Критерии эффективности лечения зубов
Большинство
изменений слизистой оболочки полости
рта (СОПР) не являются самостоятельной
патологией, а представляют собой
локальное проявление общесоматической
патологии (инфекционных заболеваний,
заболеваний кожи, аллергических реакций
и др.). В этой связи, важное значение в
оценке эффективности лечения имеют:
оценка общего
состояния пациента;нормализация
показателей лабораторных тестов, что
контролируется, в большинстве случаев,
врачами-интернистами.
Состояние полости
рта оценивают по следующим критериям:
Заживление и
исчезновение элементов поражения,
характерных для данного заболевания.Восстановление
нормальной структуры СОПР.Восстановление
нормальной чувствительности СОПР.Переход заболевания
из тяжелых форм в более легкие (например,
переход эрозивно-язвенной формы КПЛ в
типичную).
Литература
Боровский, Е. В.Терапевтическая
стоматология / Е. В. Боровский. М.:
Медицина, 1997.Боровский, Е. В.Заболевания слизистой
оболочки полости рта и губ / Е. В.
Боровский, А. Л. Машкиллейсон. 1984.Иванов, В. С.Заболевания пародонта
/ В. С. Иванов. М.: Медицина, 1989. С. 199–205.Воробьев, Ю. Н.Рентгенография зубов
и челюстей / Ю. Н. Воробьев. 1989.Рабухина, Н. А.Рентгендиагностика
заболеваний челюстно-лицевой области/ Н. А. Рабухина. М.: Медицина, 1994.
Варганова, Н. В.Профилактика
стоматологических заболеваний / Н. В.
Варганова. М., 1986. С. 143–144.Агиевцева, С. В.Дифференциальная
диагностика и принципы лечения
заболеваний слизистой оболочки полости
рта / С. В. Агиевцева, Л. Г. Борисенко, И.
А. Пищинский. Мн.: МГМИ, 2001.Рюге,Г. Клинические критерии
/ Г.Рюге // Клиническая стоматология.
1998. № 3. С. 40–46.Хельвиг, Э.Терапевтическая
стоматология / Э. Хельвиг, Й. Климек, Т.
Аттин. Львов: ГалДент, 1999.Stadtler, P.
Qnintessence Internationale / P.
Stadtler. 1992.Bakland,
I. Endodontics. 4-th Edition / I. Bakland. 1994.Richard,
E.Walton Principles and Practice of Endodontics / E. Richard //
Journal of Dental Education. 1993.AtkinsonClinical guide to care planning. Data Diagnosis / Atkinson. N. York:
McGraw Hill, Inc., 1995. 492 p.Bartlett,
D. W.Factors influencing treatment planning of restorative
dentistry in general practice / D. W. Bartlett // Dental upgrade.
Sep. 1995. 292–296 p.Eley,
B. M.Advances in periodontal diagnosis / B. M. Eley // Br.
Dent. J. 1998.
Vol. 184, № 1. 12–16 p.Abraham-Inpijn,
L.Introductory notes regarding a EMRRH designed for use in
dental practice / L. Abraham-Inpijn // Br. Dent. J. 1998. Vol. 185,
№ 9. 445–448 p.
Тема занятия
(семинар № 12): ОСОБЕННОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО
СТАТУСА
И МЕТОДЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Введение
Геронтостоматология
— это часть геронтологии, науки, изучающей
старение живых организмов, и может быть
определена как наука, изучающая здоровье
полости рта пожилых и престарелых людей.
Под «старением»
понимают необратимые изменения живой
субстанции. Они охватывают все процессы
— материальные, функциональные,
психологические, отличающие индивидуум
и естественно отмирающие. Жизнь человека,
как замкнутый процесс, подразделяется
на плавно переходящие друг в друга фазы
с пиком в 45 лет, когда начинается старение,
которое после 65 лет завершается старостью.
Хронологически различают фазы: старения
(45–59 лет), пожилого возраста (60–74 года),
преклонного возраста (75 лет и старше) и
очень преклонного возраста (с 90 лет).
В Республике
Беларусь, как и в большинстве развитых
стран, наблюдается тенденция увеличения
пропорции населения старших возрастных
групп. По данным официальной статистики,
возрастная когорта населения 60 лет и
старше за последние 10 лет увеличилась
на 2,7 % и составила в 2001 г. 1,9 млн или 19,1 %
от всего населения (Здравоохранение
Республики Беларусь, Минздрав, БелЦНМИ,
2001). В 2003 г. когорта населения старше 60
лет составила уже
20 % от общего
количества населения в Республике
Беларусь. Демографическая революция
распространена по всему миру. По данным
ВОЗ, сегодня около
600
млн населения — это люди старше 60 лет,
их количество удвоится к 2025 г.,
а к 2050 г. они составят 2 биллиона, причем
проживать будут в развитых странах. В
связи с ростом доли пожилых людей среди
населения в целом, увеличивается их
число и среди пациентов стоматологической
практики. Ожидается, что в скором будущем
75 % пациентов, обращающихся к стоматологам,
будут люди пожилого возраста.
Представление о
старости, как об отрицательной,
непродуктивной и бесполезной фазе
жизни, когда человек уже не так важен
для общества, нужно полностью пересмотреть.
