Лечение зуба в ссср
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Недавно, беседуя за чашечкой чая с одним очень пожилым стоматологом, я узнала от него любопытную вещь: оказывается, согласно бездушной статистике и профессиональным наблюдениям практикующего врача, самые запущенные, самые ужасные зубы имеют люди, принадлежащие к поколению 70-80-х.
Объясняется этот факт очень просто: советская стоматология представляла собой настолько жуткую отрасль медицины, что люди предпочитали мучиться от боли, терять зубы, использовать какие-то шаманские средства, но не идти к врачу. Потому что у врача было очень страшно, больно и некомфортно. Кто хоть однажды был на приеме у стоматолога времен СССР, тот до сих пор отчетливо помнит отвратительный характерный запах зубоврачебного кабинета, безликую кафельную плитку, которой словно в морге, были облицованы стены, неудобное жесткое кресло с подголовником и подставкой для ног, слепящая, словно на допросе лампа — защитных очков пациентам тогда не полагалось, наводящие ужас инструменты в металлических лотках, плевательницы с окровавленными ватными тампонами и главный пыточный инструмент — бормашина…
Вспомнили, да? А теперь давайте вспомним еще такие нюансы, что электромеханические бормашины того времени работали на довольно низких оборотах и не имели нормальной системы охлаждения, что в совокупности образовывало весь спектр негативных впечатлений: адский свистяще-жужжащий звук, вибрации, отчетливо воспринимаемые больным зубом и жуткий запах подпаленной кости. А если к этому добавить такой факт, что местную анестезию новокаином делали не всегда, а как правило, только при удалении зуба, то можно во всей полноте представить себе ощущения пациента, «попавшегося» в руки стоматолога.
Возможно, мои воспоминания могут показаться необъективными, но большую часть своего детства я провела в небольшом подмосковном городе, поэтому рассказ буду строить на местных региональных фактах. Я отлично помню, как однажды, когда мне было 9 лет, у меня начал болеть коренной зуб. Сначала он просто ныл, сводя меня с ума. Родители на этом этапе перепробовали массу средств: измельчали анальгин и клали этот порошок на больной зуб, заставляли меня полоскать рот содой, клали мне ночью под щеку теплую грелку, привязывали к запястью зубчик чеснока и даже использовали какие-то шаманские методы типа сжигания на тарелке газетного листа и обмазывания зуба той смолой, которая получалась после прогорания газеты. Зуб болел все равно, щеку раздуло флюсом и хотелось покинуть эту планету в любом направлении.
Самое обидное было то, что когда я явилась в школу с таким видом, будто за одной щекой держу теннисный мячик, в этот день пришел фотограф и стал делать групповые и индивидуальные школьные фотографии… У меня до сих пор лежит снимок нашего третьего класса, где у меня раздутая физиономия и несчастные глаза 🙂 Индивидуальную фотку я делать не стала — не хотела себе такой памяти )))
Выхода не было, меня повели к зубному врачу. Я помнила случай из детского сада, когда у нас был медосмотр и одна девочка отвела меня в сторону и попросила посмотреть, хорошо ли она запихала кусочек пенопласта в дупло зуба. Среди прочих врачей нам предстояло пройти осмотр и у стоматолога, а та девочка жутко боялась лечить зубы, потому что уже была знакома с бормашиной, поэтому она и задумала такую вот хитрость с пенопластном.
Вспоминая эту историю, я понимала, что почему-то многие боятся лечить зубы, но пока еще не знала, чего именно нужно бояться — я-то никогда раньше не переступала порог зубоврачебного кабинета… И вот этот момент настал. Выслушав маму, врач усадила меня в неудобное и какое-то корявое кресло, включила свой слепящий прожектор, поковыряла больное место каким-то крючком и вынесла вердикт, что нужно удалять.
С раннего детства проводя много времени в хирургическом отделении больницы, даже в свои 9 лет я знала, что у пациента перед анестезией полагается спрашивать — нет ли у него аллергии на новокаин, иначе последствия могут быть печальными. Но нет, насчет аллергии никто ничего у моей мамы не спросил, мне просто велели открыть рот и без предупреждения укололи огромной иглой. Все дети боятся уколов, а если шприцем тебе лезут в рот — это вдвойне страшно. Я не орала, не брыкалась, а только вцепилась в поручни кресла покрепче. Врача такое поведение воодушевило и через некоторое время, когда заморозка должна была подействовать, она попыталась вытащить мой больной зуб каким-то адским инструментом.
