Лечение полной потери зубов

www.spbgmu.ru

Причины,
вызывающие полную утрату зубов, различны.
Чаще всего ими являются кариес, пародонтоз,
функциональная перегрузка зубов и общие
заболевания организма. Полное отсутствие
зубов может иметь ме­сто и при пороках
развития зубочелюстной системы (полная
адентия).

После
потери зубов и развивающихся по этой
причине атрофических процессов в
челюстях и мягких тканях, покрывающих
их, возникают но­вые взаимодействия
элементов челюстно-лицевой системы.
Это делает беззубый рот в качественном
отношении совершенно отличным от
поло­сти рта, сохранившей зубы. В связи
с этим изменяются характер специ­альной
подготовки полости рта и проведение
протезирования. Изучение особенностей
клинической анатомии беззубого рта
является одним из, важных условий,
обеспечивающих успех протезирования.

Клиническая
картина беззубого рта зависит от причины,
вызвавшей потерю зубов, времени, которое
прошло с момента удаления их, возра­ста
пациента и других индивидуальных
особенностей организма (пере­несенные
заболевания, операции во рту и т. д.).

При
изучении клинической картины беззубого
рта следует обратить внимание на
старческую прогению, атрофию альвеолярных
отростков, состояние слизистой оболочки,
покрывающей альвеолярные отростки и
твердое небо, потерю фиксированной
межальвеолярной высоты, измене­ние
внешнего вида больного, нарушение
функции жевания и речи.

Старческая
прогения.

Этим
термином обозначают прогеническое
соотношение беззубых че­люстей. Для
того чтобы понять механизм образования
старче­ской прогении, следует вспомнить
некоторые особенности взаимного
рас­положения зубов верхней и нижней
челюстей при ортогнатическом прикусе.
Как известно, при этом передние зубы
верхней челюсти вместе с альвеолярным
отростком наклонены вперед. Боковые
зубы наклонены коронками кнаружи, а
корнями внутрь. Если при этом провести
линию по верхушкам корней, то образованная
дуга (альвеолярная) будет мень­ше дуги
(зубной), проведенной по режущим и
жевательным поверхно­стям зубов.

Несколько
иные взаимоотношения складываются
между зубной и альвеолярной дугой на
нижней челюсти. При ортогнатическом
прикусе резцы ее стоят на альвеолярном
отростке отвесно. Боковые же зубы своими
коронками наклонены в язычную сторону,
а корнями кнаружи. По этой причине зубная
дуга нижней челюсти уже альвеолярной.
Таким образом, при ортогнатическом
прикусе с наличием всех зубов верхняя
челюсть сужается кверху, нижняя же,
наоборот, становится шире книзу. После
полной потери зубов эта разница сразу
же начинает сказы­ваться, создавая
прогеническое соотношение беззубых
челюстей.

Атрофия
альвеолярного отростка имеет свои
закономерности. Так, на верхней челюсти
атрофии больше подвергается его щечная
сторона, а на нижней — язычная. Вследствие
этого верхняя альвеолярная дуга
становится еще более узкой при одновременно
расширяющейся нижней.

Старческая
прогения характеризуется изменением
соотношений че­люстей и в трансверзальном
направлении. Нижняя челюсть при этом
ста­новится как бы шире. Все это
затрудняет постановку зубов, отрицательно
сказывается на фиксации протезов и в
конечном счете на их жевательной
эффективности.

Утрату
зубов не всегда следует относить к
явлениям возрастного ха­рактера, ибо
выпадение их в связи с возрастной
атрофией альвеолярного отростка
наблюдается лишь у лиц преклонного
возраста. С этой точки зрения термин
«старческая» прогения следует понимать
условно, по­скольку она может возникнуть
после потери зубов в любом возрасте.

Клиническая
картина становится еще более сложной,
если у больно­го до потери зубов имела
место прогения. Возникает резкое
несоответ­ствие между размерами
альвеолярной дуги верхней и нижней
челюстей, так как верхняя челюсть
маленькая, а нижняя — большая. Чем больше
несоответствие между верхними и нижними
зубными рядами, тем более выражена
старческая прогения и тем труднее
условия для протезирова­ния.

При
прогнатии после полной потери зубов
взаимоотношения альвео­лярных дуг
складываются несколько иначе. Как
известно, прогнатия характеризуется
тем, что передние верхние зубы выстоят
вперед в отношении одноименных зубов
нижней челюсти. При полной потере зубов
и небольшой прогнатии возникают
относительно нормальные соотношения
беззубых челюстей. При чрезмерном
развитии верхней челюсти прогна­тическое
соотношение челюстей сохраняется и
после полной потери зу­бов. При этом
отмечается резкое несоответствие между
размерами ис­кусственных зубных рядов
верхней и нижней челюстей, что сказывается
на устойчивости протеза и его функциональных
качествах.

Источник

Потеря зубов

Достаточно часто люди становятся пациентами стоматологической клиники по причине отсутствия одного или нескольких зубов. Чем старше человек становится, тем у него больше вероятность столкнуться с подобной проблемой. Как правило, пациентов пугает лишь не эстетичность их улыбки. Но мало кто понимает, что опасность от недостатка зубов намного больше, чем, кажется на первый взгляд.

Причины потери зубов

Крайне редко встречается первичная адентия, то есть врожденное отсутствие зачатков зубов. Более распространенное явление, отсутствие зубов в результате воздействия конкретных факторов. К таким факторам относятся:

Первичная адентия

1. Периодонтит-это заболевание характеризующееся воспалением тканей прилегающих к зубному корню и держащих его в альвеоле. Причиной болезни могут быть осложнения инфекций, плохо выполненное пломбирование зубных каналов, не пролеченный вовремя пульпит. Если не лечить периодонтит на начальной стадии, то зуб выпадет сам, или его нужно будет удалять.

Периодонтит зуба

2. Пародонтоз – болезнь, чья всеохватываемость и вездесущность может сравниться разве что с чумой, оспой или вирусом Эбола. 

Пародонтоз

3. Травма. Как правило, к потерям зубов приводят спортивные травмы, а также повреждения в результате несчастных случаев.

4. Кариес. Хоть всем известно, что кариес необходимо лечить как можно раньше, но он по-прежнему является одной из основных причин потери зубов. 

5. Некоторые заболевания. К примеру, остеопороз и отдельные болезни щитовидной железы провоцируют нарушение обмена кальция и калия, что приводит к снижению прочности костей челюсти, и в результате есть риск расшатывания и выпадения зубов.

6. Питание. Неправильное употребление твердой пищи может привести к возникновению трещин на зубах. Такие же последствия при употреблении слишком горячего или холодного.

Трещины на зубах

7.Несоблюдение гигиены ротовой полости.

Чтобы минимизировать риск потери зубов рекомендуется дважды в год посещать стоматолога для профилактических осмотров.

Профилактический осмотр у стоматолога

Последствия потери зубов

Последствия потери зубов

Даже само по себе возникновение дырки в зубном ряду может приносить дискомфорт. Если зуб находился в зоне улыбки, то его отсутствие заметно не только пациенту, но и всем окружающим. Это смотрится не эстетично и к тому же могут появиться трудности в произношении отдельных звуков.

В случае утери жевательного зуба человек может столкнуться с периодическим прикусыванием щек и языка, что не только больно, но и может стать причиной воспалительных процессов слизистой полости рта.

Но все вышеперечисленное лишь цветочки, есть намного более опасные последствия, которые сложно разглядеть сразу.

Отсутствие одного зуба в зубном ряду приводит к смещению соседних зубов, которые стремятся заполнить пустующее место. Вследствие, они могут расшатываться и искривляться, также высокий риск формирования дефекта прикуса. Все это проявляется со временем в перемене черт лица.

Смещение зубного ряда в результате отсутствия зубной единицы.

Но есть и такие последствия потери зубов, которые и вовсе незаметны внешне. Речь идет об утончении ткани кости челюсти и отклонениях в функционировании ЖКТ.

Если же говорить о пищеварении, то даже недостаток одного зуба мешает хорошо жевать пищу, что приводит к заболеваниям желудка и кишечника.

Источник: перейти

Вам может быть интересно

Что такое чувствительность зубов?

Болит зуб мудрости: причины, что делать

Лечение пародонтоза дёсен

• Лечение гингивита

Киста зуба

Художественная реставрация, как путь к улыбке своей мечты

«Имеются противопоказания. Необходима консультация врача.» Данный сайт носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) ГК РФ.

Источник

    14 Ноябрь 2019

    Содержимое

    • Последствия утраты зубов
    • Методы протезирования при полной потере зубов
    • Правила ухода за протезами

    Несмотря на то, что современная стоматология направлена на максимальное сохранение собственных зубов пациента, в некоторых случаях избежать их потери не удается. Полная потеря зубов может произойти по нескольким причинам. Среди них заболевания, неправильное лечение, травмы, плохая гигиена. Есть ряд вариантов решения проблемы, от ношения полного съемного протеза до комплексной имплантации.

    Последствия потери зубов

    Удаление даже одного зуба сопровождается целым рядом изменений. Соседние и противопоставленные зубы смещаются, нарушается прикус, нарушается работа всего зубочелюстного аппарата. Еще один немаловажный негативный фактор — атрофия костной ткани. Не получая нагрузки, кость начинает постепенно рассасываться, истончаться. Чем дольше зуба нет – тем более выраженной становится проблема.

    Методы протезирования при адентии

    Есть несколько способов восстановления жевательной функции и эстетики:

    1. Установка полного съемного протеза. Это самый простой и недорогой выход из положения. Протез изготавливается по слепку, крепится во рту за счет присасывания к мягким тканям.  Основным недостаткам можно отнести: дискомфорт, долгое привыкание, давление на десну и ее атрофия, продолжение рассасывания кости, нарушение дикции, непрочная фиксация. Среди преимуществ: недорого, быстро.
    2. Имплантация и протезирование коронками и мостовидными протезами. Способ гораздо более затратный и длительный, зато результат – идеальные зубы, которые в отличие от съемного протеза прочно закреплены во рту. Преимущества: полноценные зубы с корнями, которые, скорее всего, прослужат до конца жизни пациента. Недостатки: высокая стоимость, необходимость вживления большого количества имплантов (масштабное вмешательство с реабилитацией), есть противопоказания.
    3. Имплантация по методу All-On-4. Этот способ объединяет в себе преимущества двух описанных выше методов. Пациент получает полный зубной ряд всего на четырех имплантах. Конструкция надежно фиксируется во рту, при этом не имеет массивного базиса в отличие от полных протезов, крепящихся методом присасывания. Преимущества: минимум времени, максимум комфорта, простота носки и ухода.

    Правила ухода за протезами при полной потере зубов

    Несмотря на то, что у пациента не остается собственных зубов, его ротовой полости требуется тщательный уход:

    • Съемный протез необходимо снимать и чистить щеткой с пастой. Желательно делать это после каждого приема пищи.
    • Хранить протез необходимо в специальном растворе, чтобы обеспечить правильную гигиену и предотвратить развитие бактерий.
    • Со временем протез нуждается в коррекции, так как костная ткань продолжает убывать и рельеф во рту меняется.
    • За коронками на имплантах ухаживать нужно так же, как и за собственными зубами – чистить, полоскать, полностью избавляться от остатков пищи и налета.
    • Протезы All-On-4 в плане ухода также схожи с обычными зубами. Их чистят щеткой с пастой как обычно. Помимо этого требуется регулярно посещать кабинет врача для профилактического осмотра и гигиенической чистки протеза.

    Полная потеря зубов

    Тщательный уход позволит сохранить протез и здоровье ротовой полости. При возникновении дискомфорта следует посетить врача для осмотра и консультации.

    Источник

    Ýòèîëîãèÿ, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, äèàãíîñòèêà è êëàññèôèêàöèÿ ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè). Êëàññèôèêàöèÿ Øðåäåðà è Êåëëåðà. Ñîâðåìåííîå îðòîïåäè÷åñêîå ëå÷åíèå. Êëèíè÷åñêèå è òåõíè÷åñêèå ýòàïû èçãîòîâëåíèÿ ïîëíûõ ñúåìíûõ ïðîòåçîâ.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ðåôåðàò íà òåìó:

    «Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ. Êëèíèêà. Îðòîïåäè÷åñêîå ëå÷åíèå «

    ÂÂÅÄÅÍÈÅ

    Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) íåïîñðåäñòâåííûì îáðàçîì âëèÿåò íà êà÷åñòâî æèçíè ïàöèåíòà. Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) îáóñëîâëèâàåò íàðóøåíèå âïëîòü äî îêîí÷àòåëüíîé óòðàòû æèçíåííî âàæíîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — ïåðåæåâûâàíèÿ ïèùè, ÷òî ñêàçûâàåòñÿ íà ïðîöåññå ïèùåâàðåíèÿ è ïîñòóïëåíèè â îðãàíèçì íåîáõîäèìûõ ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, à òàêæå íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèé æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà âîñïàëèòåëüíîãî õàðàêòåðà. Íå ìåíåå ñåðüåçíûìè ÿâëÿþòñÿ ïîñëåäñòâèÿ ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè) äëÿ ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà ïàöèåíòîâ: íàðóøåíèÿ àðòèêóëÿöèè è äèêöèè ñêàçûâàþòñÿ íà êîììóíèêàöèîííûõ ñïîñîáíîñòÿõ ïàöèåíòà, ýòè íàðóøåíèÿ âêóïå ñ èçìåíåíèÿìè âíåøíîñòè âñëåäñòâèå óòðàòû çóáîâ è ðàçâèâàþùåéñÿ àòðîôèè æåâàòåëüíûõ ìûøö ìîãóò îáóñëîâèòü èçìåíåíèÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ âïëîòü äî íàðóøåíèé ïñèõèêè.

    Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) ÿâëÿåòñÿ òàêæå îäíîé èç ïðè÷èí ðàçâèòèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ îñëîæíåíèé â ÷åëþñòíî-ëèöåâîé îáëàñòè, òàêèõ, êàê äèñôóíêöèè âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà è ñîîòâåòñòâóþùåãî áîëåâîãî ñèíäðîìà.

    Ïîíÿòèÿ «ïîòåðÿ çóáîâ âñëåäñòâèå íåñ÷àñòíîãî ñëó÷àÿ, óäàëåíèÿ çóáîâ èëè ëîêàëèçîâàííîãî ïàðîäîíòèòà» (Ê08.1 ïî ÌÊÁ-Ñ — Ìåæäóíàðîäíàÿ êëàññèôèêàöèÿ ñòîìàòîëîãè÷åñêèõ áîëåçíåé íà îñíîâå ÌÊÁ-10) è òàêèå òåðìèíû, êàê «ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ» è «ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ» (â îòëè÷èå îò àäåíòèè — íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ è ïðîðåçûâàíèÿ çóáîâ — Ê 00,0), ïî ñóòè, ÿâëÿþòñÿ ñèíîíèìàìè è ïðèìåíÿþòñÿ êàê â îòíîøåíèè êàæäîé èç ÷åëþñòåé, òàê è ê îáåèì ÷åëþñòÿì.

    ÊËÈÍÈÊÀ

    Ïîëíîå îòñóòñòâèå çóáîâ (ïîëíàÿ âòîðè÷íàÿ àäåíòèÿ) ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ðÿäà çàáîëåâàíèé çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû — êàðèåñà è åãî îñëîæíåíèé, áîëåçíåé ïàðîäîíòà, à òàêæå òðàâì

     ñâÿçè ñ ïîòåðåé ôèêñèðîâàííîé âûñîòû ïðèêóñà íèæíÿÿ ÷åëþñòü èìååò âîçìîæíîñòü ïîäíèìàòüñÿ äî ñìûêàíèÿ àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ, òåì áîëåå ïðè èõ àòðîôèè, â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ïðè ôèêñèðîâàííîì ïðèêóñå. Ïëþñ êî âñåìó ó áîëüøèíñòâà áåççóáûõ ïàöèåíòîâ ðåçêî óìåíüøàåòñÿ ñòðóêòóðà ùåê ââèäó àòðîôèè ìûøö, àòðîôèè ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè, ÷òî âëèÿåò çíà÷èòåëüíî íà âíåøíèé âèä ëèöà. Òÿæåñòü êëèíè÷åñêîé êàðòèíû, èíòåíñèâíîñòè ìîðôîëîãè÷åñêèõ èçìåíåíèé è îïòèìàëüíîñòü óñëîâèé äëÿ îðòîïåäè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ ó ïàöèåíòîâ ïîñëå ïîëíîé ïîòåðè çóáîâ çàâèñÿò:

    -îò ïðè÷èí ïîòåðè çóáîâ, îò âðåìåíè, ïðîøåäøåãî ïîñëå ïîòåðè çóáîâ

    -îò êîëè÷åñòâà îäíîâðåìåííîé ïîòåðè çóáîâ è âðåìåíè ìåæäó ïîòåðåé îòäåëüíûõ çóáîâ, îò ïðåäûäóùèõ ìåòîäîâ îðòîïåäè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ

    -îò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà

    -îò ñòåïåíè êîìïåíñàòîðíî-ïðèñïîñîáèòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû è æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà

    -îò õàðàêòåðà è äèàïàçîíà äâèæåíèÿ íèæíåé ÷åëþñòè

    Äèàãíîñòèêà ïîëíîãî îòñóòñòâèÿ çóáîâ (ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèè) ïðîèçâîäèòñÿ ïóòåì êëèíè÷åñêîãî îñìîòðà è ñáîðà àíàìíåçà. Äèàãíîñòèêà íàïðàâëåíà íà èñêëþ÷åíèå ôàêòîðîâ, êîòîðûå ïðåïÿòñòâóþò íåìåäëåííîìó íà÷àëó ïðîòåçèðîâàíèÿ. Òàêèìè ôàêòîðàìè ìîãóò áûòü íàëè÷èå:

    — íå óäàëåííûõ êîðíåé ïîä ñëèçèñòîé îáîëî÷êîé;

    — ýêçîñòîçîâ; îïóõîëåïîäîáíûõ çàáîëåâàíèé;

    — âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ;

    — çàáîëåâàíèé è ïîðàæåíèé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà.

    Ïðè îáñëåäîâàíèè áåççóáîãî ïàöèåíòà íåîáõîäèìî îáðàùàòü âíèìàíèå íà ñòåïåíü àòðîôèè è ôîðìó àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ, ëîêàëèçàöèþ àòðîôèè, à òàêæå íà ñîñòîÿíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè è ñòåïåíü å¸ ïîäàòëèâîñòè.

    ÊËÀÑÑÈÔÈÊÀÖÈß ÏÎËÍÎÃÎ ÎÒÑÓÒÑÒÂÈß ÇÓÁΠ(ÏÎËÍÎÉ ÂÒÎÐÈ×ÍÎÉ ÀÄÅÍÒÈÈ)

    àäåíòèÿ îòñóòñòâèå çóá îðòîïåäè÷åñêèé

    Âñå ìíîãîîáðàçèå àòðîôèé àëüâåîëÿðíûõ îòðîñòêîâ ïî ñòåïåíè è ëîêàëèçàöèè (òîïîãðàôèè) ìîæíî êëàññèôèöèðîâàòü. Íåêîòîðûå âðà÷è èñïîëüçóþò êëàññèôèêàöèþ Øðåäåðà è Êåëëåðà.

    Øðåäåð ðàçäåëÿåò àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè áåççóáîé âåðõíåé ÷åëþñòè ïî ñòåïåíè èõ àòðîôèè íà òðè êëàññà:

    ïåðâûé — íåàòðîôèðîâàííûé àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê, âûñîêîå ïîëîæåíèå ïåðåõîäíîé ñêëàäêè ñ âåñòèáóëÿðíîé ñòîðîíû, ãëóáîêèé ñâîä í¸áà;

    âòîðîé — ðàâíîìåðíàÿ ñðåäíÿÿ àòðîôèÿ;

    òðåòèé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ, ïëîñêèé ñâîä íåáà, ïåðåõîäíàÿ ñêëàäêà ñ âåñòèáóëÿðíîé ñòîðîíû íà óðîâíå ãðåáíÿ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà.

