Лечение верхних зубов в каком положении удобнее проводить
13. Расскажите о положении врача, пациента при лечении зубов на верхней челюсти.В положении «9 часов» лечится область верхней челюсти. Зеркало должно находиться в левой руке, которая опирается на лоб пациента. Ели врач проводит работу на вестибулярной или оральной поверхности моляров и премоляров, то голову пациента следует поворачивать так, чтобы видеть эти поверхности напрямую.
В положении «10 часов» врач выполняет работу в основном на зубах нижней челюсти слева, но может работать и на всем нижнем ряду.
В положении «11 часов» врач работает с зубами на нижней челюсти справа, а с зеркалом –справа на верхней челюсти.
В положении «12 часов» врач лечит все зубы как верхней, так и нижней челюстей.
Пациент всегда в положении «лежа», наклон спины меньше 45°! При таком положении язык герметично закрывает глотку, защищая пациента от аспирации инородных тел. При проведении длительных сеансов лечения (больше 45-ти минут) смажьте углы рта пациента вазелином или бипантеновой мазью.
14. Расскажите об обязанностях ассистента врача-стоматолога.Спектр обязанностей ассистента определяет врач. В настоящее время существует 2 типа деятельности ассистентов:
Первый тип включает только около врачебную деятельность, когда помощник врача-стоматолога готовит к работе стоматологическое оборудование и приборы.
Отвечает за готовность кабинета к работе, наличие и стерильность инструментов, рациональное размещение материалов и вспомогательных средств на рабочем месте.
При этом, помощник врача-стоматолога должен знать специфику применения стоматологических инструментов и материалов, строго соблюдать последовательность технологических этапов, быстро, четко и правильно подавать инструменты, препараты и материалы врачу.
Второй тип деятельности ассистента врача-стоматолога связан с частичным выполнением врачебных действий.
При первичном осмотре помощник помогает врачу выполнять диагностические, профилактические и лечебные действия, используя вспомогательные приспособления и приборы.
Помогает вовремя заметить изменения общего состояния организма пациента. При стоматологических лечебных операциях открывает обзор рабочего поля врачу, защищает слизистую оболочку и другие ткани полости рта от повреждения, отводя щеки, губы, язык. Убирает отсосом (аспиратором) аэрозоли, содержащие микробы. Кроме того, он постоянно поддерживает чистоту в полости рта пациента. Оказывает помощь при подборе цвета пломбировочных материалов при реставрации зубов. В проведении асептической обработки кариозной полости. Помогает относительно (с помощью валиков) или абсолютно (с помощью коффердама) изолировать зуб.
Помогает соблюдать тщательность и последовательность технологических этапов эндодонтической обработки корневых каналов, заполнения их пломбировочным материалом, лечения осложненных и не осложненных форм кариеса зубов.
15. Особенности работы в четыре руки.В настоящее время принцип работы «в четыре руки» подразумевает пять компонентов практики (Садовский В.В., 1999):
1. Работа сидя.
2. Помощь ассистентов.
3. Организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (предварительный анализ, планирование, менеджмент, оценка).
4. Максимальное упрощение рабочих моментов приема.
5. Профилактика инфекционных осложнений (InfectionControl).
При организации работы по принципу «в четыре руки» пациент располагается в кресле «в положении лежа». При лечении жевательных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла составляет 20—25°. При лечении зубов верхней челюсти или фронтальных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла не превышает 5—10°, а иногда пациента располагают горизонтально (чтобы нос и колени пациента находились примерно на одном уровне).
Врач сидит непосредственно за головой пациента в положении «8—12 часов» на абстрактном циферблате, перемещаясь в пределах этой зоны для обеспечения хорошего обзора и максимального удобства работы. Стул врача должен быть отрегулирован таким образом, чтобы стопы врача стояли на полу, ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, а туловище врача располагалось вертикально, опираясь поясницей на спинку стула. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому пациент как бы возлежит на коленях врача.
В процессе работы стоматолог должен следовать «правилу параллели»: фронтальная поверхность лица врача должна располагаться параллельно поверхности препарируемого зуба.
