Эргономика при лечении зубов
Эргономика — наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда. Задача эргономики, с одной стороны, — сделать труд высокопроизводительным и эффективным, с другой, — обеспечить человеку удобство работы, сохранение его сил,здоровья и работоспособности.
Основные задачи эргономики в стоматологии:
1. Обеспечение максимального удобства работы врача и другого медицинского персонала. Это положение предусматривает использование удобного и эффективного эргономичного оборудования, инструментария, спецодежды. Приведем лишь несколько примеров применения достижений эргономики в этой области. Для эффективной, безопасной и удобной работы ручные инструменты должны быть сбалансированы (рис. 88). У правильно сбалансированного инструмента рабочая часть находится в пределах 2 мм от продолжения центральной продольной оси инструмента.
Баланс инструмента важен по следующим причинам: — при работе сбалансированным инструментом уменьшается напряжение кисти, улучшается тактильная чувствительность; — при вращении ручки кончик рабочей части описывает окружность; у сбалансированного инструмента ее радиус небольшой, и если инструмент острый, уменьшается вероятность травмы мягких тканей. Другим важным фактором удобства работы с ручным инструментом является толщина его ручки. Например, в сериях инструментов «Satin Steel» и «Satin Steel Colours», выпускаемых компанией Hu-Friedy, ручки имеют диаметр 9,5 мм, что значительно толще, чем у традиционных инструментов из нержавеющей стали (толщина ручки у них — от 4 до 6 мм) (рис. 89). Увеличенный диаметр ручки (9,5 мм) был разработан компанией Hu-Friedy совместно с физиологами и считается оптимальным для профилактики карпального синдрома. Карпальныи синдром (синдром запястного туннеля, Carpal Tunnel Syndrome — CTS) — хроническое заболевание, обусловленное сдавлением срединного запястного нерва (Nervus medianus) между неупругой запястной связкой и сухожилиями мышц предплечья (см. рис. 90, а). Это заболевание проявляется болями, парестезиями и онемением кончиков пальцев, ночными болями и повышенной утомляемостью мышц. К развитию этою заболевания у стоматологов приводит работа, связанная с повышенными, повторяющимися нагрузками на мышцы-сгибатели пальцев (см. рис. 90, б). В первую очередь -это пользование тупыми, не центрированными инструментами и инструментами с тонкими ручками. Развитию кар-пального синдрома способствует также интенсивная, напряженная работа без перерывов и отдыха.
Кроме того, ручки диаметром 9,5 мм улучшают тактильный контроль за инструментом и обеспечивают удобство в работе. Работу ручными инструментами при возвратно-поступательных движениях с нажимом облегчает система тонких насечек на ручке инструмента (рис. 89, а). Требованиям эргономики должны соответствовать также все другие используемые стоматологом инструменты, аппараты и приспособления (рис. 91, 92).
2. Рациональное устройство кабинета и размещение оборудования, снижение физической нагрузки на врача. Это положение предусматривает такую организацию рабочих мест врача-стоматолога и другого медицинского персонала, чтобы врач работал в правильной эргономичной позе, чтобы были сведены к минимуму лишние, нерациональные движения и манипуляции, чтобы отсутствовали непроизводительные перемещения персонала по кабинету. Выполнение этого условия предусматривает также компоновку и регулировку оборудования с учетом антропометрических данных работников. Врач-стоматолог в зависимости от характера лечебного вмешательства может работать в положении сидя или стоя (при положении пациента лежа, полулежа, сидя). Оптимальной для врача-стоматолога-терапевта считается работа сидя. Согласно положениям эргономики, сидя наиболее эффективно выполнять длительные манипуляции, требующие аккуратных, точных движений при хорошем доступе. Стоя выполняются лишь операции, сопровождающиеся значительным физическим усилием, кратковременные, при затрудненном доступе. В настоящее время считается, что требованиям эргономики наиболее соответствует работа врача-стоматолога-терапевта с ассистентом «в четыре руки» при горизонтальном положении пациента. Кроме экономии времени, такая организация работы дает врачу ряд технологических преимуществ. По мнению В.В.Садовского (1999), современный прием практически невозможно вести без ассистента, так как требования к пульпощадящему препарированию (охлаждение водяным аэрозолем), работе слюноотсосом-пылесосом, требования к инфекционному контролю, соблюдение технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, работа гуттаперчей и др. просто невозможно выполнить полноценно без помощника.
