëàòåðàëüíîé ñòîðîíå óêîðî÷åíèÿ, à òàêæå çàäíåå òîðñèîííîå ñìåùåíèå êðåñòöà íà ñòîðîíå óêîðî÷åíèÿ è ïåðåäíåå íà êîíòðàëàòåðàëüíîé ñòîðîíå, çàäíå-âåðõíåå ñìåùåíèå ëîííîé êîñòè íà ïðîòèâîëåæàùåé ñòîðîíå, çàäíÿÿ ðîòàöèÿ ïîäâçäîøíîé êîñòè íà ñòîðîíå óêîðî÷åíèÿ è ïåðåäíÿÿ íà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíå).
Óêîðî÷åíèÿ âñåõ òèïîâ ÷åëîâå÷åñêèé îðãàíèçì ïûòàåòñÿ êîìïåíñèðîâàòü çà ñ÷åò èñêðèâëåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà è íàêëîíà êîñòåé òàçà, îäíàêî äàæå ïðè íåçíà÷èòåëüíîì óêîðî÷åíèè ïðîÿâëÿþòñÿ íåóñòîé÷èâàÿ ïîõîäêà, õðîìîòà ïîÿâëÿåòñÿ è õîðîøî çàìåòíà ïðè óêîðî÷åíèè êîíå÷íîñòè áîëüøå ÷åì íà 4-5 ñì.
Ïàöèåíòû, â îñíîâíîì, ïîïàäàþò ïåðâè÷íî ê íåâðîëîãàì, îñòåîïàòàì èëè ðåàáèëèòîëîãàì, ïîòîìó ÷òî ïåðâè÷íî èõ áåñïîêîèò áîëü, ëîêàëèçîâàííàÿ â çàâèñèìîñòè îò ïîâðåæäåííîé îáëàñòè, â îáëàñòè øåè è ïëå÷à, â ïîÿñíèöå ñ èððàäèàöèåé â íîãó, â ïàõó, áåäðå, êðåñòöîâî-ïîäâçäîøíûõ ñóñòàâàõ, â êîëåíå èëè ëîäûæêå.
Äèàãíîñòèêà óêîðî÷åíèÿ íèæíåé êîíå÷íîñòè
Ïðè îñìîòðå ìîæåò îïðåäåëÿòüñÿ ðàçíèöà â óðîâíå ðàñïîëîæåíèÿ àíàòîìè÷åñêèõ îðèåíòèðîâ: ëîïàòîê, áîëüøèõ âåðòåëîâ, ïîäêîëåííûõ ÿìîê, ïåðåäíèõ è çàäíèõ âåðõíèõ ïîäâçäîøíûõ êîñòåé è âåðõíèõ ïîëþñîâ íàäêîëåííèêîâ.
Ïðè àíòðîïîìåòðèè ïðàêòè÷åñêè âñåãäà âûÿâëÿåòñÿ ðàçíèöà äëèí êîíå÷íîñòåé. Èçìåðåíèÿ âñåãäà ïðîâîäÿòñÿ ëåæà, ïîòîìó ÷òî â ïîëîæåíèè ñòîÿ óêîðî÷åíèå íå âñåãäà çàìåòíî èç-çà êîìïåíñàòîðíîãî èñêðèâëåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Äëÿ âûÿâëåíèÿ óêîðî÷åíèÿ ïðîâîäèòñÿ èçìåðåíèå îòíîñèòåëüíîé äëèíû êîíå÷íîñòè (îò ïåðåäíåé âåðõíåé îñòè ïîäâçäîøíîé êîñòè äî ìåäèàëüíîé ëîäûæêè) è àáñîëþòíîé (îò áîëüøîãî âåðòåëà äî ìåäèàëüíîé ëîäûæêè).
Îáíàðóæåííûå èçìåíåíèÿ îöåíèâàþò ñ ó÷åòîì ïîëîæåíèÿ óðîâíåé ëîïàòîê, ïëå÷ è ðåáåð, âûÿâëÿÿ ñêîëèîç.