Забота о старых людях, также как и о
молодом поколении — критерии зрелости
каждого общества.
Снижение социальной
активности и сопротивляемости организма;
социальное положение, финансовые
возможности; снижение качества жизни;
изменение психики; ухудшение способности
к образованию новых стереотипов —
факторы, препятствующие развитию
конкретной стоматологической помощи
старым людям.
В данном разделе
изложены возрастные особенности
стоматологического статуса и здоровья
населения пожилого возраста, которые
необходимо учитывать при оказании
стоматологической помощи данной группе
пациентов. Все мероприятия описаны в
рамках Комплексной целеориентированной
программы, которая включает первичную,
вторичную и третичную профилактику
основных стоматологических заболеваний
и их осложнений, опасных для общего
здоровья больных. Базой для практической
реализации программы является
сохранившаяся государственная система
стоматологической помощи населению
Республики Беларусь и внедрение новых
технологий в профилактику и лечение
стоматологических болезней. В программе
изложены также предполагаемые обязанности
стоматологического персонала по ее
внедрению в практику на уровне всех
типов лечебно-профилактических
стоматологических учреждений.
Общее время
занятий:
семинар — 65–70 мин. Практических занятий
9–10-го учебных семестров — 37 (259 учебных
часов).
Мотивационная
характеристика темы.
Как следствие прогресса в области
медицины, средняя продолжительность
жизни в высокоразвитых странах значительно
увеличилась. При этом возрастает
количество пожилых и старых людей в
процентном отношении ко всему населению,
и, вероятно, в третьем тысячелетии более
40 % населения будут составлять люди
старше 60 лет. Системы стоматологической
помощи должны ориентироваться на
изменившуюся демографическую ситуацию,
необходима выработка стратегии в
оказании помощи этой части населения.
Высокий уровень знаний особенностей
состояния полости рта и эффективных
методов лечебно-профилактической
стоматологической помощи в популяции
пожилых людей, позволит улучшить
стоматологический статус, а следовательно,
и качество жизни данной группы населения.
Цель семинара:
интегрировать знания об особенностях
стоматологического статуса пожилых
людей. Определить схему эффективных
методов лечебно-профилактической
стоматологической помощи.
Задачи. После
окончания семинара студент должен
знать:
Возрастные
изменения органов и тканей ротовой
полости.Эпидемиологическую
ситуацию по основным стоматологическим
заболеваниям пожилого населения.Особенности
кариеса зубов и заболеваний пульпы у
стариков.Отличительные
особенности заболеваний периодонта и
слизистой полости рта у пожилого
населения.Методики
обследования пожилых.Психосоциальные
проблемы геронтостоматологического
обслуживания с точки зрения
врача-стоматолога.
Студент должен
уметь
определить схему оказания стоматологической
помощи пожилым людям.
Требования к
исходному уровню знаний:
Эмаль,
дентин, цемент: гистологическое строение,
химический состав.Периодонт:
гистологическое строение.Слизистая
оболочка полости рта: гистологическое
строение.Планирование
обследования и лечения стоматологического
пациента.
Контрольные
вопросы по смежным дисциплинам:
Анатомическое
строение зубов.Кровоснабжение
и иннервация зубов и тканей периодонта.Гистологическое
строение эмали, дентина, цемента,
периодонта и слизистой оболочки полости
рта.Клиническая
картина кариеса зубов, пульпита,
заболеваний периодонта и слизистой
оболочки полости рта.Принципы
профилактики и лечения основных
стоматологических
заболеваний.
Контрольные
вопросы по теме занятия:
Определение
понятия «геронтостоматология», основные
фазы старения организма.Тенденции
стоматологических заболеваний населения
пожилого возраста в Республике Беларусь.Возрастные
изменения органов и тканей ротовой
полости: эмаль, дентин, цемент, пульпа,
периодонт, челюстные кости, слизистая
оболочка, язык, слюнные железы.Клинические
аспекты кариеса зубов и корней. Методы
профилактики и лечения.Эпидемиологическая
оценка частичной и полной вторичной
адентии и потребности в ортопедическом
лечении.Клинические
особенности заболеваний периодонта в
пожилом возрасте. Методы профилактики
и лечения.Клинические
особенности слизистой оболочки полости
рта стариков. Ксеростомия, ее осложнения,
методы профилактики и лечения.Клинические
особенности и лечение заболеваний
слизистой оболочки полости рта и языка
в пожилом возрасте.Особенности
некариозных поражений. Классификации
стираемости и истираемости зубов.Психосоциальные
проблемы геронтостоматологического
обслуживания.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Äîáðîãî âðåìåíè ñóòîê, äîðîãèå ïèêàáóøíèêè!  êîììåíòàðèÿõ ê ìîèì ïîñòàì âû ïðîñèëè íàïèñàòü ïîñò î òîì, êàê âûáðàòü ñòîìàòîëîãà. Ýòîò ïîñò áóäåò ÷óòü ïîçæå. À ïîêà ÿ ðàññêàæó î òîì, êàê ïðîñòîìó ÷åëîâåêó îöåíèòü, áóäåò ëè ïîëó÷åííûé ðåçóëüòàò ëå÷åíèÿ äîëãîâå÷íûì èëè íåò. Èíôîðìàöèè î÷åíü ìíîãî, è ÿ íå ïðåäñòàâëÿþ ñåáå, êàêèì îáðàçîì å¸ âìåñòèòü â îäèí ïîñò. Ïîýòîìó áóäåò ñåðèÿ ïîñòîâ â íåñêîëüêèõ ÷àñòÿõ. Äëèííîïîñò!
