Древний египет лечение зубы

Хеси-Ра

Хеси-Ра — древнейший стоматолог. Изображение на деревянной панели из гробницы Хеси-Ра в Саккаре

Древний египет лечение зубыколо 3100 г. до Р.Х. царь Менес объединил царства Верхнего и Нижнего Егип­та. С этого времени начинается отсчет исторического периода, известного как Древнее Царство (3100-2181 гг. до Р.Х.). Около 2600 г. до Р.Х. по приказу фараона Джосера в городе Саккара была построена огромная Ступенчатая пирамида — одно из самых величественных сооружений древних времен. Джосер вообще прославился не только как архитектор, но и как очень разносторонний ученый, хорошо разбиравшийся в астрономии, литературе, искусствах, а также в медицине. Личным другом фараона считался врач Имхотеп, которому египтяне даже поклонялись наравне с богом исцеления, а древние греки впоследствии отождествили со своим богом Асклепием. К Имхотепу тогдашние врачи отсылали безнадежных больных. Джосер настолько высоко оценивал знания Имхотепа, что даже распорядился похоронить его рядом с местом, отведенным для собственной могилы в некрополе Мемфиса.

Практическая медицина в древнем Египте сформировалась около 4600 лет назад. Примерно в то же время или чуть позже врачи начали специализироваться в лечении различных частей тела и внутренних органов человека. Спустя две с половиной тысячи лет, в V веке до Р.Х. греческий историк Геродот так описывал специализацию египетских врачей:

Практическая медицина так разделена между ними, что каждый врач — лекарь одной болезни и не более. Вся страна полна врачами, одни — по глазам, другие — по зубам, еще кто-то лечит болезни живота или внутренние болезни”.

Древнейший египетский стоматолог, чье имя дошло до нас, — Хеси-Ра, также жил во времена правления Джосера. Вот что начертано о нем на одной иероглифической таблице: “Величайший из врачей, который лечит зубы”.

Подтверждением того, что стоматологическое лечение, на взгляд древних египтян, отличалось от других видов врачебной помощи, можно считать стелу, подаренную фараоном Сахурой своему любимому врачу Ни-Анх-Сехмету. В нижней части стелы имеется небольшое изображение человеческой фигурки. Как следует из ие­роглифической надписи, это Мен-Кауре-Анк, “зубной человек”.

Египтяне страдали от множества стоматологических болезней, и даже святость фараонов не спасала тех от таких неприятностей. Видимо, основным способом лечения стоматологических недугов было удаление зубов. Древнеегипетские стоматологи практиковали также сверление челюстных костей для уменьшения давления гнойной жидкости, накапливающейся около воспаленного зуба. Подобных черепов с просверленными костями было найдено немало, а один из самых старых, датируемый периодом Древнего Царства, хранится сейчас в коллекции музея Гарвардского университета.

Интересная находка подобного плана была обнаружена в районе захоронений вблизи Саккары и относится уже ко времени Нового Царства (1570-1085 гг. до Р.Х.). Это череп мужчины с обширным кариесом первого нижнего моляра. На уровне верхнего края корня этого зуба имеются два отверстия правильной цилиндрической формы, каждое ровно по пять миллиметров глубиной и по два миллиметра в диаметре. Они проходят через корень, и их происхождение, конечно же, никак нельзя объяснить, например, боевыми ранами или фистулами естественной природы. В настоящее время этот череп хранится в парижском Музее Человека. Очевидно, египтяне были достаточно искушены в работе со сверлами, о чем свидетельствуют и многочисленные росписи в усыпальницах.

Мостики и коронки

Мостики между зубами и коронки из Древнего Египта. Ок. 2900-2750 гг. до н.э.

Одной из главных причин заболеваний зубов у древних египтян можно считать грубую и убогую диету, равно характерную и для бедняков, и для зажиточных людей, Основным ежедневным блюдом был хлеб, а зерна для его выпечки измельчались при помощи каменных жерновов примитивной обработки. Поэтому естественно, что в муку попадало большое количество каменной пыли и осколков. Кроме того, диета египтян была преимущественно вегетарианской, а почвы — песчаными, что, вкупе с низкой культурой приготовления пищи, также обуславливало большое количество песка в главных блюдах. Все это приводило в результате к серьезному износу окклюзионных поверхностей зубов с последующим обнажением пульпы, воспалительными процессами и образованием опухолей.

