Лечение зубов с психологом

Назад

Узнайте, зачем нужен детский психолог в стоматологической клинике, в этой статье.

Детям часто приходится лечить зубы без наркоза. Как научить ребенка не волноваться, знают детские психологи клиники «Шифа». В нашей команде работают специалисты с глубокими знаниями в области детской психологии. С их помощью ваш ребенок научится преодолевать страх и абстрагироваться от него при походе к врачу.

Использование наркоза избавляет ребенка от боли. Но вместе с тем оно лишает его способности совладать с собой в сложной ситуации. А ведь именно умение преодолевать свои страхи и негативные эмоции особенно важно в процессе взросления.

Детские психологи в стоматологической клинике «Шифа» придерживаются мнения: лечение без наркоза имеет ряд преимуществ. Во-первых, опыт детства – это всегда опора для нашего поведения во взрослой жизни. Если ребенок может самостоятельно справиться с тревожной ситуацией, он быстрее научится решать проблемы. И во взрослой жизни для него будет меньше преград.

После визита в ваш ребенок почувствует себя победителем. Он станет более смелым и мужественным. Повысится его самооценка, укрепится воля и характер.

В чём особенности работы детского психолога в стоматологии

Исходя из особенностей развития нервной системы и отношения к стоматологическому лечению, выделяют три категории детей:

  • Дети, не боящиеся лечения. Они спокойно взаимодействуют с врачом.
  • Дети, чей страх можно преодолеть. Они боятся лечения, но при правильной подготовке и установке на позитивное взаимодействие с врачом проблема может быть решена. Достаточно единичного визита родителей и ребенка к психологу. Специалист подскажет способы взаимодействия и убеждения, даст советы маме и папе. Наиболее важной является подготовка: не стоит заранее говорить ребенку о визите к стоматологу. Позвольте ему заняться игрой или дайте посмотреть любимый мультик. Страх ожидания у многих детей порой преобладает над страхом боли во время лечения.
  • Тревожные и легковозбудимые дети. Они с трудом переносят вторжение в телесные границы, особенно связанные с визитами к врачам. Для решения проблемы недостаточно единичной консультации. Необходима серьёзная психокоррекционная работа – она снизит высокий уровень тревожности, поможет ему по-иному отнестись к пугающей ситуации. Помочь могут игровые формы работы. Например, «лечение» куклы: проведя лечебные манипуляции самостоятельно, ребенок будет меньше волноваться.

Как проходит прием детского психолога в нашей клинике:

  • обсуждение индивидуальных психологических особенностей ребенка
  • выявление основных причин, приведших к плохой переносимости лечения
  • формирование советов для родителей (что рассказать ребенку о будущем лечении зубов)
  • беседа детского психолога в клинике с ребенком, снятие тревоги
  • знакомство ребенка со стоматологическими инструментами и материалами в кабинете врача

Зачем же нужен детский психолог в стоматологической клинике?

  • для уменьшения уровня стресса при лечении зубов в детстве и во взрослой жизни.
  • для повышения эффективности стоматологического лечения.
  • для профилактики хронических заболеваний, не связанных со стоматологией.
  • для комфортного и доверительного общения со своим ребенком.

Источник

Здравствуйте!

Меня зовут Яна, я дипломированный психолог, который помогает взрослым и детям преодолеть страхи перед лечением у врача-стоматолога.

На первый взгляд, наличие психолога в стоматологической клинике действительно не кажется необходимым. Психологические услуги в наше время широко представлены и в случае необходимости, каждый из нас может обратиться за консультацией, исходя из личных предпочтений. Но все мы часто на собственном опыте убеждаемся, что первый взгляд бывает ошибочным. В ситуации, когда взрослый человек, «нейтрально» относящийся к стоматологическим манипуляциям, приходит в клинику, получает помощь и уходит до следующего обращения, действительно, может показаться, что психолог не нужен. Предлагаю эту ситуацию рассмотреть позже, а пока поговорить о других причинах появления психолога-консультанта в клинике.
Например, давайте рассмотрим непосредственно лечение, особенно длительное. Стоматология в современное время находится на передовых позициях в применении новых технологий. В ротовой полости сейчас используются все последние достижения в области науки и техники. Но накопленный опыт показывает, что такая механистическая модель, т.е. отношение к человеку как к машине, в которой можно поменять запчасти и всё будет дальше хорошо работать, не приводит к ожидаемым результатам. 
Часто бывает, что человек приходит уже в стрессе (внутриличностный или внутрисемейный конфликт, напряженность на работе и пр.). Назначенное лечение, которое, в свою очередь, также может нести стрессовый характер, накладывается на базовый стресс, что вызывает неуправляемую реакцию, исход которой малопредсказуем. Такой пациент склонен к недоверию к врачу, клинике,  предложенному варианту лечения, стоимости — все эти факторы осложняют процесс лечения, затягивают его….
В то же время, когда удается оказывать воздействие на болезнь сразу с нескольких сторон, сроки лечения сокращаются, пациент легче его переносит, снижается количество осложнений лечения и удовлетворение от полученных результатов в итоге со знаком плюс. 
Хочу  обратить внимание на особенности оказания стоматологической помощи маленьким пациентам клиники, а они без сомнения есть.
Я намеренно начала со взрослой половины пациентов клиники, объясню почему. Мы сейчас живем в «детоцентрированном» мире. Это означает, что детству уделяется очень много внимания, и часто взрослые забывают о себе и о качестве своей жизни. 
На приеме иногда можно услышать: «Да ладно, что уж там обо мне говорить, вот детей на ноги поставлю, тогда можно и о себе подумать». Во мне всегда это вызывает эмоциональный отклик. Ведь самочувствие ближайшего окружения, членов семьи напрямую влияет на развитие ребенка и качество его жизни. 
Мышление маленького человека устроено «не так», как у взрослого, причем, не стабильно «не так», а постоянно изменяется по мере взросления. И именно от взрослого зависит, с каким эмоциональным фоном ребенок включит врача-стоматолога в свою картину мира. Ведь изначально у ребенка нет причин бояться стоматолога, у него может быть страх новизны или неопределенности, но этот страх характерен природе любого живого существа и обычно легко побеждается интересом и любопытством. А если родитель приходит домой после приема стоматолога и говорит: «Как же я ненавижу ходить к стоматологу!», то в картине мира ребенка формируется соответственное отношение: стоматолог – это плохо, страшно. Именно поэтому координация действий со специалистом – психологом позволяет избежать случаев, когда родительская тревога передается ребенку, усиливая его страх и тревогу. 
Если провести некоторое время в холле детской стоматологической клиники, можно наблюдать разные картины поведения ребенка и взаимодействия ребенка и родителя. К кому может обратиться за помощью родитель, если у него не получается откорректировать эмоциональное состояние ребенка, а к врачу идти необходимо? Конечно, у врачей накоплен огромный опыт общения с детьми, но у них иная задача и через определенное время врачу уже необходимо принимать следующего пациента. В этом случае наличие психолога может сильно облегчить ситуацию. Иногда бывает достаточно одной подготовительной беседы, иногда их необходимо некоторое количество. Все зависит от запроса и достижения желаемого результата. 
О чем психолог может рассказать родителям и ребенку, да и целом взрослому пациенту .
Очень важной частью общения с психологом является так называемое психообразование. Никто ведь не рассказывает нам, как быть родителями. И мы воплощаем эту роль в основном интуитивно. А в интуиции нет почти ничего загадочного, там по большей части накопленные нами за жизнь стереотипы реагирования и взаимодействия, которые не всегда удачно подходят под меняющиеся обстоятельства. 
Как я уже говорила, неизвестность всегда пугает, и поэтому важен не сам факт наличия тревоги, а ее уровень и возможность возвращения в комфортное состояние. Психолог расскажет родителям и ребенку об алгоритме и средствах, которые делают процесс лечения комфортным. Ребенок ознакомится со стоматологической установкой, инструментами, пастами, материалами, что обычно сильно понижает уровень тревоги. Наиболее удачный вариант обращения к психологу, это когда родители еще ничего не говорили ребенку о предстоящем мероприятии, а обратились без ребенка за консультацией. Психолог расскажет родителям, как лучше подготовить ребенка к посещению стоматологической клиники, учитывая индивидуальные психологические особенности. Во время этой консультации у родителей есть возможность рассказать об увлечениях и интересах ребенка, которые можно использовать для налаживания стоматологом дальнейшего контакта с ребенком. 
Если Вы заметили, я не говорю о том, что психолог поможет родителям сделать все, чтобы избавить ребенка от негативных чувств. Здесь очень важным является формирование навыков совладания со своими страхами и негативными эмоциями. Тем самым у ребенка развивается способность самостоятельно справляться со сложной ситуацией. 
Теперь о тех запросах, которые не касаются непосредственно страха идти к стоматологу, но в той или иной степени они оказывают влияние на процесс лечения. Эти запросы чаще всего могут возникать уже в процессе первичного общения с психологом. Я не встречала семьи, в которой всё было бы гладко. В разные периоды существования семьи возникают, намеренно не хочу использовать слово «проблемы», те или иные нестабильные состояния. Можно воспользоваться метафорой вулкана – некоторое время спокоен, потом вдруг начинает трясти, а потом и лаву извергать, уничтожая всё вокруг. Думаю, всем это знакомо, независимо от того, каким членом семьи Вы являетесь. Некоторые семьи возвращаются в спокойное состояние самостоятельно, но есть и такие, которым нужна поддержка извне, чтобы не оказаться на пепелище. 
 Важно понимать, что эффективность любого лечения напрямую зависит от того, в каком психологическом состоянии находится человек, обратившийся за помощью.
Хочу рассказать, как проходит обычный стоматологический прием. А также о том, в чем роль психолога в целом в стоматологическом коллективе.
Обычный прием со стороны выглядит так: пришел пациент, сел в кресло, получил помощь, оплатил ее и ушел. Но если мы спросим этого пациента на выходе, понравилось ли ему обслуживание, в ответ можем услышать: «Нормально, но что-то врач сегодня был «не в духе», рассеянный какой-то, не знаю, долго ли эта пломба простоит». Это еще один большой пласт работы психолога в клинике. Врачи – те же люди, что и мы с Вами. В их жизни происходят те же радости и трудности. И здесь речь идет обо всем персонале клиники. Вы же не сразу в кресло стоматолога попадаете, самый первый контакт вообще происходит по телефону. Ведь так? 
Я оставила эту тему на потом вот почему. Обычно у нас, как клиентов, оплачивающих услуги, есть желание, чтобы нас обслужили так, как нам нравится. И вроде бы здесь нет ничего предосудительного, не правда ли? Вот мы подходим к стойке регистратора, а девушка, вместо того, чтобы нам улыбнуться, бормочет что-то себе под нос и взгляд отводит. Я, конечно, не говорю, что психолог может с утра каждому работнику клиники какие-нибудь гаечки подкрутить, и они пойдут всем улыбаться. Но если у сотрудника есть возможность обратиться к специалисту по поводу своих переживаний, чтобы они как можно меньше влияли на качество обслуживания пациента, мне кажется, от этого все только выигрывают. 
Вот такие аспекты работы психолога в стоматологической клинике можно выделить. А дальше – выбор качества своей жизни всегда за человеком, который ее  проживает.

