Лечение зубов по 5 классу

К полостям V класса, согласно классификации Блека, относятся полости в пришеечной области всех групп зубов. Точнее, в пришеечной трети их вестибулярных или язычных поверхностей (рис. 174). К этому же классу относятся полости, расположенные на вестибулярных и язычных поверхностях корней зубов. Особенностью полостей V класса является то, что причиной их возникновения, кроме кариозного процесса, может быть целый ряд других заболеваний твердых тканей зубов: клиновидные дефекты, эрозии, абфракции, гипоплазия, хроническая травма, кариес корня и т.д. Не останавливаясь на особенностях этиологии, патогенеза, клинической картины и лечения отдельных нозологических форм, рассмотрим лишь общие правила и технические приемы препарирования полостей, локализующихся в пришеечной области. С «технологической» точки зрения полости V класса представляют для стоматолога определенную проблему. Это связано, в первую очередь, с тем, что данные полости расположены очень близко к десневому краю, а иногда распространяются под него.

Полости V класса по Блеку

В связи с этим врачу приходится в процессе препарирования и пломбирования решать целый ряд дополнительных задач:

  • защита десневого края от механических и химических повреждений в процессе препарирования и пломбирования; — ретракция десны для получения хорошего обзора и оперативного доступа к придесневой стенке полости;
  • предупреждение кровоточивости десневого края (или проведение гемостаза), уменьшение выделения десневой жидкости и сохранение сухости полости в процессе пломбирования;
  • обеспечение адгезии и краевого прилегания пломбировочного материала к придесневой стенке, край которой, как правило, эмалью не покрыт, а «пригодность» корневого дентина для адгезии к нему пломбировочного материала значительно хуже, чем дентина коронковой части зуба;
  • обязательное обеспечение макромеханической ретенции пломбы в полости, так как в данном случае одна лишь адгезия реставрационного материала не обеспечивает надежной фиксации пломбы.

В настоящее время для пломбирования полостей V класса в большинстве случаев применяют композиты, компомеры и стеклоиономерные цементы, поэтому основные принципы и технологические правила препарирования будут рассмотрены применительно к этим материалам.

1. Раскрытие полости. Раскрытия полостей V класса, как правило, не требуется. Это объясняется тем, что дефект в данном случае развивается на гладкой, выпуклой поверхности. Поэтому очаг кариозного поражения в большинстве случаев имеет не грушевидную, а кратерообразную форму Исключение составляют лишь очаги «активного», «острого» кариеса у пациентов молодого возраста. В этих случаях кариозная полость, как правило, бывает окружена деминерализованной эмалью. Если выбран оперативный метод лечения кариеса (препарирование и пломбирование полости), эти участки иссекаются.

2. Профилактическое расширение. Профилактическое расширение полостей V класса при «хроническом» течении кариеса, единичных полостях и соблюдении пациентом правил гигиены полости рта обычно не проводят.

Однако в ряде клинических ситуаций профилактическое расширение полости V класса требуется:

  • его проводят пациентам с тяжелым течением кариеса;
  • множественными пришеечными кариозными поражениями;
  • при наличии общесоматической патологии, негативно влияющей на состояние индивидуальной кариесрезистентности пациента;
  • при неудовлетворительной гигиене полости рта.

Такую тактику мы применяем также при лечении детей, у которых после фиксации на зубных рядах несъемной ортодонтической аппаратуры (например, брекет-системы) без адекватной гигиены полости рта наблюдается «вспышка» пришеечного кариеса. Профилактическое расширение полости V класса в медио-дистальном направлении производится до закруглений коронки (цифры 1 и 2 на рис. 175). Придесневую стенку расширяют до уровня десны иди на 0,1—0,3 мм под нее (цифра 3 на рис. 175), для этого целесообразно произвести ретракцию десны. Границу полости при этом желательно оставить в пределах эмали, не переходя эмалево-цементную границу. По направлению к жевательной поверхности расширение полости производят до границы средней и пришеечной трети вестибулярной поверхности (цифра 4 на рис. 175) — участка, хорошо очищающегося в процессе жевания. Если на зубах имеются замки брекет-системы, расширение полости следует проводить до уровня расположения материала, на котором они зафиксированы. Профилактического расширения полости при дефектах твердых тканей зубов некариозного происхождения, как правило, не требуется.