Ñ òåõ ïîð, êàê ÿ âåäó ïðàêòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü, ïîñòîÿííî ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ òåì, ÷òî ëþäè, íå èìåþùèå îòíîøåíèÿ ê ñòîìàòîëîãèè, íå ìîãóò îáúåêòèâíî îöåíèòü êà÷åñòâî ïðîâåä¸ííîãî ëå÷åíèÿ. Èç-çà ýòîãî â îáùåñòâå ôîðìèðóåòñÿ ìíîæåñòâî ìèôîâ è âîçíèêàåò íåäîâîëüñòâî ïðîâåä¸ííûì ëå÷åíèåì, ÷àùå âñåãî âñëåäñòâèå íåñîâïàäåíèÿ îæèäàíèé è ðåçóëüòàòà. ß õî÷ó ïîäåëèòüñÿ ñ Âàìè òåìè êðèòåðèÿìè è îðèåíòèðàìè, êîòîðûå Âû ñìîæåòå èñïîëüçîâàòü äëÿ òîãî, ÷òîáû îáúåêòèâíî îöåíèòü êà÷åñòâî ðàáîòû òîãî èëè èíîãî ñòîìàòîëîãà. Òàê êàê ÿ çàíèìàþñü ëå÷åíèåì çóáîâ, ä¸ñåí è îòáåëèâàíèåì, òî çäåñü áóäóò óêàçàíû êðèòåðèè èìåííî äëÿ ýòèõ ïðîöåäóð.
Äëÿ íà÷àëà ÿ áû õîòåëà, ÷òîáû âñå ïîíèìàëè 2 ïðàâèëà:
1) äîáèòüñÿ õîðîøåãî äîëãîñðî÷íîãî ðåçóëüòàòà â ÷¸ì áû òî íè áûëî ìîæíî, ëèøü ñîáëþäàÿ îïðåäåë¸ííûå óñëîâèÿ. Åñëè óñëîâèÿ íå ñîáëþäàþòñÿ, òî è ðåçóëüòàò íå áóäåò äîëãîñðî÷íûì è òàêèì, êàêîé Âû îæèäàåòå.
2) Ìåäèöèíà ýòî íå ìåõàíèêà è íå ìàòåìàòèêà. Âðà÷è ëå÷àò æèâîé îðãàíèçì, â êîòîðîì âñå îðãàíû è ñèñòåìû âçàèìîñâÿçàíû. È æèâîé îðãàíèçì ìîæåò âûäàòü ÀÁÑÎËÞÒÍÎ ËÞÁÓÞ ðåàêöèþ íà îäíè è òå æå äåéñòâèÿ, ïðåïàðàòû è ìåòîäèêè. Èìåííî ïîýòîìó â ìåäèöèíå íåò è íå áóäåò 100% è ïîæèçíåííûõ ãàðàíòèé. Äà è âîîáùå â ìåäèöèíå ïîíÿòèå «ãàðàíòèè» â òîì ñìûñëå, êîòîðûé ìû âñå çíàåì, íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü.  ìåäèöèíå ñóùåñòâóåò ïîíÿòèå «ïðîãíîç». Çíà÷èò ëè ýòî, ÷òî ëþáîé âðà÷ ìîæåò äåëàòü òî, ÷òî åìó âçäóìàåòñÿ? Êîíå÷íî íåò. Ýòî çíà÷èò òîëüêî òî, ÷òî â îäíîé è òîé æå êëèíè÷åñêîé ñèòóàöèè ïðè îäíèõ è òåõ æå äåéñòâèÿõ âðà÷à ðåçóëüòàòû áóäóò ðàçíûìè. Ïî ñòàòèñòèêå (à òîëüêî îíà ÿâëÿåòñÿ íàä¸æíûì è áåñïðèñòðàñòíûì ìåðèëîì) ïðèìåðíî â 80-85% ñëó÷àåâ îïðåäåë¸ííûå äåéñòâèÿ âðà÷à âåäóò ê îäíîìó è òîìó æå ðåçóëüòàòó.  îñòàëüíûõ 15-20% ñëó÷àåâ ðåçóëüòàò íå áóäåò òàêèì, îí ìîæåò áûòü â òîì ÷èñëå íóëåâûì èëè îòðèöàòåëüíûì.
×òî íóæíî äåëàòü, ÷òîáû òå èëè èíûå ðàáîòû ñòîìàòîëîãà ñëóæèëè Âàì äîëãî?