А заморозка не подействовала. И вот тут-то я продемонстрировала возможности своих легких, слегка оглушив и врача, и медсестру. Мне сделали еще один укол и еще одну попытку удаления — с тем же результатом. Смутно помню, как врач объясняла маме, что там какая-то сложная ситуация, что зуб тащить неудобно и все такое, поэтому удаление будет осложненным. Вся его осложненность заключалась в том, что мне сверлили и тащили зуб безо всякой анестезии — помню только, что сама щека онемела, а все остальное оставалось таким же чувствительным, как и до укола. В итоге зуб мне раскрошили на кусочки и все-же выдернули, а я заплевала кровью и залила слезами половину стоматологического кабинета, а потом еще несколько дней лежала дома с высокой температурой. Это был мой единственный за всю жизнь поход к стоматологу. Так получилось, что больше зубы у меня никогда не болели — первые проблемки начались только сейчас, с вхождением в более солидный возраст 🙂 Ну а зайти к стоматологу на профилактику, узнать, все ли у меня в порядке — это было выше моих сил, хватило того единственного раза.
И кстати говоря, зуб в тот раз выдернули так неудачно, что на этом месте новый зуб, после смены молочных, больше не вырос…
А еще мне вспоминается случай моей подруги, которую с острой болью привели к зубному врачу, а там тетка-стоматолог накричала на ее маму, что «вечно они детей своих приводят, когда уже поздно что-то делать», вытолкала маму из кабинета (моей разрешали рядом с креслом стоять, подбадривать испуганного ребенка), а семилетнюю подружку посадила в кресло и начала сверлить больной зуб безо всякой анестезии. Когда подружка начала кричать и вырываться, врач привязала (!) ее каким-то ремнем, все эти действия сопровождая окриками. Подружка начала звать маму, и когда та влетела в кабинет, врач спокойно ей объяснила, что должна же она как-то понять, что добралась до нерва — а как понять, если пациенту сделали анестезию и он ничего не чувствует? Пока сидит спокойно — можно сверлить. а вот как орать и дергаться станет — значит, и до нерва добрались.
Мама отвязала подружку от кресла, зуб залечили у частного стоматолога — была на нашей улице старушка, у которой прямо в квартире стояло зубоврачебное кресло. Брала она дорого, но хотя бы не орала и пугала своих пациентов. Но с тех пор моя подруга ни разу к зубному врачу не ходила, хотя уже успела потерять часть зубов, а передний зуб вообще отломился чуть ли не наполовину и по этой причине она старается особо не улыбаться…
Но справедливости ради надо отметить, что я знаю людей, у которых советские пломбы живы до сих пор — зачастую они были довольно грубыми, темного цвета, но держались так прочно, что известны случаи, когда современные стоматологи вокруг советской пломбы «лепят» новые стенки зуба из современных материалов…
Основные же недостатки советской стоматологии были таковы:
- совершенно отсутствовали профилактические меры. Ведь известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить, но профилактика того же кариеса у детей не практиковалась. Тоже самое прослеживалось и в отношении профилактики заболеваний десен;
- мало кто слышал (и мало кто практиковал) про такие процедуры как чистка от зубных камней, отбеливание зубов и пр.;
- депульпация зуба проводилась варварски: мышьяк на зуб, три дня выдержки, затем удаление без анестезии, т.к. считается, что нерв уже «убит»- это ОЧЕНЬ больно. Кстати говоря, в современной стоматологии этот метод до сих применяется;
- во многих небольших поликлиниках отсутствовала возможность сделать рентгеновский снимок зуба — чем это чревато, объяснять не надо;
- зубы часто даже не пытались сохранить, а просто удаляли. Нормальных материалов для протезирования не было, а отсюда — огромное количество жутких металлических и золотых зубов у поколения тех лет;
- бормашина, у которой крутящийся ремень передает обороты на бор, а через наконечник инструмента — вибрации и нагрев на зуб пациента. Кстати, у стоматологов того времени на профессиональном сленге эта машина называлась «прялкой». Ходили страшилки, что «прялка» убивала молодых неопытных стоматологов, наматывая длинные пряди волос на ремень. Якобы по этой причине врачам было предписано обязательно носить шапочку, под которую убирались волосы;
- материалы для пломбирования зачастую были некачественными: простые «цементные» пломбы, которые делали из какого-то серого материала и на стеклышке смешивали с отвердителем, вылетали из дупла зуба уже на второй-третий день. Кстати, очень способствовали потере пломб и советские ириски.