Границы профилактического расширения полости V класса

3. Некрэктомия. Выполнение данной операции при препарировании полостей V класса имеет некоторые особенности: — при лечении кариеса производится удаление всех пораженных, нежизнеспособных тканей — деминерализованной эмали и кариозно измененного дентина. На фронтальных зубах, чтобы обеспечить эстетический результат реставрации, удаляется не только размягченный, но и весь пигментированный дентин. Учитывая близкое расположение пульпы, некрэктомию следует проводить крайне осторожно, лучше ручными инструментами; — при лечении некариозных поражений (эрозия, клиновидный дефект и т.д.), несмотря на отсугствие видимой деминерализации тканей и гладкую, «полированную» поверхность стенок полости, на данном этапе со стенок и дна полости иссекается дентин на глубину 0,5—1 мм. Необходимость этого обусловлена тем, что дентин на поверхности дефекта с морфологической точки зрения изменен достаточно сильно. Поэтому без препарирования он не обеспечит надежной адгезии и краевого прилегания реставрационного материала. Эта операция проводится шаровидными или грушевидными твердосплавными борами микромоторным наконечником на небольшой скорости с постоянным визуальным контролем состояния дна полости.

4. Формирование полости. Особенностью формирования полости V класса является необходимость придания ей формы, обеспечивающей макро-механическую ретенцию пломбы. Особенно это касается поддесневых полостей, одна или несколько стенок которых эмалью не покрыты. Поэтому обеспечить надежную фиксацию реставрации за счет только лишь «адгезивных технологий» в таких полостях весьма проблематично. Тем более что, как показали результаты биомеханических исследований, пломба в придесневой области подвергается довольно значительным нагрузкам на сжатие и растяжение. Это происходит за счет микроизгибов зуба при жевании и других окклюзионных нагрузках. Наиболее выражены эти явления при функциональной перегрузке зуба. При формировании полостей V класса руководствуются следующими правилами:

  • препарирование полостей V класса, учитывая их небольшие размеры и близость пульпы, лучше проводить неагрессивными шаровидными или грушевидными борами на небольшой скорости с использованием микромоторного наконечника. Турбинный наконечник использовать в данной ситуации не следует;
  • оптимальной для полости V класса считается почкооб-разная форма с придесневой стенкой, параллельной десневому краю (рис. 176, а). Иногда, особенно в случаях, когда очаг поражения расположен на поверхности корня, полости придают овальную форму; — дно полости формируют выпуклым, с учетом топографии полости зуба (рис. 176, б). Безопасной считается глубина полости до 1,5 мм от поверхности эмали в пришеечной области и до 1 мм от поверхности корня;
  • полости придают ретенционную форму (рис. 176, в). Это достигается созданием конвергенции окклюзионной и придесневой стенок (рис. 177, а), т.е. между дном полости и этими стенками должны быть острые (до 45°), слегка скругленные углы. Медиальная и дистальная стенки полости формируются под углом 90° к поверхности зуба (рис. 176, б). Другой вариант — создание маленьким шаровидным бором ретенционных подрезок в дентине на стенках полости в месте соединения их с дном (рис. 177, б). Эти подрезки имеют форму борозд, идущих вдоль эмалево-дентинной границы. Следует, однако, иметь в виду, что они должны создаваться только на окклюзионной и придесневой стенках. На медиальную и дистальную стенки ретенционные борозды не наносятся. Эти стенки, как отмечалось выше, формируются под углом 90° к поверхности зуба (рис. 176, б). — существуют несколько вариантов формирования краев полости, в зависимости от расположения ее по отношению к эмалево-цементной границе.