1. Åæåäíåâíî 2 ðàçà â äåíü ÷èñòèòü çóáû òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû íèãäå íå îñòàâàëîñü íè ìàëåéøåãî êîëè÷åñòâà íàë¸òà. Îäíèõ òîëüêî ù¸òêè è ïàñòû äëÿ ýòîãî íåäîñòàòî÷íî. Òàê æå âàæíà ýôôåêòèâíîñòü ÷èñòêè. Ìîæíî ïðîñòîÿòü â âàííîé êîìíàòå 5 ìèíóò è íå âû÷èñòèòü íàë¸ò, à ìîæíî óïðàâèòüñÿ çà 3 ìèíóòû, íî óæ òî÷íî íå ðàíüøå. Ïðîòåçû, èìïëàíòàòû è êîðîíêè íóæäàþòñÿ â òî÷íî òàêîì æå óõîäå, êàê è ñâîè çóáû.
2. Îäèí ðàç â ïîëãîäà ïðîõîäèòü ïëàíîâûé ïðîôèëàêòè÷åñêèé îñìîòð, ïðîôåññèîíàëüíóþ ãèãèåíó, ïîëèðîâêó ïëîìá.
3. Îäèí ðàç â òðè ìåñÿöà ïðîõîäèòü ïàðîäîíòîëîãè÷åñêîå ëå÷åíèå ïðè íàëè÷èè ïàðîäîíòèòà.
4. Áåðåæíî îòíîñèòüñÿ ê çóáàì íå ïûòàòüñÿ êóñàòü òî, ÷òî íå ïðåäóñìîòðåíî ïðèðîäîé: ïðîâîäà, íèòêè, ñêîðëóïó îðåõîâ, ïëàñòèê, ìåòàëë (åñòü íåêîòîðûå ëþäè, êîòîðûì óäîáíî ïèâî çóáàìè îòêðûâàòü). Îñîáåííî ýòî àêòóàëüíî äëÿ òåõ, ó êîãî åñòü èìïëàíòàòû. Ñâîé çóá âñåãäà «ïî÷óâñòâóåò» ïåðåãðóçêó è îòðåàãèðóåò áîëüþ, à èìïëàíòàò íåò.
5. ׸òêî è îòâåòñòâåííî ñîáëþäàòü ðåêîìåíäàöèè âðà÷à. Åñëè âðà÷ íå äàë íèêàêèõ ðåêîìåíäàöèé, òî ñïðîñèòü åãî îá ýòîì îí òîæå ÷åëîâåê.
Êðèòåðèè êà÷åñòâà ïëîìáû (ðåñòàâðàöèè).
×òîáû ïîíÿòü, íåîáõîäèìà ëè çàìåíà êîíêðåòíîé ïëîìáû, íóæíî ïðîòåñòèðîâàòü å¸ ïî ýòîìó àëãîðèòìó:
Òî åñòü êà÷åñòâåííî âûïîëíåííàÿ ïëîìáà ñîîòâåòñòâóåò ñëåäóþùèì êðèòåðèÿì:
Èìååò àíàòîìè÷åñêóþ ôîðìó. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ïðàâèëüíî ðàñïðåäåëÿåòñÿ íàãðóçêà, çóá è ïëîìáà íå ëîìàþòñÿ. Çóá ýôôåêòèâíî ïåðåòèðàåò ïèùó.
Ãåðìåòè÷íà, íå èìååò çàçîðîâ è íàïëûâîâ, ïðèçíàêîâ ðåöèäèâà êàðèåñà, âèäèìîé ãðàíèöû ìåæäó ïëîìáîé è çóáîì. Åñëè ãðàíèöà âèäíà, òî ýòî óæå ìèêðîùåëü, êóäà ñâîáîäíî ïîïàäàþò ìèêðîáû, âûçûâàÿ êàðèåñ.
Ïîâåðõíîñòü ïëîìáû ãëàäêàÿ, îòñóòñòâóþò çàóñåíöû. Íà ãëàäêóþ ïîâåðõíîñòü íàë¸ò ïðèëèïàåò ñ òðóäîì, òàêèå ïëîìáû ñëóæàò äîëüøå, ÷åì ïîòåðÿâøèå ãëàäêîñòü. Ïîýòîìó ðàç â ïîëãîäà íóæíî ïëîìáó ïîëèðîâàòü.
Åñëè ïëîìáà óñòàíîâëåíà íà áîêîâóþ ïîâåðõíîñòü çóáà (íà êîíòàêòå ñ ñîñåäîì), òî çóáû äîëæíû ìàêñèìàëüíî ïëîòíî ïðèëåãàòü äðóã ê äðóãó. Íî ïðè ýòîì ìåæäó íèìè äîëæíî áûòü ïðîñòðàíñòâî äëÿ çóáíîé íèòè, à ó îñíîâàíèÿ çóáà ïðîñòðàíñòâî äëÿ äåñíåâîãî ñîñî÷êà. Ïðîâåðèòü ïëîòíîñòü êîíòàêòíîãî ïóíêòà ìåæäó çóáàìè ïðîñòî. Äëÿ ýòîãî íàäî ïðîäåòü ñâåðõó âíèç ìåæäó íèìè çóáíóþ íèòü. Îíà äîëæíà ïðîõîäèòü ñ õàðàêòåðíûì ùåë÷êîì è ïðè ýòîì íå ðàñùåïëÿòüñÿ è íå ðâàòüñÿ.
À òåïåðü ïîäðîáíåå î êàæäîì ïóíêòå.
Ãåðìåòè÷íîñòü. Ñîâðåìåííûå ïëîìáèðîâî÷íûå ìàòåðèàëû ê çóáó ïðèêëåèâàþòñÿ. Îáùåèçâåñòíî, ÷òî ñêëåèâàåìûå ïîâåðõíîñòè äîëæíû áûòü ÷èñòûìè è ñóõèìè, èíà÷å ñêëåèâàíèå íå ïðîèçîéä¸ò. Ýòî æå ïðàâèëî ðàáîòàåò è â ñòîìàòîëîãèè, è îíî äîâîëüíî æ¸ñòêîå åñëè ïîâåðõíîñòü çóáà áóäåò õîòÿ áû íåìíîãî âëàæíîé èëè çàãðÿçíåíà ñëþíîé, êðîâüþ, ïûëüþ, ìèêðîîðãàíèçìàìè, òî ïðèëèïàíèÿ ìàòåðèàëà íå ïðîèçîéä¸ò è ïîä ïëîìáîé ðàçîâü¸òñÿ êàðèîçíûé ïðîöåññ, ëèáî îíà ñêîëåòñÿ èëè âûïàäåò. Íåâîîðóæ¸ííûì ãëàçîì ýòîãî íå âèäíî. Òàêàÿ ïëîìáà íå ãåðìåòè÷íà, íà ñòûêå ýòîé ïëîìáû è çóáà ðàçâèâàåòñÿ êàðèîçíûé ïðîöåññ, êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè êîòîðîãî ïðîÿâëÿþòñÿ â ñðîê îò 3õ ìåñÿöåâ äî 1 ãîäà.
Äëÿ òîãî, ÷òîáû ðåñòàâðàöèÿ èç êîìïîçèòà ñëóæèëà äîëãî, íóæíà ÀÁÑÎËÞÒÍÀß èçîëÿöèÿ çóáîâ îò ïîëîñòè ðòà. Åñëè äîêòîð äëÿ èçîëÿöèè çóáà ïîëüçóåòñÿ âàòíûìè âàëèêàìè èëè íàäåâàåò Îïòðàãåéò (ìÿãêèé ðåòðàêòîð), òî îí ÍÈÊÎÃÄÀ íå äîáü¸òñÿ àáñîëþòíîé èçîëÿöèè ðàáî÷åãî ïîëÿ. Ýòîãî ìîæíî äîáèòüñÿ òîëüêî èñïîëüçóÿ êîôôåðäàì (ðàááåðäàì, êâèêäàì, îïòèäàì, ìèíèäàì — ýòî âñ¸ ïî ñóòè îäíî è òî æå). Îí ïðåäîòâðàùàåò ïîïàäàíèå íà çóá ñëþíû, êðîâè, äåñíåâîé æèäêîñòè, ìèêðîáîâ èç ïîëîñòè ðòà è ïðåïÿòñòâóåò îñåäàíèþ êîíäåíñàòà èç ë¸ãêèõ ïðè äûõàíèè.
(Î äðóãèõ ñâîéñòâàõ êîôôåðäàìà è î í¸ì ñàìîì ïîäðîáíåå ìîæíî ïî÷èòàòü òóò.)
Òàêæå äëÿ ñêëåèâàíèÿ êîìïîçèòà ñ òêàíÿìè çóáà è ìåæäó ñîáîé âàæíî îáðàçîâàíèå êëåÿùåãî ñëîÿ íîðìàëüíîé òîëùèíû. Äëÿ ýòîãî ñóùåñòâóþò îïðåäåë¸ííûå ïðîòîêîëû ðàáîòû ñ ìàòåðèàëîì. Ó êàæäîãî ìàòåðèàëà è êëåÿ (àäãåçèâà) åñòü íþàíñû. Åñëè èõ íå çíàòü ñðîê ñëóæáû ðåñòàâðàöèè áóäåò íèæå. Íà âûïîëíåíèå ïðîòîêîëà òðåáóåòñÿ âðåìÿ.
Ìàòåðèàë äëÿ ïëîìá ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïëàñòè÷íûé ìîíîìåð, êîòîðûé ïðè âîçäåéñòâèè ñèíåãî ñâåòà ïîëèìåðèçóåòñÿ è çàòâåðäåâàåò.  ïðîöåññå ïîëèìåðèçàöèè ìàòåðèàë äà¸ò óñàäêó (óìåíüøàåòñÿ â îáú¸ìå). ×åì áîëüøå âíåñ¸ííàÿ ïîðöèÿ, òåì áîëüøå áóäåò íàïðÿæåíèå â ìàòåðèàëå. Ñàìîå âûñîêîå íàïðÿæåíèå âîçíèêàåò íà ñòûêå ìàòåðèàëà ñ çóáîì è íà ñòûêå ñëî¸â ìàòåðèàëà. Î÷åíü âûñîêîå íàïðÿæåíèå ìîæåò ïðèâîäèòü ê áîëÿì ïîñëå ïëîìáèðîâàíèÿ, ñêîëàì è ðàñêîëàì ïëîìá è çóáîâ, à òàêæå ê ðàçãåðìåòèçàöèè ðåñòàâðàöèè. ×åì áîëüøå îáú¸ì ïîðöèè, òåì ìåíüøå óõîäèò âðåìåíè íà ðàáîòó è òåì áîëüøå íàïðÿæåíèå â ìàòåðèàëå, è íàîáîðîò. Åäèíñòâåííûé ñïîñîá ñíèçèòü íàïðÿæåíèå â ïëîìáå äåëàòü å¸ ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè, âûêëàäûâàòü èõ îïðåäåë¸ííûì îáðàçîì, ïðîâåðÿòü ñêëåéêó êàæäîé ïîðöèè è çàñâå÷èâàòü îïðåäåë¸ííûì îáðàçîì, íà ÷òî óõîäèò ïðèëè÷íîå êîëè÷åñòâî âðåìåíè.
Àíàòîìè÷åñêàÿ ôîðìà.
Êàæäûé çóá â íîðìå îò ïðèðîäû èìååò ñâîþ îïðåäåë¸ííóþ ôîðìó. Êàæäûé ñòðóêòóðíûé ýëåìåíò ñîçäàí ïðèðîäîé íå ïðîñòî òàê îí âûïîëíÿåò ñâîþ ôóíêöèþ: ïåðåòèðàåò ïèùó, ôèêñèðóåò ïðèêóñ (ñîõðàíÿåò îïðåäåë¸ííîå ïîëîæåíèå çóáà â çóáíîé äóãå), çàùèùàåò ìÿãêèå òêàíè (ù¸êè, ÿçûê, äåñíó), ðàñïðåäåëÿåò íàãðóçêó ïî çóáó (ñâîåîáðàçíûå ð¸áðà æ¸ñòêîñòè), îðãàíèçóåò äâèæåíèå ïèùåâîãî êîìêà, ïåðåäà¸ò íàãðóçêó íà ñîñåäíèå çóáû äëÿ òîãî, ÷òîáû îíà ãàñèëàñü è íå ðàçðóøàëà çóáû. ÍÈ Â ÎÄÍÎÌ ó÷åáíèêå ïî ñòîìàòîëîãèè íå íàïèñàíî, ÷òî ïîâåðõíîñòü ïëîìáû äîëæíà áûòü ïëîñêîé, íàîáîðîò âñåãäà ãîâîðèòñÿ î áîëüøîé çíà÷èìîñòè âîññòàíîâëåíèÿ àíàòîìè÷åñêîé ôîðìû. ÍÎ, ê ñîæàëåíèþ, â íàøèõ (Ðîññèéñêèõ) ìåäèöèíñêèõ èíñòèòóòàõ íå ó÷àò, ÊÀÊ ñëåïèòü òîò èëè èíîé çóá, êàê íóæíî óêëàäûâàòü ïîðöèè è ôîðìèðîâàòü ôîðìó, èç êàêèõ ýëåìåíòîâ ñîñòîèò òîò èëè èíîé çóá, äëÿ ÷åãî îíè íóæíû, è ãäå äîëæíû ðàñïîëàãàòüñÿ.
Åñëè âìåñòî íóæíîé ôîðìû ñäåëàòü ïëîìáó, íå âîññîçäàþùóþ àíàòîìè÷åñêóþ ôîðìó, òî:
Çóá áóäåò ðàçðóøàòüñÿ, òàê êàê íå áóäåò ð¸áåð æ¸ñòêîñòè, íå áóäåò ïðàâèëüíî ðàñïðåäåëÿòüñÿ ïî íåìó íàãðóçêà, íå áóäåò íàãðóçêà ðàñïðåäåëÿòüñÿ ïî çóáàì îäíîãî ðÿäà è ãàñèòüñÿ.
Çóá íå áóäåò êàê ïîëîæåíî ïåðåòèðàòü ïèùó áóäóò ïðîáëåìû ñ ÆÊÒ ãàñòðèòû, ÿçâû, çàáîëåâàíèÿ ïå÷åíè, êèøå÷íèêà.
Íà÷í¸òñÿ ïàòîëîãè÷åñêàÿ ñòèðàåìîñòü ïðîòèâîïîëîæíûõ çóáîâ. Çóáû, ñòðåìÿñü ê ìàêñèìàëüíî ïëîòíîìó êîíòàêòó, íà÷íóò äâèãàòüñÿ. Âñ¸ ýòî ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííî è íåçàìåòíî. Íàâåðíÿêà Âû çàìå÷àëè, ÷òî ñíà÷àëà ïëîìáà íåñêîëüêî äíåé ìåøàëà, à ïîòîì «ïðèò¸ðëàñü». Ýòî íå òàê. Êîìïîçèò íå ñòèðàåòñÿ òàê áûñòðî. Ïðîñòî çóá ñìåñòèëñÿ â áîëåå óäîáíîå ïîëîæåíèå îðãàíèçì àäàïòèðîâàëñÿ.  ðåçóëüòàòå èçìåíÿåòñÿ ïðèêóñ, âîçíèêàþò ïðîáëåìû ñ âèñî÷íî-íèæíå÷åëþñòíûìè ñóñòàâàìè, ãîëîâíûå áîëè.