- отсутствовали инструменты для слюноотвода — пациенту приходилось сидеть с открытым ртом, полным слюны вперемешку с кровью. А для промывания рассверленного отверстия зачастую использовалась обычная спринцовка с холодной водой — попадание воды на оголенный нерв было испытанием не для слабонервных;
Ну а вообще, развитию стоматологии не только в СССР, а вообще во всем мире, предшествовали любопытные моменты: например, один американский зубной врач, пытаясь убить нерв электрическим током, случайно убил самого пациента. Однако врач не растерялся и запатентовал этот метод «казни», предложив его правительству — так в судебно-исполнительной практике появился электрический стул.
А, к примеру, китайцы, подражая своему великому предводителю Мао Цзэдуну, долгое время отказывались ухаживать за полостью рта, считая, что достаточно лишь прополоскать рот чаем и иногда пожевать чайные листья, в то время как природа позаботится обо всем остальном…
Спасибо, что разделили со мной время, потраченное на воспоминания о советской стоматологии. Каждое нажатие на значок «палец вверх» и подписку на канал я с благодарностью принимаю за стимул продолжать писать для вас еще и еще 🙂
Источник
Òàê, äðóçüÿ ñåãîäíÿ áóäåò áîëüøîé è èíòåðåñíûé ïîñò î ñîâêîâîé ñòîìàòîëîãèè, î êîòîðîì ìåíÿ äàâíî ïðîñèëè ÷èòàòåëè. Ñðàçó ñêàæó, ÷òî ñòîìàòîëîãèÿ è âîîáùå ñîñòîÿíèå çóáîâ íàñåëåíèÿ òîé èëè èíîé ñòðàíû ýòî îòëè÷íûé ïîêàçàòåëü óðîâíÿ æèçíè â íåé. Òàê âîò ÑÑÑÐ, êîòîðûé âñåìè ñèëàìè ïûæèëñÿ ïîêàçàòü ñåáÿ «âåëèêîé ñòðàíîé» îòñòàâàë â ýòîì îòíîøåíèè îò ðàçâèòûõ ñòðàí ìèíèìóì íà ïîëâåêà, à òî è íà öåëûé âåê. Ãðàæäàíàì ðàññêàçûâàëè ñêàçêè î âåëèêèõ ñòðîéêàõ è ãðàíäèîçíûõ ðàêåòàõ, à íîðìàëüíî âûëå÷èòü çóáû íå ìîãëè ñîáñòâåííî â ýòîì è áûëà âñÿ ñóòü ñîâêà.
Ëè÷íî ÿ òîæå íåìíîãî óñïåë ïîëå÷èòü çóáû â «òîé ñàìîé» ñòîìàòîëîãèè îñîáåííî åñëè ó÷åñòü, ÷òî ñîâêîâûå òåõíîëîãèè îñòàâàëèñü â õîäó ïðèìåðíî äî ñåðåäèíû äåâÿíîñòûõ ãîäîâ. Äî ñèõ ïîð ïîìíþ æóòêóþ áîðìàøèíó ñ íåñòåðïèìî ñëåïÿùåé æåëòîé ôàðîé, êðóãëîé çåë¸íîé ëàìïî÷êîé íà ÿùèêå ñ äâèãàòåëåì è çàïàõ ææåíîé êîñòè â êàáèíåòå ó ñòîìàòîëîãà. Ñëàâà áîãó, ÷òî ýòî îñòàëîñü â äàë¸êîì ïðîøëîì
Çóáû ñîâåòñêîãî ÷åëîâåêà
Äëÿ íà÷àëà äàâàéòå ñäåëàåì íåáîëüøîé îáçîð òîãî, ÷òî ïðåäñòàâëÿëè ñîáîé çóáû ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêîãî ñîâåòñêîãî ÷åëîâåêà
ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêîå ñîâåòñêîå ïèòàíèå áûëî áåäíûì áåëêàìè, êëåò÷àòêîé, ïðàâèëüíûìè õîðîøèìè óãëåâîäàìè è âèòàìèíàìè à òàêæå êàëüöèåì è ñîñòîÿëî, â îñíîâíîì, èç ïðîñòûõ óãëåâîäîâ âðîäå âñåðàçëè÷íûõ êàø, ïóñòûõ ñóïîâ, õëåáà, êàðòîøåê è ìàêàðîí. Äîáàâüòå ê ýòîìó ïëîõóþ ýêîëîãèþ è òÿæ¸ëóþ ðàáîòó è ðåçóëüòàòîì ýòîãî ñòàíóò ïëîõèå (èëè âîâñå îòñóòñòâóþùèå) çóáû.