Дизайн полости V класса

Если полость ограничена только эмалью, делается круговой скос по всему периметру (см. рис. 178, а). В придесневой области скос небольшой — 0,5—1 мм. Скос формируется таким образом, чтобы граница пломбировочного материала с тканями зуба располагалась в десневой борозде и при прямом осмотре была скрыта десневым краем. На медиальной и дистальной стенках либо также ограничиваются созданием небольшого скоса (до 1 мм), либо скос не делается вообще. В сторону режущего края делается пологий скос эмали шириной 2—5 мм, в зависимости от клинической ситуации. Для улучшения эстетики реставрации А.В. Салова и В.М. Рехачев (2003) рекомендуют делать контуры скоса волнистыми. Если полость расположена в области эмалево-цементной границы, то эмалью покрыта только часть ее периметра. На эмали при этом делается скос в соответствии с принципами, описанными выше: на медиальной и дистальной стенках — либо небольшой скос (до 1 мм), либо скос не делается вообще; в сторону режущего края — пологий скос шириной 2—5 мм. На дентинной стенке скос не делается (рис. 178, б). Пломбировочный материал соединяется с дентином и цементом корня встык. Если полость расположена на поверхности корня ниже эмалево-цементной границы и со всех сторон окружена дентином и цементом, скос не делается вообще (рис. 178, в), пломбировочный материал соединяется со стенками полости встык.

Варианты формирования краев полости, в зависимости от расположения ее по отношению к эмалево-цементной границе

5. Финирование краев эмали. Финишную обработку стенок полости в данном случае проводят по общим правилам с учетом задач последующей эстетической реставрации и обеспечения надежной микромеханической ретенции пломбы. Финирование эмали проводят по типу полирования мелкозернистыми алмазными борами или твердосплавными 20—32-гранными финирами на небольшой скорости, с адекватным воздушно-водяным охлаждением. При отсутствии условий для макромеханической фиксации пломбы допустимо делать поверхность эмали «макрошероховатой» для дополнительной ретенции композитного материала. Дополнительная шероховатость эмали достигается обработкой ее поверхности алмазными борами с крупной зернистостью (черная или зеленая полоса) микромоторным наконечником на небольшой скорости с воздушно водяным охлаждением. Финишную обработку придесневой стенки, чтобы избежать повреждения десневого края, лучше делать триммерами или эмалевыми ножами. Финишная обработка стенок полости, на которых эмаль отсутствует, не требуется, особенно если проводилось щадящее препарирование без использования турбинного наконечника.

Источник

СЛечение зубов по 5 классуогласно
классификации Блэка, к полостям
V
класса относятся поражения твердых
тканей зуба, локализую­щиеся в
придесневой трети как с вестибулярной,
так и
с
язычной
сторон
(рис.
7.21
).

Рис.
7.21. Кариозная полость V
класса 36 зуба.

По
классификации кариеса ВОЗ 9-го пересмотра
в при­шеечной области может быть
диагностирован кариес эмали, кариес
дентина, кариес цемента.

Одной
из причин развития кариеса в пришеечной
облас­ти, как правило, становится
пренебрежение правилами ги­гиенического
ухода за полостью рта. Рост зубной бляшки
приводит к возникновению повышенной
чувствительности, что затрудняет, в
свою очередь, правильную чистку зубов
— возникает так называемый «порочный
круг».

В
пришеечной области развиваются
некариозные дефек­ты — эрозия эмали,
клиновидный дефект, также относимые к
V
классу по классификации Блэка.

Диагностика.
Диагноз
влияет на объем препарирования, выбор
формы полости и пломбировочного
материала. По пока­заниям может быть
назначена реминерализующая терапия.

После
определения локализации, размеров
поражения и доступа при препарировании
важно выявить, распростра­нился ли
процесс под десну и есть ли необходимость
кор­рекции слизистой оболочки десневого
края. Если полость выполнена грануляционной
тканью, то ее необходимо уда­лить, а
полость временно запломбировать цементом
или масляным дентином до заживления
тканей десневого края.

РЛечение зубов по 5 классуис.
7.22. Правильно сформированная полость
V класса (схема): а — схематичное
изображение полости;

б — углы
и стенки полости V класса: 1 — мезиальная
стенка; 2 — десневая стенка; 3 — аксиальная
стенка (дно полости); 4 — дистальная
стенка; 5
— резцовая стенка; 6 — мезиально-аксиально-десневой
угол;

7 —
мезиально-аксиально-резцовый угол; 8 —
дистально-аксиально-резцовый угол; 9 —
дистально-аксиально-десневой угол.

