Лечение зубов это первичная профилактика
Профилактика — это система мер предупреждения возникновения и развития заболеваний.
Цель профилактики — обеспечение здоровья человека.
Первичная профилактика — это система мероприятий направленных на предупреждение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а также повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.
Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний.
Третичная профилактика — это система мероприятий, направленных на реабилитацию стоматологического статуса путем сохранения функциональных возможностей органов и тканей челюстно-лицевой области, в основном методом замещения.
Таким образом, можно сказать, что первичной задачей является сохранение здоровья, если это не удалось и развилась болезнь, то вторая задача — остановить ее, не допустить возникновения и развития ее осложнений, а в дальнейшем и рецидивов. Если это не удалось или удалось только радикальным образом, то есть путем хирургического вмешательства, то на третьем этапе мы должны провести восстановление утраченной функции, чаще это удается за счет ортопедического замещения утраченных зубов протезами.
Данные положения можно проиллюстрировать на следующем примере:
— Предупреждение развития кариеса зубов относится к первичной профилактике стоматологических заболеваний.
— Предупреждение развития осложнений кариеса зубов в виде пульпита и периодонтита относится к вторичной профилактике.
— Если в результате неудачного лечения периодонтита и его осложнений пришлось удалить зуб, а пустое место заместить протезом, то это относится к третичной профилактике.
Таким образом, становится очевидным, что каждый индивидуум должен быть заинтересован, в первую очередь, в первичной профилактике стоматологических заболеваний, которая в том числе включает и терапевтические консервативные мероприятия.
В зависимости от сроков профилактического воздействия на сегодняшний день выделяется два вида первичной профилактики:
Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний, представляет собой комплекс мер, проводимых у беременных женщин с целью предупреждения развития у плода и, в дальнейшем, у ребенка патологии органов и тканей полости рта.
Постнатальная профилактика стоматологических заболеваний, представляет собой комплекс мер, проводимых в период после рождения ребенка с целью предупреждения развития у него патологии органов и тканей полости рта.
Предупреждение развития заболеваний пародонта за счет проведения индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта (до момента разрушения зубодесневой борозды) относится к первичной профилактике.
Предупреждение развития пародонтальных карманов, абсцессов, подвижности зубов и кровоточивости десен будет относиться к вторичной профилактике.
Утрата зуба в результате тотального разрушения периодонта и резорбции его лунки, с последующим частичным восстановлением функции за счет ортопедического лечения, будет относиться к третичной профилактике.
В свою очередь, первичная профилактика делится на:
Этиотропную, т.е. направленную на уменьшение действия этиологических факторов. При ней происходит воздействие на причину, вызывающую заболевание, но не устранение ее. Фактически происходит снижение вирулентности действующих факторов (микроорганизмов, вирусов и т.п.).
Патогенетическую, т.е. направленную на предотвращение патогенетических изменений в полости рта.
Патогенетическая первичная профилактика стоматологических заболеваний, в свою очередь, носит:
— общеоздоровительный характер, целью которого является повышение резистентности организма и зубов к действию неблагоприятных факторов;
— целевой характер, когда ставится задача предотвращения конкретной патологии, обнаружения и устранения факторов риска на основе знаний об этиологии и патогенезе заболеваний.
Выделяют три метода профилактики стоматологических заболеваний по степени охвата ими контингентов населения и видам профилактических мероприятий:
— методы массовой профилактики стоматологических заболеваний, которые включают в себя фторирование питьевой воды, соли, молока;
— методы коллективной профилактики стоматологических заболеваний, которые включают в себя применение таблеток фторида натрия, полосканий растворами фторидов;
— методы индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний, которые включают аппликации, реминерализующих, фтористых соединений, индивидуальную гигиену полости рта с применением фторсодержащих средств гигиены, профессиональную гигиену полости рта, герметизацию фиссур.
Источник
Первичная профилактика
Она заключается непосредственно в предупреждении развития патологии. Благодаря такому направлению можно добиться 90% защиты для каждого зуба.
Принято выделять 2 основных вида воздействия, направленных на укрепление твердых тканей зубов: эндогенная и экзогенная профилактика кариеса.
Эндогенная профилактика кариеса включает в себя мероприятия, обеспечивающие положительное действие на весь организм. Заключаются в следующем:
•Кроме этого, важно назначение витамина D. Для здоровья зубов лучше всего, если уже была начата антенатальная профилактика кариеса. Таким образом, мама может защитить не только зубки будущего ребенка, но и свои собственные. Такие средства и методы назначает стоматолог совместно с акушером-гинекологом.
•Сбалансированность в питании мамы в период вынашивания плода.
•Ограничение в потреблении продуктов, содержащих большое количество углеводов и полисахаридов.
•Включение в ежедневное меню ребенка свежих овощей и фруктов твердых сортов.
•Тщательное пережевывание пищи. Особенно такая профилактика кариеса актуальна в период смены прикуса. Жевательная нагрузка обеспечивает нормальное развитие всей челюстно-лицевой системы.
•Укрепление общего здоровья.
•Снижение стрессовых факторов воздействия на организм.
•Прием фторидов. Такие препараты назначает стоматолог. В раннем возрасте обязательна консультация с педиатром.
Экзогенная профилактика кариеса предусматривает воздействие непосредственно в полости рта.
К ней относятся:
•Консультация у педиатра по вопросам фторпрофилактики кариеса.
•Назначение средств, увеличивающих резистентность организма.
•Систематическая ежедневная гигиена ротовой полости. Начиная с 5 лет необходимо приучать дошкольника к использованию ополаскивателей и флоссов.
•Обеспечение правильности выбора зубной щетки. Она должна быть средней жесткости с Х- образным расположением щетины. Также необходимо не забывать менять ее 1 раз в течение 3 месяцев использования.
•Обучение ребенка правильному уходу за полостью рта.
•Среди множества способов и средств профилактики кариеса огромное значение имеет фторирование и герметизация фиссур.
Вторичная профилактика
Направленность вторичной профилактики заключается в лечении пораженных кариесогенным процессом зубов. Чем раньше начнется
терапевтическое воздействие, там больше шанс избежать более сложных последствий.
Экзогенные процедуры заключаются в:
•Лечение кариозных полостей.
•Если наблюдается еще начальное поражение эмали, то необходима реминерализующая терапия.
•Лечение осложненного кариеса (пульпитов, периодонтитов) — с сохранением зуба.