Ñòîèò ñêàçàòü è íåñêîëüêî ñëîâ î ãèãèåíå. Íîðìàëüíûõ è äîñòóïíûõ ñðåäñòâ ïî óõîäó çà çóáàìè â ÑÑÑÐ íå ñóùåñòâîâàëî áûëî íåñêîëüêî âèäîâ ïëîõèõ ïàñò, à òàêæå ïîâñåìåñòíî ðàñïðîñòðàí¸ííûé çóáíîé ïîðîøîê êðàéíå âðåäíîå àáðàçèâíîå ñðåäñòâî, êîòîðîå ñ ãîäàìè ïîïðîñòó ñòà÷èâàëî ýìàëü äî ïóëüïû. Íåêîòîðûå ÷èñòèëè çóáû «äåäîâñêèì ñïîñîáîì» ÷åì-òî âðîäå òîë÷åíîãî óãëÿ ÷òî ðàçóìååòñÿ òîæå íå äîáàâëÿëî çäîðîâüÿ çóáàì. À íåêîòîðûå è âîâñå íå ÷èñòèëè çóáû â èíòåðíåòå ïîëíî èñòîðèé îò ñîâåòñêèõ ñòîìàòîëîãîâ à-ëÿ «ïðèõîäèò êëèåíò, îòêðûâàåò ðîò, à òàì òàêîå…»
×òî ìû èìååò ïî èòîãó? À ïî èòîãó óæå ÷àñòî â âîçðàñòå âñåãî îêîëî 35 ëåò ñîâåòñêèå ãðàæäàíå íà÷èíàëè òåðÿòü çóáû îíè âûïàäàëè ïî åñòåñòâåííûì ïðè÷èíàì, îò ïðåæäåâðåìåííîãî èçíîñà îðãàíèçìà è ïëîõîãî ïèòàíèÿ. Îñòàâøèåñÿ çóáû òàêæå áûëè â âåñüìà ïëîõîì ñîñòîÿíèè ÷àùå âñåãî ò¸ìíûå, ñòåðòûå è èíîãäà ïîêðûòûå ñòðàøíûìè ìåòàëëè÷åñêèìè êîðîíêàìè êîðîíêè ýòè, ôàêòè÷åñêè, «óáèâàëè» îñòàòêè çóáà çà íåñêîëüêî ëåò.
Ïîñìîòðèòå èíòåðåñà ðàäè ñòàðûå ñîâåòñêèå ôèëüìû áîëåå-ìåíåå ïðèëè÷íûå çóáû ìîæíî óâèäåòü òîëüêî ó ñîâñåì þíûõ àêòðèñ, â âîçðàñòå ëåò äî 25-30. Ó âñåõ, êòî ïîñòàðøå çóáû áóäóò â óæàñíîì ñîñòîÿíèè, ÷àñòî ñ òåìè ñàìûìè ñòðàøíûìè ìåòàëëè÷åñêèìè êîðîíêàìè è òàê íàçûâàåìûìè «ìîñòàìè». È ýòî åù¸ àðòèñòû òî åñòü ëþäè, êîòîðûå ñëåäèëè çà ñâîåé âíåøíîñòüþ è çàðàáàòûâàëè åé, ñðåäè æå «ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêèõ ñîâåòñêèõ ãðàæäàí» âñ¸ áûëî åù¸ â ðàçû õóæå
Îáîðóäîâàíèå è ìàòåðèàëû â ñòðàíå Âåëèêîé Êîñìîíàâòèêè
«À çàòî ìû äåëàëè ðàêåòû!» âðåìÿ îò âðåìåíè âñêðèêèâàþò ôàíàòû ÑÑÑÐ, êîãäà âèäÿò â èíòåðíåòå êðèòèêó ñîâåòñêîé ñèñòåìû. «Ñîâåòñêèé Ñîþç èçîáð¸ë åäèíñòâåííóþ â ìèðå óíèêàëüíóþ îòñòåæíóþ çàëóïó, ñãîðàþùóþ â âåðõíèõ ñëîÿõ àòìîñôåðû!» âòîðÿò èì ñî÷óâñòâóþùèå ïîêëîííèêè ñîâêà èç ïîäâèäà «ó÷¸íûé». Ïî ìíåíèþ ýòèõ òîâàðèùåé, âñå ýòè «âåëèêèå ñîâåòñêèå êîñìè÷åñêèå ðàçðàáîòêè» äîëæíû áûëè åæåäíåâíî ðàäîâàòü îáû÷íûõ ñîâåòñêèõ ãðàæäàí âèäèìî, òå äîëæíû áûëè íàìàçûâàòü èõ íà õëåá âìåñòî ìàñëà è íà äûðÿâûå çóáû âìåñòî ïëîìá.
Äàâàéòå ïîñìîòðèì, ÷òî ïðåäñòàâëÿëî ñîáîé ñòîìàòîëîãè÷åñêîå îáîðóäîâàíèå è ìàòåðèàëû â ñòðàíå Âåëèêîé Êîñìîíàâòèêè. Ñîâåòñêèå áîðìàøèíû âûïóñêàëèñü Êàçàíñêèì çàâîäîì ïî òåõíîëîãèÿì 1920-õ ãîäîâ, è ýòî áûëè ïîèñòèíå ïûòî÷íûå óñòðîéñòâà. Âî-ïåðâûõ, äâèãàòåëü íàõîäèëñÿ äîñòàòî÷íî äàëåêî îò ðàáî÷åé ðóêîÿòêè, è ïåðåäà÷à êðóòÿùåãî ìîìåíòà ïðîèñõîäèëà ïóò¸ì âåðåâî÷íûõ ïåðåäà÷ èç-çà ýòîãî ÊÏÄ ìàøèíêè áûë âåñüìà íèçêèì. Áîðìàøèíà ðàáîòàëà íà íèçêèõ îáîðîòàõ, ÷òî äîñòàâëÿëî ìíîæåñòâî ñòðàäàíèé ïàöèåíòó. Âî-âòîðûõ, ñèñòåìû îõëàæäåíèÿ â ìàøèíå íå áûëî êîãäà ýòî óñòðîéñòâî ñî ñòðàøíûì ð¸âîì ñâåðëèëî çóá, òî èçî ðòà ïàöèåíòà ÷àñòî âàëèë äûì, ïåðåìåøàííûé ñ êàðèîçíîé ïûëüþ, à â âîçäóõå ñòîÿë çàïàõ ãîðåëîé êîñòè. Áóðû ìàøèíû ÷àñòî ëîìàëèñü è âûëåòàëè âî âðåìÿ ðàáîòû èç äåðæàòåëåé, êóñîê áóðà ìîã çàñòðÿòü â çóáå. Âñþ ýòó ïðåëåñòü äîïîëíÿëà ìîùíàÿ àâòîìîáèëüíàÿ ôàðà (ïðèâåò, ñîâåòñêàÿ óíèôèêàöèÿ!), êîòîðàÿ èñïîëüçîâàëàñü â êà÷åñòâå ïîäñâåòêè è âñåãäà ñëåïèëà ïàöèåíòà.
Òàê íàçûâàåìîå óáèéñòâî íåðâà ìûøüÿêîì ïðîèçâîäèëîñü ïî òåõíîëîãèÿì XIX âåêà. Èç òîé æå ýïîõè â ñîâêîâóþ ñòîìàòîëîãèþ ïðèø¸ë öåìåíò äëÿ ïëîìá, åãî ñîçäàëè â Ãåðìàíèè â 1885 ãîäó ýòî áûë ñåðûé àáðàçèâíûé ïîðîøîê êðàéíå íèçêîãî ïî ìåðêàì XX âåêà êà÷åñòâà, îòâåðæäàåìûé êðàéíå âîíþ÷èì îòâåðäèòåëåì. ×òî ñàìîå èíòåðåñíîå â íà÷àëå âåêà â Ðîññèè ïëîìáû âûïîëíÿëèñü èç äðàãîöåííûõ ìåòàëëîâ è ïðî÷íîãî ôàðôîðà, à â ÑÑÑÐ ñòàëè çàìàçûâàòü äûðêè ãîâíÿíûì öåìåíòîì. Ïîìèìî íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé âî ðòó (ïëîìáà áûëà øåðîõîâàòîé è îùóùàëàñü èíîðîäíûì òåëîì), ïëîìáû òàêæå êðàéíå õðåíîâî äåðæàëèñü, âûëåòàÿ ïî ëþáîìó óäîáíîìó ïîâîäó. Îñîáåííî õîðîøî ñîâåòñêèå ïëîìáû äîñòàâàëà èðèñêà «Êèñ-êèñ» ïðè æåâàíèè ïîäîáíîé øòóêè ïëîìáà âûëåòàëà ñî çâóêîì «÷âÿê» è òóò æå êðîøèëàñü.
Ñêàæó íåñêîëüêî ñëîâ è î ïðîòåçèðîâàíèè íîðìàëüíûõ çóáíûõ ïðîòåçîâ â ÑÑÑÐ íå áûëî îò ñëîâà «ñîâñåì», è äàæå Ïîëèòáþðî íå ñòåñíÿëîñü îòñâå÷èâàòü çîëîòûìè è ñåðåáðÿíûìè êîðîíêàìè. Êîðîíêè ñòàâèëè íà îñòàòêè çóáîâ (÷àùå âñåãî ïî÷åðíåâøèå è ñòî÷åííûå äî êîðíÿ), êîòîðûå çà íåñêîëüêî ëåò íîøåíèÿ óíè÷òîæàëè îñòàòîê çóáà. Î ñòåïåíè ïðèÿòíîñòè íîøåíèÿ òàêîãî êóñêà ìåòàëëà âî ðòó ÿ ïðîìîë÷ó. Åù¸ ñóùåñòâîâàëè òàê íàçûâåìûå ìîñòû ýòî êîãäà âàì â ðîò ñîâàëè Êðûìñêèé ìîñò èç 1-2-3 çóáîâ, êîòîðûé êðåïèëñÿ ê èìåþùèìñÿ ïîáëèçîñòè çäîðîâûì çóáàì äëÿ ÷åãî ïîñëåäíèå ïîäòà÷èâàëèñü. Ñóäèòå ñàìè, íàñêîëüêî ïîëåçíî è ïðèÿòíî ýòî áûëî.
Ñòàðèêè è ñîâñåì áåççóáûå ëþäè ìîãëè ïîñòàâèòü ñåáå òàê íàçûâàåìûé ïîëíûé ïðîòåç âåñüìà ñòðàøíîå óñòðîéñòâî, ñäåëàííîå èç ìåäèöèíñêîãî ïëàñòèêà è âïèõèâàåìîå â ðîò íà ãîëûå äåñíà. Íîñèëè ýòó øòóêó, êàê ïðàâèëî, òîëüêî äí¸ì, à íà íî÷ü êëàëè â ñòàêàí ñ âîäîé, ñòîÿùèé ó êðîâàòè. Õîðîøî æèëîñü â ÑÑÑÐ! Ïî÷èòàë íà íî÷ü ãàçåòû ïðî âåëèêèå êîñìè÷åñêèå ñâåðøåíèÿ, ïîëîæèë çóáû íà ïîëêó äà è ë¸ã ñïàòü.
«À âîò â Àìåðèêå Àáàìà íåãðîâ ëèí÷óåò» ðàçäà¸òñÿ êðèê ôàíàòîâ ñîâêà, «âû íà ãîñäîëã Àìåðèêè ïîñìîòðèòå!». «Òîãäà áûëî âåçäå òàê, ýòî âðåìÿ òàêîå áûëî, ïîñìîðèòå íà ôîòî Ëåííîíà íà íèùåé êóõíå â âîíþ÷åé õðóù¸âêå ó Ìàêêàðòíè!». Òàê âîò, äðóçüÿ ñî ñòîìàòîëîãèåé áûëî âñ¸ ñîâñåì íå òàê. ÑÑÑÐ ôàêòè÷åñêè ñîçíàòåëüíî è áåçäàðíî ïðîçåâàë ìèðîâóþ ðåâîëþöèþ â çóáíîé òåõíèêå, êîòîðàÿ ïðîèçîøëà â øåñòèäåñÿòûå ãîäû â ðàçâèòîì ìèðå. Ñîáñòâåííî, ÑÑÑÐ î íåé êàê-òî è íå äóìàë âàæíåå áûëî ðàçâèâàòü âîåííóþ òåõíèêó è çàðèòñÿ íà íîâûå òåððèòîðèè, à êàê òàì ãðàæäàíå æèâóò òàê ýòî âîïðîñ äåñÿòûé..