Подготовка
к препарированию предусматривает ряд
манипуляций.

1.
В первую очередь проводят обезболивание.
Для зубов с 18 до 28 и с 35 по 45 предусматривается
инфильтрационная анестезия, а для 48—46
и 36—38 зубов — проводниковая анестезия.

2.
Удаляют мягкий налет с применением
циркулярных щеток, резиновых чашечек,
абразивных паст; можно исполь­зовать
аппарат для удаления налета «Air-Flow»
(«EMS»).

3.
Определяют цвет зуба и наносят
кариес-маркер для выявления зоны
деминерализации эмали и ее размера.

ПЛечение зубов по 5 классурепарирование.
В
зависимости
от величины и локали­зации поражения
форма полости V
класса может быть округлой, овальной
или бобовидной (рис.
7.22).
Округлую
полость формируют при небольшом размере
кариозной по­лости и отсутствии зоны
деминерализации эмали вокруг нее.
Овальную форму создают при препарировании
крупных полостей или дефектов, т. е.
когда вертикальный размер полости
превышает горизонтальный. Бобовидную
форму полости придают в том случае, если
вокруг кариозного поражения располагается
деминера­лизованная эмаль, подлежащая
уда­лению.

Рис. 7.23. Правильное
формирование дна полости V класса
(схема).

Этапы
препарирования полостей
V
класса.

1.
Конусовидным бором входят в полость и
углубляются на

1—1,25
мм от поверхности эмали и на 0,75 от
поверхности корня. Полость препарируют,
сохраняя, по возможнос­ти, первоначальную
глубину независимо от величины кариозного
поражения. Стенки полости формируют
перпендикулярно поверхности зуба;
мезиальная и дистальная стенки должны
дивергировать, а дно полости — повторять
кривизну губной поверхности, что позволит
максимально сохранить дентин, являющийся
естествен­ной защитой пульпы (рис.
7.23).

2.
После создания формы полости приступают
к удалению

остатков
пломб, прокладок и поврежденного дентина.

3.
Формируют ретенционные пункты, поскольку
все стен­ки полости дивергируют.
Ретенционные бороздки рас­полагают
вдоль десневого и резцового углов
полости, их глубина составляет около
0,2 мм. В крупных полостях V
кЛечение зубов по 5 классуласса
ретенци­онные пункты можно рас­полагать
по всем четырем углам полости(рис.
7.24).

Рис. 7.24. Расположение
ретенционных пунктов в полостях V класса
(а, б). Схема.

4.
Если полость препарируют под композит,
то необходи­мо создавать круговой
фальц. Однако часто сформиро­вать
фальц на десневой стенке полости
невозможно из-за распространения
кариозного процесса ниже уровня десны.

5.
Осмотр полости с использованием зонда
и детектора кариеса.

Если
полость очень мала, можно применить
вариант щадящего препарирования без
создания ретенционных зон, а препарирование
провести только шаровидными борами.

Пломбирование.
При
выборе материала для пломбирова­ния
полостей V
класса необходимо учитывать:

• активность
кариозного процесса;

• доступ
к поражению;

• возможность
изоляции от влаги;

• возраст
пациента.

• эстетические
требования пациента.

Для
пломбирования дефектов, заметных при
улыбке, сле­дует выбрать материал с
хорошими эстетическими харак­теристиками,
т.е. композиты,
компомеры
или
ормокеры.

При
активном течении кариозного процесса,
особенно у подростков, пренебрегающих
правилами гигиенического ухода за
полостью рта, рекомендуется использовать
стеклоиономерные
(полиалкенатные) цементы,
обеспечивающие
долговременное фторирование тканей
зуба после плом­бирования и обладающие
приемлемыми эстетическими характеристиками.