Третичная профилактика
В этом случае мероприятия направлены на восстановление зубного ряда, возвращение жевательной функции и потерянных эстетических свойств.
Экзогенные процедуры:
•Имплантация;
•Протезирование.
71.Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов.
Cpoки пpopeзывaния пocтoянныx зубoв пo дaнным BOЗ B coвpeмeннoй
дeтcкoй cтoмaтoлoгии пpинятo oпиpaтьcя имeннo нa эту cтaтиcтику. Пo BOЗ, пocтoянныe зубы у дeтeй нaчинaют пoявлятьcя нa cвeт:
Цeнтpaльныe peзцы вepxниe (11, 21) нижниe (З1, 41) — 6−8 лeт. Бoкoвыe peзцы вepxниe (12, 22) и нижниe (З2, 42) — 8−9 лeт. Kлыки вepxниe (1З, 2З) и нижниe (ЗЗ, 4З) — 10−11 лeт. Пpeмoляpы пepвыe вepxниe (14, 24) и нижниe (З4, 44) — 9−10 лeт. Пpeмoляpы втopыe вepxниe (15, 25) и нижниe (З5, 45) — 11−12.
Moляpы пepвыe вepxниe (16, 26) и нижниe (З6, 46) — пoявляютcя в 6 лeт. Moляpы втopыe вepxниe (17, 27) и нижниe (З7, 47) — 12−1З.
Moляpы тpeтьи вepxниe (18, 28) и нижниe (З8, 48) — 18−25 лeт.
Cpoки пpopeзывaния пocтoянныx зубoв пo мнeнию T. Ф. Bинoгpaдoвoй
цeнтpaльныe peзцы — 5−6 лeт; бoкoвыe peзцы — 7−9 лeт; клыки — 12−1З лeт;
пepвыe пpeмoляpы — 9−11 лeт; втopыe пpeмoляpы — 9−11 лeт;
пepвыe мoляpы — 4−6 лeт; втopыe мoляpы — 12−1З лeт; тpeтьи мoляpы — 18−25 лeт.
Пpoцecc фopмиpoвaния кopнeй пocтoянныx зубoв
увepxниx цeнтpaльныx peзцoв кopни фopмиpуютcя в 9−1З лeт,
унижниx — в 7−11 лeт;
убoкoвыx peзцoв вepxниx — 9−12 лeт,
нижниx — 8−11 лeт;
увepxниx клыкoв — 9−12 лeт,
унижниx — в aнaлoгичнoм вoзpacтe peбeнкa;
упepвыx вepxниx пpeмoляpoв — 11−1З лeт,
унижниx — в aнaлoгичнoм вoзpacтe;
увтopыx вepxниx пpeмoляpoв — тaк жe, кaк у пepвыx;
упepвыx вepxниx мoляpoв — 9−1З лeт,
унижниx — aнaлoгичнo;
увтopыx мoляpoв (вepx и низ) кopни выpacтaют в 14−15-лeтнeм вoзpacтe peбeнкa.
! «Зубы мудpocти» нe имeют oпpeдeлeнныx cpoкoв пpoклeвывaния, пoэтoму и cpoки пoявлeния иx кopeшкoв oпpeдeлить пpoблeмaтичнo. Taким oбpaзoм, мoжнo cдeлaть вывoд, чтo pocт пocтoянныx зубoв у peбeнкa пoлнocтью зaвepшaeтcя лишь к пятнaдцaти-вoceмнaдцaти гoдaм.
72. Пародонтальные индексы (РМА, КПИ, ПИ, CPITN).
Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)
Определяют воспаление десны у каждого зуба в области десневого сосочка, свободной краевой десны и прикрепленной десны после окрашивания вестибулярной поверхности йодсодержащим раствором.
Коды оценки индекса РМА: 0 – нет воспаления
1 – воспаление на уровне десневого сосочка
2 — воспаление на уровне маргинальной десны
3 — воспаление на уровне альвеолярной десны
Интерпретация:
0 – 33% легкая степень гингивита
33 – 66% средняя степень гингивита более 66% — тяжелая степень гингивита
Комплексный периодонтальный индекс, П.Л.Леус (КПИ)
Обследуются: 3 – 4 года: 55, 51, 65, 75, 71, 85 7 — 14 лет: 16, 11, 26, 36, 31, 46 после 15 лет: 16/17, 11, 26/27, 36/37, 31, 46/47
Коды и критерии оценки:
0 – признаки не определяются
1 – зубной налет
2 – кровоточивость
3 – зубной камень
4 – патологический карман
5 — подвижность
Интерпретация 0,1 – 1,0 риск к заболеванию
1,1 – 2,0 легкая степень поражения
2,1 – 3,5 средняя степень поражения
3,6 – 6,0 – тяжелая степень поражения
Пародонтальный индекс – ПИ Russel, 1956
Обследуются все зубы, кроме 8-ых.
Интерпретация: 0,2 – 1,5 гингивит
1,5 – 5 выраженные деструктивные явления
4 – 8 терминальная стадия
Индекс нуждаемости в лечении заболеваний пародонта CPITN (Ainamo J. et al., 1982)
Индекс CPITN используется для оценки состояния тканей пародонта при проведении эпидемиологических обследований населения — для планирования и оценки эффективности программ профилактики заболеваний пародонта, а также в клинической практике для обследования и мониторинга изменений состояния пародонта у отдельных пациентов.
Этот индекс регистрирует следующие клинические признаки:
•пародонтальные карманы,
•воспалительные изменения десны, о которых судят по кровоточивости при осторожном зондировании,
•зубной камень и другие факторы, способствующие задержке налета.
! Индекс не регистрирует необратимые изменения (рецессию десны, подвижность зубов, потерю эпителиального прикрепления), активность процесса и не может быть использован для планирования специфического клинического лечения у пациентов с развившимся пародонтитом.
Инструмент для определения индекса CPITN
Обследование проводят с помощью специального пуговчатого зонда, который сконструирован для осторожных манипуляций в области очень чувствительных мягких тканей, окружающих зубы, что концептуально отличает его от других стоматологических инструментов.
Усилие, с которым должен применяться зонд, не превышает 20 г (это соответствует безболезненному нажатию зондом под ноготь пальцев руки). Боль при зондировании — признак чрезмерного усилия, прикладываемого к зонду.
Диаметр шарика на конце зонда равен 0,5 мм. Кроме того, в концевой области имеются 2 метки — 3,5 мм и 5,5 мм (на зонде, предназначенном для эпидемиологических обследований), и 2 дополнительные метки 8,5 мм и 11,5 мм (на зонде, используемом в клинической практике).
При проведении обследования зонд помещают между зубом и десной, и определяют глубину бороздки или кармана. Направление движения зонда должно быть параллельно длинной оси зуба, а шариковидный конец зонда следует держать на поверхности корня.
Рекомендуемыми участками для зондирования являются: мезиальные, срединные и дистальные как на щечно-губных, так и на язычно-небных поверхностях.
Метод определения индекса CPITN
Весь зубной ряд условно делится на 6 частей (секстантов), включающих следующие зубы:
17-14 13-23 24-27
47-44 43-33 34-37
Обследуют пародонт в каждом секстанте. При использовании в клинической практике у взрослых старше 20 лет обследуют пародонт в области всех зубов и выделяют самое тяжелое поражение.
При эпидемиологическом обследовании взрослого населения, начиная с 20 лет и старше, осматривают пародонт вокруг 10 индексных зубов, которые идентифицированы как наиболее информативные. Данные обследования заносят в специальную форму:
При обследовании каждой пары моляров учитывают и записывают только один код (характеризующий наихудшее состояние).
Например, в области 16 зуба выявлен зубной камень, а в области 17 — карман глубиной 4 — 5 мм, то в клетку заносят код 3, соответствующий карману.
! Для лиц, моложе 20 лет, во время эпидемиологического обследования осматривают только 6 индексных зубов: 16, 11, 26, 46, 31, 36.
Вторые моляры в этом возрасте из осмотра исключают, поскольку существует опасность выявления ложных карманов (связанных не с воспалением, а с прорезыванием зубов). Следует помнить, что ложные карманы могут встречаться и у взрослых в ретромолярной области. Если в секстанте отсутствуют все зубы или остается только один функционирующий зуб, секстант считается исключенным, и его не осматривают.
Коды и критерии индекса CPITN
Для каждого секстанта при зондировании определяют один из следующих кодов, которые расположены в убывающем порядке, по мере уменьшения сложности лечения.
Код X: когда в секстанте присутствует только один зуб или ни одного зуба (третьи моляры исключаются, кроме тех случаев, когда они находятся на месте вторых моляров).
Код 4: патологический карман глубиной 6 мм или более (при этом скрывается в кармане метка 5,5 мм или черная область зонда). Примечание: Если в области обследуемых зубов данного секстанта найден карман глубиной 6 мм и более, для этого секстанта регистрируют код 4, и
дальнейшее обследование для выявления патологических карманов 4 — 5 мм, камня или кровоточивости уже не является необходимым.
Код 3: патологический карман 4 или 5 мм (край десны находится в черной области зонда или скрывается метка 3,5 мм).
Примечание: Если в секстанте выявлен карман 4 или 5 мм, регистрируют код 3, и не нужно дальнейшее обследование этого секстанта для определения камня или кровоточивости.
Код 2: зубной камень или другие факторы, задерживающие налет (нависающие края пломб и др.), видимы или ощущаются во время зондирования.
Примечание: Если выявлен камень или другие факторы, способствующие ретенции налета, регистрируют код 2 и нет необходимости искать кровоточивость десен.
Код 1: кровоточивость, наблюдаемая во время или после зондирования. Примечание: Кровоточивость может появиться сразу или через 10 -30 сек после зондирования.
Код 0: здоровые ткани.
Примечание: Если нет данных о необходимости лечения (карманы, камень, кровоточивость), для секстанта регистрируют код 0.
Классификация потребности в лечении
Популяционные группы или отдельные пациенты могут быть отнесены к соответствующим категориям потребности в лечении (TN) на основании следующих критериев.
TN О: Код 0 (здоров) или X (исключен) для всех 6 секстантов означает, что необходимости в лечении данного пациента нет.
TN 1: Код 1 или выше указывает на необходимость улучшения гигиены полости рта у данного пациента.
TN 2: а) код 2 или выше указывает на необходимость профессионального очищения зубов и устранения факторов, способствующих задержке налета. Кроме того, пациент нуждается в обучении гигиене полости рта; б) код 3 указывает на необходимость гигиены полости рта и кюретажа, что
обычно уменьшает воспаление и снижает глубину кармана до значений, равных или менее 3 мм.
TN 3: Секстант с кодом 4 иногда можно успешно вылечить с помощью глубокого кюретажа и адекватной гигиены полости рта. В других случаях эти манипуляции не помогают, и тогда требуется комплексное лечение, которое включает в себя глубокий кюретаж, выравнивание корня и хирургическое вмешательство.
Подсчет значений индекса CPITN:
1.Подсчет распространенности признаков поражения.
Для этого отдельно подсчитывают количество карт, где наивысшим кодом является:
-код 0 (здоровые лица, при этом может быть и код X);
-код 1 (пациенты с кровоточивостью десен, при этом могут встречаться коды
0 или X);
-код 2 (пациенты с зубным камнем и другими факторами, способствующими задержке налета, при этом могут быть и коды 0, 1 или X);
-код 3 (пациенты с карманами 4 или 5 мм, при этом могут быть коды 0, 1, 2 или Х);
-код 4 (пациенты с карманами 6 мм и более, при этом могут быть и коды 0, 1, 2, 3 или X).
Чтобы получить распространенность (в %) каждого признака поражения пародонта в данной группе обследованных, следует количество карт, где
этот признак встречается как наивысший, разделить на количество обследованных и умножить на 100.
2.Подсчет интенсивности признаков поражения.
Подсчитывают количество секстантов с: — кодом 0 (здоровые ткани); — кодом 1 (кровоточивость); — кодом 2 (камень);
— кодом 3 (карман 4 или 5мм); — кодом 4 (карман 6мм и глубже);
— кодом X (исключенные секстанты).
Для определения интенсивности каждого признака делят общее количество секстантов с этим признаком, выявленных в группе, на количество пациентов в группе.
3.Оценка уровня распространенности и интенсивности болезней пародонта среди популяции.
Уровень распространенности и интенсивности болезней пародонта в популяции оценивают по результатам обследования 15-летних подростков.
