Деонтологические принципы при лечении зубов

1. Тема занятия: Эргономика и деонтологические принципы при лечении кариеса и некариозных поражений твердых тканей зубов.

2. Цель занятия.

Студент
должен знать:

  • Современные
    санитарно-гигиенические требования к
    организации стоматологического
    кабинета.

  • Обязанности
    ассистента врача-стоматолога.

  • Оборудование
    стоматологического кабинета и правила
    техники безопасности при работе с ним.

  • Принцип
    устройства и работы современной
    стоматологической установки, наконечников.

  • Стоматологический
    инструментарий, используемый на
    терапевтическом приеме.

  • Методы
    дезинфекции и стерилизации
    стоматологического инструментария.

  • Правила
    уборки стоматологического кабинета.

  • Меры по
    профилактике заражения ВИЧ-инфекцией
    и вирусного гепатита В, С медицинского
    персонала

Студент
должен уметь:

  1. В
    соответствии с правилами техники
    безопасности включать и выключать
    бормашину и стоматологическую установку.

  2. Фиксировать
    наконечники и боры.

  3. Проводить
    дезинфекцию мелкого стоматологического
    инструментария и предстерилизационную
    очистку инструментария.

  4. Проводить
    дезинфекцию стоматологического
    оборудования.

  5. Проводить
    предстерилизационную очистку
    стоматологического инструментария.

  6. Осуществить
    мероприятия, осуществляемые при риске
    парентерального инфицирования ВИЧ и
    вирусным гепатитом.

Студент
должен ознакомиться:

  • Эргономические
    основы организации рабочего места
    врача-стоматолога.

  • Особенности
    работы в четыре руки.

  • Обязанности
    ассистента врача-стоматолога.

  • Оборудование
    стоматологического кабинета и правила
    техники безопасности при работе с ним.

.

3. Содержание обучения:

Врач-стоматолог во время работы подвержен
нагрузкам, связанным с высокой
концентрацией и мышечным напряжением.
Неудобная поза и изометрическое
напряжение мускулатуры оказывают
неблагоприятное действие на здоровье

врача и его ассистента.

Начиная
с 60-ых годов началась пропаганда
эргономики в трудовой деятельности
врачей-стоматологов. Правильная и
эргономичная организация своего рабочего
места и трудового процесса позволяют
ощутимо экономить время, силы и, главное,
здоровье!
Эргономика —
наука, которая изучает возможности
человека в трудовых процессах с целью
создания для него оптимальных условий
труда, т.е. таких условий, которые, делая
труд высо­копроизводительным и
надежным, в то же время обеспечива­ют
человеку необходимые удобства и сохраняют
его силы, здо­ровье, работоспособность.

Основные цели эргономики:

— снижение трудоемкости
работы врача и медицинской сестры;

— устранение риска возникновения
профессиональных за­болеваний;

— качественное улучшение
методов работы и снижение на­грузки
на пациента;

— высвобождение времени
для повышения профессиональ­ной
квалификации сотрудников за
счет более продуктив­ного использования
рабочего дня персонала;

— экономия времени пациентов
при ожидании приема вра­ча, сокращение
числа посещений, увеличение объема
проводимых манипуляций в одно посещение.

Для четкой организации
лечебной работы необходима пра­вильная
расстановка медицинской мебели и
стоматологиче­ской установки. Это
позволяет сократить время передвижения
персонала и упорядочить рабочее
пространство. «Отцом» евро­пейской
эргономики в стоматологии общепризнан
проф. Шан, который в деталях разработал
методы работы врача-стоматоло­га с
ассистентом. В настоящее время этот
метод называется «ра­бота в четыре
руки». Врач и ассистент должны сидеть
в физио­логически удобных позах, что
снижает нагрузку на позвоночник. Рабочее
положение врача и ассистента является
идеальным, ес­ли конструкция сиденья
позволяет прямую посадку и имеет упор
для спины, бедра находятся горизонтально,
ноги — на по­лу; у ассистента посадка
чуть выше, чем у врача, и ноги опира­ются
на нижнюю планку сиденья. При «работе
в четыре руки» пациент находится в
положении лежа, при этом подголовник
кресла располагается на уровне коленей
врача. Положение врача относительно
пациента можно рассматривать на примере
часово­го циферблата. Большую часть
манипуляций врач вы­полняет в положении
8—10 часов. Иногда врач работает в
поло­жении 12 часов, в этом случае он
находится за головой пациента.

Внедрению элементов
эргономики в стоматологию, карди­нальному
изменению искривленного и нефизиологичного
по­ложения врача способствовала новая
концепция конструкции стоматологических
установок. До 1970 г. установки
конструи­ровались по принципу стоящего
врача и сидящего пациента. Позже начали
появляться новые установки, разрабо­танные
для сидячего положения врача и лежащего
пациента.

Ротовая полость пациента
рассматривается как инфицирован­ное
пространство, поэтому при приеме пациента
врач и ассистент должны использовать
индивидуальные средства защиты от
инфек­ции (медицинский халат, перчатки,
маска, очки или защитный эк­ран. Большое
значение для профилактики инфицирова­ния
помещений имеет использование вакуумного
оборудования (трубка для отсасывания
жидкости и мелких пылевых частиц из
ро­товой полости). Использование
принципов эргономики в лечебной работе
позволяет повысить производительность
труда, предупредить возникновение
профессиональных заболеваний и
способствует профессиональному
долголетию.

Понятие
«эргономика работы в стоматологической
практике» можно разделить на три
основные составляющие:

ЭРГОНОМИКА
В РАБОТЕ
Позиция
врача-стоматолога и ассистента

Деонтологические принципы при лечении зубовДеонтологические принципы при лечении зубов
Все
рабочие поверхности находятся на
одном уровне на расстоянии руки врача
или ассистента. Подвеснойстолик (Tray)
над пациентом.

Деонтологические принципы при лечении зубов

Врачебный модуль
справа от пациента.
За головой
пациента — рабочие столики врача и
ассистента.
Четкое разделение рабочей
зоны врача и ассистента.
Рабочая
площадь делится по принципу циферблата
на 12 «часов»
Сегмент врача: 9.00
— 12.00
Сегмент ассистента: 1.00 — 3.00

Деонтологические принципы при лечении зубов

Позиция
врача-стоматолога и ассистента для
уменьшения расстояния до пациента.

Деонтологические принципы при лечении зубов
Стул
врача на такой высоте, чтобы угол между
бедром и голенью
равнялся 105°.
Стул
ассистента немного выше стула врача,
чтобы обеспечить хороший обзор полости
рта во время работы.
Педаль находится
под головой пациента. Врач должен
доставать ее, не меняя удобной ему
позы

Читайте также:  Если на корне зуба киста лечение

Положение
пациента

Пациент всегда
в положении «лежа», наклон спины
меньше 45°! При таком положении язык
герметично закрывает глотку, защищая
пациента от аспирации инородных тел.

При проведении
длительных сеансов лечения (больше
45-ти минут) смажьте углы рта пациента
вазелином или бипантеновой мазью.

Положение
пациента при лечении зубов нижней
челюсти.
Глаза и пальцы ног пациента
находятся приблизительно на одном
уровне, подбородок опущен в сторону
груди Деонтологические принципы при лечении зубов

Положение
пациента при лечении зубов на верхней
челюсти. Под шею положена подушка для
максимального комфорта и запрокидывания
головы пациента.Деонтологические принципы при лечении зубов

цвет
пальцев на схемах:

    
зеленый

— удерживающие пальцы
    
красный

— опорные пальцы
 

Фронтальный
сегмент верхней челюсти

Деонтологические принципы при лечении зубов

Левый
дистальный сегмент верхней челюсти

Деонтологические принципы при лечении зубов
 
 

Правый
дистальный сегмент верхней челюсти

Деонтологические принципы при лечении зубов

Фронтальный
сегмент нижней челюсти

Деонтологические принципы при лечении зубов

Левый
дистальный сегмент нижней челюсти

Деонтологические принципы при лечении зубов

Правый
дистальный сегмент нижней челюсти

Деонтологические принципы при лечении зубов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

Источник

Деонтологические принципы при лечении зубов

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1-я КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

И. О. ПОХОДЕНЬКО-ЧУДАКОВА, О. И. АБАИМОВА

ДЕОНТОЛОГИЯ И ЭТИКА ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА

Учебно-методическое пособие

Минск 2004

Деонтологические принципы при лечении зубов

УДК 616.31:614.253 (075.8) ББК 51.1 (2) я 73

П 64

Авторы: канд. мед. наук, доц. И.О. Походенько-Чудакова; канд. мед. наук, доц. С.И. Абаимова

Рецензенты: зав. 2-й каф. ортопедической стоматологии, д-р мед. наук, проф. С.А. Наумович; зав. каф. стоматологии детского возраста, д-р мед. наук, проф. Т.Н. Терехова

Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве учебно-методического пособия 12.10.2004 г., протокол № 2

Походенько-Чудакова И.О.

П 64 Деонтология и этика врача-стоматолога : учеб.-метод. пособие / И. О. ПоходенькоЧудакова, О. И. Абаимова. – Мн. : БГМУ, 2004. – 44 с.

ISBN 985-462-381-5.

Изложены общие положения деонтологии и этики врача, подробно освещены этические проблемы стоматологии, указаны и разобраны источники профессионально-этических проблем, указаны пути их профилактики и решения на основе научно-обоснованных подходов. Приведены 12 принципов предоставления медицинской помощи в любой системе здравоохранения, международный кодекс медицинской этики и текст клятвы Гиппократа. Содержится перечень контрольных вопросов для самоподготовки, ситуационные задачи.

Предназначено для студентов 3-го и 5-го курсов стоматологического факультета, клинических ординаторов и врачей-стоматологов.

УДК 616.31:614.253 (075.8)

ББК 51.1 (2) я 73

ISBN 985-462-381-5

© Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2004

Деонтологические принципы при лечении зубов

Врачебная деонтология — это совокупность принципов регулирования и норм поведения врача, обусловленная спецификой его деятельности и положением в социальном обществе.

Цель занятия — изучить основные положения деонтологии врачастоматолога, уметь определять профессионально-этические проблемы, владеть методами их профилактики и решения на основе научнообоснованных подходов.

Задачи занятия. Для достижения основной цели занятия необходимо:

−знать основные положения врачебной и медицинской деонтологии;

−запомнить классификацию профессионально-этических проблем в стоматологии;

−знать основные модели построения взаимоотношений врача и пациента;

−знать и уметь указать сферы деятельности врача-стоматолога;

−уметь указать источники профессионально-этических проблем;

−знать классификацию врачебных ошибок по Г. Скрипкару, Т. Чорня

(1983);

−знать источники вменяемых и не вменяемых в вину врачу ошибок по Герлингу;

−знать классификацию ятрогенных заболеваний по И.А. Кассирскому и классификацию ятрогений;

−знать деонтологические правила профилактики риска и терапевтических ошибок;

−знать, какие ошибки вменяются в вину врачу;

−уметь указать два уровня разрешения профессионально-этических проблем врача-стоматолога.

Требования к исходному уровню знаний

Для полноценного усвоения темы практического занятия студенту необходимо:

−уметь дать определения медицинской и врачебной этики;

−знать и уметь расшифровать термин «деонтология»;

−указать, при выполнении каких функциональных обязанностей наиболее часто отмечаются врачебные ошибки, и охарактеризовать их причины;

−из курса истории медицины знать биографии и основные заслуги в специальности великих медиков;

Читайте также:  Сколько проходит зуб после лечения

−познакомиться с кодексом медицинской деонтологии.

Контрольные вопросы к исходному уровню знаний

1.Пояснить термины «этика» и «деонтология».

2.Указать, что отличает медицинскую этику от врачебной.

3.Перечислить функциональные обязанности врача-стоматолога и указать, при осуществлении каких из них наиболее часто совершаются ошибки.

4.Изложить биографию одного из великих медиков и перечислить его основные заслуги в специальности.

Источник

Немаловажную роль в деятельности частного стоматологического учреждения имеет соблюдение деонтологических принципов при работе с пациентами. При этом деонтология помогает не только при решении конкретных конфликтных вопросов, но и в судебном процессе. Активная позиция по достижению доверительных отношений с пациентом помогает практическому врачу и администратору учреждения в выборе правильной тактики поведения в сложных ситуациях.

Пример 1. Нередко возникает ситуация, когда недовольный пациент пользуется правом обращения в другое лечебное учреждение, которое декларируется законом. При этом пациент ожидает подтверждения правоты своих претензий у другого врача, готов к развитию конфликта вплоть до обращения в суд. В аналогичной ситуации гражданин Д. пришел на прием к стоматологу с претензиями на качество ортопедического лечения в другом стоматологическом учреждении. При наличии определенных упущений в предшествующем лечении принимающий врач-стоматолог не стал акцентировать внимание пациента на недостатках предшествующего лечения. Гражданин Д. получил консультацию, ему была предоставлена возможность терапевтического лечения. Однако наличие гарантийного обеспечения по обслуживанию протезов в лечебном учреждении, где он ранее проходил лечение, позволило, не педалируя конфликт «пациент–врач», направить его на гарантийное обслуживание по месту оказания первичной манипуляции. Отсутствие в беседе с больным «негатива» на своих коллег, к которым предъявляются претензии, позволило укрепить авторитет врача, проводящего прием, сохранить деонтологические принципы «врач–врач». При этом должное терапевтическое лечение и хорошее обслуживание позволили сохранить доверительные отношения с клиентом на длительное время. Совокупные усилия, в том числе деонтологического характера, в лечении пациента Д. врачей обеих клиник укрепили взаимное доверие между лечебными учреждениями и позволили достичь хорошего результата в лечении гражданина Д. Очень важно учитывать психологический настрой пациента на ситуацию, возможность доверительного сотрудничества с врачом. При разговоре с пациентом, сохраняя его спокойный и уравновешенный настрой, врач добивается лучшего и качественного результата в лечении.

Судебно-медицинская практика свидетельствует, что неадекватная оценка действий медицинских работников со стороны коллег, с комментариями для пациентов в ходе приема, консультаций, лечения в других ЛПУ нередко является поводом для жалоб в правоохранительные органы, суд. При этом большинство жалоб не находит своего объективного подтверждения при проверке комиссионной экспертизы с участием специалистов соответствующего профиля. Моральные потери для лечебного учреждения и врачей можно было бы предотвратить при соблюдении деонтологических норм «врач–врач».

Пример 2. Пациентка Б. обратилась в частную клинику для проведения стоматологической хирургической манипуляции. Врач хирург-стоматолог провел удаление полуретенированного 48 зуба с распилом кортикальной пластинки тела нижней челюсти. Удаление полуретенированных 38, 48 зубов считается в практике хирургов-стоматологов самой сложной технической манипуляцией. Накануне для хирурга-стоматолога был приобретен новый оптический механический хирургический наконечник. Наконечник был проверен при покупке на качество работы, подготовлен к работе (смазан, автоклавирован). Но при длительном вращении произошел сильный нагрев головки (из-за вращения бора), что является заводским браком. Нагрев произошел не в начале работы, а после определенного периода времени эксплуатации. Пациентка под местной анестезией не почувствовала никакого дискомфорта или боли на нижней губе. Поэтому ожог слизистой оболочки и дефект мягких тканей на переходной красной кайме нижней губы был выявлен только по истечении какого-то времени с начала работы. Стал заметным ожог в виде побеления слизистой оболочки на площади 2 ×1 см с захватом слизистой оболочки, каймы губ, кожи. Сразу после факта обнаружения была назначена противовоспалительная, противоожоговая терапия. На следующий день была организована консультация и лечение у косметолога в другой клинике, физиолечение ультразвуком. Оплата произведена за счет лечебного учреждения. Проведено динамичное наблюдение у косметолога и лечащего стоматолога в течение 0,5 года. Все следы ожога в результате правильно организованной тактики лечения были ликвидированы. Пациентке был и объяснены причины дефекта оказания медицинской помощи по объективным обстоятельствам (заводской дефект оборудования), которые не зависели от клиники, составлен акт о дефектном оборудовании, подписанный совместно с пациенткой. Наконечник был заменен у поставщика оборудования. Каких — либо претензий со стороны пациентки не поступало, она была удовлетворена разрешением ситуации, осталась постоянной клиенткой учреждения.

Читайте также:  Способы лечения кариеса зубов детям

Следует заметить, что ожог губы с рубцовыми изменениями окружающих тканей в результате неправильного лечения по судебно-медицинским критериям оценивается как легкий вред здоровью, а по признаку неизгладимого обезображивания лица суд мог признать это повреждение как тяжкий вред по критерию неизгладимого обезображивания лица. В таком случае потери для лечебного учреждения были бы неизмеримо выше, чем те, которые были осуществлены с соблюдением деонтологических норм «врач – больной».

Таким образом, деонтологические принципы при работе с пациентами в стоматологии дают хороший результат для разрешения конфликтной ситуации, позволяют получить хороший эффект в лечении больного.

Источник

  • Эргономика
    и деонтологические принципы при лечении
    кариеса и некариозных поражений

  • Эргономика – это рациональное
    использование работоспособности врача
    и его ассистента (помощник, медицинская
    сестра стоматологического профиля).
    Изменение работоспособности в течение
    рабочего дня имеет несколько фаз:

  • — врабатываемость или нарастающая
    работоспособность (период длиться до
    1.5 часов);

  • — высокоустойчивости работоспособности
    (длиться 2 – 2.5 часа и более);

  • — фаза снижения работоспособности;

  • Чтобы избежать переутомления при
    работе через два часа работы целесообразно
    делать перерыв на 10 – 15 минут, в середине
    рабочего дня следует делать перерыв
    на 30 – 60 минут.

  • Профессиональные заболевания
    врача-стоматолога: контрактура
    Дюпюитрена, тендовагинит, вибрационная
    болезнь, заболевания опорно-двигательного
    аппарата и органа зрения, аллергические
    заболевания кожи рук и др.

  • Деонтологические принципы при лечении кариеса и некариозных поражений зубов.

  • Деонтология – совокупность этических
    норм и принципов поведения врача при
    выполнении профессиональных обязанностей,
    предполагающих оказание больному
    максимальной помощи в условиях
    исключения возможности причинения
    ему вреда.

  • Вид врача должен внушать больному
    доверие. Он должен быть опрятным.
    Совершенно недопустимо задержка приема
    больного назначенного на определенный
    час, и тем более, перенос приема на
    другое время. При случайной ошибке или
    осложнении обычно следует поставить
    больного в известность, как о случившемся,
    так и о мерах, которые в связи с этим
    принимаются. Каким бы не было настроение
    врача, он обязан всецело владеть собой.

  • Врач должен внимательно выслушивать
    жалобы и пожелания пациента, стараясь
    умело направить разговор в нужное
    русло. Пациентам необходимо объяснять
    не только свойства пломбировочных
    материалов и лекарственных средств,
    но и показания и противопоказания к
    их применению.

  • Важным деонтологическим аспектом
    является санитарно-просветительская
    работа врача. Необходимо пропагандировать,
    в том числе и личным примером, здоровый
    образ жизни, гигиенический уход за
    полостью рта, разъяснять, что следует
    делать для сохранения здоровья и
    полноценной функции зубов.

  • Основные
    методы обследования

  • Дополнительные
    методы обследования

  • Анатомическое
    строение зуба, гистологическое строение
    дентина эмали

  • У зуба
    различают коронку (corona

  • dentis),
    корень (radix dentis) и шейку

  • (collum
    dentis). Внутри зуба имеется

  • полость
    (cavitas dentis), форма кото­

  • рой
    повторяет в основном внешние

  • контуры
    зуба и делится на коронковую

  • часть
    (cavitas coronae) и корневые ка­

  • налы
    (canalis radicis dentis). В области

  • верхушки
    корня каналы заканчива­

  • ются
    апикальным (верхушечным) от­

  • верстием
    (foramen apicis).

  • Коронки
    передней (фронтальной)

  • группы
    зубов имеют следующие по­

  • верхности:
    вестибулярную (facies vesti­

  • bularis),
    язычную (facies lingualis),
    кон­

  • тактную
    (facies contactus),
    одна из

  • 50

  • Рис.
    3.10. Зубные ряды постоянного прикуса.

  • которых
    медиальная (facies medialis),

  • другая
    латеральная (facies lateralis).

  • Схождение
    язычной и губной поверх­

  • ностей
    резцов образует режущий край

  • (margo
    incisalis). Контактные поверх­

  • ности
    зубов, направленные в сторо­

  • ну,
    противоположную центру зубного

  • ряда,
    называют дистальными (facies

  • distalis); у
    передних зубов эта поверх­

  • ность
    является латеральной, а у зад­

  • них зубов
    — задней.

  • У
    премоляров и моляров различа­

  • ют
    вестибулярную (facies vestibularis),

  • язычную
    (facies lingualis), жеватель­

  • ную
    (facies occlusalis) и две контакт­

  • ные —
    переднюю (facies anterior) и

  • заднюю
    (facies posterior) поверхно­

  • сти.

  • Некоторые
    особенности строения

  • коронок
    и корней зубов дают воз­

  • можность
    определить принадлеж­

  • ность
    их к той или иной стороне,

  • верхней
    или нижней челюсти.

  • Таких
    особенностей, или призна­

  • ков, три:
    1) признак кривизны корон­

  • ки; 2)
    признак угла коронки; 3) при­

  • знак
    корня.

  • Источник