У
пожилых пациентов дефекты V
класса встречаются зна­чительно чаще,
так как к процессам обнажения корня
присо­единяются эрозии и клиновидные
дефекты. В тех случаях, когда у пациентов
преклонного возраста снижено
слюноотде­ление, нет стабильного и
качественного гигиенического ухода за
полостью рта или им просто трудно
перенести длитель­ный процесс
пломбирования зубов композитными
материа­лами, следует предпочесть
амальгаму
и
стеклоиономеры,
не
требующих много времени для наложения
и отличающихся стабильностью в условиях
неудовлетворительного гигиени­ческого
ухода за полостью рта. Композитные
материалы по­казаны при пломбировании
дефектов в тех случаях, когда для
престарелого пациента эстетика улыбки
очень важна.

Источник

кариес и его классификация

Как система XIX века помогает современным стоматологам

Стоматология постоянно совершенствуется, но фундаментом для теоретических находок и ежедневной работы врачей остаются идеи, предложенные десятилетия назад. Например, многие практикующие дантисты и сегодня классифицируют кариес по Блэку, придерживаясь системы, которая была создана в 1896 году. За время своего существования она модернизировалась, но основа осталась неизменной.

В чем заключается суть классификации кариеса по Блэку и почему она популярна у стоматологов по сей день, читайте в статье.

Кто такой доктор Блэк

Американского доктора Грина Вардимана Блэка на родине по праву считают одним из отцов современной стоматологической науки. Будущий ученый появился на свет в 1836 году и вырос на скромной ферме близ города Уинчестера, в штате Иллинойс. Ранее знакомство с природой сыграло свою роль: мальчик часто наблюдал за животными, а в юном возрасте 17-ти лет увлекся медициной.

На протяжении четырех лет Блэк постигает анатомию и прочие медицинские науки в местной больнице. В круг интересов юноши входит и стоматология – он становится ассистентом известного в ту пору дантиста Д.С. Спира. В 21 год Грин Вардиман открывает собственную практику в Джексонвилле.

В США середины XIX века стоматология считалась не наукой, а скорее ремеслом. Безусловная заслуга Блэка прежде всего в том, что он переломил это представление и стал первым, кто посмотрел на работу дантиста с научной точки зрения, а затем описал врачебные навыки.

Доктор Грин Вардиман Блэк

Интересный факт! Доктору Блэку принадлежит несколько изобретений. Среди них – бормашина, управляемая при помощи ножного привода. Кроме того, ученый посвятил много лет разработке состава пломбировочной золотой амальгамы. Формула, предложенная Блэком, используется и сегодня.

Наиболее известный труд американского врача – классификация кариозных полостей по анатомическим признакам. Помимо этого ему принадлежит несколько работ по теме кариеса, которые стали настоящими учебниками для дантистов того времени. Доктор Блэк возглавлял Национальную стоматологическую ассоциацию и целый ряд других профессиональных объединений, а также преподавал. Его вклад в развитие стоматологии был отмечен «Призом Миллера».

В чем суть системы Блэка

Кариесом называется процесс, при котором твердые ткани зуба постепенно теряют минеральные вещества и разрушаются. В итоге появляются свободные полости. По месту их расположения и предложил классифицировать заболевание доктор Блэк. Его система включает в себя шесть классов кариеса зубов. Пять из них были определены самим американским ученым, а последний позже добавлен Всемирной организацией здравоохранения, которая сочла классификацию неполной. Итак, Блэк и его последователи выделили:

Схема классификации кариеса по Блэку

  1. кариес 1 класса: сосредоточен в фиссурах малых и больших коренных зубов – то есть в естественных бороздках на их жевательной, внешней и лингвальной (язычной) поверхностях. Кроме того, эта разновидность поражает язычную поверхность клыков и фронтальных единиц: у последних чаще в области слепых ямок – углублений возле шейки зуба,
  2. кариес 2 класса: поражает участки между молярами и премолярами – локализован на их контактных поверхностях. Может поражать одну поверхность либо обе,
  3. кариес 3 класса: тоже характерен для соприкасающихся поверхностей, но здесь речь идет о клыках и резцах. Доктор Блэк уточнил, что в этом случае углы коронок и режущие края остаются невредимыми,
  4. кариес 4 класса: очаги возникают там же, где при кариесе 3 класса, но разрушению теперь подвергаются и режущий край коронки, и ее углы,
  5. кариес 5 класса: в зоне поражения – пришеечная область зубов. Эта разновидность заболевания может быть обнаружена на абсолютно любых элементах зубного ряда,
  6. кариес 6 класса: разрушительные процессы затрагивают режущие края фронтальных единиц и клыков, а также бугорки на жевательных поверхностях коренных и боковых элементов.

Как лечат зубы по системе Блэка

Практическая ценность классификации, предложенной американским доктором, заключается в том, что она значительно упрощает диагностику, помогает выбрать правильную технику препарирования зуба и пломбировочный материал. Это позволяет обеспечить долговечность пломбы, а также обезопасить пациента от развития вторичного или рецидивного кариозного поражения.

Лечение кариеса по Блэку имеет свои особенности для каждого класса:

  • 1 класс: в этом случае речь идет о жевательной поверхности, которая испытывает серьезную нагрузку. Поэтому важно исключить риск откола пломбы. При препарировании, то есть высверливании полости под пломбу учитывается не только глубина фиссур, но и их индивидуальные особенности. Врач уменьшает скос эмали и формирует полость, как правило, в форме овала или цилиндра. Затем ее закрывают химически отверждаемым композитом, укладывая его параллельно дну полости. Другой вариант – использование материала, отверждаемого под лампой. Его кладут косыми слоями. Оба способа позволяют достичь плотного прилегания пломбы к полости,

Объединение двух кариозных полостей в одну

Важно! Если в зубе 2 или несколько кариозных очагов, то полости чаще всего объединяют в одну, особенно если слой здоровой ткани между ними тонкий и непрочный.

  • 2 класс кариеса: полость чаще всего высверливают со стороны жевательной поверхности. Так как кариозный очаг находится в боковой части зуба, то вверху коронки обычно формируют дополнительную площадку для лучшего проникновения пломбировочного материала в проблемную область и его закрепления. Иногда больной зуб разрушен настолько, что между ним и соседним нет контакта. Тогда пломба будет «нависать». Чтобы этого избежать, кариозный зуб оборачивают матрицей, создавая четкую границу. Зуб немного смещают с помощью специальных клиньев. Чтобы композит плотно соединился с полостью, сначала на нее наносят адгезивный материал,
  • 3 класс: поскольку речь идет о зоне улыбки, здесь важно не только качественно запломбировать зуб, но и сохранить его эстетичность. Поэтому сверление выполняют с язычной, то есть «изнаночной» стороны, а для пломбирования используют исключительно композиты, по цвету близкие к натуральной эмали пациента. Причем задействуют материал двух видов: нужного оттенка и прозрачный,

«У меня начался кариес на передних зубах, как раз посередине, то есть на самом видном месте. Очень переживала, что вернуть им здоровый вид без потемнений уже не получится. Но мой стоматолог сделала все на высшем уровне – запломбировала все аккуратно, а по цвету мои передненькие ничем не отличаются от остальных. Спасибо доктору!»

Наталья, пациентка московской стоматологической клиники

  • 4 класс: перед стоматологом стоят те же задачи, что и при лечении заболевания 3 класса. Плюс необходимость сделать восстановленный зуб настолько прочным, чтобы он мог выдерживать жевательную нагрузку. Если клык или резец повреждены менее чем на одну треть, то выполняется реставрация композитами. При разрушении на 50% потребуется установка вкладки, возможна также фиксация винира. При еще больших масштабах повреждения положение спасет только искусственная коронка,
  • 5 класс кариеса по Блэку: один из самых сложных видов заболевания, потому что очаг поражения находится у края десны или даже скрыт под ней. Поэтому мягкие ткани приходится корректировать. Кроме того, препарирование нужно выполнять с особой осторожностью, чтобы не повредить пульпу. Как правило, сначала ставят временную пломбу, затем меняют на постоянную из композита. Если речь идет о передней части зубного ряда, то используют светоотверждаемые материалы, тщательно подбирая их по цвету,
  • 6 класс: часто сопровождается нарушениями прикуса или патологической стираемостью эмали. Может быть следствием некачественно установленных протезов. Поэтому при лечении болезни этого типа особенно важно установить причину, чтобы в дальнейшем ее искоренить. При нормальной высоте зубов кариозные полости препарируют и закрывают композитом. В зоне улыбки в отдельных случаях разумно использовать виниры, чтобы выровнять зубной ряд. Если высота прикуса недостаточна, то поможет установка искусственной коронки.