Íå áóäåò çàùèòû ìÿãêèõ òêàíåé îíè áóäóò ïîäâåðæåíû õðîíè÷åñêîé òðàâìå. Âû áóäåòå ïðèêóñûâàòü ù¸êè èëè ÿçûê, ïèùåâîé êîìîê èëè íàâèñàþùèé êðàé ïëîìáû áóäåò òðàâìèðîâàòü äåñíó, âûçûâàÿ â íåé õðîíè÷åñêîå âîñïàëåíèå.  äàëüíåéøåì ýòî ïðèâåä¸ò ê ðàçâèòèþ ïàðîäîíòèòà â ýòîé îáëàñòè.
Äëÿ òîãî, ÷òîáû âîññòàíîâëåííûé çóá áûë ïðî÷íûì, íåîáõîäèìî íå òîëüêî âîññîçäàòü åãî àíàòîìè÷åñêóþ ôîðìó è ñíèçèòü íàïðÿæåíèÿ â ïëîìáå, íî è ñäåëàòü ïëîìáó ìàêñèìàëüíî ñîïîñòàâèìîé ïî ôèçè÷åñêèì ñâîéñòâàì ñ òêàíÿìè çóáà. Ñîâðåìåííûå ìàòåðèàëû ýòî ïîçâîëÿþò ñäåëàòü. Íî îäíèì ìàòåðèàëîì íå îáîéòèñü. Íèæå íà ôîòî ïðåäñòàâëåíû âèäû êàðèîçíûõ ïîëîñòåé. Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ïîëîñòè òèïà À èñïîëüçóåòñÿ ìèíèìóì 3 âèäà ìàòåðèàëà. Äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ïîëîñòè òèïà Á ìèíèìóì 4. Ýòî åñëè çóá îäíîðîäåí ïî öâåòó è ïîëîñòü íå ãëóáîêàÿ, ÷òî âñòðå÷àåòñÿ äîâîëüíî ðåäêî. Åñëè â çóáå ñî÷åòàåòñÿ íåñêîëüêî îòòåíêîâ (êàê ïðàâèëî îò 2õ è áîëåå) è ïîëîñòü ãëóáîêàÿ, òî äëÿ ðåñòàâðàöèè äîáàâëÿþòñÿ åù¸ îò 2õ-3õ è áîëåå âèäîâ ìàòåðèàëà. Ïîëó÷àåòñÿ ñâîåîáðàçíûé «ñýíäâè÷». Òàêàÿ ðàáîòà áóäåò ñëóæèòü äîëüøå, ÷åì âûïîëíåííàÿ îäíèì òèïîì ìàòåðèàëà.
Ïîñëå òîãî, êàê ðåñòàâðàöèÿ çóáà çàêîí÷åíà, äîêòîð ïðèñòóïàåò ê å¸ øëèôîâàíèþ è ïîëèðîâàíèþ. Ðåñòàâðàöèþ ïðîâåðÿþò ïî ïðèêóñó, óáèðàþò èçëèøêè, íàïëûâû è çàóñåíöû. À ïîòîì ïîëèðóþò äî áëåñêà ñî âñåõ ñòîðîí. Ýòî íóæíî äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîâåðõíîñòü áûëà ãëàäêîé. Íà ãëàäêîé ïîâåðõíîñòè áàêòåðèÿì ïðèêðåïèòüñÿ è óäåðæàòüñÿ ñëîæíåå, ÷åì íà øåðîõîâàòîé. Ñàìà ïëîìáà íå ïîäâåðæåíà âîçäåéñòâèþ áàêòåðèé ðàçðóøàåòñÿ òêàíü çóáà íà ñòûêå ñ ïëîìáîé. Ïîýòîìó ãëàäêèå ïëîìáû ñëóæàò äîëüøå êàðèîçíûé ïðîöåññ íà ñòûêå ñ ïëîìáîé áåç îòñóòñòâèÿ íàë¸òà íå ðàçâèâàåòñÿ. À â Âàøèõ ñèëàõ, äîðîãèå ïàöèåíòû, ñîäåðæàòü ýòó îáëàñòü â ÷èñòîòå. (ñì ïåðâûé êîëëàæ, äâà íèæíèõ ôîòî).
Âîò òàêèå ýòàïû åñòü â ïðîòîêîëå ëå÷åíèÿ êàðèåñà:
Î÷èñòêà çóáîâ ïàñòîé îò íàë¸òà äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ïîâòîðíîãî èíôèöèðîâàíèÿ óæå îáðàáîòàííîé ïîëîñòè è äëÿ áîëåå òî÷íîãî îïðåäåëåíèÿ öâåòà çóáà.
Àíåñòåçèÿ äëÿ áîëåå êîìôîðòíîãî ëå÷åíèÿ è âîçìîæíîñòè íàëîæåíèÿ êîôôåðäàìà, ñèñòåìû ìàòðèö äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ áîêîâûõ ñòåíîê è ïîñëåäóþùåé ïîëèðîâêè.
Óäàëåíèå ñòàðûõ íåóäîâëåòâîðÿþùèõ êëèíè÷åñêèì òðåáîâàíèÿì ïëîìá è ïîðàæ¸ííûõ êàðèåñîì òêàíåé. Äëÿ êîíòðîëÿ èñïîëüçóåòñÿ êàðèåñ-ìàðêåð. Ýòî ñïåöèàëüíûé êðàñèòåëü, êîòîðûé îêðàøèâàåò òîëüêî øåðîõîâàòûé êîìïîçèò è èíôèöèðîâàííûå òêàíè çóáà. Çäîðîâûå òêàíè çóáà è îòïîëèðîâàííàÿ ðåñòàâðàöèÿ èì íå îêðàøèâàþòñÿ. Áëàãîäàðÿ ýòîìó äåâàéñó ñòîìàòîëîã óáèðàåò òîëüêî ïîðàæ¸ííûå òêàíè è íå òðîãàåò çäîðîâûå. ×åì áîëüøå òêàíåé çóáà ñîõðàíåíî, òåì îí ïðî÷íåå, òåì áîëüøå ïëîùàäü ñöåïëåíèÿ ñ ðåñòàâðàöèåé òåì äîëüøå ñðîê ñëóæáû ðåñòàâðàöèè.
Ñãëàæèâàíèå è ïîëèðîâàíèå êðà¸â ïîëó÷åííîé ïîëîñòè, â òîì ÷èñëå íà áîêîâûõ ñòåíêàõ, ñïåöèàëüíûìè èíñòðóìåíòàìè äëÿ ìàêñèìàëüíî ïëîòíîãî êðàåâîãî ïðèëåãàíèÿ ìàòåðèàëà ê çóáó.
Èçîëÿöèÿ êîôôåðäàìîì
Ïîäãîòîâêà çóáà ê ïëîìáèðîâàíèþ (ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ ïðèêëåèâàíèÿ ïëîìáèðîâî÷íîãî ìàòåðèàëà ñïåöèàëüíûìè ïðåïàðàòàìè). Èñïîëüçîâàíèå ïðåïàðàòîâ, ïðîäëÿþùèõ ñðîê ñëóæáû ðåñòàâðàöèè.
Ðåñòàâðàöèÿ çóáà
Øëèôîâàíèå è ïîëèðîâàíèå ðåñòàâðàöèè.
 êàæäîì ýòàïå åñòü ñâîè íþàíñû è ìàíèïóëÿöèè, êîòîðûå çàíèìàþò îò íåñêîëüêèõ ñåêóíä äî íåñêîëüêèõ äåñÿòêîâ ñåêóíä. Íî ýòèõ ýòàïîâ ìíîãî. Ïîýòîìó êà÷åñòâåííóþ ðåñòàâðàöèþ áîëüøîãî îáú¸ìà (äâå-òðè ïîâåðõíîñòè) íåâîçìîæíî ñäåëàòü çà 15-30 ìèíóò. Íà íå¸ íóæíî 60-90 ìèíóò. Åñëè ðåñòàâðàöèÿ íåáîëüøàÿ òî ìåíüøå, íî íèêàê íå 15 èëè 20. Åñòü ýòàïû è ìàíèïóëÿöèè, êîòîðûå íåâîçìîæíî âûïîëíèòü îäíîìó íóæíî ðàáîòàòü â ÷åòûðå ðóêè; èëè áåç îïòèêè íåâîçìîæíî ïðîêîíòðîëèðîâàòü êà÷åñòâî âûïîëíåíèÿ è âîîáùå âûïîëíåíèå ýòàïà. Ïîýòîìó ñðîê ñëóæáû ëþáîé ðàáîòû çàâèñèò íå òîëüêî îò Âàøèõ óñèëèé è ïðèìåíÿåìûõ òåõíîëîãèé. Íà íåãî âëèÿþò îñíàùåíèå êîíêðåòíîé êëèíèêè è âðà÷à â íåé (êîëè÷åñòâî ñâåòà, óäîáíàÿ è ýôôåêòèâíàÿ îðãàíèçàöèÿ ðàáî÷åãî ìåñòà âðà÷à ýðãîíîìèêà, èíñòðóìåíòû è ìàòåðèàëû, íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå îïòèêè), êâàëèôèêàöèÿ âðà÷à è åãî àññèñòåíòà. Îá ýòèõ íþàíñàõ ÿ ïîñòåïåííî áóäó ðàññêàçûâàòü â ñëåäóþùèõ ïîñòàõ.
Ïðè ñîáëþäåíèè âñåãî ïðîòîêîëà ðåñòàâðàöèè è óñëîâèé, îãîâîð¸ííûõ â íà÷àëå ïîñòà, ñðîê ñëóæáû ðåñòàâðàöèè — îò 5 ëåò. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ìèíèìóì ÷åðåç 5 ëåò ðåñòàâðàöèÿ áóäåò âûãëÿäåòü òàê æå, êàê è â òîò äåíü, êîãäà å¸ ñäåëàëè. Ïîñëå 5 ëåò íà÷èíàåòñÿ ñòàðåíèå òêàíåé çóáà íà ñòûêå ñ ïëîìáîé. È äàëüíåéøèé ñðîê ñëóæáû çàâèñèò îò ñêîðîñòè ýòîãî ïðîöåññà, êîòîðûé èíäèâèäóàëåí ó êàæäîãî ÷åëîâåêà.
Источник