Ассистент располагается в позиции «2—5 часов». Рабочий стол ассистента располагается справа от него. Для лучшего обзора и удобства работы ассистент должен сидеть на 10—12 см выше врача. Чтобы обеспечить эргономичную позу ассистенту (сгибание ног в коленных суставах под углом 90°), на ножке стула для ассистента делается круговая подставка для ног. Вместо традиционной спинки, на стуле для ассистента делается «абдоминальный упор», который устанавливается у основания грудины на уровне мечевидного отростка и обеспечивает дополнительную опору для туловища . Зона передачи инструментов находится «между 5 и 8 часами».
Для обеспечения наилучшего обзора операционного поля следует регулировать высоту кресла, степень наклона его спинки, менять положение врача по отношению к пациенту, просить пациента повернуть или запрокинуть голову, открыть пошире рот и т.д. При несоблюдении этих требований эргономики, врач затрудняет себе работу, сидит в неудобной позе, что приводит к быстрому утомлению и развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Источник
Стоматолог и ассистент должны организовать свою практику, основываясь на принципах работы «в четыре руки». Автор использует концепцию разделенного пространства (Kimmel et al.),
которая предполагает разделение рабочих пространств между стоматологом и ассистентом. Безусловно, существуют и другие разумные способы организации труда, однако автор считает концепцию Киммеля наиболее удачной. Операционный столик располагается перед пациентом в пределах досягаемости и стоматолога и ассистента; модуль стоматолога располагается справа от врача; модуль ассистента и отсос находятся недалеко от головы пациента; зоны D1, D2, А1 и А2 также находятся на расстоянии вытянутой руки стоматолога или ассистента (рис. 8-20а и 8-20Ь).
Рис. 8-20а. Стоматолог, ассистент и пациентка
Во избежание ограничения движений члены стоматологической команды женского пола должны носить брюки, а не юбки (рис. 8-20с). Кресло стоматолога должно быть установлено на такой высоте, чтобы его ноги были согнуты в коленях под углом 105° (рис. 8-20d). Ассистент должен располагаться несколько выше, чтобы видеть полость рта пациента под большим углом, чем стоматолог. Однако такая расстановка зависит от роста членов команды.
Положение членов стоматологической команды должно быть достаточно комфортным, чтобы сохранять его в течение продолжительного периода. Педаль должна располагаться под стоматологическим креслом в проекции головы пациента. В таком случае педаль находится в пределах досигаемости стоматолога, сидящего на стуле прямо. Стопа стоматолога комфортно располагается на нижнем ободе стула (рис. 8-20е).
Рабочие пространства можно разделить по аналогии с циферблатом. Голова пациента располагается на 12 часов, стоматолог — на девять часов, а ассистент — на три. Эта позиция является стартовой. При необходимости стоматолог может перемещаться в пределах 9-12, а ассистент — в пределах 1-2 часов (рис. 8-2Of).
Положение пациента.
Пациент сначала садится в стоматологическое кресло, после чего ему придают необходимое положение в зависимости от проведения манипуляций на верхней или нижней челюсти. При работе на нижней челюсти глаза и пальцы ног пациента должны находиться на одном уровне (рис. 8-21а). При работе на верхней челюсти пациент откидывается как можно дальше назад с помощью опоры для шеи и плеч (рис. 8-21Ь). Достижение такого горизонтального положения имеет большое значение по двум причинам. Во-первых, оно обеспечивает стоматологу прямую визуализацию и, во-вторых, снижает риск случайного проглатывания или аспирации пациентом инородных тел. Любое положение менее 45° сильно увеличивает вероятность аспирации.
Стоматологические манипуляции
Рис. 8-20Ь. Расположение предметов относительно кресла рассматривают относительно циферблата (опубликовано с разрешения из статьи Hilger`)
Рис. 8-20с. Стоматолог и ассистент находятся в положении сидя, причем и тот и другая носят брюки. Колено стоматолога располагается между коленями ассистента
Рис. 8-20d. Стоматолог находится в положении сидя: ноги согнуты в коленях под углом 105°.
Рис. 8-20е. Положение правой стопы на педали: пятка опирается на круг в основании кресла стоматолога.
Рис. 8-20f. Зоны досягаемости стоматолога (от 9 до 12 часов) и ассистента (от одного часа до трех часов)
Для ознакомления с этим феноменом стоматолог может провести тест с водой. Воду аккуратно заливают в полость рта лежащего человека. Под таким углом рефлекторного глотания не происходит. Затем спинку кресла медленно переводят в вертикальное положение. После достижения 45° человек автоматически сглатывает (рис. с 8-21с по 8-21f). Сохранение лежачего положения пациента является важной мерой защиты от случайного проглатывания или аспирации инородных тел.
Рис. 8-21 а. Положение пациента при работе на нижней челюсти (по Шону,
опубликовано с разрешения)
Рис. 8-21Ь. Положение пациента при работе на верхней челюсти (по Шону,` опубликовано с разрешения)
Рис. 8-21 d. Тест с водой
Рис. 8-21с. Пациентка в положении сидя, надета водоотталкивающая накидка для защиты одежды.
Рис. 8-21 е. Язык перекрывает глотку в положении пациента лежа (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-21f. В положении пациента сидя язык не блокирует глотку (по Шону,` опубликовано с разрешения)
Отведение щек и языка в переднем отделе можно проводить с помощью пальцев (рис. 8-22а), а в боковых отделах для этих целей используется зеркало или ретрактор. Зеркало с двумя удерживающими стержнями намного легче переносится пациентом, чем зеркало с одним (рис. 8-22Ь и 8-22с). В ходе продолжительных сеансов лечения уголки рта пациента необходимо смазывать вазелином, мазью или кремом.
Насадки для отсоса с защитными щитками для языка позволяют удерживать язык в стороне от проведения манипуляции. Такие наконечники бывают разного цвета (рис. 8-23а) — более яркие подбирают для создания большего контраста с зубами, что особенно важно при лечении передних зубов.
Однако необходимо помнить, что наконечники для отсоса могут быть слишком длинными, что не позволяет ассистенту расслабить руку, поэтому наконечники можно укоротить (рис. 8-23Ь). Наконечник удерживают за более широкий конец в области соединения со шлангом, как карандаш. Укорочение
Рис. 8-22а. Отведение верхней губы пальцами
Рис. 8-22Ь. Стоматологические зеркала с одиночным и двойным держателями
Рис. 8-22с. Пример отведения мягких тканей лица для обеспечения доступа к левому дистальному сегменту верхней челюсти. Уголки рта смазаны вазелином
Рис. 8-23а. Наконечники отсоса разного цвета
Рис. 8-23Ь. Стандартной длины и укороченный наконечники отсоса
Рис. 8-23с. Расположение наконечника в руке
Рис. 8-23d. Расположение наконечника отсоса в полости рта при работе в левом квадранте нижней челюсти
Рис. 8-24а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в правом боковом сегменте нижней челюсти пациентки
Рис. 8-24Ь (справа). Правый боковой сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-24с (слева). Правый боковой сегмент нижней челюсти: схема рабочего положения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-24d (справа). Правый боковой сегмент нижней челюсти: рабочее положение стоматолога
Рис. 8-25а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в нижнем переднем сегменте
Рис. 8-25с (слева). Передний сегмент нижней челюсти: схема рабочего положения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-25d (справа). Передний сегмент нижней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов
Рис. 8-25b (справа). Передний сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос.
Рис. 8-26с (слева). Левый боковой сегмент нижней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-26d (справа). Левый боковой сегмент нижней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов.
Рис. 8-27а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в левом боковом сегменте верхней челюсти
Рис. 8-27с (слева). Левый боковой сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-27d (справа). Левый боковой сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов
Рис. 8-27Ь (справа). Левый боковой сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-26Ь (справа). Левый боковой сегмент нижней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-26а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в левом боковом сегменте нижней челюсти
Рис. 8-28а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в верхнем переднем сегменте
Рис. 8-28Ь (справа). Передний сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-28с (слева). Передний сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-28d (справа). Передний сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов
Рис. 8-29а (слева). Положение стоматолога и ассистента при работе в правом боковом сегменте верхней челюсти.
Рис. 8-29Ь (справа). Правый боковой сегмент верхней челюсти: ассистент отводит мягкие ткани и удерживает отсос
Рис. 8-29с (слева). Правый боковой сегмент верхней челюсти: схема расположения ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего отсос. Поддержка (красный цвет), ретракция (зеленый цвет) (по Шону,` опубликовано с разрешения).
Рис. 8-29d (справа). Правый боковой сегмент верхней челюсти: положение стоматолога при препарировании зубов
Рис. 8-30а. Пациентка использует мйкияж
Рис. 8-ЗОЬ. Маска для защиты макияжа
наконечника позволяет ассистенту опереться своим мизинцем на лицо пациента, что облегчает контроль и способствует принятию более расслабленного положения (рис. 8-23с и 8-23d).
При эвакуации жидкости немного влаги должно оставаться в полости рта пациента, чтобы он мог глотать без опасности аспирации.
Для стабилизации положения головы пациента ассистент своей рукой направляет пальцами голову пациента. Ассистент должен уметь угадывать направление взгляда стоматолога и перемещать голову пациента в нужное положение для выполнения конкретной манипуляции. Тут не может быть никаких компромиссов. Сначала это кажется пациенту необычным, однако сохранение оптимального положения его головы имеет исключительно большое значение для правильного и быстрого выполнения максимально эргономичных манипуляций. Это, по сути, отвечает двум основным пожеланиям пациента, которые заключаются в максимально успешном и непродолжительном лечении.
Положения при отведении мягких тканей и удалении жидкостей.
В данном разделе описаны индивидуальные положения при проведении лечения. Каждое положение подробно проиллюстрировано в соответствии с принципами стоматологии «в четыре руки».
Положения при лечении нижней челюсти разделены в зависимости от сегмента: правый боковой (рис. с 8-24а по 8-24d); передний (рис. с 8-25а по 8-25d); левый боковой (рис. с 8-26а по 8-26d). Такое же разделение было проведено для демонстрации положений при лечении на верхней челюсти: левый боковой сегмент (рис. с 8-27а по 8-27d); передний (рис. с 8-28а по 8-28d); правый боковой (рис. с 8-29а по 8-29d).
При проведении непродолжительного сеанса терапии пациенткам можно предложить надеть на лицо маску, чтобы сохранить макияж (рис. 8-30а и 8-ЗОЬ). Однако при длительных сеансах лечения макияж рекомендуется снимать.
Пациент немного улыбается и придает спокойное состояние нижней челюсти. По фотографии пациента в молодом возрасте измеряют межзрачковое расстояние (х) и длину перпендикуляра от кончика подбородка до межзрачковой линии (у). Затем эти же показатели определяют в клинических условиях. После этого проводят расчеты по формуле у` = х/х`ху. Такой метод позволяет получить результат с точностью ± 1 мм. Этот показатель не является удовлетворительным, кроме того, результаты во многом зависят от угла, под которым была сделана фотография (рис. с 6-2Ь по 6-2d).
Источник
Необоснованность возникновения страха перед стоматологом
Стоматология относится к таким понятиям, о которых ходит множество разных легенд и мифов, в большинстве своем необоснованных. В результате и без того нелегкий процесс лечения становится еще более пугающим. Однако, реальной опасности, угрожающей нашему здоровью или жизни в кабинете у врача нет. Я могу с полной уверенностью заявить – в стоматологическом кресле пациент подвергается значительно меньшему риску, чем при пересечении улицы в неположенном месте. Чего же так боится человек, пришедший на прием к стоматологу?
Что такое страх
Поговорим о страхе. Что это такое? Физиологи говорят, что это просто химический процесс. Повинуясь нервному сигналу, кора надпочечников начинает выделять в кровь адреналин. Он же заставляет активизироваться практически все системы нашего организма. Ведь всем известно, когда страшно – сильно колотится сердце.
Психологическая составляющая страха
Вот с точки зрения психики все выглядит гораздо сложнее. Вообще-то, страх призван служить человеку. Чувство страха охраняет нас, стремится предотвратить ситуации, чреватые неприятными последствиями. Недаром мы с некоторой боязнью относимся к неведомому, к незнакомому. Однако, иногда страх становится чем-то вроде сверхпопечительной мамаши. Он стремится полностью изолировать нас от внешнего мира. И бывает так, что баланс между непроизвольным страхом и разумным контролем над ним нарушен. Вот тогда и боятся – до озноба, до дрожи в коленях – темноты или мышей и т.д. С этой ситуацией, когда человек служит страху, надо бороться.
«Генетический» страх
Среди причин страха есть такие, с которыми мы совладать не в состоянии. Я как-то пошутил, сказав, что в нашей стране страх лечения зубов передается генетически. Но генетический страх существует и на самом деле – ведь зубы у животного – это инструмент питания и оружие, и человеческое подсознание воспринимает удаление зуба как угрозу всему организму. Недаром так часто пациенты возражают против удаления своего последнего зуба.
Социальные причины появления страха
Есть и причины социального характера. Вообще, запугивание – характерная черта любой тоталитарной культуры. Обратите внимание, как родители воспитывают своих детишек, пугая их «дядей-милиционером» или походом в поликлинику, где им сделают укол. Что в этом случае думает ребенок? Преодолеть возникающий у него впоследствии порог недоверия весьма непросто.
Страх может передаваться
Есть и страх передаваемый: «Не бойся!» — говорит мама малышу, — «Тебе сделают укольчик, и будет совсем не больно!». Казалось бы, правильные слова, но тон, которым говорила мама, был тем же, которым она разговаривала с ребенком, когда ему было плохо или больно.
Установлено, что только восемь процентов мыслей мы передаем словами, тридцать пять процентов приходится на интонацию, а остальные пятьдесят семь – на жестикуляцию. Поэтому ребенок, чувствуя несоответствие тона и слов, непроизвольно напрягается, начинает бояться.
Почему мы испытываем страх в зубоврачебном кресле
Но наиболее сильными причинами страха пациента перед стоматологом, я бы назвал причины индивидуальные. Одна из них – страх перед беззащитностью, которую мы ощущаем в зубоврачебном кресле. И действительно, во-первых, пациент не видит, что с ним делает врач, а во-вторых, пациент не может общаться и заранее боится того, что в случае сильной боли он не успеет сообщить об этом врачу. Но ведь это – ваш врач, врач, которому вы доверяете. Поверьте, у него масса способов определить, есть ли у пациента какие-либо болезненные ощущения. и помимо истошного вопля самого пациента.
Лечение зубов в положении — лежа
Одним из способов разрядки такого ситуативного страха является лечение зубов в положении – лежа. Лежащий человек не может так долго находиться в напряжении, как сидящий. И это еще один аргумент в пользу врача, имеющего современное зубоврачебное кресло.
Костный слух может спровоцировать боязнь
Часто вызывают страх и различные непривычные ощущения. Я говорю не о боли. Есть такое явление – костный слух, когда вибрация бора проходит по кости к слуховым центрам. Это может быть неприятно и страшно, а может — и нет. Все зависит от того, как человек воспринимает новые впечатления. «Ой! Ужас! В голове прямо гудит!» — восклицает один. «Гудит в голове. Любопытно!» — скажет другой.
Ассоциативный страх
Однако, кроме вышеперечисленных причин, существует и еще одна причина возникновения чувства страха. Я бы назвал ее ассоциативной. Для иллюстрации я приведу пример из собственной жизни. Когда мне было девять лет, я оказался в кресле у врача стоматолога, для удаления зуба врач воспользовался инструментом, похожим на крючок. Мне было больно, и я это запомнил. В восемнадцать лет я начал работать на противошоковом отделении военно-полевой хирургии. Насмотрелся я там всякого и уж вряд ли испытывал бы страх перед медициной. Однако, вскоре мне снова пришлось удалять зуб. Сев в кресло, я сказал врачу: «Если крючком – то не дам!» Этот крючок стал для меня чем-то вроде выключателя — один его вид возвращал связанное с ним ощущение боли, и мне становилось страшно.
Как бороться с ощущением страха
Первым шагом на пути укрощения страха должна быть попытка в нем разобраться. Постараться понять, что именно вызывает у вас это чувство. Ведь особенно страшно, когда не знаешь – почему. А тем, что вы смогли понять, вы сможете впоследствии манипулировать. Постарайтесь воспользоваться накопленным вами опытом, даже не обязательно связанным со стоматологией. Ведь бывали же ситуации, когда вы смогли подавить в себе, например, страх высоты. Как вам это удалось? Почему бы не применить это теперь? Скажите себе: «Мне страшно, но я не боюсь!» Например, можно попробовать читать про себя стихи.
Конкретные способы преодоления состояния страха перед врачем
Я рекомендую пациентам как-то отвлечься во время работы врача. Лучший способ – использовать плеер или радиоприемник с наушниками. Ну, а если вы знаете, что вам не хватает сил совладеть с собой, расскажите об этом врачу. Не надо молча трястись и сжимать губы – лучше признайтесь своему доктору. И главное, когда вам станет страшно, я советую вспомнить, что в подавляющем большинстве случаев реальных оснований для этого нет. У хорошего врача больно не будет. Почему? Об этом я расскажу в следующей передаче.
Смотреть видео «Страх перед стоматологом, лечение в положении лежа»
Директор стоматологического центра «Вита» Борис Яковлевич Левин представляет передачу:
Страх перед стоматологом, лечение в положении лежа.
Источник