как проходит удаление кариеса при лечении

Интересный факт! Доктор Блэк выступал за удаление тканей, пораженных кариесом, в максимальном объеме и даже немного «с запасом». Ученый называл это «расширением для предупреждения», имея в виду профилактику повторного возникновения очагов под пломбой. При сверлении обширным полостям чаще всего придавалась ящикообразная форма. Современная стоматология отошла от такого принципа и отдает предпочтение щадящему препарированию, которое позволяет сохранить как можно больше живой ткани.

Какие еще существуют классификации болезни

Кроме системы доктора Блэка разработаны и другие классификации заболевания. Одна из самых распространенных – топографическая, где учитывается глубина поражения зуба. Этой системой широко пользуются стоматологи России и СНГ. Здесь выделяются:

  1. стадия пятна: появление небольшого, едва заметного участка деминерализованной эмали. Начальный этап разрушения,
  2. поверхностное кариозное поражение: поврежденная область хорошо видна при осмотре. Но до дентина кариес еще не добрался,
  3. средняя степень поражения: бактерии разрушили эмаль и уже «принялись» за дентин. На этой стадии болезнь пока легко поддается лечению,
  4. глубокое поражение: дентин разрушен настолько, что пульпу защищает лишь тонкий его слой. Последний шанс вылечить кариес, если не хотите заполучить пульпит и периодонтит.

другие способы классификации кариеса

Эта система актуальна только для постоянного прикуса. У молочных зубов нерв расположен ближе к поверхностям зуба. Поэтому если образовалась глубокая полость, то поражение или считают средним, или уже лечат как пульпит в зависимости от конкретного случая.

Здесь же уместно сказать о второй классификации, по смыслу близкой к предыдущей. По развитию патологии кариес бывает:

  • неосложненный: протекает без воспаления пульпы и периодонта,
  • осложненный: воспаление распространяется на мягкие ткани, приводит к пульпиту и периодонтиту.

Важно! Стоит сказать о кариесе у малышей – его выделяют в отдельный тип под названием «бутылочный». Он развивается у младенцев, которых часто кормят по ночам и балуют сладкими напитками из бутылочек. Частички пищи, особенно сладкой, тут же оседают на молочных зубках. Если затем ребенку дают соску, то слюна становится вязкой, что увеличивает риск возникновения «бутылочного» кариеса. Его опасность в том, что бактерии поражают в первую очередь язычную поверхность резцов, где заметить повреждения трудно.

В практике довольно часто используется еще одна классификация заболевания – по интенсивности развития. Она делит недуг на 3 типа:

  1. одиночный: очаг поражения отмечен только на одном зубе,
  2. множественный: болезнь поразила несколько элементов,
  3. системный: кариес распространился очень широко.

Следующее деление заболевания связано со скоростью его развития, или характером течения. Кариес может быть:

  • быстро развивающийся,
  • медленно протекающий,
  • стабилизированный: развитие болезни приостанавливается.

Кариозное поражение различается и по признаку последовательности возникновения. Здесь различают следующие типы недуга:

  1. первичный: поражает зуб в первый раз,
  2. вторичный: развивается на ранее запломбированном зубе, вокруг пломбы или под ней,
  3. рецидивный: возникает под пломбой из-за недоработок стоматолога при лечении.

Свою классификацию заболевания предложила Всемирная организация здравоохранения. Эту систему именуют международной. Другое ее название – гистологическая. В классификации рассмотрены следующие основные виды патологии:

  • разрушение эмали,
  • поражение дентина,
  • проникновение в цемент,
  • приостановившийся процесс.

Есть еще одна распространенная типология болезни – по локализации. Она выделяет кариес фиссурного, контактного и пришеечного типа. Как видим, это деление очень близко к системе доктора Блэка. Большинство классификаций использует повторяющиеся параметры, поэтому нет смысла приводить их все. На практике врачу важно определить главные показатели болезни: к ним относятся глубина поражения и характер течения, – а также установить ее причину.

Видео по теме

Источник