Многие черепа тех времен носят на себе следы травм зубов, что обусловлено как общим рискованным образом жизни, так и беспрерывными войнами. Потеря зубов в результате травм не считалась чем-то необычным. Распространенным явлением было также искривление зубов. Найдено немало черепов фараонов с сильно выступающими вперед верхними передними зубами.

Относительно характера древнеегипетской стоматологии среди специалистов существует много серьезных разногласий. Ряд специалистов считают, что оральная медицина действительно была широко распространена, однако похоже, что операций профилактического характера на зубах не практиковалось. Следов подобного вмешательства не сохранилось даже на мумиях фараонов, хотя повреждения и раз­рушения зубов видны невооруженным глазом.

Нам повезло, что египтяне умели делать бумагу из папируса, а этот материал благодаря исключительно сухому климату за прошедшие тысячелетия практически не разрушился. Наиболее полно характер стоматологической помощи описывается в папирусах, расшифрованных учеными Херстом, Эдвином Смитом и Георгом Эберсом. Последний документ, хранящийся ныне в библиотеке Лейпцигского университета, вообще является наиболее объемистым и сохранился лучше других. Относится он приблизительно к 1550 г. до Р.Х. и является не оригинальным трудом, а скорее компиляцией многих ранних медицинских текстов, начиная с самых древних времен — вплоть до 3500 г. до Р.Х. В нем содержатся упоминания о многих заболеваниях зубов, включая гингивиты, эрозию, пульпиты, а также приводятся рецепты от зубной боли. Среди других описывается случай, когда “зуб шатается из-за волдыря” — вероятно, имеется в виду вздутие или воспаление десны. Для того, чтобы “лечить зуб, который беспокоит ближайшую плоть”, давалась такая рекомендация: “Изотри в пасту и при­кладывай к зубу одну часть тмина, одну часть фимиама, одну часть лука”.

Заметим, что в папирусе Эберса хирургическое вмешательство для лечения болезней зубов никак не упоминается. А вот папирус Эдвина Смита, относящийся к XVI веку до Р.Х., описывает много способов лечения переломов и вывихов челюст­ных и скуловых костей, рассечений губ и т. д. Поскольку хирургические щипцы очень часто изображались на стелах и настенных росписях, напрашивается вывод, что удаление зубов не было секретом для древних египтян.

Читайте также:  Гранулема зуба что это такое лечение симптомы причины

Гигиена же полости рта, видимо, совершенно не волновала этот древний народ. Были раскопаны и обнаружены в захоронениях тысячи туалетных и косметических принадлежностей, но ничего похожего на зубную щетку или подобные чистящие приспособления найти не удалось. На многих черепах сохранились следы обширных отложений зубного камня, а также последующих пародонтальных осложнений и разрушиения тканей. Никаких же попыток по предотвращению или удалению этих вредных отложений, скорее всего, не предпринималось.

Папирус Эберса

Фрагмент медициноского папируса Эберса

Немало споров и предположений среди историков стоматологии вызвали еще две находки. Одна из них — два моляра, скрепленные между собой золотой проволокой и относящиеся к 2500 г. до Р.Х. Похожая находка улыбнулась в 1914г. Герману Юнкеру в погребальной камере в Гизе, там проволока обеспечивала очень плотное соединение зубов. Ряд ученых сделали вывод, что прикрепление было сде­лано при жизни пациента и имело целью усилить периодонтально ослабленный зуб путем соединения его с более сильным соседним. Другие же считают, что утраченный зуб привязывался к соседним уже после смерти, чтобы избежать выпадения его во время бальзамирования и похорон.

Еще более интересная находка была сделана Шафиком Фаридом в 1952 г.: три зуба, соединенные вместе золотой проволокой. Несмотря на длительное изучение протеза, ученые так и не пришли к единому выводу относительно характера операции. Одни утверждали, что это пример ранней замены зуба с использованием правого центрального резца в качестве опорного зуба. Но поскольку резец имеет неповрежденный здоровый корень, трудно представить себе, как можно осуществить подобную операцию без рассечения десны в области утраченного зуба. Более правдоподобно звучит объяснение, что и в данном случае замена зуба производилась посмертно. Египтяне очень щепетильно относились к своим покойникам в плане сохранения, насколько возможно, прижизненного состояния тела. Они твердо верили, что тело во время странствий души в потустороннем мире должно оставаться неповрежденным. Тем не менее, как уже говорилось, египтяне при необходимости не чурались и сверления зубных тканей.

Источник

Медицинская практика древних египтян была настолько совершенной, что достижения врачей тех времен европейцы не могли превзойти на протяжении многих веков. Египетские врачеватели считали, что болезнь нужно лечить с помощью изготовленных специальным образом лекарственных средств, признавали целительную силу массажа и благоуханий и понимали важность гигиены при лечении больных.

Сегодня ни для кого не секрет, что болезни и инфекции вызваны бактериями, и можно подумать, что об этом люди знали всегда. Но на самом деле, понимать причину болезни человек стал совсем недавно, только в XIX веке, когда французский ученый Луи Пастер выдвинул микробную теорию болезней, которую позже на опыте подтвердил английский хирург Джозеф Листер.

Еще за несколько десятков лет до этого открытия венгерский врач-акушер Игнац Земмельвайс (1818-1865) предложил медицинскому сообществу совершенно удивительную для того времени идею: мыть руки раствором хлорной извести. Именно такая гигиена, по мнению врача, могла бы сократить уровень смертности в больницах. Предложение Земмельвайса было встречено научным миром с настороженностью. Многие восприняли эту идею как смехотворную и даже обвинили Земмельвайса в антинаучном шарлатанстве. Врачи не видели ничего плохого в том, чтобы не мыть руки во время приема родов, перед и после хирургических операций, вскрытий. Увы, в то время науке еще не было известно ни о каких теориях болезнетворных организмов. Игнаца Земмельвайса в 1865 году обманом поместили в психиатрическую лечебницу, где он и умер.

Портрет Игнаца Земмельвейса

Фото: wikipedia.org/ Венгерский врач Игнац Земмельвайс

Древние египтяне приняли бы совет Игнаца Земмельвайса на ура, и не потому что они имели кое-какое представление о микроорганизмах, а потому что были приверженцами чистоты. По мнению американского профессора философии Джошуа Марка, уровень смертности в Древнем Египте после медицинских процедур был намного ниже, чем в любой европейской больнице начала XX века (только в 50-х годах прошлого века гигиена и стерилизация инструментов в больницах стала обычной практикой).

Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает:

Медицинская система Древнего Египта была относительно продвинутой, и египетские врачи, в основном это были мужчины (хотя известны исключения, когда врачами становились и женщины), были мастерами своего дела

Древнеегипетские хирурги

Фото: egyptopedia.info/ Египетский врач XVIII Династии принимает больного (реконструкция)

Однако, хоть в Египте и умели аккуратно извлекать органы человека и бальзамировать тело так, что оно сохранялось на протяжении сотен лет, у египетских врачевателей все же было слабое представление о работе внутренних органов. Кроме того, зачастую лекари связывали причины болезни с вмешательством сверхъестественных сил.

РАНЫ И ЗАБОЛЕВАНИЯ

Как лечить раны, древнеегипетские врачи знали лучше, чем как лечить болезни. Доктора легко устанавливали причину возникновения травмы и понимали, каким образом человеку можно помочь, сделать то же самое с болезнью было намного сложнее.

Если врачи не могли объяснить заболевание, они ссылались на “демона, засевшего в теле больного”. И главной задачей врача было изгнать этого демона. По симптомам устанавливалось, какой конкретно злой дух виноват в болезни, а затем с помощью магических заклинаний и лекарств его пытались изгнать. Египтолог Барбара Ваттерсон отмечает, что самыми первыми докторами были жрецы. Египтяне верили, что болезнь была вызвана нечистой силой, проникшей в организм, и что жрецы обладают знанием, способным прогнать демонов.