Источник

Аномалии зубочелюстного аппарата приводят к изоляции и психологическим проблемам

психология в стоматологии

Медицинская (клиническая) психология изучает психическое состояние человека в связи с его болезнями. Под этим понимается диагностика психического здоровья пациента, изучение его физиологических проблем и проведение психологической коррекции. К методам медицинской психологии относят консультирование, индивидуальные психотерапевтические занятия, семейную психотерапию и другие формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, которые связаны с нарушениями физического здоровья. Медицинская психология, по мнению большинства опытных врачей, признана необходимой для успешного лечения многих пациентов. Психологические трудности испытывает большое количество пациентов, имеющих аномалии зубочелюстного аппарата, трудности звукопроизношения, адентию и т.п. Многие из них неуверенно чувствуют себя в обществе, стесняются улыбаться. Некоторые подвергались насмешкам и издевательствам в детском саду и школе. Одно только стоматологическое лечение не в состоянии полноценно помочь этим пациентам. Они нуждаются в психологической поддержке.

Психологические проблемы усугубляют состояние зубочелюстной системы

психология и стоматологическое лечение

Также нельзя забывать о психосоматике, когда именно психические факторы становятся толчком к возникновению разнообразных заболеваний. По мнению специалистов, около 50% всех заболеваний в развитых странах имеют психогенный характер. Основным методом лечения таких болезней выступает психотерапия, цель которой заключается в установлении связи между эмоциональными и психологическими проблемами пациента и возникновением заболевания.

Стоматология, по мнению большинства обывателей, традиционно считается далекой от психологии. Однако главный врач «Диал-Дент» С.В. Цукор, основываясь на своем опыте, не согласен с таким узким подходом. По его мнению, психика никогда не остается безучастной к болезни. В причинах возникновения многих заболеваний, в том числе зубочелюстного аппарата и полости рта, могут играть роль психическое напряжение и психологические травмы.

Вот несколько примеров:

Любые абсцессы психологи связывают с накопленными обидами и желанием мести, человек «переполняется» обидой как ядом. У таких людей часто наблюдается флюс или киста. Хронические воспалительные процессы связывают со скрываемым гневом и разочарованием, отсутствием радости в жизни. У такого пациента, возможно, возникнут трудности с заживлением, имплантация зубов может не дать положительного результата, несмотря на все старания врачей. К появлению мышечно-лицевого синдрома, к различным отклонениям прикуса могут приводить накопленные обиды, злость, напряжение, жажда мести. В этом случае ортодонтическое лечение может растянуться на более длительный срок. Многие из перечисленных причин могут быть незаметны для человека, но не останутся незаметными для опытного психолога.

Психолог улучшит и облегчит прохождение стоматологического или ортодонтического лечения

психология и стоматологическое лечение

Без знаний медицинской психологии, без учета психологического состояния пациента помощь пациенту не может быть качественной. Особенно, если речь идет о длительном лечении, например, ортодонтическом лечении или имплантации зубов. Пациент должен иметь правильный настрой, в котором ему может помочь психолог, и тогда результат лечения можно прогнозировать на 99%. При правильном подходе психолог может помочь лечению, активизировав скрытые резервы психики пациента.

Важно правильно выбрать момент для начала лечения, ведь если пациент не готов к лечению, хотя внешне не показывает этого, если он неправильно мотивирован или возлагает неоправданно высокие ожидания на результат лечения, то итог может быть плачевным. Кроме этого, само по себе стоматологическое лечение и связанные с ним финансовые траты могут вызывать дополнительный стресс у пациента, оттягивая момент выздоровления. В данной ситуации работа психолога направлена на подготовку и поддержку пациента, что уменьшает стресс и эмоциональные волнения пациента.

психология и стоматологическое лечение

Помощь психолога также необходима и незаменима в случаях, когда пациент имеет сильную стоматофобию с различными проявлениями (скачки давления, приступы паники и т.п.), если ребенок, нуждающийся в стоматологической помощи, не идет на контакт с врачом, неправильно подготовлен к лечению, запуган родителями или другими врачами, если вашему ребенку советуют лечение зубов под наркозом. Во всех этих случаях рекомендуем сначала пройти консультацию у психолога. В большинстве случаев эти проблемы решаемы!

Психологи стоматологического центра «Диал-Дент», оказывающие помощь, связанную с длительным стоматологическим лечением, при проявлениях стоматофобии, при психологических проблемах, связанных со стоматологическими, ортодонтическими аномалиями:

  1. Врач-психолог, психотерапевт, кандидат медицинских наук С.В. Горнов. Поддержка взрослых пациентов, детей старше 14-ти лет, поддержка пациентов, проходящих ортодонтическое лечение.
  2. Врач-психолог, психотерапевт, кандидат медицинских наук О.М. Кутанина. Поддержка взрослых пациентов, детей старше 14-ти лет, поддержка пациентов, проходящих ортодонтическое лечение.
  3. Логопед-детский психолог Т.Б. Цукор. Поддержка маленьких пациентов (до 14 лет), помощь родителям в правильном настрое детей на лечение.  

Источник

Скажем по секрету: в кресле стоматолога нервничают все. И это нормально. Пациенты переживают, потому что чувствуют себя беспомощными, не видят, как проходит лечебный процесс, и не могут его проконтролировать. Ненормально, когда страх настолько силен, что пациент вообще перестает посещать стоматолога или приходит к нему только тогда, когда ну очень сильно прижмет (читай, зуб разрушится под корень). Делимся лайфхаками, что можно сделать, чтобы уменьшить дентофобию и не покрываться холодной испариной перед кабинетом врача.

1. Лечите зубы у одного и того же стоматолога. Психика человека устроена так, что он боится всего нового и неизвестного. Когда вы оказываетесь в незнакомой компании, вы нервничаете, потому что не знаете, чего ждать от окружающих. А отправляясь на встречу с друзьями, чувствуете себя уверенно. С врачами все срабатывает по тому же сценарию: усаживаясь в кресло к знакомому стоматологу, вы примерно представляете, как будет проходить ваше общение, поэтому в меньшей степени испытываете страх.

Если у вас нет «своего» стоматолога или вам потребовалась помощь нового специалиста (например, имплантолога или ортопеда), спросите у близких, могут ли они вам кого-то порекомендовать. Обращаясь к «знакомому знакомых» вы в любом случае будете чувствовать себя спокойнее, чем выбирая врача наугад.

2. Планируйте прием на раннее утро. В идеале лучше отправляться к стоматологу сразу после завтрака. Тогда у вас будет меньше времени на переживания. Не приходите в клинику загодя, чтобы не ждать и не нервничать перед кабинетом врача.

3. Возьмите с собой кого-то из близких. Во-первых, вы сможете отвлечься, разговаривая с кем-то по дороге в клинику. Во-вторых, легче перенесете лечебные манипуляции, зная, что рядом (пускай и за дверью) находится близкий человек. Если совсем страшно, попросите врача пригласить сопровождающего вас в кабинет.

4. Предупредите стоматолога о том, что боитесь. В большинстве случаев страхи пациентов обусловлены неизвестностью. Зная о проблеме, хороший стоматолог постарается разложить процесс лечения по полочкам: объяснит, что собирается делать, насколько неприятной будет та или иная манипуляция и как долго она продлится. У вас появится ощущение контроля над лечением, и вам станет легче.

5. Отдельно сообщите, если боитесь уколов. Врач обработает место инъекции гелем с местным анестетиком, и вы не почувствуете боль.

6. Постарайтесь отвлечься во время лечения. Например, можете слушать через наушники музыку или аудиокнигу (только не включайте большую громкость, иначе не услышите врача). Кому-то успокоиться помогает сжимание-расжимание антристрессовых шариков или перебирание четок.

В некоторых клиниках также есть стоматологические кабинеты, оборудованные телевизионными экранами — они прикрепляются к потолку или размещаются напротив пациента. Вы можете принести с собой диск или флешку с фильмом и попросить показать его во время лечения (но в основном такую услугу предоставляют детские клиники).

С помощью специального держателя экран крепится к стоматологической лампе

7. Используйте разные техники релаксации. Самая простая — релаксация с помощью управляемых образов (это когда вы закрываете глаза и представляете себя не в кабинете врача, а в центре какой-то расслабляющей обстановки, например, на берегу океана). Еще один подходящий метод — прогрессивная релаксация: пока врач жужжит инструментами, старайтесь ощутить, какие мышцы в вашем теле максимально напряжены, и пытайтесь их расслабить. Это немного отвлечет вас от неприятных звуков.

???? «Я все это пробовал, и ничего не помогло. Что делать?»

В таком случае есть еще 3 варианта:

1. Седация. Это не наркоз, а специальная расслабляющая технология. Во время лечения через специальную маску пациенту дают вдыхать газ (смесь кислорода и закиси азота), который оказывает успокаивающее действие. Страх уходит, а ощущения от звуков и манипуляций становятся нейтральными. При этом пациент остается в сознании, у него сохраняются все рефлексы и он может общаться с врачом. Действие препарата прекращается, как только маску снимают с лица. Минус седации в том, что у нее есть ряд противопоказаний (нельзя применять в период острых заболеваний, при обострении хронических, при приеме некоторых лекарственных препаратов). Кроме того, методика требует специального разрешения и оснащения, поэтому используется не во всех клиниках.

Газ подается через специальную маску на лице

2. Прием транквилизаторов. Это рецептурные успокаивающие препараты. При сильном страхе стоматолог может выписать вам транквилизатор и назначить его прием за 20-30 минут до лечения (при условии, что у вас нет к этому противопоказаний).

3. Психотерапия. Пожалуй, самый безопасный и эффективный вариант. Для лечения дентофобии психотерапевты задействуют когнитивно-поведенческую терапию или гипноз.

Понравился материал? Ставьте ???? и подписывайтесь. Мы пишем о том, как сохранить здоровье зубов и что делать, если возникли проблемы.

Возможно, вам также будет интересно:

Источник