    Êåëëåð ðàçäåëÿåò àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè áåççóáîé íèæíåé ÷åëþñòè ïî ñòåïåíè è òîïîãðàôèè èõ àòðîôèè íà 4 êëàññà:

    ïåðâûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê;

    âòîðîé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ

    òðåòèé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå ïðè ïîëíîé àòðîôèè â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ;

    ÷åòâåðòûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ ïðè ïîëíîé àòðîôèè âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå;

     ýòèõ äâóõ êëàññèôèêàöèÿõ åñòü ñîè íåäîñòàòêè, ïîýòîìó È.Ì.Îêñìàí ñîçäàë ñâîþ êëàññèôèêàöèþ ó÷èòûâàÿ âñå íåäîñòàòêè ïðåäûäóùèõ. Îí ðàçäåëèë àëüâåîëÿðíûå îòðîñòêè ïî ñòåïåíè èõ àòðîôèè íà âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòè áåççóáûõ ÷åëþñòåé íà 4 êëàññà:

    ïåðâûé — õîðîøî ñîõðàíèâøåéñÿ àëüâåîëÿðíûé îòðîñòîê;

    âòîðîé — ðàâíîìåðíàÿ ñðåäíÿÿ àòðîôèÿ;

    òðåòèé — ïîëíàÿ ðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ;

    ÷åòâåðòàÿ — íåðàâíîìåðíàÿ àòðîôèÿ.

    Äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ñòåïåíè ïîäàòëèâîñòè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà â êëèíè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ êëàññèôèêàöèÿ Ñóïëå. Ñîãëàñíî ýòîé êëàññèôèêàöèè èìåþòñÿ ÷åòûðå òèïà ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïî ñòåïåíè ïîäàòëèâîñòè:

    òèï 1 — íîðìàëüíàÿ ïî ïîäàòëèâîñòè è öâåòó ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà;

    òèï 2 — àòðîôè÷íàÿ, íåïîäàòëèâàÿ, ñóõàÿ ñëèçèñòàÿ, ñèíþøíîãî öâåòà,

    òèï 3 — ãèïåðòðîôè÷åñêàÿ, õîðîøî ïîäàòëèâàÿ è ïîäâèæíàÿ, ðûõëàÿ ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà, ðîçîâîãî öâåòà;

    òèï 4 — ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ñî ñëèçèñòûìè ïîäâèæíûìè ñêëàäêàìè âäîëü ãðåáíÿ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà, êîòîðûå ïðè ïîëüçîâàíèè ïðîòåçîì ÷àñòî óùåìëÿþòñÿ ìåæäó ïðîòåçîì è êîñòüþ.

    ÎÐÒÎÏÅÄÈ×ÅÑÊÎÅ ËÅ×ÅÍÈÅ

    Ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ ïîëíîé âòîðè÷íîé àäåíòèåé ïîäðàçóìåâàþò îäíîâðåìåííîå ðåøåíèå íåñêîëüêèõ çàäà÷:

    — âîññòàíîâëåíèå äîñòàòî÷íîé ôóíêöèîíàëüíîé ñïîñîáíîñòè çóáî÷åëþñòíîé ñèñòåìû;

    — ïðåäóïðåæäåíèå ðàçâèòèÿ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è îñëîæíåíèé;

    — ïîâûøåíèå êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ;

    — óñòðàíåíèå íåãàòèâíûõ ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ïîñëåäñòâèé, ñâÿçàííûõ ñ ïîëíûì îòñóòñòâèåì çóáîâ.

    Èçãîòîâëåíèå ïðîòåçîâ íå ïîêàçàíî, åñëè èìåþùèéñÿ ïðîòåç åùå ôóíêöèîíàëåí èëè åñëè åãî ôóíêöèþ ìîæíî âîññòàíîâèòü (íàïðèìåð, ïî÷èíêà, ïåðåáàçèðîâêà). Èçãîòîâëåíèå ïðîòåçà âêëþ÷àåò: îáñëåäîâàíèå, ïëàíèðîâàíèå, ïîäãîòîâêó ê ïðîòåçèðîâàíèþ è âñå ìåðîïðèÿòèÿ ïî èçãîòîâëåíèþ è ôèêñàöèè ïðîòåçà, â òîì ÷èñëå óñòðàíåíèå íåäîñòàòêîâ è êîíòðîëü. Ñþäà îòíîñÿòñÿ òàêæå èíñòðóêòèðîâàíèå è îáó÷åíèå ïàöèåíòà ïî óõîäó çà ïðîòåçîì è ïîëîñòüþ ðòà.

     ñëó÷àÿõ, êîãäà íåâîçìîæíî íåìåäëåííî çàâåðøèòü ëå÷åíèå, ïîêàçàíî ïðèìåíåíèå èììåäèàò-ïðîòåçîâ, îñîáåííî äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàçâèòèÿ ïàòîëîãèè âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíîãî ñóñòàâà. Ìîæíî ïðèìåíÿòü òîëüêî òå ìàòåðèàëû è ñïëàâû, êîòîðûå äîïóùåíû ê ïðèìåíåíèþ, êëèíè÷åñêè àïðîáèðîâàíû, áåçîïàñíîñòü êîòîðûõ äîêàçàíà è ïîäòâåðæäåíà êëèíè÷åñêèì îïûòîì.

    Áàçèñ ïîëíîãî ñúåìíîãî ïðîòåçà ñëåäóåò èçãîòàâëèâàòü, êàê ïðàâèëî, èç ïëàñòìàññû. Ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ àðìèðîâàíèå áàçèñà ïðîòåçà ñïåöèàëüíûìè ìåòàëëè÷åñêèìè ñåòî÷êàìè. Äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ìåòàëëè÷åñêîãî áàçèñà íåîáõîäèìî òùàòåëüíîå îáîñíîâàíèå.

    Ïðè ïîäòâåðæäåííîé àëëåðãè÷åñêîé ðåàêöèè òêàíåé ïîëîñòè ðòà íà ìàòåðèàë ïðîòåçà ñëåäóåò ïðîâåñòè òåñòû è âûáðàòü òîò ìàòåðèàë, êîòîðûé ïîêàçàë ñåáÿ êàê ïåðåíîñèìûé.

    Ïðè áåççóáîé ÷åëþñòè ïîêàçàíî ñíÿòèå ôóíêöèîíàëüíîãî ñëåïêà (îòòèñêà), íåîáõîäèìî ôóíêöèîíàëüíîå ôîðìèðîâàíèå êðàÿ ïðîòåçà, ò.å. äëÿ ñíÿòèÿ ñëåïêà (îòòèñêà) íåîáõîäèìî èçãîòîâëåíèå èíäèâèäóàëüíîé æåñòêîé ñëåïî÷íîé (îòòèñêíîé) ëîæêè.

    Èçãîòîâëåíèå ñúåìíîãî ïðîòåçà íà áåççóáóþ ÷åëþñòü ñ èñïîëüçîâàíèåì ïëàñòìàññîâîãî èëè ìåòàëëè÷åñêîãî áàçèñà âêëþ÷àåò ñëåäóþùåå: àíàòîìè÷åñêèå, ôóíêöèîíàëüíûå ñëåïêè (îòòèñêè) îáåèõ ÷åëþñòåé, îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé, ïðîâåðêó êîíñòðóêöèè ïðîòåçà, íàëîæåíèå, ïðèìåðêó, ïðèïàñîâêó, óñòàíîâêó, îòäàëåííûé êîíòðîëü è êîððåêòóðû. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ïðèìåíÿþò ìÿãêèå ïîäêëàäêè ïîä ïðîòåç.

    Êëèíè÷åñêèå è òåõíè÷åñêèå ýòàïû èçãîòîâëåíèÿ ïîëíûõ ñúåìíûõ ïðîòåçîâ

    Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 1. Âíåøíèé îñìîòð. Îáñëåäîâàíèÿ ïîëîñòè ðòà. Îáñëåäîâàíèÿ ïðåääâåðüÿ ïîëîñòè ðòà. Îñìîòð ïðîòåçíîãî ëîæà (ñëèçèñòàÿ + êîñòíàÿ + ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà). Ñòåïåíü àòðîôèè (Øðåäåð, Êåëëåð, Îêñìàí). Ïðîâåðÿþò ñèíäðîì Êîñòåíà (íàðóøåíèÿ ôóíêöèè ÂÍ×Ñ). Ñíÿòèå àíàòîìè÷åñêîãî îòòèñêà ñòàíäàðòíîé ìåòàëëè÷åñêîé ëîæêîé, ëþáîé ñëåïî÷íîé ìàññîé, íî ñ ÷àòåëüíûì îôîðìëåíèåì êðà¸â ñëåïêà.

    Äëÿ ñíÿòèÿ àíàòîìè÷åñêîãî ñëåïêà ñ âåðõíåé ÷åëþñòè çàäíåíåáíûé êðàé ñòàíäàðòíîé ëîæêè äîëæåí áûòü íà 1.5 — 2 ñì çà ëèíèåé À. Íà âåðõíåì ñëåïêå åùå äîëæíî áûòü è ÷åòêîå îòîáðàæåíèå ñëèçèñòîé ìÿãêîãî í¸áà íà 1,5 — 2 ñì. çà ëèíèåé À. Òîëùèíà êðàÿ ñëåïêà 2-4 ìì.

    Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 1. îòëèâêà ìîäåëè ïî àíàòîìè÷åñêîìó îòòèñêó; î÷åð÷èâàíèå ãðàíèö íà ìîäåëè; èçãîòîâëåíèå èç âîñêà íà ìîäåëè èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè; çàãèïñîâêà â êþâåòó; çàìåíà âîñêà íà ïëàñòìàññó; âûåìêà ïëàñòìàññîâîé ëîæêè èç êþâåòû; îáðàáîòêà, øëèôîâêà, ïîëèðîâêà. Òðåáîâàíèÿ ê èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè:

    — òîëùèíà íå áîëåå 2-õ ìì (êðîìå ó÷àñòêà ïî ãðåáíþ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà íèæíåé ÷åëþñòè, ãäå åå òîëùèíà äëÿ ïðî÷íîñòè äîëæíà áûòü äî 4 ìì).

    -êðàÿ ëîæêè äîëæíû äîõîäèòü äî ñâîäà ïåðåõîäíîé ñêëàäêè, íå îïèðàòüñÿ íà óçäå÷êè, êëûêîâûå è êðûëî÷åëþñòíûå ñêëàäêè.

    — âåðøèíà êðàÿ ëîæêè íà ñêàòå àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà, åñëè îíè çàõîäÿò ïîä íàâåñû, íåîáõîäèìî èçíóòðè ñîøëèôîâàòü, ÷òîáû îíè íå ìåøàëè íàëîæåíèþ ëîæêè è íå òðàâìèðîâàëè ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó. Íî ïðè ýòîì íå ñëåäóåò èñòîí÷àòü êðàé.

    — çàäíåí¸áíûé êðàé ëîæêè íà âåðõíþþ ÷åëþñòü äîëæåí ïåðåõîäèòü çà ëèíèþ «À» íà 1 — 1,5 ñì.

    Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 2. Ïðèïàñîâêà èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè â ïîëîñòè ðòà, ïðîáû Ãåðáñòà (3-5); îêàíòîâêà êðàÿ ëîæêè òåðìîïëàñòè÷åñêîé ìàññîé, ðàçìÿã÷åíèå â òåïëîé âîäå ââåäåíèå â ïîëîñòü ðòà è çàêðûâàíèå êðóãîâîãî êëàïàíà; ïîäãîòîâêà îòòèñêíîé ìàññû (ñèëèêîíîâîé òèïà «Ñèåëàñò»); íàíåñåíèå òîíåíüêèì ñëîåì íà ëîæêó; ââåäåíèå â ïîëîñòü ðòà — ïðîá Ãåðáñòà (ôîðìèðîâàíèÿ ïåðåõîäíîé ñêëàäêè); ïðîáû Ãåðáñòà ïðèìåíÿþò 3 ðàçà à) ïðè ïðèïàñîâêå èíäèâèäóàëüíîé ëîæêè; á) ïðè çàìûêàíèè êðóãîâîãî êëàïàíà; â) ïðè ôóíêöèîíàëüíî — ïðèñàñûâàþùåì ñëåïêå. Ñëåïîê âìåñòå ñ ëîæêîé ïåðåäàþò òåõíèêó.

    Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 2. à) îòëèâêà ìîäåëè ïî ôóíêöèîíàëüíî — ïðèñàñûâàþùåìó ñëåïêó; á) èçãîòîâëåíèÿ ïðèìóñíîãî âàëèêà äëÿ îïðåäåëåíèÿ öåíòðàëüíîé îêêëþçèè.

    Èçãîòîâëåííûå âîñêîâûå áàçèñû ñ îêêëþçèîííûìè âàëèêàìè äîëæíû îòâå÷àòü ñëåäóþùèì òðåáîâàíèÿì:

    — êðàÿ âîñêîâîãî áàçèñà äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü êðàÿì ñëåïêà (îòïå÷àòêó èõ íà ìîäåëÿõ)

    — âàëèê äîëæåí ðàñïîëàãàòüñÿ ïî ãðåáíþ àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà (òîëüêî â áîêîâûõ ó÷àñòêàõ íèæíåé ÷åëþñòè — íàä ÿçû÷íûì ñêàòîì àëüâåîëÿðíîãî îòðîñòêà);

    — âûñîòà âàëèêà ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå äîëæíà áûòü íà 10 ìì è ïîñòåïåííî äîëæíà ñíèæàòüñÿ â äèñòàëüíóþ ñòîðîíó íà îáåèõ ñòîðîíàõ äî 5 ìì.

    — øèðèíà âàëèêà íà ìîäåëè ïî ñðåäíåé ëèíèè ëèöà âî ôðîíòàëüíîì ó÷àñòêå äîëæíà áûòü 4-5 ìì è äîëæíà ðàñøèðÿòüñÿ â äèñòàëüíûå ñòîðîíû äî 10 ìì;

    — ôîðìà âàëèêà íà ìîäåëè âåðõíåé ÷åëþñòè äîëæíà áûòü ïîëóýëëèïòè÷åñêîé, à íà ìîäåëè íèæíåé ÷åëþñòè — ïàðàáîëè÷åñêîé;

    — îêêëþçèîííà ïîâåðõíîñòü âàëèêà äîëæíà áûòü ðîâíîé.

    Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 3.Îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîé îêêëþçèè:

    — ïðèïàñîâêà ïðèêóñíîãî âàëèêà â ïîëîñòè ðòà

    — îïðåäåëåíèå âûñîòû ïðèêóñà àíàòîìà — ôèçèîëîãè÷åñêèì ìåòîäîì

    — îïðåäåëåíèå è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, êîððåêöèÿ âûñîòû îêêëþçèîííîãî âàëèêà âîñêîâîãî áàçèñà ñ âàëèêîì íà âåðõíþþ ÷åëþñòü

    — êîððåêöèÿ âåñòèáóëÿðíîé ïîâåðõíîñòè âåðõíåãî âîñêîâîãî âàëèêà

    — ïîñòðîåíèå ïðîòåòè÷åñêîé ïëîñêîñòè

    — êîððåêöèÿ âûñîòû âàëèêà íà âîñêîâîì áàçèñå ñ âàëèêîì äëÿ íèæíåé ÷åëþñòè

    — êîððåêöèÿ íèæíåãî âàëèêà ïî âåðòèêàëè

    — îêîí÷àòåëüíîå îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîãî ñîîòíîøåíèÿ ÷åëþñòåé ñ îäíîâðåìåííîé ôèêñàöèåé öåíòðàëüíîé îêêëþçèè

    — îïðåäåëåíèå öâåòà è ôàñîíà èñêóññòâåííûõ çóáîâ

    Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 3. çàãèïñîâêà ìîäåëè â îêêëþäàòîð èëè àðòèêóëÿòîð; ïîñòàíîâêà èñêóññòâåííûõ çóáîâ.

    Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 4. Ïðîâåðêà êîíñòðóêöèè ïîëíîãî ñúåìíîãî ïðîòåçà íà ìîäåëè è â ïîëîñòè ðòà:

    — ïëîòíîñòü ñìûêàíèÿ çóáíûõ ðÿäîâ

    — îïðåäåëåíèå öåíòðàëüíîé îêêëþçèè

    — ïðîâåðêà âûðàæåííîñòè îêêëþçèîííûõ êðèâûõ

    — ñòåïåíü ïåðåêðûòèÿ âåðõíèõ çóáîâ íèæíèå

    — íàêëîíà ôðîíòàëüíîé ãðóïïû çóáîâ íà âåðõíåé è íèæíåé ÷åëþñòÿõ (âåñòèáóëÿðíî, è îðàëüíî)

    — íàëè÷èå êîíòàêòà

    — óðîâåíü ïîñòàíîâêè èñêóññòâåííûõ çóáîâ ïðè óëûáêå

    — öâåò è ôîðìà èñêóññòâåííûõ çóáîâ

    — äâèæåíèå íèæíåé ÷åëþñòè

    Òåõíè÷åñêèé ýòàï: 4. Çàìåíà âîñêîâîé êîìïîçèöèè ïîëíûõ ñú¸ìíûõ ïðîòåçîâ ïëàñòìàññîé.

    — çàãïñîâêà âîñêîâîé ìîäåëè â êþâåòó

    — ïîìåùåíèå êþâåòû â ãîðÿ÷óþ âîäó íà 5-7 ìèíóò

    — ðàñêðûòèå êþâåòû è óäàëåíèå êèïÿùåé âîäîé îñòàòêîâ âîñêà

    — íàíåñåíèå èçîëèðóþùåãî ñëîÿ íà ìîäåëü

    — ïîäáîð è çàìåøèâàíèå áàçèñíîé ïëàñòìàññû

    -ïîêîâêà ïëàñòìàññîâîãî òåñòà â êþâåòó âìåñòè âîñêà

    -çàêðó÷èâàíèå êþâåòû ïîä äàâëåíèåì,

    -ïîìåùåíèå êþâåòû â õîëîäíóþ âîäó

    — ðàñêðûòèå êþâåòû è âûåìêà ïðîòåçà, åãî øëèôîâêà, ïîëèðîâêà.

    Êëèíè÷åñêèé ýòàï: 5. Ñäà÷à ïðîòåçà.

    1. Èäåíòèôèêàöèÿ

    2. Àíòèñåïòè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ïðîòåçà è ðóê âðà÷à

    3. Íàëîæåíèå ïðîòåçà

    4. Ïðîâåðêà ôèêñàöèè â ïîëîñòè ðòà

    5. Ñìûêàíèå çóáîâ è ïðîâåðêà îêêëþçèîííûõ ïîâåðõíîñòåé ïðè ïîìîùè êîïèðêè.

    Ïåðâàÿ êîððåêöèÿ íàçíà÷àåòñÿ íà ñëåäóþùèé äåíü ïîñëå ñäà÷è ïðîòåçà, äàëåå ïî ïîêàçàíèÿì (íå ÷àùå îäíîãî ðàçà â òðè äíÿ). Ïåðèîä àäàïòàöèè ìîæåò äëèòüñÿ äî 1,5 ìåñÿöåâ.

    Ïðè ïîÿâëåíèè áîëåé â îáëàñòè òêàíåé ïðîòåçíîãî ëîæà, ñâÿçàííûõ ñ òðàâìîé ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, áîëüíîìó ðåêîìåíäóþò íåìåäëåííî ïðåêðàòèòü ïîëüçîâàòüñÿ ïðîòåçîì, ÿâèòüñÿ íà ïðèåì ê âðà÷ó, âîçîáíîâèâ ïîëüçîâàíèå çà 3 ÷àñà äî ïîñåùåíèÿ âðà÷à.

    Ïðè ìåõàíè÷åñêîì ïîâðåæäåíèè ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, îáðàçîâàíèè ÿçâ ó÷àñòêè ïðîòåçà â ýòèõ ìåñòàõ ìèíèìàëüíî ñîøëèôîâûâàþòñÿ. Êîððåêöèþ áàçèñà ïðîòåçà ïðîâîäÿò äî ïîÿâëåíèÿ ïåðâîãî ñóáúåêòèâíîãî îùóùåíèÿ óìåíüøåíèÿ áîëåâîãî ñèíäðîìà.

    Íàçíà÷àåòñÿ ìåäèêàìåíòîçíàÿ òåðàïèÿ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûìè ïðåïàðàòàìè è ñðåäñòâàìè, óñêîðÿþùèìè ýïèòåëèçàöèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник