Деонтологические принципы при лечении зубов
1. Тема занятия: Эргономика и деонтологические принципы при лечении кариеса и некариозных поражений твердых тканей зубов.
2. Цель занятия.
Студент
должен знать:
Современные
санитарно-гигиенические требования к
организации стоматологического
кабинета.Обязанности
ассистента врача-стоматолога.Оборудование
стоматологического кабинета и правила
техники безопасности при работе с ним.Принцип
устройства и работы современной
стоматологической установки, наконечников.Стоматологический
инструментарий, используемый на
терапевтическом приеме.Методы
дезинфекции и стерилизации
стоматологического инструментария.Правила
уборки стоматологического кабинета.Меры по
профилактике заражения ВИЧ-инфекцией
и вирусного гепатита В, С медицинского
персонала
Студент
должен уметь:
В
соответствии с правилами техники
безопасности включать и выключать
бормашину и стоматологическую установку.Фиксировать
наконечники и боры.Проводить
дезинфекцию мелкого стоматологического
инструментария и предстерилизационную
очистку инструментария.Проводить
дезинфекцию стоматологического
оборудования.Проводить
предстерилизационную очистку
стоматологического инструментария.Осуществить
мероприятия, осуществляемые при риске
парентерального инфицирования ВИЧ и
вирусным гепатитом.
Студент
должен ознакомиться:
Эргономические
основы организации рабочего места
врача-стоматолога.Особенности
работы в четыре руки.Обязанности
ассистента врача-стоматолога.Оборудование
стоматологического кабинета и правила
техники безопасности при работе с ним.
.
3. Содержание обучения:
Врач-стоматолог во время работы подвержен
нагрузкам, связанным с высокой
концентрацией и мышечным напряжением.
Неудобная поза и изометрическое
напряжение мускулатуры оказывают
неблагоприятное действие на здоровье
врача и его ассистента.
Начиная
с 60-ых годов началась пропаганда
эргономики в трудовой деятельности
врачей-стоматологов. Правильная и
эргономичная организация своего рабочего
места и трудового процесса позволяют
ощутимо экономить время, силы и, главное,
здоровье!
Эргономика —
наука, которая изучает возможности
человека в трудовых процессах с целью
создания для него оптимальных условий
труда, т.е. таких условий, которые, делая
труд высокопроизводительным и
надежным, в то же время обеспечивают
человеку необходимые удобства и сохраняют
его силы, здоровье, работоспособность.
Основные цели эргономики:
— снижение трудоемкости
работы врача и медицинской сестры;
— устранение риска возникновения
профессиональных заболеваний;
— качественное улучшение
методов работы и снижение нагрузки
на пациента;
— высвобождение времени
для повышения профессиональной
квалификации сотрудников за
счет более продуктивного использования
рабочего дня персонала;
— экономия времени пациентов
при ожидании приема врача, сокращение
числа посещений, увеличение объема
проводимых манипуляций в одно посещение.
Для четкой организации
лечебной работы необходима правильная
расстановка медицинской мебели и
стоматологической установки. Это
позволяет сократить время передвижения
персонала и упорядочить рабочее
пространство. «Отцом» европейской
эргономики в стоматологии общепризнан
проф. Шан, который в деталях разработал
методы работы врача-стоматолога с
ассистентом. В настоящее время этот
метод называется «работа в четыре
руки». Врач и ассистент должны сидеть
в физиологически удобных позах, что
снижает нагрузку на позвоночник. Рабочее
положение врача и ассистента является
идеальным, если конструкция сиденья
позволяет прямую посадку и имеет упор
для спины, бедра находятся горизонтально,
ноги — на полу; у ассистента посадка
чуть выше, чем у врача, и ноги опираются
на нижнюю планку сиденья. При «работе
в четыре руки» пациент находится в
положении лежа, при этом подголовник
кресла располагается на уровне коленей
врача. Положение врача относительно
пациента можно рассматривать на примере
часового циферблата. Большую часть
манипуляций врач выполняет в положении
8—10 часов. Иногда врач работает в
положении 12 часов, в этом случае он
находится за головой пациента.
Внедрению элементов
эргономики в стоматологию, кардинальному
изменению искривленного и нефизиологичного
положения врача способствовала новая
концепция конструкции стоматологических
установок. До 1970 г. установки
конструировались по принципу стоящего
врача и сидящего пациента. Позже начали
появляться новые установки, разработанные
для сидячего положения врача и лежащего
пациента.