В настоящее время принцип работы «в четыре руки» подразумевает пять компонентов практики (Садовский В.В., 1999): 1. Работа сидя. 2. Помощь ассистентов. 3. Организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (предварительный анализ, планирование, менеджмент, оценка). 4. Максимальное упрощение рабочих моментов приема. 5. Профилактика инфекционных осложнений (Infection Control). При организации работы по принципу «в четыре руки» (рис. 93) пациент располагается в кресле «в положении лежа». При лечении жевательных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла составляет 20—25°. При лечении зубов верхней челюсти или фронтальных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла не превышает 5—10°, а иногда пациента располагают горизонтально (чтобы нос и колени пациента находились примерно на одном уровне).
Врач сидит непосредственно за головой пациента в положении «8—12 часов» на абстрактном циферблате (рис. 94), перемещаясь в пределах этой зоны для обеспечения хорошего обзора и максимального удобства работы. Стул врача должен быть отрегулирован таким образом, чтобы стопы врача стояли на полу, ноги были согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, а туловище врача располагалось вертикально, опираясь поясницей на спинку стула. Бедро врача находится чуть ниже подголовника кресла, поэтому пациент как бы возлежит на коленях врача.
В процессе работы стоматолог должен следовать «правилу параллели»: фронтальная поверхность лица врача должна располагаться параллельно поверхности препарируемого зуба. Ассистент располагается в позиции «2—5 часов» (см. рис. 95). Рабочий стол ассистента располагается справа от него. Для лучшего обзора и удобства работы ассистент должен сидеть на 10—12 см выше врача. Чтобы обеспечить эргономичную позу ассистенту (сгибание ног в коленных суставах под углом 90°), на ножке стула для ассистента делается круговая подставка для ног. Вместо традиционной спинки, на стуле для ассистента делается «абдоминальный упор», который устанавливается у основания грудины на уровне мечевидного отростка и обеспечивает дополнительную опору для туловища (рис. 96).
Зона передачи инструментов находится «между 5 и 8 часами» (рис. 97). Для обеспечения наилучшего обзора операционного поля следует регулировать высоту кресла, степень наклона его спинки, менять положение врача по отношению к пациенту, просить пациента повернуть или запрокинуть голову, открыть пошире рот и т.д. При несоблюдении этих требований эргономики, врач затрудняет себе работу, сидит в неудобной позе (см. рис. 98), что приводит к быстрому утомлению и развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата.
3. Обеспечение персоналу комфорта в лечебном кабинете и вспомогательных помещениях. Эта задача предусматривает создание комфортного воздушного климата, оптимального освещения, борьбу с шумом и вибрацией (например, размещение компрессора и вакуумных устройств в отдельном помещении). Сюда же относится и соответствующее оформление интерьера. Например, в лечебных кабинетах, особенно где проводится определение оттенка зубов, не рекомендуется красить стены в яркие цвета, размещать в поле зрения врача яркие предметы (картины, дополнительные источники света и т.д.). Оптимальный цвет стен в лечебном кабинете — светло-серый или бледно-голубой.
4. Снижение психологической и эмоциональной нагрузки на врача и вспомогательный персонал. В первую очередь для решения этой задачи необходимо правильное построение взаимоотношений «врач / пациент». Для этого нужно обучать врачей правилам межличностного общения, рациональным психологическим приемам предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, обеспечить безопасную, надежную и эффективную работу медицинского оборудования. Кроме того, необходимо предусмотреть меры, направленные на снижение нагрузки на врача при приеме «проблемных» пациентов. Например, для предупреждения возможности возникновения у лечащего врача психоэмоционального напряжения вследствие взаимоотношений с пациентом, отличающимся легко возбудимой нервной системой, рекомендуется до лечения успокоить больного, по возможности назначить ему «малые» транквилизаторы и все лечебные вмешательства проводить с применением современных средств обезболивания. Важным является также создание благоприятного психологического климата в коллективе: отношения между сотрудниками должны строиться на основе сотрудничества, взаимопомощи и «командного духа».
5. Профессиональный отбор врачей и вспомогательного персонала. Эта задача направлена на комплектование клиники специалистами с соответствующим уровнем профессиональной подготовки, навыками межличностного общения с пациентами и владением технологиями продажи стоматологических услуг. Критерии профессионального отбора персонала предусматривают также учет уровня физического и психологического здоровья (зрение, слух, физическое развитие, мануальные способности, особенности характера и т.д.). Кроме того, в процессе работы требуется постоянное обучение врачей-стоматологов и вспомогательного персонала, совершенствование их теоретической и практической подготовки, обучение новым методикам и технологиям.