Äèàãíîç «àíàòîìè÷åñêîå óêîðî÷åíèå» ñòàâèòñÿ íà îñíîâàíèè êëèíè÷åñêèõ äàííûõ, âûñîòû ãðåáíåé ïîäâçäîøíûõ êîñòåé, ðåíòãåíîãðàôèè.
Ôóíêöèîíàëüíîå óêîðî÷åíèå îïðåäåëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ðàçëè÷íûõ òåñòîâ:
òåñò ÷åòûðåõ ïàðàëëåëüíûõ ëèíèé;
òåñò äëèíû íîã ëåæà íà ñïèíå ;
ôëåêñèîííûå òåñòû ñèäÿ è ñòîÿ;
òåñò äëèíû íîã ëåæà íà æèâîòå.
Îïðåäåëåíèå ñòåïåíè óêîðî÷åíèÿ
Ñòåïåíü óêîðî÷åíèÿ êîíå÷íîñòè îïðåäåëÿåòñÿ ìåòîäîì ïîäêëàäûâàíèÿ ïîä ñòîïó êëèíîâèäíûõ êîìïåíñàòîðîâ äî âûðàâíèâàíèÿ òàçîâîãî êîëüöà è ëîïàòîê äî íîðìàëüíîãî ïîëîæåíèÿ. Ñðåäíÿÿ ëèíèÿ òåëà äîëæíà áûòü ïåðïåíäèêóëÿðíà ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèè, êîòîðàÿ ñîåäèíÿåò ïåðåäíèå âåðõíèå îñòè òàçà.
Ïîñëå ýòîãî îïðåäåëÿþò ñòåïåíü óêîðî÷åíèÿ, çàìåðÿÿ ñàíòèìåòðîâîé ëåíòîé âûñîòó ïîäëîæåííûõ ïîä ñòîïó êîìïåíñàòîðîâ.
Òåñòîâûå ìåòîäèêè
Òåñò ÷åòûðåõ ïàðàëëåëüíûõ ëèíèé
Ïðîâîäÿòñÿ 4 ëèíèè ÷åðåç:
ãðåáíè ïîäâçäîøíûõ êîñòåé
çàäíå-âåðõíèå îñòè ïîäâçäîøíûõ êîñòåé
áîëüøèå âåðòåëû êîñòåé áåäðà
ñåäàëèùíûå áóãðû
Åñëè õîòü îäíà ëèíèÿ íå ïàðàëëåëüíà ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì, çíà÷èò, èìååòñÿ ôóíêöèîíàëüíîå óêîðî÷åíèå íèæíåé êîíå÷íîñòè, åñëè æå âñå ëèíèè êîñûå è ïàðàëëåëüíû äðóã äðóãó, çíà÷èò, èìååòñÿ àíàòîìè÷åñêîå óêîðî÷åíèå íèæíåé êîíå÷íîñòè.
Òåñò äëèíû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ëåæà íà æèâîòå
Ïàöèåíòà ïðîñÿò ïåðåâåðíóòüñÿ íà æèâîò è âûïðÿìèòüñÿ. Âèçóàëüíî ñðàâíèâàþò è èçìåðÿþò ïîëîæåíèå ìåäèàëüíûõ ëîäûæåê. Åñëè ëîäûæêè íàõîäÿòñÿ íà îäíîì óðîâíå, òî ôóíêöèîíàëüíîãî óêîðî÷åíèÿ íåò. Åñëè îäíà èç íèõ êàæåòñÿ êîðî÷å, òî åñòü ëîäûæêà íàõîäèòñÿ áëèæå ê òóëîâèùó, òî íà ýòîé ñòîðîíå åñòü èìååòñÿ ôóíêöèîíàëüííîå óêîðî÷åíèå.
Òåñò ëåæà íà ñïèíå
Âðà÷, îõâàòèâ êèñòÿìè ðóê, ãîëåíîñòîïíûå ñóñòàâû ïàöèåíòà, ïàëüïèðóåò ñâîèìè áîëüøèìè ïàëüöàìè ìåäèàëüíûå ëîäûæêè, îöåíèâàÿ èõ âçàèìîðàñïîëîæåíèå è ðîòàöèþ, çàòåì ïàöèåíòà ïðîñÿò ïðèñåñòü. Îí ìîæåò ñäåëàòü ýòî êàê ñ ïîìîùüþ âðà÷à, òàê è îïèðàÿñü ðóêàìè î ñòîë.  ñëó÷àå îãðàíè÷åíèÿ ïîäâèæíîñòè â êðåñòöîâî-ïîäâçäîøíîì ñóñòàâå îäíîèìåííàÿ íèæíÿÿ êîíå÷íîñòü áóäåò äëèííåå, êîãäà ïàöèåíò ñàäèòñÿ, è êîðî÷å èëè ðàâíîé ïðîòèâîïîëîæíîé â ïîëîæåíèè ïàöèåíòà íà ñïèíå.
Âðà÷ èçìåðÿåò ðàññòîÿíèå ìåæäó óðîâíÿìè ðàñïîëîæåíèÿ ëîäûæåê, êîòîðûå èçíà÷àëüíî íàõîäèëèñü íàïðîòèâ äðóã äðóãà. Ðàçëè÷èå äî 1 ñì äîïóñòèìî è íå èìååò äèàãíîñòè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ.
Âíèìàíèå! Òåñò äëèíû íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ëåæà íà ñïèíå ïðîâîäèòñÿ ïîñëå ïîâåäåíèÿ ïðåäûäóùåãî òåñòà!
Ôëåêñèîííûé òåñò ñòîÿ
Ïàöèåíò ñòîèò ñ âûïðÿìëåííûìè íîãàìè. Âðà÷ íàõîäèòñÿ ñçàäè íåãî è ïîìåùàåò áîëüøèå ïàëüöû ðóê ïîä çàäíå-âåðõíèå îñòè ïîäâçäîøíûõ êîñòåé ñ äâóõ ñòîðîí. Åñëè ïðè íàêëîíå áîëüíîãî âïåðåä îäíà èç ñòîðîí óõîäèò ââåðõ è âïåðåä, òî êðåñòöîâî-ïîäâçäîøíûé ñóñòàâ è êðåñòåö çàáëîêèðîâàíû, è èìååòñÿ ïàòîëîãèÿ.
Ôëåêñèîííûé òåñò ñèäÿ
Ïîëîæåíèå ïàöèåíòà ñèäÿ, ñòîïû íà ïîëó, íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ ïîä óãëîì 90 ãðàäóñîâ è ðàçäâèíóòû òàê, ÷òîáû ìåæäó íèìè âîøëè ïëå÷è áîëüíîãî ïðè íàêëîíå âïåðåä. Âðà÷ ñòàíîâèòñÿ ñçàäè è ðàñïîëàãàåò ðóêè òàê æå, êàê â ïðåäûäóùåì òåñòå. Åñëè ïàöèåíò ìîæåò íàêëîíèòüñÿ âïåðåä è çàäíå-âåðõíèå îñòè ïðè ýòîì íå ìåíÿþò ñâîåãî ñîîòíîøåíèÿ, òî äèñôóíêöèÿ íàõîäèòñÿ â íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ. Ïðè íåâîçìîæíîñòè íàêëîíà ñëåäóåò îïðåäåëèòü ìåñòî ïîÿâëåíèÿ áîëè (áîëü ìîæåò áûòü ëîêàëèçîâàíà â íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ, â îáëàñòè òàçà èëè ïîçâîíî÷íèêå). Âîçìîæíà êîìáèíàöèÿ áîëåçíåííûõ çîí, è â ýòîì ñëó÷àå âðà÷ äîëæåí ïîñìîòðåòü äâèæåíèÿ çàäíå-âåðõíèõ îñòåé ïîäâçäîøíûõ êîñòåé, êàê îïèñàíî âî ôëåêñèîííîì òåñòå ñòîÿ. Åñëè ôèêñàöèÿ èìååòñÿ ñ òîé æå ñòîðîíû, ÷òî è ïðè òåñòå ñòîÿ, çíà÷èò ñ ýòîé æå ñòîðîíû ëîêàëèçîâàíî ïîâðåæäåíèå. Åñëè ïðè òåñòå ñèäÿ ñîîòíîøåíèÿ çàäíåå-âåðõíèõ îñòåé íå ìåíÿþòñÿ (òåñò îòðèöàòåëüíûé) èëè ìåíåå âûðàæåíû, ÷åì ïðè òåñòå ñòîÿ, çíà÷èò ïîâðåæäåíèå ëîêàëèçîâàíî íà óðîâíå ïîäâçäîøíûõ êîñòåé, ëîííîãî ñî÷ëåíåíèÿ èëè íèæíèõ êîíå÷íîñòåé äî òàðàííûõ êîñòåé. Åñëè ôëåêñèîííûé òåñò ñèäÿ ïîëîæèòåëüíûé è áîëåå âûðàæåí, ÷åì â ïîëîæåíèè ñòîÿ, ïîâðåæäåíèå ñëåäóåò èñêàòü íà óðîâíå êðåñòöà èëè L5, L4.
Óêîðî÷åíèå íîãè ó ðåáåíêà — ëå÷åíèå
Ïðè ëþáîì òèïå óêîðî÷åíèÿ äî 3 ñì âîçìîæíà åãî êîìïåíñàöèÿ ñ ïîìîùüþ èíäèâèäóàëüíûõ îðòîïåäè÷åñêèõ ñòåëåê è/èëè îáóâè. Ñî ñòîðîíû óêîðî÷åííîé êîíå÷íîñòè íà ñòåëüêó óñòàíàâëèâàåòñÿ êîìïåíñàòîð óêîðî÷åíèÿ âûñîòîé íå áîëåå âåëè÷èíû óêîðî÷åíèÿ.
Åñëè âûÿâëåíà áîëüøàÿ ðàçíèöà ìåæäó äëèíàìè êîíå÷íîñòåé, ïîêàçàíî óäëèíåíèå íîãè ñ ïîìîùüþ àïïàðàòà Èëèçàðîâà, ðàñòÿãèâàþùåãî áåäðî íà 5-6 ñì, à ãîëåíü íà 8-10 ñì. Ïðè ñâîåâðåìåííî ñäåëàííîé îïåðàöèè ïðîãíîç áëàãîïðèÿòíûé, à ïðè îòñóòñòâèè ëå÷åíèÿ âîçìîæíà èíâàëèäíîñòü: ÷åëîâåê îêàçûâàåòñÿ íå â ñîñòîÿíèè ïåðåäâèãàòüñÿ, òàê êàê èñïûòûâàåò ïðè ýòîì ñèëüíûå áîëè.
×åì îïàñíî óêîðî÷åíèå êîíå÷íîñòåé?
Íåóäîáñòâî ïðè õîäüáå è ñòîÿíèè, âûçâàííîå óêîðî÷åíèåì êîíå÷íîñòè, íàðóøàåò íîðìàëüíûå àíàòîìè÷åñêèå ñîîòíîøåíèÿ ìåæäó ÷àñòÿìè òåëà è ïðèâîäèò ê ðàçëè÷íûì çàáîëåâàíèÿì îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Òóëîâèùå è íîãè ñêðó÷èâàþòñÿ è ñìåùàþòñÿ, íàðóøàåòñÿ ñîîñíîñòü ñóñòàâîâ. Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ âåðòèêàëüíîãî ïîëîæåíèÿ òåëà îáðàçóþòñÿ êîìïåíñàòîðíûå äåôîðìàöèè òàçîâîãî êîëüöà è ïîçâîíî÷íèêà.
Ïðåæäå âñåãî, ñòðàäàåò ïîçâîíî÷íèê, êîìïåíñèðóþùèé äåôåêò íîã. Ïðè íàêëîíå òàçà îí ñòàíîâèòñÿ ïîä óãëîì ê ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèè, íî ñ ïðÿìûì ïîçâîíî÷íèêîì òåëî íà÷èíàåò «çàâàëèâàòüñÿ» â ñòîðîíó. ×òîáû ýòîãî íå ïðîèñõîäèëî, îðãàíèçì èñêðèâëÿåò åãî, ïûòàÿñü ñìåñòèòü öåíòð òåëà êàê ìîæíî áëèæå ê åãî îñåâîé ëèíèè. Ïðè îäíîñòîðîííåì óêîðî÷åíèè äî 1,3 ñì ïîçâîíî÷íèê îáðàçóåò Ñ-îáðàçíûé èçãèá, áîëåå 1,3 ñì S-îáðàçíûé. Ñî âðåìåíåì íàðóøåíèå îñàíêè ôèêñèðóåòñÿ, è ðàçâèâàåòñÿ âòîðè÷íûé êîìïåíñàòîðíûé ñêîëèîç, ïðè êîòîðîì ìûøöû íàõîäÿòñÿ â ñîñòîÿíèè ïîñòîÿííîãî ïîâûøåííîãî íàïðÿæåíèÿ. Ýòî âåäåò ê ïîÿâëåíèþ áîëåé â ñóñòàâàõ, ñïèíå, ìûøöàõ, òÿæåñòè â ãîëåíè è ñòîïàõ ïîñëå äàæå íåçíà÷èòåëüíûõ íàãðóçîê. Óõóäøàåòñÿ êðîâîñíàáæåíèå, è ëèìôîîáðàùåíèå.
Ïðè äëèòåëüíî òåêóùåé ïàòîëîãèè ðàçâèâàåòñÿ äåôîðìèðóþùèé àðòðèò òàçîáåäðåííîãî (êîêñàðòðîç) èëè êîëåííîãî (ãîíàðòðîç) ñóñòàâà, îñòåîõîíäðîç (äèñòðîôè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â ñóñòàâíûõ õðÿùàõ), óñóãóáëÿåòñÿ ïëîñêîñòîïèå. Ïîñëå âîçíèêíîâåíèÿ ýòèõ çàáîëåâàíèé ïàöèåíòó ñëîæíî ïåðåäâèãàòüñÿ èç-çà èíòåíñèâíûõ áîëåé, è îí ñòàíîâèòñÿ èíâàëèäîì.
Òàêèì îáðàçîì, óêîðî÷åíèå íèæíåé êîíå÷íîñòè ïðèâîäèò ê ïåðåíàïðÿæåíèþ ìûøö, ôàñöèé, ñâÿçîê ñóñòàâîâ êîíå÷íîñòåé, ïîçâîíî÷íèêà, ïëå÷, øåè, ÷åðåïà. Èñêðèâëåíèå ïîçâîíî÷íèêà ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ èííåðâàöèè àíàòîìè÷åñêèõ ñòðóêòóð, ê ãèïåð — èëè ãèïîàêòèâíîñòè ïàðàñèìïàòè÷åñêîé èëè ñèìïàòè÷åñêîé íåðâíûõ ñèñòåì. Ãèïåðàêòèâíîñòü ïàðàñèìïàòè÷åñêîé ñèñòåìû ïðîèñõîäèò íà ôîíå «ñìåùåíèÿ ïðàâîé òàçîâîé êîñòè» (â ïîëîæåíèè ñòîÿ ïðàâàÿ òàçîâàÿ êîñòü âûøå ëåâîé, îòíîñèòåëüíîå óêîðî÷åíèå ïðàâîé íèæíåé êîíå÷íîñòè), ÷òî ïðèâîäèò ê çàáîëåâàíèÿì æåëóäêà, ïå÷åíè, ìî÷åïîëîâîé ñèñòåìû, äèàðåå, ñêëîííîñòè ê ãèïîòîíèè, õóäîáå. Ãèïåðàêòèâíîñòü ñèìïàòè÷åñêîé ñèñòåìû ïðîèñõîäèò íà ôîíå «ñìåùåíèÿ ëåâîé òàçîâîé êîñòè», ÷òî ïðèâîäèò ê çàáîëåâàíèÿì ñåðäöà, ëåãêèõ, ê ãèïåðòîíèè, çàïîðàì.
Ïðè íàëè÷èè ÿâíûõ ñèìïòîìîâ, íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ñêîðåå îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó òðàâìàòîëîãó-îðòîïåäó, äëÿ ïðèíÿòèÿ âñå ìåð íàïðàâëåííûõ íà âîññòàíîâëåíèå ñèììåòðèè êîíå÷íîñòåé, òàçîâîãî êîëüöà è òåëà â öåëîì, îñîáåííî ó äåòåé, ïóòåì èçãîòîâëåíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ îðòîïåäè÷åñêèõ ñòåëåê.
Источник