Ïûòî÷íàÿ ñèñòåìà â ñòðàíå Áåñïëàòíîé Ìåäèöèíû.
 êà÷åñòâå îòäåëüíîãî íåáîëüøîãî ðàçäåëà íóæíî åù¸ ñêàçàòü âîò î ÷¸ì. Ñîâåòñêàÿ ñòîìàòîëîãèÿ, êàê è äðóãèå ñîâåòñêèå «êàç¸ííî-áåñïëàòíûå» ó÷ðåæäåíèÿ áîëüøå âñåãî íàïîìèíàëà ÷òî-òî àðìåéñêîå èëè òþðåìíîå. Ïàöèåíò áûë êàê áû âñåãäà â ÷¸ì-òî âèíîâàò, à âñÿ ðàáîòà äåëàñü ÷àùå âñåãî íåõîòÿ è ñïóñòÿ ðóêàâà. Ïðî îáåçáîëèâàíèå íèêòî íå äóìàë ñ÷èòàëîñü ÷òî è òàê ïîòåðïÿò, íå ðàçâàëÿòñÿ. «Çà÷åì ñòîë ñåðâèðâàòü è òàê ñîæðóò!» âîò ýòó ôðàçó ìîæíî ñ÷èòàòü ãèìíîì è äåâèçîì âñåãî ñîâêîâî-áåñïëàòíîãî, â òîì ÷èñëå è ñòîìàòîëîãèè.
Ìîëî÷íûå çóáû óäàëÿëèñü âñåãäà áåç îáåçáîëèâàíèÿ.  ïîçäíåì ñîâêå äåòÿì ìîãëè áðûçíóòü â ðîò êàêîé-òî ìÿòíî-âèøí¸âîé îõëàæäàþùåé âîäè÷êîé òèïà «Îðàñåïòà», ÷òî äàâàëî áîëüøå ïñèõîëîãè÷åñêèé ýôôåêò, ÷åì ðåàëüíîå îáåçáîëèâàíèå. Êîðåííûå çóáû óäàëÿëèñü ñ âðåäíûì íîâîêàèíîì, îò êîòîðîãî âåñü öèâèëèçîâàííûé ìèð íà÷àë îòêàçûâàòüñÿ åù¸ äî Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû. Íîâîêàèí äåéñòâóåò, êñòàòè, äàëåêî íå íà âñåõ ê ïðèìåðó, ìíå â äåòñòâå óäàëÿëè îñòàòêè ðàçâàëèâøåéñÿ ìîëî÷íîé «øåñòåðêè» ïîä íîâîêàèíîì, êîòîðûé íà ìåíÿ íå ïîäåéñòâîâàë è ýòî áûëà íåâåðîÿòíàÿ ïûòêà. Ñâåðëèëè çóáû áåç íàðêîçà âîîáùå è òàê ñîéä¸ò! Åù¸ íóæíî ñêàçàòü, ÷òî ñîâåòñêèå ñòîìàòîëîãè íå ñòàðàëèñü ñîõðàíèòü ïàöèåíòó çóáû, ÷óòü ÷òî íàçíà÷àëè óäàëåíèå.
Ñîáñòâåííî, èìåííî òàê è âûãëÿäåëà òà ñàìàÿ «áåñïëïàòíàÿ» ñîâåòñêàÿ ñòîìàòîëîãèÿ. Íà ñàìîì äåëå îíà íå áûëà íèêàêîé «áåñïëàòíîé» òî÷íî òàê æå, êàê è â ñëó÷àå ñ ñîâåòñêèìè êâàðòèðàìè, äåíüãè íà âîò ýòî âñ¸ áðàëèñü èç ÂÂÏ ñòðàíû, ôàêòè÷åñêè âûñ÷èòûâàëèñü â âèäå íàëîãîâ èç çàðïëàò ãðàæäàí, íî ïðè ýòîì âñ¸ ñ÷èòàëîñü «áåñïëàòíûì» è áûëî îæèäàåìî íåêà÷åñòâåííûì «ìû âàñ ëå÷èì áåñïëàòíî, ÷åãî âû åù¸ õîòèòå! Íå íðàâèòñÿ óõîäèòå îòñþäà!
Источник