Источник
Эргономике в стоматологии. Здесь Вы узнаете:
1) Что такое эргономика, и почему никто не знает её принципы.
2) Концепции эргономики: что это и почему в этой статье мы их не рассматриваем.
3) Эргономика в процессе работы врача, или наука о том, как врачу удобно.
4) Обмен инструментов между врачом и ассистентом: как правильно брать и давать (не взятку).
Готовы? Тогда поехали!
Эргономика – это!
Чтобы никому не было обидно, я сейчас дам определение, которое дала Международная Ассоциация Эргономики (Далее – асоциация эргономистов. Да, она существует, я тоже удивился.)
(В скобочках я объясняю непонятные моменты и привожу примеры. Вы можете читать только их — немного потеряете).
Эргономика – это наука, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, («Другие элементы системы» – это всё, до чего человек дотрагивается. Для стоматологов это, например: установка, салфетка, ассистент, пол, пациент, зонд, воздух в помещении.)
а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы (Они хотели сказать, что они не только изучают – какой угол раздвигания ног в маршрутке оптимальный – Но и вводят свои теории в нашу жизнь. – Объявление: уважаемые пассажиры, не раздвигайте ноги шире 400).
Кстати, техника безопасности – это частный случай эргономики.
С греческого эргономика переводится как закон работы. Можно сделать вывод, что эргономика вырабатывает законы, которые делают работу эффективной.
Задачи эргономики в стоматологии, что она вообще делает?
По заявлению великого эргономиста И. Г. Иващенко, эргономика решает следующие задачи:
1) Оценивает, как влияют разные факторы среды (это свет, звук, вибрации, воздух, радиация и др.), а также поза человека на его работоспособность и общее самочувствие. (Вы устаёте больше сидя прямо, или наклонившись на 100 вперёд.)
2) Разрабатывает границы факторов среды, т.е. определяет зону комфорта (Насколько сильным должен быть фактор, чтобы вам стало плохо). Например:
— Максимум радиации
— Максимум загрязнённости воздуха
— Минимум освещённости и др.
— Максимальный размах движений (В том числе и максимальный угол раздвигания ног в маршрутке)
3) Реализует свои требования:
— Учит людей как жить. (А вы знаете как правильно сидеть? Угол в коленях должен быть равен…)
Концепции эргономики, что это?
В 60-е годы прошлого века ассоциация эргономистов разработала систему лечения в 4 руки. Было решено, что стоматологу мало 2-х рук, и ему обязательно нужен слуга ассистент. Но сейчас не об этом.
Так вот, эргономистами было выдвинуто 4 базовых концепции (4 Карл!), как стоматологу и ассистенту будет удобно совместно работать. Представляю вам эти концепции:
Концепция № 1. Разработана немецким профессором Schon — одним из пионеров эргономических исследований в стоматологии (Ну, и в чём суть?) – набор стоматолога находится справа от кресла пациента. (Всё, честно. Я ничего не вырезал. Наверное на исследования ушли годы…)
Концепция № 2. (Наверняка тоже труд всей жизни) – набор стоматолога расположен за подголовником кресла пациента.
Концепция № 3. Набор расположен на стороне ассистента, который передаёт его стоматологу.
Концепция № 4. Набор находится справа от подголовника пациента.
Другие концепции (вроде, « набор находится в ногах пациента») не удовлетворяли всех необходимых критериев. Но и это ещё не всё! К каждой концепции прилагается 4 варианта положения набора ассистента.
Кобинируя их, мы получаем 16 равноценных концепций.
Наверное, именно поэтому (хотя нельзя сказать наверняка), мы не будем в данной статье рассматривать концепции. Давайте дальше.
Эргономика врача стоматолога
Сейчас мы подробно остановимся на том, как стоматологу работать максимально удобно, безопасно и эффективно, с точки зрения эргономики, конечно. Эргономисты предусматрели реально всё. Но, давайте по-порядку:
Рабочая поза врача.
Они считают, что когда стоматолог принимает пациентов, он почти не шевелится. Поэтому он должен сразу занять максимально удобную позу, чтобы «минимализировать статическое напряжение и нагрузку на суставы». (Ну, вы поняли).
Итак, максимально удобная поза (согласно Atami, 1992)
— спина ровно
— плечи ровные, расслаблены
— голова слегка наклонена вперёд
— ось между зрачками образует горизонтальную линию (это как вообще)
— руки свешены свободно и прижаты к телу
— угол между плечом и предплечьем можно изменять (ура!)