Ротовая полость пациента
рассматривается как инфицированное
пространство, поэтому при приеме пациента
врач и ассистент должны использовать
индивидуальные средства защиты от
инфекции (медицинский халат, перчатки,
маска, очки или защитный экран. Большое
значение для профилактики инфицирования
помещений имеет использование вакуумного
оборудования (трубка для отсасывания
жидкости и мелких пылевых частиц из
ротовой полости). Использование
принципов эргономики в лечебной работе
позволяет повысить производительность
труда, предупредить возникновение
профессиональных заболеваний и
способствует профессиональному
долголетию.
Понятие
«эргономика работы в стоматологической
практике» можно разделить на три
основные составляющие:
ЭРГОНОМИКА
В РАБОТЕ
Позиция
врача-стоматолога и ассистента
| |
Врачебный модуль |
Позиция |
|
Положение
пациента
Пациент всегда При проведении |
Положение |
Положение |
цвет |
Фронтальный |
Левый |
Правый |
Фронтальный |
Левый |
Правый |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
Источник
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1-я КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
И. О. ПОХОДЕНЬКО-ЧУДАКОВА, О. И. АБАИМОВА
ДЕОНТОЛОГИЯ И ЭТИКА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
Учебно-методическое пособие
Минск 2004
УДК 616.31:614.253 (075.8) ББК 51.1 (2) я 73
П 64
Авторы: канд. мед. наук, доц. И.О. Походенько-Чудакова; канд. мед. наук, доц. С.И. Абаимова
Рецензенты: зав. 2-й каф. ортопедической стоматологии, д-р мед. наук, проф. С.А. Наумович; зав. каф. стоматологии детского возраста, д-р мед. наук, проф. Т.Н. Терехова
Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия 12.10.2004 г., протокол № 2
Походенько-Чудакова И.О.
П 64 Деонтология и этика врача-стоматолога : учеб.-метод. пособие / И. О. ПоходенькоЧудакова, О. И. Абаимова. – Мн. : БГМУ, 2004. – 44 с.
ISBN 985-462-381-5.
Изложены общие положения деонтологии и этики врача, подробно освещены этические проблемы стоматологии, указаны и разобраны источники профессионально-этических проблем, указаны пути их профилактики и решения на основе научно-обоснованных подходов. Приведены 12 принципов предоставления медицинской помощи в любой системе здравоохранения, международный кодекс медицинской этики и текст клятвы Гиппократа. Содержится перечень контрольных вопросов для самоподготовки, ситуационные задачи.
Предназначено для студентов 3-го и 5-го курсов стоматологического факультета, клинических ординаторов и врачей-стоматологов.
УДК 616.31:614.253 (075.8) | |
ББК 51.1 (2) я 73 | |
ISBN 985-462-381-5 | © Оформление. Белорусский государственный |
медицинский университет, 2004 |
Врачебная деонтология — это совокупность принципов регулирования и норм поведения врача, обусловленная спецификой его деятельности и положением в социальном обществе.
Цель занятия — изучить основные положения деонтологии врачастоматолога, уметь определять профессионально-этические проблемы, владеть методами их профилактики и решения на основе научнообоснованных подходов.
Задачи занятия. Для достижения основной цели занятия необходимо:
−знать основные положения врачебной и медицинской деонтологии;
−запомнить классификацию профессионально-этических проблем в стоматологии;
−знать основные модели построения взаимоотношений врача и пациента;
−знать и уметь указать сферы деятельности врача-стоматолога;
−уметь указать источники профессионально-этических проблем;
−знать классификацию врачебных ошибок по Г. Скрипкару, Т. Чорня
(1983);
−знать источники вменяемых и не вменяемых в вину врачу ошибок по Герлингу;
−знать классификацию ятрогенных заболеваний по И.А. Кассирскому и классификацию ятрогений;
−знать деонтологические правила профилактики риска и терапевтических ошибок;
−знать, какие ошибки вменяются в вину врачу;
−уметь указать два уровня разрешения профессионально-этических проблем врача-стоматолога.
Требования к исходному уровню знаний
Для полноценного усвоения темы практического занятия студенту необходимо:
−уметь дать определения медицинской и врачебной этики;
−знать и уметь расшифровать термин «деонтология»;
−указать, при выполнении каких функциональных обязанностей наиболее часто отмечаются врачебные ошибки, и охарактеризовать их причины;
−из курса истории медицины знать биографии и основные заслуги в специальности великих медиков;
−познакомиться с кодексом медицинской деонтологии.
Контрольные вопросы к исходному уровню знаний
1.Пояснить термины «этика» и «деонтология».
2.Указать, что отличает медицинскую этику от врачебной.
3.Перечислить функциональные обязанности врача-стоматолога и указать, при осуществлении каких из них наиболее часто совершаются ошибки.
4.Изложить биографию одного из великих медиков и перечислить его основные заслуги в специальности.
Источник
Немаловажную роль в деятельности частного стоматологического учреждения имеет соблюдение деонтологических принципов при работе с пациентами. При этом деонтология помогает не только при решении конкретных конфликтных вопросов, но и в судебном процессе. Активная позиция по достижению доверительных отношений с пациентом помогает практическому врачу и администратору учреждения в выборе правильной тактики поведения в сложных ситуациях.
Пример 1. Нередко возникает ситуация, когда недовольный пациент пользуется правом обращения в другое лечебное учреждение, которое декларируется законом. При этом пациент ожидает подтверждения правоты своих претензий у другого врача, готов к развитию конфликта вплоть до обращения в суд. В аналогичной ситуации гражданин Д. пришел на прием к стоматологу с претензиями на качество ортопедического лечения в другом стоматологическом учреждении. При наличии определенных упущений в предшествующем лечении принимающий врач-стоматолог не стал акцентировать внимание пациента на недостатках предшествующего лечения. Гражданин Д. получил консультацию, ему была предоставлена возможность терапевтического лечения. Однако наличие гарантийного обеспечения по обслуживанию протезов в лечебном учреждении, где он ранее проходил лечение, позволило, не педалируя конфликт «пациент–врач», направить его на гарантийное обслуживание по месту оказания первичной манипуляции. Отсутствие в беседе с больным «негатива» на своих коллег, к которым предъявляются претензии, позволило укрепить авторитет врача, проводящего прием, сохранить деонтологические принципы «врач–врач». При этом должное терапевтическое лечение и хорошее обслуживание позволили сохранить доверительные отношения с клиентом на длительное время. Совокупные усилия, в том числе деонтологического характера, в лечении пациента Д. врачей обеих клиник укрепили взаимное доверие между лечебными учреждениями и позволили достичь хорошего результата в лечении гражданина Д. Очень важно учитывать психологический настрой пациента на ситуацию, возможность доверительного сотрудничества с врачом. При разговоре с пациентом, сохраняя его спокойный и уравновешенный настрой, врач добивается лучшего и качественного результата в лечении.
Судебно-медицинская практика свидетельствует, что неадекватная оценка действий медицинских работников со стороны коллег, с комментариями для пациентов в ходе приема, консультаций, лечения в других ЛПУ нередко является поводом для жалоб в правоохранительные органы, суд. При этом большинство жалоб не находит своего объективного подтверждения при проверке комиссионной экспертизы с участием специалистов соответствующего профиля. Моральные потери для лечебного учреждения и врачей можно было бы предотвратить при соблюдении деонтологических норм «врач–врач».
Пример 2. Пациентка Б. обратилась в частную клинику для проведения стоматологической хирургической манипуляции. Врач хирург-стоматолог провел удаление полуретенированного 48 зуба с распилом кортикальной пластинки тела нижней челюсти. Удаление полуретенированных 38, 48 зубов считается в практике хирургов-стоматологов самой сложной технической манипуляцией. Накануне для хирурга-стоматолога был приобретен новый оптический механический хирургический наконечник. Наконечник был проверен при покупке на качество работы, подготовлен к работе (смазан, автоклавирован). Но при длительном вращении произошел сильный нагрев головки (из-за вращения бора), что является заводским браком. Нагрев произошел не в начале работы, а после определенного периода времени эксплуатации. Пациентка под местной анестезией не почувствовала никакого дискомфорта или боли на нижней губе. Поэтому ожог слизистой оболочки и дефект мягких тканей на переходной красной кайме нижней губы был выявлен только по истечении какого-то времени с начала работы. Стал заметным ожог в виде побеления слизистой оболочки на площади 2 ×1 см с захватом слизистой оболочки, каймы губ, кожи. Сразу после факта обнаружения была назначена противовоспалительная, противоожоговая терапия. На следующий день была организована консультация и лечение у косметолога в другой клинике, физиолечение ультразвуком. Оплата произведена за счет лечебного учреждения. Проведено динамичное наблюдение у косметолога и лечащего стоматолога в течение 0,5 года. Все следы ожога в результате правильно организованной тактики лечения были ликвидированы. Пациентке был и объяснены причины дефекта оказания медицинской помощи по объективным обстоятельствам (заводской дефект оборудования), которые не зависели от клиники, составлен акт о дефектном оборудовании, подписанный совместно с пациенткой. Наконечник был заменен у поставщика оборудования. Каких — либо претензий со стороны пациентки не поступало, она была удовлетворена разрешением ситуации, осталась постоянной клиенткой учреждения.
Следует заметить, что ожог губы с рубцовыми изменениями окружающих тканей в результате неправильного лечения по судебно-медицинским критериям оценивается как легкий вред здоровью, а по признаку неизгладимого обезображивания лица суд мог признать это повреждение как тяжкий вред по критерию неизгладимого обезображивания лица. В таком случае потери для лечебного учреждения были бы неизмеримо выше, чем те, которые были осуществлены с соблюдением деонтологических норм «врач – больной».
Таким образом, деонтологические принципы при работе с пациентами в стоматологии дают хороший результат для разрешения конфликтной ситуации, позволяют получить хороший эффект в лечении больного.
Источник
Эргономика
и деонтологические принципы при лечении
кариеса и некариозных поражений
Эргономика – это рациональное
использование работоспособности врача
и его ассистента (помощник, медицинская
сестра стоматологического профиля).
Изменение работоспособности в течение
рабочего дня имеет несколько фаз:
— врабатываемость или нарастающая
работоспособность (период длиться до
1.5 часов);
— высокоустойчивости работоспособности
(длиться 2 – 2.5 часа и более);
— фаза снижения работоспособности;
Чтобы избежать переутомления при
работе через два часа работы целесообразно
делать перерыв на 10 – 15 минут, в середине
рабочего дня следует делать перерыв
на 30 – 60 минут.
Профессиональные заболевания
врача-стоматолога: контрактура
Дюпюитрена, тендовагинит, вибрационная
болезнь, заболевания опорно-двигательного
аппарата и органа зрения, аллергические
заболевания кожи рук и др.
Деонтологические принципы при лечении кариеса и некариозных поражений зубов.
Деонтология – совокупность этических
норм и принципов поведения врача при
выполнении профессиональных обязанностей,
предполагающих оказание больному
максимальной помощи в условиях
исключения возможности причинения
ему вреда.
Вид врача должен внушать больному
доверие. Он должен быть опрятным.
Совершенно недопустимо задержка приема
больного назначенного на определенный
час, и тем более, перенос приема на
другое время. При случайной ошибке или
осложнении обычно следует поставить
больного в известность, как о случившемся,
так и о мерах, которые в связи с этим
принимаются. Каким бы не было настроение
врача, он обязан всецело владеть собой.
Врач должен внимательно выслушивать
жалобы и пожелания пациента, стараясь
умело направить разговор в нужное
русло. Пациентам необходимо объяснять
не только свойства пломбировочных
материалов и лекарственных средств,
но и показания и противопоказания к
их применению.
Важным деонтологическим аспектом
является санитарно-просветительская
работа врача. Необходимо пропагандировать,
в том числе и личным примером, здоровый
образ жизни, гигиенический уход за
полостью рта, разъяснять, что следует
делать для сохранения здоровья и
полноценной функции зубов.
Основные
методы обследования
Дополнительные
методы обследования
Анатомическое
строение зуба, гистологическое строение
дентина эмали
У зуба
различают коронку (corona
dentis),
корень (radix dentis) и шейку
(collum
dentis). Внутри зуба имеется
полость
(cavitas dentis), форма кото
рой
повторяет в основном внешние
контуры
зуба и делится на коронковую
часть
(cavitas coronae) и корневые ка
налы
(canalis radicis dentis). В области
верхушки
корня каналы заканчива
ются
апикальным (верхушечным) от
верстием
(foramen apicis).
Коронки
передней (фронтальной)
группы
зубов имеют следующие по
верхности:
вестибулярную (facies vesti
bularis),
язычную (facies lingualis),
кон
тактную
(facies contactus),
одна из
50
Рис.
3.10. Зубные ряды постоянного прикуса.
которых
медиальная (facies medialis),
другая
латеральная (facies lateralis).
Схождение
язычной и губной поверх
ностей
резцов образует режущий край
(margo
incisalis). Контактные поверх
ности
зубов, направленные в сторо
ну,
противоположную центру зубного
ряда,
называют дистальными (facies
distalis); у
передних зубов эта поверх
ность
является латеральной, а у зад
них зубов
— задней.
У
премоляров и моляров различа
ют
вестибулярную (facies vestibularis),
язычную
(facies lingualis), жеватель
ную
(facies occlusalis) и две контакт
ные —
переднюю (facies anterior) и
заднюю
(facies posterior) поверхно
сти.
Некоторые
особенности строения
коронок
и корней зубов дают воз
можность
определить принадлеж
ность
их к той или иной стороне,
верхней
или нижней челюсти.
Таких
особенностей, или призна
ков, три:
1) признак кривизны корон
ки; 2)
признак угла коронки; 3) при
знак
корня.
Источник