Древнеегипетский амулет глаз Гора

Фото: Marie-Lan Nguyen/ Защитный амулет глаз Гора VI-й IV-й век до н.э. (Лувр, Париж)

В те далекие времена египтяне страдали от тех же самых заболеваний, от которых сегодня страдаем и мы: трахома (инфекция глаз), малярия, дизентерия, оспа, пневмония, рак, болезни сердца, туберкулез и т.д. Если магические заклинания и лекарства не помогали, египтяне использовали амулеты, благовония, татуировки и даже специальные статуэтки, призванные отгонять демонов или умилостивить богов, пославших болезнь. Статуэтки, впрочем, использовались в качестве профилактической меры. “Лечебные” заклинания записывались на папирусных свитках и держались под строгим секретом, врачи-жрецы боялись, что если текст попадет в руки непосвященному, то будет неправильно истолкован, что обернется карой богов.

Читайте также:  Народные методы для лечения зуба

МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ

К сожалению, до наших дней дошли лишь немногие “медицинские папирусы”, но даже их достаточно, чтобы у ученых сложилось представление о том, как египтяне видели болезни и о древних методах лечения. Все известные папирусы названы в честь людей — первых владельцев, либо в честь города, где они хранятся.

Медицинские папирусы Честера Битти, датированные 1200 годом до н.э., посвящены лечению коноплей аноректальных (связанных с прямой кишкой) заболеваний. Возможно, это самое раннее упоминание применения конопли в медицинских целях.

Берлинский медицинский папирус, также известный как папирус Бругша, датируемый 1570 — 1069 г.г. до н.э. (эпоха Нового царства), содержит знания о контрацепции, об овуляции и фертильности, определении беременности по цвету глаз, лица и женских грудей.

Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э.) рассказывает о частной патологии. В нем описывается более 200 заболеваний и около 1000 способов лечения, среди которых есть методы лечение рака, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и даже депрессии.

Папирус Эдвина Смита (ок. 1600 г. до н.э.) является старейшей работой по хирургическому мастерству. В нем рассматриваются различные виды травм (около 50), а также описывается их лечение.

Лейдонский магический папирус (приблизительно III век до н.э.) посвящен магическим приемам врачевания. В нем приводятся и рациональные методы лечения, например, лечение куриной слепоты бычьей печенью, богатой витамином А.

Папирус Эдвина Смита

Фото: Jeff Dahl/ Папирус Эдвина Смита является старейшей работой по хирургическому мастерству. В тексте (на фото) говорится о челюстно-лицевой травме

Папирус Херста (был написан во времена Нового Царства) описывает способы лечения инфекций мочевых путей и пищеварительной системы.

Медицинский Кахунский папирус (ок. 1800 г. до н.э.) посвящен вопросам беременности и зачатия.

Лондонский медицинский папирус (ок. 1782-1570 до н.э.) предлагает способы лечения ожогов, глазных заболеваний.

Дошедшие до нас папирусы, по словам египтологов, представляют собой копии очень древних медицинских трактатов. Древность источников подтверждается отсылками в текстах.

ВРАЧ, АКУШЕРКА, МЕДСЕСТРА, СТОМАТОЛОГ

Врачами в Древнем Египте могли быть как мужчины, так и женщины (правда, значительно реже). Ученые полагают, что первым египетским врачом, который после смерти был обожествлен и почитался как бог врачевания, был Имхотеп (ок. 2667-2600 до н.э.). Он также известен в истории как архитектор первой ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре. Имхотепа знают и по его трактатам, в которых он неоднократно утверждал, что болезни имеют естественные причины, а не являются наказанием богов.

Фрагмент барельефа храма Гора в Эдфу

Фото: Remih/ Фрагмент барельефа храма Гора в Эдфу, на котором изображены хирургическая пила и нога. IV—I века до н. э.

Первой женщиной-врачом, полагают историки, была Мерит Птах, которая жила в Древнем Египте около 2700 г. до н.э. Об этой женщине известно из таблички, находящейся в гробнице ее сына — верховного жреца Древнего Египта, на которой указано, что Мерит Птах была “главным врачом” (где именно, неизвестно).

Песешет (ок. 2500 г. до н.э.) — другая женщина-врач, которую часто называют «великой начальницей всех женщин-врачей». По мнению историков, она возглавляла медицинскую школу в городе Саисе, где находился храм, посвященный богине-целительнице Нейт. Со школой, возглавляемой Песешет, связана легенда об Агнодике Афинской (IV век до н.э.). Легенда гласит, что однажды в Афинах жила женщина, которая очень хотела стать врачом, но в Афинах рабам и женщинам было запрещено изучать медицину, поэтому Агнодика долго выдавала себя за молодого человека, чтобы посещать лекции врача Герофила. Когда обман был раскрыт, женщина убежала в Египет, где нашла приют в медицинской школе в Саисе.

Врачи Древнего Египта должны были быть не только грамотны, но и чисты духом и телом. От врачевателей требовалось, чтобы они тщательно соблюдали ритуальную чистоту, личную гигиену и принимали ванну так же часто, как жрецы высших санов. У каждого доктора была своя специальность: профессиональные врачи назывались “swnw”, главные врачи ”wr swnw”, врачи-маги ”sau”. Врачам постоянно помогали массажисты, медсестры, и провидцы. Интересно, что роды врачи-мужчины не принимали, вместо них это делали акушерки.

Египтолог Каролин Грейвс-Браун пишет:

Акушерство в Древнем Египте было только женской профессией. Это подтверждается древними медицинскими текстами, в которых рассказывается о гинекологии. Мужчины никогда не участвовали в процессе родов

Ни в одном найденном древнеегипетском документе не говорится, что акушерки когда-либо проходили медицинскую подготовку. Они рассматривались не в качестве медицинских работников, а лишь как временные помощники. Акушерками становились лишь на время родов. Это были женщины, которые жили в доме роженицы: родственницы или служанки, иногда соседки.

К медицинскому персоналу египтяне относили медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нет никаких свидетельств о профессиональной подготовке этих работников. Некоторые ученые полагают, что медсестрами в Древнем Египте назывались кормилицы, к которым относились с признательностью и огромным уважением. Грейвс-Браун отмечает:

В Древнем Египте была высокая материнская смертность, и кормилицы играли важную роль

Женщины часто умирали во время родов, поэтому обычно между семьей и кормилицей заключались юридические соглашения по уходу за новорожденным в случае смерти матери.

Барельеф храма в Ком-Омбо

Фото: Remih/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо: беременная богиня Исида сидит на родильном стуле. IV—I века до н. э.

Стоматология в Древнем Египте не была широко распространена. Хотя египтяне часто страдали от проблем с зубами, дантистов в то время было очень мало, и историки пока не знают, почему. Первым в истории Египта стоматологом был Геси-Ре (около 2600 г. до н.э.), живший во время правления Джосера. Как утверждают некоторые специалисты, Геси-Ре был личным врачом фараона, который постоянно страдал от проблем с зубами, возможно, из-за рациона питания: к столу часто подавали хлеб грубого помола и пищу, в которую попадал песок. Египтолог Маргарет Бансон пишет:

У египтян всегда были ужасные зубы. Они постоянно страдали от разрушения зубов и пародонтоза. Дантисты старались помогать людям травами, возможно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. Интересно, что мы обнаружили некоторые мумии с просверленными отверстиями в зубах. Видимо, таким древним хирургическим вмешательством людям лечили абсцесс. Что еще нас поразило, так это вставные золотые зубы. Мы пока не знаем, ставили ли их при жизни или уже после смерти, в процессе бальзамирования

Самым известным примером жителя Древнего Египта, который умер от проблем с зубами, была Царица Хатшепсут (1479-1458 до н.э.). Женщина умерла от абсцесса. Врачеватели того времени полагали, что кариес и другие зубные проблемы вызваны зубным червем, которого можно изгнать с помощью магических заклинаний. Маргарет Бансон считает, что такое убеждение впервые возникло в Месопотамии у Шумеров, где были обнаружены клинописные надписи на глиняных табличках с заклинаниями против зубного червя, а затем каким-то образом это убеждение перекочевало в Египет.

Читайте также:  Как побороть страх лечение зубов

ЛЕЧЕНИЕ. ЛЕКАРСТВО. ИНВЕНТАРЬ

Как и другие врачи, стоматологи сперва использовали магические заклинания, чтобы прогнать зубного червя, а затем давали пациенту лекарства. Врачи и дантисты в лечебных целях часто прибегали к травам и специям. Например, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта (во время заболевания полости рта), больному давали медовый жевательный шар, корицу, или ароматическую смолу мирру. Существуют доказательства, что при удалении зубов и при установке искусственных в качестве анестетика использовался опиум.

Стены храма Ком-Омбо

Фото: Jeff Dahl/ Часть барельефа храма в Ком-Омбо с изображением медицинских инструментов. IV—I века до н. э.