— кисти расслаблены
— ступни полностью стоят на полу, угол в колене от 90 до 115 градусов
— ступни ног соединены друг с другом
(Эргономике в стоматологии)
Atami пишет, что грубым нарушением считают, если ступни касаются пола носками или пятками, т.к. в таком положении врач теряет равновесие. (Скорее всего он сразу падает и ломает себе что-нибудь).
Положение пациента
Пациент должен лежать на спине, а его рот должен находится на уровне рук врача. Чтобы стоматолог мог делать свою работу, не меняя описанного выше положения тела. Кроме того, когда голова больного запрокинута назад — блокируется глотательный рефлекс (серьёзно, можете попробовать) и уменьшается вероятность, что пациент вдохнет какой-то инструмент.
Самое лучшее положение пациента в кресле — синусообразное, когда его колени находятся на уровне его головы. Чтобы врач лучше видел зубы, можно менять наклон подголовника .
Высота положения пациента
Лучше всего стоматолог видит зубы с расстояния 30-40 см, просто поверьте.
Перемещение стоматолога по отношению к голове пациента
Стоматолог имеет право занимать положение от 10 до 13 часов. (13 часов – нет такого понятия, есть понятие 1 час). Ассистент сидит на 2 – 3 часа, ноги расставлены. Главное, чтобы он не мешался под ногами.
Изменение положения головы пациента.
Наклон головы вперёд и назад не превышает 25 градусов. Поворот влево-вправо – не более 45. И не спрашивайте меня, как они это вычислили.
Ширина открытия рта пациента
(не стоматолога, у стоматолога рот закрыт)
Оказывается, что широко открытый рот ухудшает обзор жевательных зубов. Так как мышцы щек напрягаются и закрывают собой зубы. Оптимальное открывание рта – ширина 2-х пальцев.
Если, я опустил какую-то важную деталь, не судите строго. (В конце приведу список литературы, где вы сможете почитать про угол между большим и указательным пальцем и прочие, жизненно необходимые вещи)
А сейчас последний вопрос статьи:
Как рационально обмениваться инструментами между врачом и ассистентом.
Этот вопрос очень важен, так как при неправильном обмене инструмент может выпасть, и не дай бог попасть пациенту в глаз. Поэтому всё будет изложено максимально подробно. (И с картинками)
Есть метода замены инструмента: параллельный и ротационный.
1) Этапы метода параллельной замены:
1. Врач удаляет инструмент А изо рта пациента (в свой рот инструмент класть запрещено) и ждёт нужного инструмента Б.
2. Ассистент держит инструмент Б за нерабочий конец между большим и указательным пальцем левой руки. При этом ручка инструмента лежит на !наружно-внутренней (не путать с внутренне-наружной) поверхности первой фаланги третьего пальца. (На самом деле ассистент держат так, чтобы врач сразу взял инструмент в удобный для работы захват)
3. В зоне обмена врач и ассистент держат свои инструменты на расстоянии 5-6 см друг от друга, рабочим концом вниз. (У этого пункта нет ограничений по времени)
4. Ассистент разгибает левый мизинчик и прочно захватывает им инструмент А, продолжая удерживать инструменты параллельно (ловкость рук и никакого мошенничества)
5. Врач отпускает инструмент А. Ассистент выдвигает инструмент Б. Врач его захватывает.
6. Ассистент убирает инструмент А.
2) Метод ротационной замены.
Отличается от предыдущего тем, что до того, как отдать инструмент врачу, ассистент запрокидывает руку на себя на 120 градусов так, что рабочая часть инструмента, смотревшая вниз, теперь смотрит вверх.
И в заключении, хочу рассказать вам, мой дорогой читатель, как правильно брать в руку стоматологический инструмент.
Итак, базовый захват и фиксация.
1) Кисть врача зафиксирована в позе «спящая рука». Это когда запястье прямое, а пальцы расслаблены.
2) Инструмент берут в левую руку (процесс взятия инструмента подробно описан в другой главе) и кладут его на медиальную поверхность второго пальца правой руки (на указательный палец сбоку).
3) Фиксируют инструмент ладонной поверхностью первого пальца на уровне третьей фаланги второго пальца. (Держат инструмент большим и указательным пальцем.)
4) Ручка инструмента скользит по второму пальцу до тех пор, пока шейка инструмента не коснётся третьего пальца. (Анатомию стоматологических инструментов вы можете изучить в книге Меттер — Атлас анатомии дентальных инструментов.)
На этом всё. Если вы дочитали до этого момента, вы наверное герой. Читайте другие статьи, они наверное полезнее. Хотя, как знать. Удачи!
Источник