Распространенность | Распространенность | Уровень |
кровоточивости десен | зубного камня | |
0-31% | 0-20% | Низкий |
31-80% | 21-50% | Средний |
81-100% | 51-100% | Высокий |
Интенсивность | Интенсивность зубного | Уровень |
кровоточивости десен | камня | |
0-0,5 секстанта | 0-1,5 секстанта | Низкий |
0,6-1,5 | 1,6-2,5 | Средний |
Более 1,6 | Более 2,6 | Высокий |
Источник
Ïîíÿòèå, öåëè è çàäà÷è ïåðâè÷íîé, âòîðè÷íîé è òðåòè÷íîé ïðîôèëàêòèêè â ñòîìàòîëîãèè. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü çàáîëåâàíèé çóáîâ â ìèðå. Ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè îñíîâíûõ ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ïðàâèëà ÷èñòêè çóáîâ, âèäû ñîâðåìåííûõ çóáíûõ ùåòîê è ïàñò.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ïðîôèëàêòèêà ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé — ýòî ïðåäóïðåæäåíèå âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèé ïîëîñòè ðòà. Âíåäðåíèå ïðîãðàìì ïðîôèëàêòèêè ïðèâîäèò ê ðåçêîìó ñíèæåíèþ èíòåíñèâíîñòè êàðèåñà çóáîâ è áîëåçíåé ïàðîäîíòà, çíà÷èòåëüíîìó óìåíüøåíèþ ñëó÷àåâ ïîòåðè çóáîâ â ìîëîäîì âîçðàñòå è âîçðàñòàíèþ êîëè÷åñòâà äåòåé è ïîäðîñòêîâ ñ èíòàêòíûìè çóáàìè. Ñòîèìîñòü ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåòîäîâ, â ñðåäíåì, â 20 ðàç íèæå ñòîèìîñòè ëå÷åíèÿ óæå âîçíèêøèõ ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.
Ïåðâè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà — ýòî êîìïëåêñ ãîñóäàðñòâåííûõ, ñîöèàëüíûõ è ìåäèöèíñêèõ ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà ïðåäóïðåæäåíèå âîçíèêíîâåíèÿ ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.
Îíà ïðåäóñìàòðèâàåò îçäîðîâëåíèå ïîëîñòè ðòà â ðåçóëüòàòå:
1) ñàíèòàðíîãî ïðîñâåùåíèÿ íàñåëåíèÿ ïî ãèãèåíå ïîëîñòè ðòà;
2) ðàçðàáîòêè ïðîãðàìì ïèòàíèÿ, íàïðàâëåííûõ íà óëó÷øåíèå ñîñòîÿíèÿ è ðàöèîíà ïèòàíèÿ;
3) ïåðèîäè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ ïîëîñòè ðòà ó âðà÷à äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ çàáîëåâàíèé.
Îñíîâíàÿ ðîëü ñòîìàòîëîãè÷åñêîãî ïåðñîíàëà íà ýòîì óðîâíå ñâîäèòñÿ ê ñàíèòàðíîìó ïðîñâåùåíèþ, îáó÷åíèþ ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ è íàñåëåíèÿ ìåòîäàì ïðîôèëàêòèêè, îñóùåñòâëåíèþ êîíòðîëÿ çà ýôôåêòèâíîñòüþ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ìåðîïðèÿòèé.
Âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà ïðåäóñìàòðèâàåò òåðàïåâòè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî ïðè ðàííèõ ïðèçíàêàõ è ñèìïòîìàõ çàáîëåâàíèÿ â öåëÿõ ïðåäîòâðàùåíèÿ åãî ðàçâèòèÿ. Çàäà÷è âòîðè÷íîé ïðîôèëàêòèêè — ñàíèòàðíîå ïðîñâåùåíèå ïî ãèãèåíå ïîëîñòè ðòà, êàñàþùååñÿ óäàëåíèÿ çóáíîé áëÿøêè, àïïëèêàöèè ïðåïàðàòîâ ôòîðà è ðåìèíåðàëèçèðóþùèõ âåùåñòâ ïðè ïåðâè÷íûõ êàðèîçíûõ ïîðàæåíèÿõ çóáîâ, à òàêæå âûÿâëåíèå è óñòðàíåíèå ïðè÷èí àêêóìóëÿöèè áëÿøêè, â òîì ÷èñëå çóáíîãî êàìíÿ. Ñþäà ìîæíî îòíåñòè è ïëàíîâîå ëå÷åíèå êàðèåñà çóáîâ è áîëåçíåé ïåðèîäîíòà íà ðàííèõ ñòàäèÿõ çàáîëåâàíèé.
Òðåòè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà âêëþ÷àåò ëå÷åíèå ðàçâèâøèõñÿ çàáîëåâàíèé, íàïðàâëåííîå íà ïðåäîòâðàùåíèå èõ ïðîãðåññèðîâàíèÿ, ïðåäóïðåæäåíèå îñëîæíåíèé è ïîñëåäñòâèé, âîññòàíîâëåíèå óòðà÷åííîé ôóíêöèè çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû â ðåçóëüòàòå ïîòåðè çóáîâ ñ ïîìîùüþ ïðîòåçîâ è äðóãèõ ñðåäñòâ.
Ñòîìàòîëîãè÷åñêàÿ çàáîëåâàåìîñòü â íàøåé ñòðàíå äîñòàòî÷íî âåëèêà, è ñëåäóåò îæèäàòü äàëüíåéøåãî å¸ óâåëè÷åíèÿ, åñëè íå áóäóò èçìåíåíû â áëàãîïðèÿòíîì íàïðàâëåíèè óñëîâèÿ, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå çàáîëåâàíèÿ.
Äàííûå âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çäðàâîîõðàíåíèÿ:
Ïî ñòàòèñòèêå ÂÎÇ, âî âñåì ìèðå ó 60-90% äåòåé øêîëüíîãî âîçðàñòà è ïî÷òè ó 100% âçðîñëûõ ëþäåé èìååòñÿ êàðèåñ. Òÿæåëàÿ ôîðìà ïàðîäîíòèòà îáíàðóæèâàåòñÿ ó 15-20% ïàöèåíòîâ â âîçðàñòå îò 35 äî 44 ëåò. Ïî ñëîâàì ýêñïåðòîâ, èìåííî êàðèîçíûå è âîñïàëèòåëüíûå çàáîëåâàíèÿ ïîëîñòè ðòà ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè âûïàäåíèÿ çóáîâ.  ãëîáàëüíûõ ìàñøòàáàõ ïðèìåðíî ó 30% ïîæèëûõ ëþäåé â âîçðàñòå 65-74 ëåò ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóþò åñòåñòâåííûå çóáû. Êðîìå òîãî, ïî÷òè ó ïîëîâèíû (40-50%) ÂÈ×-ïîçèòèâíûõ ëþäåé ðàçâèâàþòñÿ ãðèáêîâûå, áàêòåðèàëüíûå èëè âèðóñíûå èíôåêöèè ïîëîñòè ðòà, êîòîðûå òàêæå ðàíî èëè ïîçäíî ìîãóò ïðèâåñòè ê ïîëíîé èëè ÷àñòè÷íîé àäåíòèè. Ïðè ýòîì ðàñïðîñòðàíåííîñòü ðàçëè÷íûõ ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ ïðîáëåì âîçðàñòàåò ñðåäè áåäíûõ è ñîöèàëüíî íåáëàãîïîëó÷íûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ, ïðîæèâàþùèõ â ñòðàíàõ ñ íèçêèì óðîâíåì ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ê ïðèìåðó, òàêîå ãàíãðåíîçíîå ïîðàæåíèå ïîëîñòè ðòà êàê íîìà, âñòðå÷àåòñÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà, æèâóùèõ â óñëîâèÿõ êðàéíåé íèùåòû â Àôðèêå è Àçèè. Ýòè ïîðàæåíèÿ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé òÿæåëóþ ôîðìó çàáîëåâàíèÿ äåñåí, ïðèâîäÿùóþ ê íåêðîçó (ïðåæäåâðåìåííîé ñìåðòè êëåòîê â æèâûõ òêàíÿõ) ãóá è ïîäáîðîäêà. Ïðè îòñóòñòâèè äîëæíîãî ëå÷åíèÿ îêîëî 90% òàêèõ äåòåé óìèðàåò.
Ê îñíîâíûì ôàêòîðàì ðèñêà ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèé ïîëîñòè ðòà ýêñïåðòû îòíîñÿò íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå, êóðåíèå è ÷ðåçìåðíîå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ. Ïàãóáíûå ïðèâû÷êè ìîãóò ñòàòü ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ ÷åòûðåõ îñíîâíûõ ãðóïï õðîíè÷åñêèõ áîëåçíåé: ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ, îíêîëîãè÷åñêèõ, õðîíè÷åñêèõ ðåñïèðàòîðíûõ çàáîëåâàíèé è äèàáåòà.
 êà÷åñòâå ïðîôèëàêòèêè ÂÎÇ ðåêîìåíäóåò óìåíüøèòü êîëè÷åñòâî ïîòðåáëÿåìîãî ñàõàðà è âêëþ÷èòü â ñâîé ðàöèîí ïèòàíèÿ êàê ìîæíî áîëüøå ôðóêòîâ è îâîùåé. Êðîìå òîãî, ñëåäóåò îòêàçàòüñÿ îò êóðåíèÿ, ñâåñòè ê ìèíèìóìó ïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, à òàêæå ñîáëþäàòü íàäëåæàùóþ ãèãèåíó ïîëîñòè ðòà è èñïîëüçîâàòü ñðåäñòâà çàùèòû çóáîâ îò òðàâìàòè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèé ïðè çàíÿòèÿõ ñïîðòîì. Ýêñïåðòû ÂÎÇ ïîä÷åðêèâàþò, ÷òî ñâîåâðåìåííàÿ ïðîôèëàêòèêà ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ïîçâîëèò íå òîëüêî ñîõðàíèòü çäîðîâüå ïîëîñòè ðòà, íî è ñóùåñòâåííî ñîêðàòèòü ðàñõîäû íà ëå÷åíèå çàïóùåííûõ ñòàäèé áîëåçíè.
Öåëè è çàäà÷è ïðîôèëàêòèêè:
— Óìåíüøåíèå èíòåíñèâíîñòè è ðàñïðîñòðàíåííîñòè êàðèåñà çóáîâ; óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ëèö, íå èìåþùèõ êàðèåñà.
— Ñíèæåíèå ïðîöåíòà ëèö, ó êîòîðûõ âûÿâëåíû ïðèçíàêè ïîðàæåíèÿ òêàíåé ïàðîäîíòà; óìåíüøåíèå êîëè÷åñòâà ñåêñòàíòîâ ñ êðîâîòî÷èâîñòüþ, çóáíûì êàìíåì è ïàòîëîãè÷åñêèìè êàðìàíàìè â êëþ÷åâîé âîçðàñòíîé ãðóïïå â ñîîòâåòñòâèè ñ èíäåêñîì íóæäàåìîñòè â ëå÷åíèè áîëåçíåé ïàðîäîíòà.
Òàê, ó òðåõëåòíèõ äåòåé èíòåíñèâíîñòü êàðèåñà âðåìåííûõ çóáîâ ñîñòàâëÿåò â ñðåäíåì 3,7, òî åñòü ó êàæäîãî òðåõëåòíåãî ðîññèéñêîãî ðåáåíêà ïî÷òè 4 çóáà ïîðàæåíû êàðèåñîì.
 äàëüíåéøåì, ñ âîçðàñòîì, íàáëþäàåòñÿ çíà÷èòåëüíîå íàðàñòàíèå àêòèâíîñòè êàðèåñà. Ê 15 ãîäàì ñðåäíåå êîëè÷åñòâî ïîðàæåííûõ çóáîâ ñðåäè ïîäðîñòêîâ äîñòèãàåò 8,0. Ó âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ ïîðàæàåìîñòü çóáîâ êàðèåñîì äîñòèãàåò 100%.
×òî êàñàåòñÿ ñîñòîÿíèÿ òêàíåé ïàðîäîíòà, òî îíî îêàçàëîñü íåóäîâëåòâîðèòåëüíûì ó áîëüøèíñòâà íàñåëåíèÿ Ðîññèè, íåçàâèñèìî îò âîçðàñòà è ìåñòà ïðîæèâàíèÿ. Ê 35 — 44 ãîäàì è ñòàðøå ïðàêòè÷åñêè ó âñåõ îáñëåäîâàííûõ âûÿâèëèñü òÿæåëûå ïîðàæåíèÿ ïàðîäîíòà ñ ïðåîáëàäàíèåì çóáíîãî êàìíÿ è ïàðîäîíòàëüíûõ êàðìàíîâ ðàçëè÷íîé ãëóáèíû.
Ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè îñíîâíûõ ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé:
1) ñòîìàòîëîãè÷åñêîå ïðîñâåùåíèå íàñåëåíèÿ;
2) îáó÷åíèå ïðàâèëàì ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ;
3) îáó÷åíèå ïðàâèëàì ãèãèåíè÷åñêîãî óõîäà çà ïîëîñòüþ ðòà;
4) ýíäîãåííîå èñïîëüçîâàíèå ïðåïàðàòîâ ôòîðà;
5) ïðèìåíåíèå ñðåäñòâ ìåñòíîé ïðîôèëàêòèêè;
6) âòîðè÷íàÿ ïðîôèëàêòèêà (ñàíàöèÿ ïîëîñòè ðòà).
Ìåòîäû ñòîìàòîëîãè÷åñêîãî ïðîñâåùåíèÿ — ýòî áåñåäû, ëåêöèè, ñåìèíàðû, óðîêè çäîðîâüÿ, èãðû è ò.ä.
Ìåòîäû, ïðåäóñìàòðèâàþùèå çàèíòåðåñîâàííîå ó÷àñòèå íàñåëåíèÿ, íàçûâàþòñÿ àêòèâíûìè. Èõ ïðåèìóùåñòâîì ÿâëÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííàÿ âçàèìîñâÿçü è âçàèìîäåéñòâèå ñïåöèàëèñòà è àóäèòîðèè, ÷òî îáåñïå÷èâàåò íàèëó÷øèé ýôôåêò âîçäåéñòâèÿ.
Ìåòîäû íå òðåáóþùèå àêòèâíîãî ó÷àñòèÿ íàñåëåíèÿ, íàçûâàþòñÿ ïàññèâíûìè.
Âîçíèêíîâåíèþ è ïðîãðåññèðîâàíèþ êàðèåñà çóáîâ ó íàñåëåíèÿ ñïîñîáñòâóþò ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè ïèòàíèÿ:
— âûñîêîå ñîäåðæàíèå â ïèùè ëåãêî ôåðìåíòèðóåìûõ óãëåâîäîâ, îñîáåííî ñàõàðà;
— óâåëè÷åíèå ÷àñòîòû ïðèåìà ïèùè;
— óìåíüøåíèå óïîòðåáëåíèÿ ïèùè, òðåáóþùåé èíòåíñèâíîãî æåâàíèÿ, êîòîðîå ïðèâîäèò ê ïîâûøåíèþ òîêà ñëþíû è «åñòåñòâåííîìó î÷èùåíèþ ïîëîñòè ðòà»;
— óìåíüøåíèå ïîòðåáëåíèÿ ïèùè, ñïîñîáñòâóþùåé èíãèáèðîâàíèþ êàðèåñó çóáîâ.
Èíäèâèäóàëüíàÿ ãèãèåíà ïîëîñòè ðòà.
Èíäèâèäóàëüíàÿ ãèãèåíà ïðåäóñìàòðèâàåò òùàòåëüíîå è ðåãóëÿðíîå óäàëåíèå çóáíûõ îòëîæåíèé ñ ïîâåðõíîñòåé çóáîâ è äåñåí ñàìèì ïàöèåíòîì ñ ïîìîùüþ ðàçëè÷íûõ ñðåäñòâ ãèãèåíû.
Ñóùåñòâóåò ìíîãî ìåòîäîâ ÷èñòêè çóáîâ. Îäèí èç íèõ — ñòàíäàðòíûé ìåòîä ÷èñòêè çóáîâ Ïàõîìîâà Ã.Í. Îí çàêëþ÷àåòñÿ â ñëåäóþùåì: ÷èñòêó çóáîâ íà÷èíàþò ñ ó÷àñòêà â îáëàñòè âåðõíèõ ïðàâûõ æåâàòåëüíûõ çóáîâ, ïîñëåäîâàòåëüíî ïåðåõîäÿ îò ñåãìåíòà ê ñåãìåíòó.  òàêîì æå ïîðÿäêå ïðîâîäÿò ÷èñòêó çóáîâ íà íèæíåé ÷åëþñòè.
Ñóùåñòâóåò 5 ñòåïåíåé æåñòêîñòè çóáíûõ ùåòîê: î÷åíü æåñòêèå, æåñòêèå, ñðåäíèå, ìÿãêèå, î÷åíü ìÿãêèå. Íàèáîëåå øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ ùåòêè ñðåäíåé ñòåïåíè æåñòêîñòè. Î÷åíü ìÿãêàÿ çóáíàÿ ùåòêà íóæíà äåòÿì äî 5 ëåò è ëþäÿì ñ ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ çóáîâ. Ìÿãêàÿ ùåòêà — äåòÿì îò 5 äî 12 ëåò, à òàêæå ïðè âûðàæåííîé êðîâîòî÷èâîñòè, îòå÷íîñòè, áîëåçíåííîñòè äåñåí, ïðè èñòèðàíèè òâåðäûõ òêàíåé çóáîâ. Çóáíàÿ ùåòêà ñðåäíåé æåñòêîñòè — äåòÿì ñòàðøå 12 ëåò è âçðîñëûì. Æåñòêèå è î÷åíü æåñòêèå çóáíûå ùåòêè èñïîëüçîâàòü áåç ðåêîìåíäàöèè âðà÷à íåëüçÿ, òàê êàê îíè ìîãóò òðàâìèðîâàòü äåñíó è âûçâàòü èñòèðàíèå òâåðäûõ òêàíåé çóáîâ, à èõ ùåòèíêè íåäîñòàòî÷íî ãèáêèå, ÷òîáû õîðîøî ïðîíèêàòü â ìåæçóáíûå ïðîìåæóòêè è ïîä äåñíó. Çóáíóþ ùåòêó íåîáõîäèìî ðåãóëÿðíî ìåíÿòü — âåäü äàæå íà èñêóññòâåííîé ùåòèíå ñåëÿòñÿ áàêòåðèè. Ùåòêè ñðåäíåé æåñòêîñòè ìîæíî èñïîëüçîâàòü â òå÷åíèå 3 ìåñÿöåâ, à ñ ìÿãêîé ùåòèíîé íàäî çàìåíÿòü ÷åðåç 1-2 ìåñÿöà.
Ýëåêòðè÷åñêàÿ çóáíàÿ ùåòêà
Ïðåèìóùåñòâà:
· Õîðîøî ÷èñòèò çóáû — ñîãëàñíî ðåçóëüòàòàì áîëüøèíñòâà èññëåäîâàíèé, ýëåêòðè÷åñêèå çóáíûå ùåòêè ëó÷øå, ÷åì îáû÷íûå, óäàëÿþò íàëåò, â òîì ÷èñëå â òðóäíîäîñòóïíûõ ó÷àñòêàõ.
· Ëåãêî ÷èñòèò çóáû — ùåòêà ïåðåìåùàåòñÿ âäîëü çóáîâ, çàäåðæèâàÿñü íà êàæäîì çóáå â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ñåêóíä, áîëüøå íèêàêèõ äâèæåíèé äåëàòü íå íàäî.
· Òðåáóåòñÿ ìåíüøå âðåìåíè äëÿ ÷èñòêè çóáîâ — ïðè ÷èñòêå ýëåêòðè÷åñêîé çóáíîé ùåòêîé äîñòàòî÷íî äâóõ ìèíóò, à îáûêíîâåííîé íàäî ÷èñòèòü íå ìåíåå òðåõ.
· Ëåãêî êîíòðîëèðîâàòü âðåìÿ ÷èñòêè çóáîâ — áîëüøèíñòâî ìîäåëåé ýëåêòðè÷åñêèõ çóáíûõ ùåòîê èìåþò òàéìåð íà äâå ìèíóòû.
· Ïðîùå ÷èñòèòü çóáû — áëàãîäàðÿ ðåæèìó ïóëüñà è âèáðàöèè òðåáóåòñÿ ìåíüøå óñèëèé äëÿ óäàëåíèÿ íàëåòà.
Ñóùåñòâóþò è äåòñêèå ýëåêòðè÷åñêèå çóáíûå ùåòêè, ïîçâîëÿþùèå ìàëûøàì ïðîùå âû÷èñòèòü çóáû
Íåäîñòàòêè:
· Åñòü âåðîÿòíîñòü èñòèðàíèÿ òâåðäûõ òêàíåé çóáîâ è òðàâì äåñåí. Ïîýòîìó ýëåêòðè÷åñêóþ çóáíóþ ùåòêó ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü 2-3 ðàçà â íåäåëþ.
Èííîâàöèåé â ñîâðåìåííîé ñòîìàòîëîãèè ñòàëà óëüòðàçâóêîâàÿ çóáíàÿ ùåòêà
Ïðåèìóùåñòâà:
· Õîðîøî óäàëÿåò íàëåò, â òîì ÷èñëå â òðóäíîäîñòóïíûõ ìåñòàõ ïîä äåñíîé.
· ×èñòèòü çóáû ìîæíî áåç äîïîëíèòåëüíî äàâëåíèÿ íà ùåòêó, ÷òî óïðîùàåò ÷èñòêó çóáîâ è óìåíüøàåò âåðîÿòíîñòü òðàâì.
· Ìîæíî èñïîëüçîâàòü ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïîëîñòè ðòà, êîãäà âîçäåéñòâèå îáû÷íîé èëè ýëåêòðè÷åñêîé ùåòêè îêàçûâàåòñÿ áîëåçíåííûì èëè îïàñíûì. À òàêæå ïðè èñïîëüçîâàíèè èìïëàíòîâ èëè áðåêåòîâ, åñëè ñèëó ìåõàíè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íà íèõ íàäî îãðàíè÷èâàòü.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ:
· Íåëüçÿ èñïîëüçîâàòü ëþäÿì ñ çàáîëåâàíèÿìè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, ñ áîëåçíÿìè êðîâè, ïðåäðàêîâûìè çàáîëåâàíèÿìè ïîëîñòè ðòà, ýïèëåïñèåé. Âîçäåéñòâèå óëüòðàçâóêà ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü îáîñòðåíèå ýòèõ çàáîëåâàíèé.
Çóáî÷èñòêè ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ óäàëåíèÿ îñòàòêîâ ïèùè èç ìåæçóáíûõ ïðîìåæóòêîâ è çóáíîãî íàëåòà ñ áîêîâûõ ïîâåðõíîñòåé çóáîâ.
Ôëîñû ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ òùàòåëüíîãî óäàëåíèÿ çóáíîãî íàëåòà è îñòàòêîâ ïèùè ñ òðóäíîäîñòóïíûõ äëÿ ùåòêè êîíòàêòíûõ ïîâåðõíîñòåé çóáîâ.
Çóáíûå ïàñòû äîëæíû õîðîøî óäàëÿòü ìÿãêèé çóáíîé íàëåò, îñòàòêè ïèùè; áûòü ïðèÿòíûìè íà âêóñ, îáëàäàòü õîðîøèìè äåçîäîðèðóþùèì è îñâåæàþùèì äåéñòâèåì è íå èìåòü ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ: ìåñòíîãî ðàçäðàæàþùåãî è àëëåðãèçèðóþùåãî.
×òî êàñàåòñÿ îòáåëèâàþùèõ ïàñò, òàêèå ïàñòû òîëüêî òåì, ó êîãî êðåïêàÿ, íî ïîòåìíåâøåé ýìàëü. Òóò èíäåêñ àáðàçèâíîñòè ìîæåò áûòü 200. Íî âàæíî çíàòü, ÷òî òàêèìè ïàñòàìè ìîæíî ïîëüçîâàòüñÿ 1-2 ðàçà â íåäåëþ è íèêàê íå ÷àùå, åñëè ìû íå õîòèì çà ïîëãîäà ñòåðåòü ÷àñòü ýìàëè è ñäåëàòü ñâîè çóáû ÷óâñòâèòåëüíûìè. Êðîìå òîãî, íå ñòîèò âåðèòü òîìó, ÷òî ÷åðåç ïàðó äíåé âàøè çóáû ñòàíóò áåëîñíåæíûìè — ýòî ïðîñòîé ðåêëàìíûé õîä. Îíà ñïîñîáíà ëèøü íåìíîãî îñâåòëèòü ïîòåìíåâøóþ ýìàëü.
Íàèáîëåå ñèëüíûìè èç òàêèõ ïàñò ÿâëÿþòñÿ ñïåöèàëèçèðîâàííûå ïàñòû ñî ñïåöèàëüíûìè îêèñëèòåëÿìè — ïåðîêñèäîì âîäîðîäà èëè ïåðîêñèäîì êàðáàìèäà. Îíè îñâåòëÿþò çóáû ñ ïîìîùüþ õèìè÷åñêîé ðåàêöèè. Îäíàêî òàêèìè ïàñòàìè, êàê è ñïåöèàëüíûìè àïïëèêàöèÿìè, ìîæíî ïîëüçîâàòüñÿ òîëüêî òåì, ó êîãî àáñîëþòíî çäîðîâûå çóáû, è ñòðîãî ïî íàçíà÷åíèþ âðà÷à.
Òàêæå âàæíî çíàòü, ÷òî äåøåâûå ïàñòû, êàê ïðàâèëî, ñîäåðæàò êàðáîíàò êàëüöèÿ, òî åñòü îáû÷íûé ìåë, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ î÷åíü ãðóáûì àáðàçèâíûì ìàòåðèàëîì, öàðàïàþùèì ýìàëü è èñòèðàþùèì øåéêó çóáà. Ëó÷øå âñåãî, åñëè ïàñòà ñîäåðæèò íèçêîàáðàçèâíûé äèîêñèä êðåìíèÿ èëè ãèäðîêàðáîíàò íàòðèÿ.
Îñíîâíûìè êîìïîíåíòàìè çóáíûõ ïàñò ÿâëÿåòñÿ àáðàçèâíûå, ãåëåîáðàçóþùèå è ïåíîîáðàçóþùèå âåùåñòâà, îòäóøêè, êðàñèòåëè. Ñàìûì ìàññîâûì ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèì ñðåäñòâîì ÿâëÿþòñÿ ôòîðñîäåðæàùèå çóáíûå ïàñòû. Ïîñòóïëåíèå ôòîðèäà â ýìàëü çóáîâ óâåëè÷èâàåò åå ðåçèñòèâíîñòü ê êèñëîòíîé äåìèíåðàëèçàöèè çà ñ÷åò îáðàçîâàíèÿ áîëåå óñòîé÷èâûõ ê ðàñòâîðåíèþ ñòðóêòóð. Çóáíûå ïàñòû, ñîäåðæàùèå â ñâîåì ñîñòàâå ôîñôàòû êàìíÿ, íàòðèÿ, ãëèöåðîôîñôàòû êàëüöèÿ è íàòðèÿ, ãëþêîíàò êàëüöèÿ, îêèñü öèíêà, îáëàäàþò âûðàæåííûì ïðîòèâîêàðèîçíûì äåéñòâèåì.  ïîñëåäíåå âðåìÿ øèðîêî èñïîëüçóþò ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå çóáíûå ïàñòû, â ñîñòàâ êîòîðûõ âõîäÿò íåñêîëüêî ëåêàðñòâåííûõ ðàñòåíèé (øàëôåé, ìÿòà ïåðå÷íàÿ, ðîìàøêà, ýõèíàöåÿ è äð.).
Æåâàòåëüíàÿ ðåçèíêà — ñðåäñòâî, ïîçâîëÿþùåå óëó÷øèòü ãèãèåíè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ïîëîñòè ðòà çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ êîëè÷åñòâà ñëþíû è ñêîðîñòè ñëþíîîòäåëåíèÿ, ÷òî ñïîñîáñòâóåò î÷èùåíèþ ïîâåðõíîñòè çóáà è íåéòðàëèçàöèè îðãàíè÷åñêèõ êèñëîò, âûäåëÿåìûõ áàêòåðèÿìè çóáíîãî íàëåòà.
Çóáíûå ýëèêñèðû ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ îïîëàñêèâàíèÿ ïîëîñòè ðòà. Îíè óëó÷øàþò î÷èùåíèå ïîâåðõíîñòåé çóáîâ, ïðåäóïðåæäàþò îáðàçîâàíèå çóáíîãî íàëåòà, äåçîäîðèðóþò ïîëîñòü ðòà.
Âûâîä
 ñòîìàòîëîãè÷åñêîì ïðîñâåùåíèè, ïîìèìî âðà÷åé-ñòîìàòîëîãîâ, äîëæíû ó÷àñòâîâàòü ïñèõîëîãè, ïåäàãîãè è äðóãèå ñïåöèàëèñòû ïî îáó÷åíèþ.
Öåëåñîîáðàçíî íà÷èíàòü ìîòèâàöèþ ñ ïåäàãîãîâ è ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèé. Ïîñëå ýòîãî ñëåäóåò îðãàíèçîâàòü âñòðå÷è ñ ðîäèòåëÿìè äåòåé, îáúÿñíèòü èì âîçìîæíîñòü è âàæíîñòü ïðåäîòâðàùåíèÿ çàáîëåâàíèé çóáîâ è äåñåí, ðàññêàçûâàòü î ïðàâèëàõ è îñîáåííîñòÿõ ÷èñòêè çóáîâ ó äåòåé.
Âàæíûì ýòàïîì ÿâëÿåòñÿ ìîòèâàöèÿ äåòåé. Çàíÿòèÿ ñ äåòüìè äîëæíû áûòü ñòðîãî äèôôåðåíöèðîâàíû â çàâèñèìîñòè îò èõ âîçðàñòà: åñëè ñ ìàëåíüêèìè äåòüìè ëó÷øå ïðîâîäèòü çàíÿòèÿ â ôîðìå èãðû, òî ñî ñòàðøèìè ðàçãîâàðèâàòü íàäî òàê æå, êàê ñî âçðîñëûìè.
Òàêèì îáðàçîì, èç âûøåèçëîæåííîãî ñëåäóåò, ÷òî äëÿ óëó÷øåíèÿ ñòîìàòîëîãè÷åñêîãî çäîðîâüÿ íà óðîâíå ïîïóëÿöèè íåîáõîäèìû óñèëèÿ íå òîëüêî ñïåöèàëèñòîâ, íî è îáùåñòâà â öåëîì. Äîëæíî ñôîðìèðîâàòüñÿ îáùåñòâåííîå ìíåíèå, ÷òî çàáîòèòüñÿ î çäîðîâüå ïîëîñòè ðòà òàê æå íåîáõîäèìî, êàê è î êðàñîòå ñâîåé âíåøíîñòè.
ñòîìàòîëîãèÿ ïðîôèëàêòèêà ùåòêà ïàñòà
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. https://www.it-med.ru/library/p/profilaktika.htm
2. https://www.ref.by/refs/50/34597/1.html
3. https://ñòîìàòîëîãèÿ.ðô/novosti/voz_opublikovala_statistiku_rasprostraneniya_stomatologicheskih_zabolevaniy_vo_vsem_mire
4. https://minzdrav.gov.by/ru/static/numbers/zabolevaemost
5. https://www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/kak-pravilno-vybrat-zubnuu-shhetku/
6. https://www.zdorovieinfo.ru/exclusive/Kak_pravilno_vybrat_zubnuyu_pastu/
7. https://medvuz.info/load / stomatologija / profilaktika_stomatologicheskikh_zabolevanij / 34-1-0-460
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник