Лечение зубов на руси
Автор:
03 октября 2018 14:42
В древности люди считали, что в зубах кроется таинственная мощь, связанная с бессмертием, а зубы врага даруют победителю силу, мудрость и если не вечную жизнь, то хотя бы здоровье. Но амулеты из чужих зубов собственные от боли, увы, не избавляли…
Идеальная древность
Исследователи были удивлены, но во время раскопок они нередко обнаруживали останки, датированные первыми тысячелетиями до нашей эры с идеальными зубами (примерно до IX века). На фоне этого был сделан вывод, что в глубокой древности для людей зубная боль была редка.
Объясняется это достаточно просто. Во-первых, основной рацион древних жителей Земли составляли сырые овощи и грубые продукты, которые обеспечивали необходимый массаж десен. Также отсутствовал сахар и прочие сладости, которые, как известно, плохо сказываются на состоянии эмали зубов, быстро ее разрушая.
Ну и, конечно же, люди не жили так долго, как сейчас. Средняя продолжительность жизни была на уровне 20-25 лет. А за это время даже сегодня зубы портятся не у всех.
Дубило
Но прогресс не стоял на месте, жизнь человека менялась, появлялся определенный комфорт, и древние люди ближе к I веку нашей эры познакомились и с таким неприятным явлением, как боль в зубах. Правда, тогда особо не церемонились и зубы попросту удаляли.
Причем делали это с помощью специального дубила, выполненного поначалу из камня, а затем — из металла. «Врач» должен был иметь недюжинную силу, чтобы с одного удара устранить источник боли.
Однако, лишаясь зубов, люди поняли, что так долго не протянуть: есть-то становилось нечем. Поэтому начали появляться первые идеи о лечении. Именно этот период ознаменовался появлением первого стоматологического сверла (сегодня это бормашина).
По данным исследователей, еще в империи Майя врачи практиковали для облегчения страданий больного высверливание в эмали небольших отверстий для выведения гноя из зуба.
Для этого использовали нефритовые или медные палочки, которые достаточно быстро вращали руками. Естественно, не было никакой анестезии, но, т. к. альтернативы тоже не было, выбирать было не из чего.
Более научный подход к терапии зубов относят к VI веку до н. э., когда известный индийский врач Сусрут составил классификацию зубных патологий и определил основные на то время направления в лечении.
Пломбы из воска, челюсть из дерева
Древний Египет оставил потомкам огромный пласт материала для изучения: как культурного, так и медицинского. Так, например, описание лечения зубов можно найти в том числе и на рисунках на амфорах.
Медики Древнего Египта научились делать первые пломбы: они были созданы из обычного пчелиного воска. Правда, конструкция надежностью не отличалась: воск во время еды отваливался кусочками, и пломбы приходилось менять.
Также египтяне научились мастерски изготавливать и применять вставные челюсти. Их делали из твердых пород древесины.
Помет в ухо
Римляне в медицине старались продвигаться аккуратно. К здоровью зубов они относились с особым трепетом. Корнелий Цельс — продвинутый врач того времени — предлагал полоскание зубов определенными составами, которые позволяли избавить человека от боли.
Если же пациенту не становилось лучше, то прибегали к удалению зуба. Но выбивание уже никто не использовал, вместо этого ткань слегка подрезали, затем зуб расшатывали, а после уже устраняли щипцами.
Примочки на основе помета птиц (преимущественно речь шла о воронах или воробьях) советовал Плиний. Смесь из помета с маслом надо было закладывать в ухо с той стороны, где болел зуб.
Также именно Плинию приписывают довольно неожиданную рекомендацию: по его мнению, пациенту следовало в полнолуние изловить жабу, плюнуть ей в морду и произнести определенное заклинание. Кроме того, зубы пытались лечить и при помощи клизм и приема слабительных средств.
Щетки из щетины, жир лягушки
Считается, что китайские методы в медицине довольно эффективны. Китайцы первыми придумали использовать зубные щетки на основе жесткой щетины животных. Если же зубы начинали болеть, их выдергивали не сразу, а только в том случае, если ничто другое не помогало.
При этом и удаление было достаточно щадящим: на больную область накладывали мышьяк или жир лягушки. Такие вещества разрушали зуб постепенно, после чего оставалось только расшатать его слегка и выдернуть.
Средневековье
Пожалуй, самую безобидную процедуру избавления от зубных страданий предложил 400 лет назад немецкий ученый Карданус. Он советовал больному посидеть несколько часов с открытым ртом, повернувшись в сторону Луны: по мнению средневекового врачевателя, лунные лучи оказывают благотворное влияние на заболевший зуб.
Вопросам зубоврачевания большое внимание уделяли средневековые арабские врачи. В XI веке хирург Абулькасим положил начало зубопротезированию как разделу медицины.
Известный врач Абу Бакр ибн Закари Ap-Рази подробно описал анатомию зубов и способы лечения кариеса, для чего применял горячую нефть и пломбировочный материал из квасцов и мастики.
В Европе, в отличие от арабского Востока, раннее средневековье достижениями в зубоврачевании не ознаменовано. Слишком сильны были в те времена позиции аскетического христианства с его презрением к красоте и здоровью человека.
Только в эпоху Возрождения начали применять для чистки зубов льняную ткань, протирали их пахучими маслами или эликсирами. В 1719 году в Германии появляются первые в Европе зубные щётки из щетины. Но чистить зубы щёткой европейцам почему-то не понравилось, и распространения германская новация не получила.
Вместо неё использовались зубочистки из дерева, гусиных перьев, слоновой кости. А мода на веера, появившаяся в Европе в конце XVI века, была продиктована не только восторгом перед очаровательной китайской штучкой, красиво дополнявшей туалет, – веером благородные дамы прикрывали плохие зубы и разгоняли дурной запах изо рта.
В средневековой Европе дипломированные врачи в большинстве случаев считали удаление зубов делом, недостойным учёного человека, этим занимались деревенские кузнецы, повитухи, пастухи, цирюльники и даже палачи, для которых зубодёрганье стало побочным заработком.
Кое-кто из самодеятельных «зубников», набравшись опыта, бросал кузницу или цирюльню. Так появилось целое сословие зубодёров, зуболомов и зубоврачевателей.
Они разъезжали по городам и деревням, устраивая свои «кабинеты» на площадях и ярмарках, где всегда было много народа, а значит, и потенциальных клиентов. Причём частенько нанимали музыкантов и шутов, присутствие которых заглушало крики пациентов в «кабинете» и отвлекало внимание толпы от их страданий.
Быстрое развитие медицинских наук привело к тому, что в XVIII веке на смену зубодёру пришёл врач-дантист. Это звание впервые было установлено в 1700 году во Франции.
Но и тогда основным методом лечения оставалось удаление зуба. Что касается «балаганных» приёмов, то ими пользовались даже в XIX веке.
Начало современного этапа развития зубоврачевания и протезирования приходится на середину XIX века. В разных странах начинают открываться зубоврачебные школы. Первая появляется в Америке в 1839 году, а через двадцать лет специальное обучение дантистов вводится в Англии, Франции, Швейцарии, Германии и России.
Вначале было слово
На Руси вообще долгое время применялись методы лечения зубов, отличные от распространённых в Европе. Условно их можно разделить на две группы.
Первая основывалась на силе слова – заговорах, нашёптываниях, оберегах и других средствах, используемых знахарями и ведунами. Другая представляла собой целительство с помощью лекарственных трав и иных средств вроде чеснока, сала или крови животных.
При болезненном прорезывании зубов, например, использовался мозг молодых зайчат, которым смазывали ягодицы ребёнка.
Лечение зубов у скифов
В XVII веке, по мере того как устанавливались отношения Руси и Европы, в Москве стали появляться иностранные врачи. Однако их услуги были так дороги, что подобную роскошь мог позволить себе только царский дом.
Начало стоматологической науки и практики в России, как нетрудно догадаться, связано с реформами Петра I. В 1706 году по его указу в Москве открывается первый генеральный госпиталь (ныне – военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко), а год спустя при нём начинает работать лекарская школа, возглавил которую выпускник Лейденского университета, царский лейб-медик Николай Бидлоо.
6 сентября 1881 года в Петербурге в помещении лечебницы Императорского Человеколюбивого Общества состоялось торжественное открытие «Первой русской школы для изучения зубоврачебного искусства», учреждённой дантистом Ф. Н. Важинским. Первый выпуск школы в январе 1884 года насчитывал 23 человека.
1889 г., Россия, литография. Подпись под карикатурой гласит: «Батюшки, отцы родные, помилосердуйте! Втрое заплачу! Только пустите! У меня и зуб уже перестал болеть!»
Через десять лет подобные школы работали уже во многих больших городах России, а в Петербурге в 1892 году при университете и Военно-медицинской академии были утверждены приват-доцентуры по одонтологии (устаревшее название терапевтического раздела стоматологии, изучающего строение зубов, их болезни, лечение и профилактику).
О том, какие требования предъявлялись к соискателям звания дантиста, свидетельствуют правила, утверждённые в 1845 году российской Медико-хирургической академией.
От желающих экзаменоваться на это звание не требовалось ни общеобразовательного ценза, ни основ грамоты. Достаточно было представить свидетельство, удостоверяющее, что претендент обучался зубному врачебному искусству у известного дантиста не менее трёх лет.
Но как бы там ни было, количество специалистов по зубоврачеванию в стране начинает быстро увеличиваться, и к 1900 году достигает 1657 человек. Накануне Октябрьской революции 1917 года в России практиковало уже около 10 тысяч зубных врачей и дантистов.
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
Источник
Первые 450 профессиональных дантистов приступили к работе лишь в 1883 году, окончив специальную школу в Санкт-Петербурге. Однако лечили зубы на Руси и до появления настоящих зубных врачей.
У истоков
Внучка Владимира Мономаха Евпраксия-Зоя прославилась тем, что практиковала «врачебные хытрости» и даже написала травник «Мази», дошедший до наших дней. В нём, в частности, описываются различные болезни ротовой полости и методы их лечения, которые нужны были врачам.
Много полезного нашли бы для себя в то время и обычные пациенты, если бы умели читать на языке Гомера. Так, они бы узнали, что укрепить шатающиеся зубы поможет снадобье из вина и порошка оленьего рога, а отбелить зубы можно натиранием смеси из жжёных отрубей и соли.
Позже рекомендации по профилактике зубных заболеваний вошли в Домострой, в котором упоминается квашеная капуста как эффективное средство против цинги, сок сельдерея как лекарство от зубной боли, а также ягоды шиповника, помогающие «выводить болезнь из дёсен».
В XVII веке появились другие сочинения, посвящённые личной гигиене, в которых запрещалось отбеливать зубы солью или порохом, а чистить их рекомендовалось современным аналогом зубных щёток — «курячьими косточками».
К зубоволоку
Если при царском дворе ещё можно было найти дантиста-иностранца, который использовал более-менее прогрессивные достижения стоматологической науки, то простому люду приходилось обращаться к знахарям. Большинство из них были универсалами, заговаривающими от любых хворей, но находились и те, кто специализировался конкретно на болезнях ротовой полости.
Называли их зубоволоками, и неслучайно. Если прописанное пациенту полоскание, «приправленное» нужным заговором, не помогало, в ход шёл радикальный и единственно действенный метод избавления от боли – удаление («зубоволочение»).
Имен рядовых знахарей-дантистов в летописях не сохранилось, зато упоминается некий Агапий – стоматолог XII века из Киева, который для снятия зубной боли прописывал отвары из чёрной белены и настойку из корней ириса.
К лесному дубу
Не у всех была возможность расплатиться с знахарями, поэтому эффективной методикой считалось обращение к языческим традициям предков и исцеляющей силе природы. Существовало несколько способов вылечить разболевшийся зуб – и каждый раз при помощи дуба.
В первом случае необходимо было разыскать в лесу старое дерево, но непременно рядом с источником. Вымочить в его воде кору, и носить ее на шее в ладанке.
Второй способ – более радикальный. При острой зубной боли рекомендовалось… грызть и жевать кору. Несмотря на то, что принципы лечения кажутся, мягко скажем, странными, рациональное зерно в них есть.
Дубовая кора содержит вещества, которые оказывают противовоспалительное и антибактериальное действие. Недаром дубовым отваром знахари рекомендовали полоскать рот при кровоточивости десен, неприятном запахе изо рта и простудах.
К святому Антипу Пергамскому
В попытке искоренить язычество Русская православная церковь предложила альтернативу – святого Антипа Пергамского, ученика Иоанна Богослова. Бог наделил Антипа «благодатью исцелять от неутешной зубной боли», а со времен Киевской Руси дошла до наших дней специальная молитва этому святому.
В 1560-х годах у Боровицкой башни Кремля на месте деревянной церкви в честь святого Антипы был поставлен каменный храм, в который стекалась вся Первопрестольная: и знатные вельможи, и обычный люд.
Сохранились свидетельства, что просили утешения у Антипа в разное время Иван IV и Алексей Михайлович. Последний, к слову, пытался задобрить святого парой «серебряных зубков», отдавая дань традиции украшать иконописное изображение великомучеников предметами, символизирующими их «специализацию».
В аптеку
В 1581 году в Москве была открыта первая государева аптека, в которой почётное место занимали и препараты от зубных хворей. Часть ингредиентов для приготовления целебных порошков импортировалось, например, опий или камфара.
Другая часть – закупалась у местного населения, которое собирало целебные растения в лесах и полях. Был и третий источник поставок – «аптекарские огороды». Правда, аптечные средства были доступны лишь самым состоятельным горожанам.
Изучай Травник
Тем же, кто не мог заплатить за «настоящее лекарство», пригождались травники, в которых были обобщены все знания народной медицины со времён Киевской Руси. В травниках можно было найти способы лечения практически любого недуга, в том числе и патологий ротовой полости.
Так, для устранения стоматита рекомендовали мёд и хрен, «зубного червя» (кариес) изгоняли жеванием чистотела, а гингивит лечили при помощи полосканий соком подорожника. Упомянутые выше экзотические оленьи рога предлагалось заменять жжеными козьими. Натирание дёсен и зубов таким порошком помогало снять сильную боль.
В монастырь
В Киевской Руси монахи как образованные люди, переписывающие и переводившие большое количество книг, в том числе и медицинского содержания, практиковали при церковных больницах. Помощь опытных «лечцов» мог получить любой желающий, в том числе и страдающий от зубной боли.
Монахи использовали и народную медицину, заготавливая лекарственные травы, и почерпнутые из книг научные достижения. Наряду с терапевтами, были среди монахов и хирурги, которых называли резалниками. Как пишет историк медицины Николай Богоявленский, для вскрытия нарыва от воспаленного зуба они использовали «кроило» – большой нож, а при удалении в ход шли клещи или «щипьцы».
В бадерскую баню
В XVIII веке конкурировать с обычными банями пытались лечебные, предназначенные «для потения и разведения флюсов». Понятно, что специализированные бани посещали только представители высших сословий «по докторской рекомендации», а открывали заведения иностранцы. Так, особенной популярностью в Петербурге пользовалась бадерская баня Лемана, открытая в 1760 году.
Однако лечебные бани просуществовали недолго. Оно и понятно – какой толк в узкой специализации, если русская баня излечивает от всех недугов, а общественные парные предлагали широкий спектр услуг, в том числе и удаление зубов.
К тому же на практике, вероятно, было установлено, что на начальном этапе воспаления ходить в баню нельзя, чтобы не встать на следующий день с раздувшимся флюсом, да и после удаления желательно не париться, чтобы не усиливать кровоток, позволяя ране быстрее зарубцеваться.
Источник
Первые 450 профессиональных дантистов приступили к работе лишь в 1883 году, окончив специальную школу в Санкт-Петербурге. Однако лечили зубы на Руси и до появления настоящих зубных врачей.
У истоков
Внучка Владимира Мономаха Евпраксия-Зоя прославилась тем, что практиковала «врачебные хытрости» и даже написала травник «Мази», дошедший до наших дней. В нем, в частности, описываются различные болезни ротовой полости и методы их лечения, которые нужны были врачам.
Много полезного нашли бы для себя в то время и обычные пациенты, если бы умели читать на языке Гомера. Так, они бы узнали, что укрепить шатающиеся зубы поможет снадобье из вина и порошка оленьего рога, а отбелить зубы можно натиранием смеси из жженых отрубей и соли.
Позже рекомендации по профилактике зубных заболеваний вошли в Домострой, в котором упоминается квашеная капуста как эффективное средство против цинги, сок сельдерея как лекарство от зубной боли, а также ягоды шиповника, помогающие «выводить болезнь из десен».
В XVII веке появились другие сочинения, посвященные личной гигиене, в которых запрещалось отбеливать зубы солью или порохом, а чистить их рекомендовалось современным аналогом зубных щеток — «курячьими косточками».
К зубоволоку
Если при царском дворе еще можно было найти дантиста-иностранца, который использовал более-менее прогрессивные достижения стоматологической науки, то простому люду приходилось обращаться к знахарям. Большинство из них были универсалами, заговаривающими от любых хворей, но находились и те, кто специализировался конкретно на болезнях ротовой полости.
Называли их зубоволоками, и неслучайно. Если прописанное пациенту полоскание, «приправленное» нужным заговором, не помогало, в ход шел радикальный и единственно действенный метод избавления от боли — удаление («зубоволочение»).
Имен рядовых знахарей-дантистов в летописях не сохранилось, зато упоминается некий Агапий — стоматолог XII века из Киева, который для снятия зубной боли прописывал отвары из черной белены и настойку из корней ириса.
К лесному дубу
Не у всех была возможность расплатиться с знахарями, поэтому эффективной методикой считалось обращение к языческим традициям предков и исцеляющей силе природы. Существовало несколько способов вылечить разболевшийся зуб — и каждый раз при помощи дуба.
В первом случае необходимо было разыскать в лесу старое дерево, но непременно рядом с источником. Вымочить в его воде кору, и носить ее на шее в ладанке.
Второй способ — более радикальный. При острой зубной боли рекомендовалось грызть и жевать кору. Несмотря на то, что принципы лечения кажутся, мягко скажем, странными, рациональное зерно в них есть.
Дубовая кора содержит вещества, которые оказывают противовоспалительное и антибактериальное действие. Недаром дубовым отваром знахари рекомендовали полоскать рот при кровоточивости десен, неприятном запахе изо рта и простудах.
К святому Антипу Пергамскому
В попытке искоренить язычество Русская православная церковь предложила альтернативу — святого Антипа Пергамского, ученика Иоанна Богослова. Бог наделил Антипа «благодатью исцелять от неутешной зубной боли», а со времен Киевской Руси дошла до наших дней специальная молитва этому святому. В 1560-х у Боровицкой башни Кремля на месте деревянной церкви в честь святого Антипы был поставлен каменный храм, в который стекалась вся Первопрестольная: и знатные вельможи, и обычный люд.
Сохранились свидетельства, что просили утешения у Антипа в разное время Иван IV и Алексей Михайлович. Последний, к слову, пытался задобрить святого парой «серебряных зубков», отдавая дань традиции украшать иконописное изображение великомучеников предметами, символизирующими их «специализацию».
В аптеку
В 1581 году в Москве была открыта первая государева аптека, в которой почетное место занимали и препараты от зубных хворей. Часть ингредиентов для приготовления целебных порошков импортировалась — например, опий или камфара.
Другая часть — закупалась у местного населения, которое собирало целебные растения в лесах и полях. Был и третий источник поставок — «аптекарские огороды». Правда, аптечные средства были доступны лишь самым состоятельным горожанам.
Изучай Травник
Тем же, кто не мог заплатить за «настоящее лекарство», пригождались травники, в которых были обобщены все знания народной медицины со времен Киевской Руси. В травниках можно было найти способы лечения практически любого недуга, в том числе и патологий ротовой полости.
Так, для устранения стоматита рекомендовали мед и хрен, «зубного червя» (кариес) изгоняли жеванием чистотела, а гингивит лечили при помощи полосканий соком подорожника. Упомянутые выше экзотические оленьи рога предлагалось заменять жжеными козьими. Натирание десен и зубов таким порошком помогало снять сильную боль.
В монастырь
В Киевской Руси монахи как образованные люди, переписывающие и переводившие большое количество книг, в том числе и медицинского содержания, практиковали при церковных больницах. Помощь опытных «лечцов» мог получить любой желающий, в том числе и страдающий от зубной боли.
Монахи использовали и народную медицину, заготавливая лекарственные травы, и почерпнутые из книг научные достижения. Наряду с терапевтами были среди монахов и хирурги, которых называли резалниками. Как пишет историк медицины Николай Богоявленский, для вскрытия нарыва от воспаленного зуба они использовали «кроило» — большой нож, а при удалении в ход шли клещи или «щипьцы».
В бадерскую баню
В XVIII веке конкурировать с обычными банями пытались лечебные, предназначенные «для потения и разведения флюсов». Понятно, что специализированные бани посещали только представители высших сословий «по докторской рекомендации», а открывали заведения иностранцы. Так, особенной популярностью в Петербурге пользовалась бадерская баня Лемана, открытая в 1760 году.
Однако лечебные бани просуществовали недолго. Оно и понятно — какой толк в узкой специализации, если русская баня излечивает от всех недугов, а общественные парные предлагали широкий спектр услуг, в том числе и удаление зубов.
К тому же на практике, вероятно, было установлено, что на начальном этапе воспаления ходить в баню нельзя, чтобы не встать на следующий день с раздувшимся флюсом, да и после удаления желательно не париться, чтобы не усиливать кровоток, позволяя ране быстрее зарубцеваться.
Источник