Лечение зубов в древнем египте
Хеси-Ра — древнейший стоматолог. Изображение на деревянной панели из гробницы Хеси-Ра в Саккаре
коло 3100 г. до Р.Х. царь Менес объединил царства Верхнего и Нижнего Египта. С этого времени начинается отсчет исторического периода, известного как Древнее Царство (3100-2181 гг. до Р.Х.). Около 2600 г. до Р.Х. по приказу фараона Джосера в городе Саккара была построена огромная Ступенчатая пирамида — одно из самых величественных сооружений древних времен. Джосер вообще прославился не только как архитектор, но и как очень разносторонний ученый, хорошо разбиравшийся в астрономии, литературе, искусствах, а также в медицине. Личным другом фараона считался врач Имхотеп, которому египтяне даже поклонялись наравне с богом исцеления, а древние греки впоследствии отождествили со своим богом Асклепием. К Имхотепу тогдашние врачи отсылали безнадежных больных. Джосер настолько высоко оценивал знания Имхотепа, что даже распорядился похоронить его рядом с местом, отведенным для собственной могилы в некрополе Мемфиса.
Практическая медицина в древнем Египте сформировалась около 4600 лет назад. Примерно в то же время или чуть позже врачи начали специализироваться в лечении различных частей тела и внутренних органов человека. Спустя две с половиной тысячи лет, в V веке до Р.Х. греческий историк Геродот так описывал специализацию египетских врачей:
Практическая медицина так разделена между ними, что каждый врач — лекарь одной болезни и не более. Вся страна полна врачами, одни — по глазам, другие — по зубам, еще кто-то лечит болезни живота или внутренние болезни”.
Древнейший египетский стоматолог, чье имя дошло до нас, — Хеси-Ра, также жил во времена правления Джосера. Вот что начертано о нем на одной иероглифической таблице: “Величайший из врачей, который лечит зубы”.
Подтверждением того, что стоматологическое лечение, на взгляд древних египтян, отличалось от других видов врачебной помощи, можно считать стелу, подаренную фараоном Сахурой своему любимому врачу Ни-Анх-Сехмету. В нижней части стелы имеется небольшое изображение человеческой фигурки. Как следует из иероглифической надписи, это Мен-Кауре-Анк, “зубной человек”.
Египтяне страдали от множества стоматологических болезней, и даже святость фараонов не спасала тех от таких неприятностей. Видимо, основным способом лечения стоматологических недугов было удаление зубов. Древнеегипетские стоматологи практиковали также сверление челюстных костей для уменьшения давления гнойной жидкости, накапливающейся около воспаленного зуба. Подобных черепов с просверленными костями было найдено немало, а один из самых старых, датируемый периодом Древнего Царства, хранится сейчас в коллекции музея Гарвардского университета.
Интересная находка подобного плана была обнаружена в районе захоронений вблизи Саккары и относится уже ко времени Нового Царства (1570-1085 гг. до Р.Х.). Это череп мужчины с обширным кариесом первого нижнего моляра. На уровне верхнего края корня этого зуба имеются два отверстия правильной цилиндрической формы, каждое ровно по пять миллиметров глубиной и по два миллиметра в диаметре. Они проходят через корень, и их происхождение, конечно же, никак нельзя объяснить, например, боевыми ранами или фистулами естественной природы. В настоящее время этот череп хранится в парижском Музее Человека. Очевидно, египтяне были достаточно искушены в работе со сверлами, о чем свидетельствуют и многочисленные росписи в усыпальницах.
Мостики между зубами и коронки из Древнего Египта. Ок. 2900-2750 гг. до н.э.
Одной из главных причин заболеваний зубов у древних египтян можно считать грубую и убогую диету, равно характерную и для бедняков, и для зажиточных людей, Основным ежедневным блюдом был хлеб, а зерна для его выпечки измельчались при помощи каменных жерновов примитивной обработки. Поэтому естественно, что в муку попадало большое количество каменной пыли и осколков. Кроме того, диета египтян была преимущественно вегетарианской, а почвы — песчаными, что, вкупе с низкой культурой приготовления пищи, также обуславливало большое количество песка в главных блюдах. Все это приводило в результате к серьезному износу окклюзионных поверхностей зубов с последующим обнажением пульпы, воспалительными процессами и образованием опухолей.
Многие черепа тех времен носят на себе следы травм зубов, что обусловлено как общим рискованным образом жизни, так и беспрерывными войнами. Потеря зубов в результате травм не считалась чем-то необычным. Распространенным явлением было также искривление зубов. Найдено немало черепов фараонов с сильно выступающими вперед верхними передними зубами.
Относительно характера древнеегипетской стоматологии среди специалистов существует много серьезных разногласий. Ряд специалистов считают, что оральная медицина действительно была широко распространена, однако похоже, что операций профилактического характера на зубах не практиковалось. Следов подобного вмешательства не сохранилось даже на мумиях фараонов, хотя повреждения и разрушения зубов видны невооруженным глазом.
Нам повезло, что египтяне умели делать бумагу из папируса, а этот материал благодаря исключительно сухому климату за прошедшие тысячелетия практически не разрушился. Наиболее полно характер стоматологической помощи описывается в папирусах, расшифрованных учеными Херстом, Эдвином Смитом и Георгом Эберсом. Последний документ, хранящийся ныне в библиотеке Лейпцигского университета, вообще является наиболее объемистым и сохранился лучше других. Относится он приблизительно к 1550 г. до Р.Х. и является не оригинальным трудом, а скорее компиляцией многих ранних медицинских текстов, начиная с самых древних времен — вплоть до 3500 г. до Р.Х. В нем содержатся упоминания о многих заболеваниях зубов, включая гингивиты, эрозию, пульпиты, а также приводятся рецепты от зубной боли. Среди других описывается случай, когда “зуб шатается из-за волдыря” — вероятно, имеется в виду вздутие или воспаление десны. Для того, чтобы “лечить зуб, который беспокоит ближайшую плоть”, давалась такая рекомендация: “Изотри в пасту и прикладывай к зубу одну часть тмина, одну часть фимиама, одну часть лука”.
Заметим, что в папирусе Эберса хирургическое вмешательство для лечения болезней зубов никак не упоминается. А вот папирус Эдвина Смита, относящийся к XVI веку до Р.Х., описывает много способов лечения переломов и вывихов челюстных и скуловых костей, рассечений губ и т. д. Поскольку хирургические щипцы очень часто изображались на стелах и настенных росписях, напрашивается вывод, что удаление зубов не было секретом для древних египтян.
Гигиена же полости рта, видимо, совершенно не волновала этот древний народ. Были раскопаны и обнаружены в захоронениях тысячи туалетных и косметических принадлежностей, но ничего похожего на зубную щетку или подобные чистящие приспособления найти не удалось. На многих черепах сохранились следы обширных отложений зубного камня, а также последующих пародонтальных осложнений и разрушиения тканей. Никаких же попыток по предотвращению или удалению этих вредных отложений, скорее всего, не предпринималось.
Фрагмент медициноского папируса Эберса
Немало споров и предположений среди историков стоматологии вызвали еще две находки. Одна из них — два моляра, скрепленные между собой золотой проволокой и относящиеся к 2500 г. до Р.Х. Похожая находка улыбнулась в 1914г. Герману Юнкеру в погребальной камере в Гизе, там проволока обеспечивала очень плотное соединение зубов. Ряд ученых сделали вывод, что прикрепление было сделано при жизни пациента и имело целью усилить периодонтально ослабленный зуб путем соединения его с более сильным соседним. Другие же считают, что утраченный зуб привязывался к соседним уже после смерти, чтобы избежать выпадения его во время бальзамирования и похорон.
Еще более интересная находка была сделана Шафиком Фаридом в 1952 г.: три зуба, соединенные вместе золотой проволокой. Несмотря на длительное изучение протеза, ученые так и не пришли к единому выводу относительно характера операции. Одни утверждали, что это пример ранней замены зуба с использованием правого центрального резца в качестве опорного зуба. Но поскольку резец имеет неповрежденный здоровый корень, трудно представить себе, как можно осуществить подобную операцию без рассечения десны в области утраченного зуба. Более правдоподобно звучит объяснение, что и в данном случае замена зуба производилась посмертно. Египтяне очень щепетильно относились к своим покойникам в плане сохранения, насколько возможно, прижизненного состояния тела. Они твердо верили, что тело во время странствий души в потустороннем мире должно оставаться неповрежденным. Тем не менее, как уже говорилось, египтяне при необходимости не чурались и сверления зубных тканей.
Источник
У
древних египтян было хорошо развито
зубоврачебное дело. Уже в то время
были очень распространены такие болезни,
как кариес, пиорея и другие. Не случайно
один из древних авторов писал, что
фараону Аменофису III много неприятностей
доставляли не только происки духовенства,
но и зубная боль. Обследовав мумию этого
фараона, ученые установили, что он
действительно тяжко страдал от болезней
зубов. Древние дантисты изготовляли
превосходные амальгамы для пломбирования
зубов. Это подтверждается тем, что
во многих мумиях пломбы сохранились
и по сей день.
Удаляли
ли в то время зубы? Вполне вероятно,
хотя никаких доказательств на этот
счет нет. Известно лишь, что наследники
древних египетских дантистов —
коптские врачи — практиковали
удаление зубов и даже пользовались при
этом обезболивающим средством —
лекарством, в состав которого входила
чемерица (растение из семейства
лилейных). Чемерица содержала ядовитые
алкалоиды, которые парализуют нервную
систему. Лекарство это прикладывали
к щеке или десне около зуба, который
хотели удалить.
Антисептика и гигиена в Древнем Египте.
Врачи
Древнего Египта осознавали в какой-то
мере опасность инфицирования раны и
пытались бороться с воспалительными
явлениями прикладыванием листьев ивы,
что нисколько непротиворечит разуму,
а также рекомендовали предупреждение
воспалительного процесса прижиганием.
«Если
ты обследуешь человека с аномалией ран,
а каждая рана воспалена, она излучает
против твоей руки из отверстия скопления
жара; края этой раны красные и человек
вследствие этого также находится в
жару, то по этому поводу ты должен
сказать: я лечу больного с аномалией
раны. В этом случае ты должен приготовить
охлаждающие средства для вытягивания
жара… листья ивы…» (Thorwald).
На
высоком уровне стояла древнеегипетская
гигиена. Религиозные законы предписывали
всем египтянам умеренность и опрятность.
Египтянин должен был носить чисто
вымытое полотняное нижнее белье,
несколько раз в день обмываться, обязан
был истреблять насекомых в своем дому.
Конечно, трудно думать, чтобы все эти
меры распространялись на все население
Египта; дело идет, вероятно, лишь о
обеспеченных слоях его, но и это говорит
о высоком уровне древнеегипетской
гигиены.
О
высоком состоянии гигиены свидетельствует
дошедшее до нас письмо еврейского
врача-философа Маймонида (1135—1204),
работавшего одно время в Египте; к
египетскому султану Саладину. «Охрану
здоровья здоровых» Маймонид считает
самой важной отраслью медицины. Он
упрекает современников, что они не
обращают достаточного внимания на это
дело. «Если бы человек, — писал Маймонид,
— следил за собой так, как он следит за
животными, на которых он ездит, то он
был бы спасен от всяких злых недугов».
В
числе самых первых гигиенических мер
Маймонид рекомендует умеренность в
пище, правильное чередование труда и
отдыха, гимнастические упражнения,
чистый воздух, пользование солнцем,
бани.
Важным
профилактическим и терапевтическим
средством Маймонид считал поддержание
хорошего душевного тонуса музыкой,
смешными рассказами, приятными запахами
и пр. Ухаживающие за больными,— писал
Маймонид,— должны всегда сохранить
веселое настроение.
Конечно,
влияние всяких целебных и вредных
воздействий на человеческий организм
Маймонид ставил в зависимость не только
и не столько от этих воздействий,
сколько от свойств и лечащих сил самого
организма. «Смотришь,— писал он,—
человеку отрезали руку до плеча и ногу
выше бедра, глаза выкололи, все тело
изувечено мечом, а он остается жив.
А с другой стороны видишь человека,
уколовшегося тоненькой иголкой или
занозой, и он заболевает смертельным
столбняком».
«Государство
строго следило,— говорит другой автор,
— чтобы рогатый скот, предназначавшийся
для убоя, был здоров. Для этого содержался
на государственный счет целый штат
специалистов. После убоя органы убитого
животного подвергались тщательному
исследованию и на каждом осмотренном
куске мяса клалась печать, как
свидетельствует Геродот».
Конечно,
и это свидетельство нельзя принимать
целиком. Более достоверным является
тот факт, что обязательный осмотр скота
и мяса был организован при храмах, т. е.
в основном осматривалось мясо,
предназначенное для потребления жрецов.
Соседние файлы в предмете История Медицины
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Вы когда-нибудь задумывались, что делали люди до того как появилась современная стоматология? Зубная боль и кариес далеко не современные проблемы, они преследуют людей на протяжении нескольких тысяч лет.
Не секрет, что зубная боль, одна из самых неприятных болей в жизни любого человека. К счастью, современная медицина прошла путь в несколько тысяч лет, что бы сделать процесс лечения зубов максимально безболезненным. О такой роскоши наши предки могли только мечтать.
До того как появилась местная анестезия и мощные обезболивающие, людям вырывали зубы большими железными инструментами, а раны прижигали раскаленным железом, только от этих мыслей пробегают мурашки на коже.
Мы же хотим представить ужасающую историю стоматологии в 10 частях.
10. Зарождение стоматологии.
Зубная боль причиняет не мало страданий, поэтому очень удивительно, что стоматологов не было у многих культур древнего мира, даже у тех цивилизаций где врачей было много. Однако, документированная история стоматологии, началась с древнего Египта.
Египетская диета состояла в основном из зерновых и злаковых продуктов, но у древних египтян не было стерильной посуды из которой можно было сделать качественный хлеб. Часто в хлебе можно было встретить кусочки метала, глины и прочие неприятные вещи которое вызывали кариес и множество стоматологических проблем. Так же, еду плохо отмывали от песка, который только прибавлял проблем с зубами.
Первое упоминание дантиста датируется примерно 2660 годом до нашей эры, его завали Хеси-Ра. Он был личным дантистом и врачом фараона Джосера. В то время большинство стоматологических работ сводились к помещению различных предметов на место сгнившего или сломанного зуба, в надежде что это уменьшит боль. Эти предметы варьировались от меда и трав, до золота, хотя возможно что золотые зубы устанавливали уже после смерти. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что любые процедуры, проведенные в это время, были мучительно болезненными.
9.Первые сложные процедуры в стоматологии
Исходя из древних записей, ученые не пришли к единому выводу, были в это время уже полноценные операции или обходились частичным удалением зуба. Благодаря найденным останкам, у нас есть доказательства трех возможных случаев протезирования.
В 2500 году до нашей эры, стоматологи изобрели то, что и сейчас кажется кошмаром для многих, они изобрели сверление зуба. В зубах найденных тел, имелись симметрично расположены, маленькие отверстия искусственного происхождения. Через них пропускали золотую проволоку, чтобы скрепить зубы вместе. Возможно это было сделано в косметических целях.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что люди научились бурить зубы, уже в то время, для того что бы убрать гной или уменьшать абсцесс. Конечно, представить как это можно было сделать без помощи современной медицины, практически не возможно.
8.Лук-дрель
Как же древние Египтяне умудрялись делать дырки в зубах без современных бор-машинок? Для этого использовался лук-дрель. Данное устройство несколько отличается от лука, с помощью которого можно метать стрелы.
Это была так же изогнутая деревянная палка, но веревку обматывали вокруг шила или пики из бронзы. Лук двигали вперед-назад, заставляя острое шило вращаться и таким образом делать отверстия в зубах.
Это была долгая, нелегкая и болезненная процедура. К счастью, алкоголь был изобретен в Египте, уже в 4000 году до нашей эры. Но даже сильное алкогольное опьянение, не могло полностью погасить ту боль, которую испытывали древние египтяне во время лечения.
7.Больше замысловатых инструментов
По мере развития Египетской культуры и медицины, потребность в более точных и сложных инструментах для решения повсеместных стоматологических проблем стала гораздо распространенной. Раскопки доказали, что в 2500 году до нашей эры, люди проводили полноценные хирургические операции, используя скальпель, щипцы и другие хирургические инструменты.
К этому времени у египтян были инструменты и знания, необходимые для проведения многих операций, вплоть до протезирования и хирургии на мозге. С этого момента стоматология медленно, но верно становилась все более и более сложной, пока не стала такой, какой мы её знаем и любим. Ну, может не любим . . . пока больше терпим.
6.Этруски
Этру́ски — древняя итальянская цивилизация, создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшая на неё большое влияние. Многочисленные римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение. Они заслуживают почетное упоминание здесь из-за их многочисленных инновационных вкладов в стоматологии, в течение всего периода их существования.
Зубной протез этруссков
Уже к 700 году до нашей эры, Этруски способны были сделать полноценные зубные импланты, используя зубы животных и золотые пломбы. Они даже придумали нагревать и припаивать метал к открытому нерву, что бы остановить боль и предотвратить попадание продуктов. Этруски так же, часто использовали зубы и кости животных, для создания протеза. Конечно такие пломбы были не так долговечны как современные, но они легко добывались и их легко было заменить, поэтому данный метод использовался вплоть до 19 века.
5.Древние греки.
Несмотря на то, что Древние Греки были довольно продвинутой цивилизацией, в вопросах стоматологии они сильно отставали. Греки считали, что сила и красота важней всего на свете, поэтому боль и абсцесс были малой ценой, что бы сохранить зуб во рту. Прийти к другому человеку с просьбой вырвать зуб, считалось признаком слабости, поэтому вместе с зубом можно было лишится и социального статуса.
Лучшим средством для облечении зубной боли, была пропитанная отварами трав ткань, которая прикладывалась на больной зуб, что бы предотвратить попадание на него пищи. Однако, много людей погибало, отказавшиеся вырвать больной зуб. Большинство просто молились богам, что бы они решили их проблемы и надеялись на лучшее.
4.Средние века
Хотите верьте, хотите нет, но средние века стали опорной точкой в истории стоматологии. Помимо новых знаний и сложных инструментов, одними из основных факторов в развитии стоматологии, стали профилактические меры. Таким образом зародилась гигиена.
В то время как современные зубная пасты и ополаскиватели для рта не были доступны, люди использовали специальные ткани для чистки полости рта. Это так же придавало им свежее дыхание и убивало бактерии. Из-за высокой цены на сахар, в то время, у людей было меньше проблем с зубами, а богачи могли позволить себе ополаскиватель рта состоящий из укуса и трав, который помогал убивать микробов и освежал дыхание.
Книга Хильдегарды Бингенской написанная в 1158 году, рекомендовала следующее:
Тот кто хочет иметь твердые и здоровые зубы, должен чистить их холодной водой каждое утро, как только встанет с постели. Держать воду во рту надо до тех пор, пока слизь на зубах не станет мягкой и вода сможет очистить зубы. Если это делать часто, слизь в на зубах исчезнет и зубы останутся здоровые. Поскольку слизь прилипает к зубам во время сна, проснувшись, каждый человек должен очистить их холодной водой, которая очищает зубы лучше, чем теплая вода. Теплая вода делает их хрупкими.
3. Зарождение эпохи отбеливания зубов.
Мы часто слышим и думаем что современное общество поверхностное и не глубокое, которое беспокоит больше внешний вид, чем глубина души и характер. Если это так то мы не одиноки в истории. Средневиковое общество было помешенно на чистоте своих зубов, и отбеливание сыграло важную роль в данный период. Уже в то время, пользовались большим спросом отары для отбеливания зубов. Книга Орнату Де Мюлерума, о косметических средствах для женщин гласит:
Зубы отбеливаются так. Возьмите пепел белого мрамора, соду, красный кафель, соль и пемзу. Смешайте все это до порошкообразной массы, нанесите порошок на влажную тряпочку, и чистите Ваши зубы изнутри и снаружи.
Женщина должна полоскать свой рот после каждого ужина, очень хорошим вином. Затем надо дать полости рта высохнуть и протереть зубы свежей белой тканью. Наконец, женщина должна жевать каждый день укроп или петрушку, потому что эти растения делают твое дыхание свежим, зубы чистыми и белыми.
2. К миру зубных протезов
Со временем профилактической стоматологической помощи и удалении зуба стало недостаточным. Появление всемирной торговли сделала сахар намного доступней для обычного человека, а многие бедные люди все ещё страдали от недоедания, которое вызывала кариес и разрушение костей. В то время как сменные зубы были известны со времен Этрусков, протезы челюсти стали делать намного позже.
Примерно в 14-15 веках, стоматологи научились проводить операции по замене ряда зубов. Можно сказать что тогда появились первые пластические хирурги. Так как же они это делали? Они брали зубы коровы, похожие формой на человеческие, соединяли их золотой проволокой, и вставляли в рот бедняге, которому нужны были протезы. Если зуб на таком мосте ломался, его можно было заменить другим зубом. Этот процесс включал в себя так же и «прошитие» золотой проволокой и обычных зубов или десен. Мало кто хотел бы такое пережить.
1. Протезы из мертвых
Донорство органов, должно было когда-то начаться и когда дело коснулось зубных протезов, то конечно все люди хотели что бы у них были хорошие зубы, взамен старых. Однако протез из коровьих зубов, мог себе позволить далеко не каждый человек. Их производство было делом не простым и затратным.
Поэтому при поиске доступных материалов, которые могли использовать вместо зубов коровы, поиск пал на зубы мертвых людей. Уже в средние века, люди часто использовали зубы мертвых людей, в качестве протезов. Иногда при создания моста, зубы брались из разных тел, что бы искусственная челюсть была более удобной для страдающего пациента.
Ранее мы писали « 5 исторических артефакта.»
Больше интересного от Журнала «Бордюр». https://jborder.ru
Источник