Вера египтян в магию была не только фундаментом их культуры, но и считалась вполне нормальным и естественным явлением их жизни. Врачевание рассматривалось как одна из форм магии, а Бог медицины Хека обычно изображался в виде человека с двумя извивающимися вокруг него змеями. Этот символ позднее был заимствован греками и ассоциировался у них с богом медицины Асклепием, только змеи теперь обвивали не самого бога, а его посох. Кстати, обвитый змеей жезл Асклепия и сегодня используется как медицинский символ.

Кроме трав и специй, древнеегипетские медики использовали и фармацевтические препараты собственного творения. Маргарет Бансон пишет:

Снадобья древних египетских жрецов-врачей содержали антациды, медную соль, живицу, квасцы, вяжущие средства, карбонаты кальция и магния, различные антиспазматические, мочегонные и слабительные средства. В медицинских папирусах были прописаны рецепты с указанием дозировки и времени приема, уточнялось даже, чем какое лекарство нужно закусывать или запивать

В Египте хирургические операции были вполне обычным явлением. За последние несколько веков было найдено множество инструментов древних хирургов, и любопытно, что этот медицинский инвентарь очень похож на тот, который сегодня используется в больницах. Среди найденного: металлический скальпель, стоматологические щипцы, пилы для распиливания костей, катетеры, пинцеты, зажимы для остановки кровотока, металлические рефлекторы, ножницы, ланцеты, бинты и т.д. Древнеегипетские хирурги выполняли сложнейшие операции на головном мозге человека, после которых пациент выздоравливал и продолжал жить долгое время, об этом свидетельствуют исследования некоторых мумий. Также были обнаружены хорошо сохранившиеся деревянные протезы частей тела, что говорит о том, что в Древнем Египте было развито протезирование.

Протез пальца, который сделали в Древнем Египте

Фото: Osama Shukir Muhammed Amin/ Этот протез пальца был частью ноги мумии и является одним из первых примеров протезирования в Древним мире. 1070-664 гг. до н.э. (Британский музей, Лондон)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Правда, не все медицинские практики в Древнем Египте были успешными. Например, религиозный ритуал обрезания (переход от мальчика к мужчине), который проводили юношам в возрасте от 10 до 14 лет с помощью кремниевого ножа и магических заклинаний, часто заканчивался инфекционными заболеваниями. Так как природа инфекции древним врачам была неизвестна, заболевание считалось результатом сверхъестественного вмешательства. Решать проблему со здоровьем пытались магией, что, скорее всего, не помогало и приводило к смерти многих молодых людей.

Проблемы с глазами древние врачи разрешали с помощью крови летучих мышей. Доктора прошлого были уверены, что раз летучие мыши хорошо видят в темноте, то эта способность будет передана пациенту после втирания крови животного в больной глаз. Вряд ли это было эффективно.

Древнеегипетская процедура обрезания

Фото: livejournal.com/ обряд обрезания на стенах некрополя в Саккаре. 2350-2000 гг. до н.э.

Хотя бальзамировщики Египта хорошо знали, как устроены и где расположены органы человека, они никогда не исследовали внутреннее строение тела и не делились с врачами знаниями анатомии. Считалось, что эти две профессии совершенно разные и никак не связаны друг с другом. Именно по этой причине египтяне плохо представляли анатомическое устройство человека и не знали функций многих органов.

Несмотря на то, что египетские лекари немного разбирались в сердечно-сосудистой системе, то есть приблизительно понимали работу сердца, они считали этот орган, прежде всего, центром эмоций и интеллекта, органом мышления. Когда проходил процесс бальзамирования, сердце оставалось нетронутым, в то время как мозг извлекали из тела умершего — вытягивали через нос. Древние египтяне считали сердце самой важной частью тела, а мозг — бесполезной.

Тем не менее, докторов в Древнем Египте очень уважали за их мастерство и знания. Особенно медициной страны пирамид восхищались греки, которые заимствовали очень много лечебных методов у этого народа. Позже известные врачи Рима и Греции, такие как Гален и Гиппократ («отец современной медицины») изучали египетские тексты и символы и смогли сохранить некоторые медицинские знания того времени, которые дошли до наших дней.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник